№ 483-П от 06.08.2015 Положение Банка России «О порядке расчета величины кредитного риска на основе внутренних рейтингов»
Ответ
от 14.12.2021 № 483-P-2021/17
В соответствии с пунктом 12.9 Положения №
Банк России рекомендует банкам собирать статистику по климатическим и экологическим рискам, оценивать влияние данных рисков на вероятность дефолта (PD) заемщиков и в случае выявления такой зависимости включать факторы климатических и экологических рисков в модели оценки вероятность дефолта (PD), что может привести к обоснованной дифференциации коэффициентов риска и оценок ожидаемых кредитных потерь банков в зависимости от уровня подверженности заемщика отмеченным рискам.
На начальном этапе, до момента накопления требуемых для построения моделей данных (не менее пяти лет в соответствии с пунктом 13.8 Положения
В рамках проводимого анализа рекомендуем банкам квалифицировать экономическую деятельность заемщика как «экологически устойчивую» в случаях, когда кредитование заемщика соответствует в том числе следующим целям:
1. Возобновляемая и устойчивая энергетика (солнечная, ветроэнергетика и т д.);
2. «Зеленый» общественный транспорт и промышленная техника, которая использует экологически чистые источники энергии: электрическую энергию, газомоторное топливо, энергию водорода, топливные элементы, солнечную энергию, биотопливо и т д.;
3. «Зеленое» строительство жилых и нежилых зданий, а также объектов городского благоустройства;
4. Устойчивое водоснабжение;
5. Смягчение последствий (адаптация) к изменениям климата;
6. Энергоэффективность;
7. Модернизация промышленности и переход к экономике замкнутого цикла — модернизация действующих производств с целью снижения негативного экологического эффекта или запуск новых производств с низким отрицательным экологическим эффектом на основе лучших доступных технологий;
8. Предотвращение и контроль загрязнения — устойчивое управление отходами (переработка, выработка энергии из отходов);
9. Устойчивое землепользование (включая лесное и сельское хозяйство, лесоразведение);
10. Защита и восстановление биоразнообразия и экосистем, включая устойчивое использование и защиту водных и морских ресурсов.
Для цели описания факторов климатических и экологических рисков банкам рекомендуется рассмотреть и принять во внимание разработанные ВЭБ РФ критерии проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587, а также принципы европейской таксономии, описанные в документе TEG final report on the EU taxonomy
1. Что такое валидация качества данных (далее – КД) и информационных систем (далее – ИС)? Каковы цели валидации КД и ИС? Каково место валидации КД и ИС в общей процедуре валидации?
2. Каковы объекты валидации КД? По каким направлениям она осуществляется?
3. Каковы требования регулятора к КД и ИС, применяемых в ПВР? Где они определены? Каким критериям должны соответствовать данные, применяемые в ПВР?
4. Каковы этапы и особенности проведения валидации КД и ИС?
5. Какой состав документов банк должен иметь и предоставить Банку России для осуществления процедуры валидации КД и ИС?
6. Какие методы оценки и источники информации могут применяться рабочей группой Банка России при осуществлении процедуры валидации КД и ИС?
7. Есть ли отличия между оценкой данных и оценкой качества этих данных в ходе валидации ПВР?
8. Об исключении отдельных наблюдений из выборок для разработки, калибровки и валидации количественных моделей в связи с отсутствием отдельных данных по этим наблюдениям, или их недостаточной полнотой и (или) достоверностью данных, используемых для оценки компонентов кредитного риска. Какие процедуры повышения КД рекомендуется применять банкам для повышения точности моделей при разработке и валидации?
9. Какие методы, технологии, подходы, ИС целесообразно применять банку при построении своей СОКД?
10. В чем заключается различие между показателями (индикаторами) КД и показателями (индикаторами) эффективности СОКД?
11. Какие методы, процедуры оценки эффективности СОКД могут применяться банком? В чем заключается тестирование эффективности СОКД?
Ответ
от 22.10.2021 № 483-P-2021/18
1. В широком смысле под валидацией понимается «подтверждение, посредством представления объективных свидетельств, того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены» (ISO 9000:2015 «Quality management systems – Fundamentals and vocabulary», а также соответствующий ГОСТ Р ИСО 9000:2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»). Иными словами, это процедура, дающая высокую степень уверенности осуществляющего ее органа (организации) в том, что конкретный процесс (система, метод, модель и т п.) будет последовательно приводить к результатам, отвечающим заранее установленным критериям приемлемости, применительно к заданным условиям его применения (использования).
В ходе внедрения в банке подходов к количественной оценке рисков для целей расчета норматива достаточности ее собственных средств (капитала) и иных обязательных нормативов, в том числе формирования резервов с применением подхода на основе ожидаемых кредитных потерь (далее – продвинутые подходы) необходимо проведение процедуры оценки применяемых при этом методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков, что определено в статье 72.1 Федерального закона Российской Федерации от 10.07.2002 №
Внедрение продвинутых подходов в России началось в крупнейших банках с области продвинутых подходов в сфере кредитных рисков – подходов на основе внутренних рейтингов (далее – ПВР). Для получения банком, направившей соответствующее ходатайство, разрешения Банка России на применение ПВР необходима оценка банковских методик и моделей количественной оценки кредитного риска, используемых в целях расчета достаточности капитала (далее соответственно – методики и модели ПВР). Эта оценка осуществляется в ходе процедуры валидации для принятия решения о возможности выдачи банку разрешения на применение ПВР в отношении конкретных классов (сегментов) кредитных требований (далее – валидация ПВР).
Валидация КД и ИС является важным и неотъемлемым направлением единого процесса валидации ПВР. Как правило, она выполняется одновременно с другими направлениями валидации ПВР.
Международный стандарт ISO/IEC 2382:2015 определяет валидацию КД как «процесс, осуществляемый в целях определения того, что данные являются точными, полными и соответствуют заданным критериям» (ISO/IEC 2382:2015. Information technology – Vocabulary).
Совместно с валидацией КД осуществляется валидация качества ИС, обеспечивающих ввод, передачу, получение, хранение, агрегирование и иную обработку данных банка, применяемых при реализации ПВР.
Банк России проводит валидацию КД и ИС в следующих целях:
- оценки банковских методик и процедур обеспечения КД на соответствие требованиям Положения Банка России от 06.08.2015 № 483?П «О порядке расчета величины кредитного риска на основе внутренних рейтингов» (далее – Положение Банка России
- оценки эффективности системы управления КД;
- оценки применения в системе управления КД банка методик и процедур обеспечения КД, определенных во внутренних документах банка;
- оценки достаточности КД банка для обеспечения эффективного функционирования методик и моделей ПВР;
- оценки способности информационных систем и системы информационной безопасности (ИБ) банка обеспечивать надежное и эффективное функционирование методик и моделей ПВР;
- выработки для банка рекомендаций по совершенствованию системы управления КД.
2. В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 № 149?ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под ИС понимается «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств». Здесь под информационными технологиями (далее – ИТ) понимаются «процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов».
ИС в целях осуществления валидации ПВР рассматриваются в более широком контексте с учетом определения, указанного в пункте 8.2 Положения Банка России
В частности, рассматриваются следующие компоненты ИС, являющиеся объектами валидации КД и ИС:
- функциональные компоненты (модели, методы и алгоритмы);
- компоненты системы обработки, передачи и хранения данных (комплекс технических средств, программное обеспечение);
- организационные компоненты (управление, персонал).
3. Общие требования к КД и ИС, применяемых в методиках и моделях ПВР, устанавливает Банк России. Это право закреплено в статье 72.1 Федерального закона № 86?ФЗ. В настоящее время указанные общие требования определены в Положении Банка России № 483?П, в том числе в его приложении 3, а также в других нормативных актах Банка России.
На основе общих требований Банка России банк самостоятельно разрабатывает комплекс конкретных показателей и критериев, детальных требований к КД и ИС, правил функционирования своей системы обеспечения качества данных (далее – СОКД), определяет их в своих внутренних документах и доказывает в ходе валидации Банку России их корректность, полноту и соответствие указанным общим требованиям.
4. Процедура валидации КД и ИС включает анализ внутренней документов банка, а также наличие системного подхода к формированию и утверждению внутренней документации.
Программа проведения валидации КД и ИС предусматривает следующие этапы:
- проверка процедур обеспечения КД банка на соответствие требованиям приложения 3 Положения Банка России №
- проверка исходных данных, используемых в банковских методиках и моделях количественной оценки кредитного риска, а также тестирование алгоритмов КД. Оцениваются первичные данные, используемые в моделях, их полнота и источники этих данных, алгоритмы обработки и передачи данных, уровень надежности и непрерывности функционирования используемых ИС, достаточность мер по обеспечению информационной безопасности, места хранения данных. Анализируются внутренние алгоритмы оценки качества данных для моделей: на полноту, пропуски, на экстремальные значения (попадания в допустимые значения), допустимые форматы и т п., показатели КД банка, их критерии и предельные значения для работы данными, алгоритмов обработки КД банка и их тестирование;
- в ходе валидации КД и ИС выявленные Банком России несоответствия обсуждаются с банком и впоследствии устраняются банком в сроки, определенные планом устранения несоответствий;
- по результатам проведения валидации и результатов выполнения плана устранения несоответствий Банк России определяет в соответствующем разрешении условия применения ПВР, определенные в ходе процедуры валидации ПВР (далее – регуляторные условия ПВР), для принятия их банком к исполнению;
- после выдачи банку разрешения на применение ПВР Банк России на постоянной основе осуществляет последующий надзор за соответствием внутренних положений ПВР банка требованиям Банка России, соблюдением банком внутренних и регуляторных положений ПВР, а также внутренних и регуляторных условий ПВР, в том числе в части внесения в них возможных изменений.
5. Для успешного осуществления процедуры валидации КД и ИС банку необходимо иметь и предоставить Банку России внутренние документы, определяющие порядок функционирования сферы ИТ и СОКД, в том числе (наименования документов приведены условно для отражения их основной сути и содержания):
• стратегии (политики, стандарты и иные положения), имеющие отношение к сфере КД и ИС (например, управления рисками, ИТ развития, обеспечения КД, корпоративной безопасности, информационной безопасности, резервного копирования, управления изменениями, обеспечения непрерывности деятельности, управления проектами, управления персоналом, документирования деятельности, импорта и использования внешних данных и др.);
• положения об органах и подразделениях, непосредственно участвующих в СОКД, и подразделений, связанных с функционированием моделей ПВР банка (например, положения о комитете по ИТ, проектном комитете, комитете по управлению рисками и др.);
• планы работ, связанных с функционированием СОКД банка (например, обеспечения непрерывности деятельности, аварийного восстановления ИС и др.);
• должностные (типовые должностные) обязанности основных работников, непосредственно участвующих в обеспечении КД;
• документы, описывающие и регламентирующие работу ИС, участвующих в обработке данных, используемых в ПВР, в т ч.:
- инструкции и руководства пользователей, указанных ИС;
- инструкции и руководства администраторов, указанных ИС;
• применяемые банком методики в сфере обеспечения КД, определяющие в т ч.:
- характеристики КД, подлежащие контролю;
- методы, алгоритмы и средства, применяемые для обеспечения КД;
- показатели КД с описанием правил их расчета в разрезе соответствующих характеристик КД;
- показатели эффективности методов, алгоритмов и средств обеспечения КД (далее – показатели эффективности) с описанием правил их расчета в разрезе соответствующих характеристик КД;
- общие методологические подходы банка к обеспечению КД, в т ч. описывающие применение показателей КД и показателей эффективности на различных этапах работы с данными;
• практические порядки (процедуры, правила), обеспечивающие практическую реализацию и контроль исполнения указанных методик, в том числе разработку, внедрение, изменение, расчет и использование показателей КД и показателей эффективности;
• процедуры взаимодействия органов и подразделений, участвующих в СОКД;
• технологические регламенты, связанные с вопросами обеспечения КД (внедрения ИС, сопровождения ИС, аварийного восстановления ИС и др.).
Кроме указанных внутренних документов банку необходимо предоставить Банку России ряд вспомогательных документов рабочего характера, коротко характеризующих ИС банка, имеющие отношение к реализации ПВР, в том числе:
• таблицы (журналы) с информацией, отражающей состав и краткие характеристики ИС, включая:
- краткое и полное наименования ИС;
- краткое описание функционала, состав и назначение модулей ИС;
- процессы, в которых участвует ИС;
- производитель (производители) ИС;
- кто осуществлял первичное внедрение ИС;
- дата начала эксплуатации ИС;
- текущая версия ИС, ее ключевые особенности по сравнению с первичной версией;
- этапы и сроки значительных доработок ИС;
- условия использования ИС, наличие лицензий;
- наличие/отсутствие соглашений об уровне ИТ-сервисов (service level agreement (SLA));
- структурные подразделения, использующие ИС;
- подразделение, осуществляющее техническую поддержку ИС;
- примечания (например, планы совершенствования, замены и т п.).
• обобщенная схема (комплект схем), отражающая общую архитектуру ИС банка, связанных с реализацией ПВР, циркулирующие между ИС информационные потоки с их кратким описанием;
• логическая схема (комплект схем), описывающая практическую реализацию расчета компонентов кредитного риска и капитала, взвешенного по размеру кредитного риска, в ИС банка;
• отчеты с текущими и историческими значениями показателей КД и показателей эффективности в ключевых точках информационных потоков от момента появления информации до применения данных в моделях ПВР, в том числе в части исторических данных;
• документы (например, отчеты, заключения, сертификаты) с результатами ранее проведенных (внутренних и внешних) валидациях и аудитах КД и ИС (ИТ, ИБ и т п.);
• международные сертификаты, характеризующие уровень профессиональной подготовленности ИТ-персонала банка в сфере КД и ИС;
• текущее состояние обеспеченности банка квалифицированным персоналом в сфере КД и ИС, применяемые при этом подходы и правила, осуществляемые банком в этом направлении практические мероприятия, включая:
- уровень обеспеченности персоналом на ключевых направлениях;
- уровень текучки кадров;
- меры по обеспечению преемственности и передаче знаний и навыков;
- степень зависимости качества функционирования СОКД от смены персонала;
- порядок допуска персонала к работе в соответствии с ролями;
- меры контроля за качеством работы;
- порядок и периодичность повышения квалификации персонала.
• статистические данные об инцидентах и обращениях пользователей, связанных с работой ИС, применяемых в ПВР (например, журнал инцидентов и обращений, периодические отчеты о событиях операционного риска по направлению деятельности банка, связанной с КД и ИС).
Банк может не ограничиваться вышеуказанным перечнем.
Документы предоставляются банком в составе общего пакета Банку России в порядке, предусмотренном Указанием Банка России от 06.08.2015 №
В ходе валидации при необходимости рабочей группой Банка России могут быть запрошены дополнительные документы в порядке, установленном Указанием Банка России №
6. Рабочая группы Банка России, осуществляющая процедуру валидации КД и ИС, может использовать широкий спектр аналитических методов, в том числе:
- изучение и анализ нормативных и иных документов банка, связанных с обеспечением КД и ИС;
- изучение и анализ результатов, предшествовавших внутренних (осуществленных самим банком) и внешних (осуществленных Банком России или специализированными организациями/ компаниями) валидаций и аудитов, связанных со сферой КД и ИС;
- проведение специальных тестов, оценивающих КД и эффективность методов, алгоритмов и средств его обеспечения, в том числе в целях проверки предоставленных банком результатов;
- проверка достоверности данных, зафиксированных в ИС банка путем выборочного сравнения с первичными документами;
- визуальное наблюдение (в том числе в ходе внеплановых проверок) за процессами, связанными с обработкой данных и функционированием ИС на различных стадиях их жизненного цикла;
- изучение и анализ материалов, предоставленных банком по тематике КД и ИС;
- интервьюирование (устное и письменное) участников процесса управления КД, в т ч. участвующих в обеспечении КД и непосредственной работе с данными;
- изучение и анализ иных материалов, в т ч. из внешних источников, имеющих отношение к КД и ИС банка.
7. Вопросы состава, разрезов и периодов данных для их использования при разработке, тестировании, калибровке и валидации моделей ПВР, форматов их представления, обеспечения репрезентативности соответствующих выборок и иные подобные вопросы не относятся к направлению КД и ИС и оцениваются в ходе валидации методик и моделей ПВР.
Текущее и историческое КД и ИС рассматривается в разрезе подходов и характеристик, определенных в данной сфере соответствующими международными и российскими стандартами (например, ISO/IEC 25012) и нормативными документами Банка России с учетом рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору.
8. Исключение отдельных наблюдений из выборок для разработки, калибровки и валидации количественных моделей в связи с отсутствием отдельных данных по этим наблюдениям, или их недостаточной полнотой и (или) достоверностью данных, используемых для оценки компонентов кредитного риска препятствует получению точных оценок и является поэтому ненадлежащей практикой применения ПВР. В указанных случаях для достижения заданного уровня КД и успешного осуществления процедуры валидации КД и ИС банк должен применять процедуры повышения КД в соответствии с абзацем шестым пункта 3 приложения 3 к Положению Банка России
9. Банк может применять любые разрешенные законодательством и соответствующие требованиям Банка России решения, которые позволяют ей в процессе внедрения ПВР обеспечить КД, достаточное для надежного, правильного и эффективного функционирования методик и моделей ПВР, корректной оценки кредитного риска с применением ПВР. Для этих целей СОКД банка должна обеспечивать КД в ИС в разрезе характеристик, указанных в подпункте 8.7.4 пункта 8.7 Положения Банка России
10. Показатели (индикаторы) КД устанавливаются для целей оценки и мониторинга характеристик КД, указанных в подпункте 8.7.4 пункта 8.7 Положения Банка России
• выявление данных, несоответствующих заданному уровню КД;
• исправление выявленных ошибок, неточностей и иных нарушений КД;
• реагирование на случаи нарушения установленных банком предельно допустимых значений показателей КД;
• анализ причин возникновения ошибок, неточностей и иных нарушений КД, а также нарушений установленных банком предельно допустимых значений показателей КД;
• обеспечение и повышение КД, используемых при построении, валидации и применении моделей оценки рисков.
Показатели (индикаторы) эффективности СОКД устанавливаются для целей тестирования, оценки и мониторинга качества установленной в банке СОКД, другими словами, ее способности выявлять и устранять в данных ошибки, неточности и иные нарушения, негативно влияющие на результаты применяемых моделей оценки рисков.
11. Банк может применять любые разрешенные законодательством и соответствующие требованиям Банка России методы и процедуры проведения оценки эффективности СОКД, обеспечивающие мониторинг и выявление отклонений в эффективности работы СОКД банка, негативно влияющие на результаты применяемых моделей оценки рисков.
В качестве метода оценки эффективности СОКД банкам рекомендуется применять процедуры тестирования СОКД в различных функциональных областях бизнеса и ИС, использующих данные, и по банку в целом. Под тестированием СОКД подразумевается проведение тестирования эффективности контрольных процедур КД, начиная с этапа ввода первичных данных до этапа расчета модели оценки рисков и (или) его компонентов и системы выявления и устранения ошибок КД. Ниже приведен пример одного из этапов проведения тестирования СОКД.
Типовой алгоритм проведения тестирования качества системы выявления и исправления ошибок в данных в рамках проведения тестирования СОКД.
Допустим, в выборках данных, используемых банком для разработки, калибровки и (или) валидации модели, были выявлены пропуски. Тестирование качества системы выявления и исправления ошибок в данных в рамках тестирования СОКД для цели тестирования качества соблюдения характеристики «восстанавливаемость» согласно пункту 1 приложения 3 к Положению Банка России
1) выбирается любой срез ретроспективных данных, на котором производится моделирование или калибровка модели;
2) сотрудник независимого уполномоченного подразделения или иной сотрудник, не являющийся сотрудником подразделения, ответственного за обеспечение КД, службы управления рисками и бизнес подразделений, связанных с проведением кредитных операций и управления кредитными рисками, подвергает данные искажению и фиксирует произведенные действия (далее – первоначальный список искажений). При этом, доступ к материалам, содержащим первоначальный список искажений, должен быть закрыт для остальных участников тестирования;
3) на исследуемом срезе данных запускаются алгоритмы поиска ошибок;
4) система должна идентифицировать все внесенные искажения, при этом система должна зафиксировать все данные в выборке среза, которые признаны ошибочными или отсутствующими, и далее производится расчет показателей качества алгоритмов идентификации ошибок:
• доля выявленных искажений и доля пропущенных (далее – ошибка первого рода);
• доля данных, признанных алгоритмами ошибочными, но которые изначально были корректными и не входили в список искажений (далее – ошибка второго рода);
5) по окончании поиска ошибок (искажений) запускается процедура их исправления (восстановление данных путем поднятия резервной копии или ручного поиска информации из архивной документации или открытых источников, или заменой на более консервативные с точки зрения скоринговой методики значения). Затем по выявленным ошибкам из списка ошибок первого рода производится сравнение качества их исправлений с первоначальными корректными значениями из первоначального списка искажений. Аналогично анализируются исправленные значения по списку ошибок второго рода и степень их отклонения от первоначальных (корректных) значений;
6. тестирование считается успешно пройденным в том случае, когда удалось определить долю выявленных ошибок и долю исправленных ошибок в пределах заданных критериев качества алгоритмов (например, доля выявленных ошибок первого рода должна быть не менее 99%; доля ошибок второго рода не должна превышать 1%; по ошибкам первого рода доля корректно восстановленных данных должна быть более 90% — 95% и прочие). По окончании проведения процедур тестирования все искажения должны быть приведены к изначальным значениям;
7) подготавливается отчет о проделанном тестировании, содержащий первоначальный список искажений, информацию о выявленных искажениях, информацию об исправленных ошибках, процент отклонения, время, потраченное на поиск и исправление ошибок.
Другим методом оценки эффективности СОКД является формирование оперативных отчетов о КД и мониторинг количества ошибок в различных разрезах. Если данные оперативных отчетов показывают, что выявленные показателями (индикаторами) эффективности СОКД ошибки устраняются в соответствии установленными банком правилами, из этого следует, что СОКД в банке работает эффективно. В случае если методы оценки эффективности показывают отклонения в работе СОКД от установленных банком правил, то методы мониторинга ошибок позволяют локализовать проблему, например, понять, ошибки какого характера, в каких функциональных областях бизнеса и ИС, какими ответственными подразделениями исправляются неэффективно, и выбрать подходящий способ для их устранения.
Банк определяет во внутренних документах процедуры оценки эффективности СОКД, перечень и функции вовлеченных подразделений, сроки выполнения отдельных этапов процедур, а также критерии оценки эффективности СОКД. Оценка эффективности СОКД должна проводится независимым уполномоченным подразделением в целях предотвращения возможного конфликта интересов при ее проведении.
При этом банку рекомендуется регулярно (не реже одного раза в год) проводить независимый аудит процесса выявления и устранения ошибок данных и оценки эффективности СОКД банка. Отчет аудита должен содержать оценку того, как осуществляется управление КД, насколько оно эффективно, в том числе насколько эффективно происходит устранение ошибок.
Ответ
от 27.12.2019 № 483-P-2019/9
Данная оценка может включать следующие виды обеспечения:
фондированное обеспечения;
нефондированное обеспечение.
Осуществляется проверка внутренней документации банка, устанавливающей порядок работы с различными видами обеспечения в рамках БПВР, которая может включать следующие действия:
- качественную проверку внутренней документации банка на соответствие признаваемого в рамках ПВР обеспечения в части регламентации процесса работы с обеспечением, оценки качества обеспечения, оценки соответствия обеспечения требованиям, установленным главами 16 – 17 Положения № 483-П, процесса учета обеспечения в рамках расчета взвешенных по риску активов;
- проверку сформированной случайной выборки на предмет соответствия внутренних процессов банка внутренней документации;
- проверку сформированной случайной выборки ссуд на предмет соответствия учитываемого обеспечения требованиям глав 16 – 17 Положения № 483?П к оценке и признанию обеспечения.
Ответ
от 27.12.2019 № 483-P-2019/8
Банк применяет следующие подходы к оценке моделей кредитоспособности заемщиков в рамках операций специализированного кредитования. В случае если банк отвечает требованиям к самостоятельному определению вероятности дефолта по кредитным требованиям специализированного кредитования в соответствии с разделом IV Положения № 483-П, банк должен проводить валидацию моделей оценки PD в общем порядке.
Если банк не отвечает требованиям к самостоятельному определению вероятности дефолта по кредитным требованиям специализированного кредитования в соответствии с разделом IV Положения № 483-П банк осуществляет оценку кредитоспособности заемщика в соответствии с внутренними документами, руководствуясь критериями для специализированного кредитования, приведенными в приложении 2 к Положению № 483-П.
Ответ
от 27.12.2019 № 483-P-2019/7
Валидация моделей количественной оценки компонентов кредитного риска банка (далее – количественная валидация) осуществляется с учетом особенностей банковских методик построения моделей, объема и качества выборок, а также особенности сегментации кредитных требований.
Схема процесса проведения количественной валидации представлена в Таблице.
Проведение количественной оценки моделей проводится по следующим направлениям:
- Анализ методологии, положенной в основу модели. Осуществляется оценка соответствия теоретических оснований модели требованиям Положения № 483-П. При проведении количественных тестов Банк России руководствуется рекомендациями и перечнем тестов, приведенных Базельским комитетом по банковскому надзору в документе «Working Paper No. 14. Studies on the Validation of Internal Rating Systems» (May 2005). В рамках этого анализа оценивается, насколько используемый банком подход к разработке модели может привести к искажению оценки кредитного риска заемщика, в том числе к недооценке параметров риска, а также удостоверяется, что при оценке параметров кредитного риска банк использует всю существенную информацию. По результатам первичного анализа предоставленной документации Банк России может при необходимости запросить дополнительную документацию, позволяющую провести количественную валидацию модели в полном объеме (например, программные коды, реализующие модель, документацию с указанием всех изменений, внесенных в модель).
- Оценка качества модели, в рамках которой оцениваются, насколько применяемый банком процесс оценки компонентов кредитного риска, например, присвоение рейтинга, может привести к искажению оценки кредитного риска заемщика, в частности, соответствие сегмента заемщика выбранной модели; репрезентативность данных, используемых для оценки кредитного риска заемщика и (или) финансового инструмента, а также анализ документации к модели.
- Тестирование модели, в рамках которого проводятся различные количественные тесты, включая сопоставительный анализ результатов модели и аналогичных показателей из других источников (benchmarking).
- Оценка результатов внутренней валидации модели, в рамках которой оценивается процесс внутренней валидации модели, периметр и методы которой регламентированы в рамках внутренних документов; полнота используемых количественных тестов, корректность интерпретации и использования результатов этих тестов; покрытие применяемыми методами внутренней валидации всех существенных аспектов данной модели.
Ответ
от 27.12.2019 № 483-P-2019/6
В соответствии с требованиями пунктов 12.22 – 12.27 Положения № 483-П проводится оценка процедур стресс-тестирования компонентов кредитного риска (PD, LGD и EAD) на основе внутренней документации банка, а также случайной выборки выписок заседаний наблюдательного совета банка, отражающих обсуждение результатов стресс-тестирования.
Основными целями проверки процедур стресс-тестирования банка являются: оценка роли руководства банка и наблюдательного совета в определении процесса стресс-тестирования кредитного риска в рамках ПВР;
анализ влияния результатов стресс-тестирования на нормативы достаточности капитала и отражения их во внутренней аналитической отчетности банка;
анализ разработанных банком сценариев стресс-тестирования.
В рамках оценки процедур стресс-тестирования банка может проводиться:
- проверка внутренней документации банка, содержащей описание методик и процедур инициативного стресс-тестирования компонентов кредитного риска, периодичности проведения и предоставления отчетности по результатам стресс-тестирования компонентов кредитного риска для, в том числе и оценку влияния реализации сценариев на нормативы достаточности капитала банка;
- качественная проверка внутренней документации банка на предмет вовлеченности наблюдательного совета банка в разработку процедур стресс-тестирования и соблюдения требования пунктов 12.22 – 12.27 Положения № 483-П;
- Оценка сценарного анализа качества моделей ПВР на соответствие требованиям пунктов 12.25 – 12.27 Положения № 483-П
- проверка сформированной случайной выборки на предмет выполнения внутренних процедур стресс-тестирования, предоставления отчетности наблюдательному совету банка с периодичностью, установленной во внутренних документах банка, а также результаты обсуждения и учета данной информации наблюдательным советом банка.
Проводится проверка используемых банком сценариев в рамках стресстестирования компонентов кредитного риска в целях оценки:
выявления событий или будущих изменений экономических условий, которые могут иметь неблагоприятные последствия для банка;
учета информации об имевших место событиях кризисного характера;
учета миграции кредитных рейтингов по разрядам рейтинговой шкалы в зависимости от предположений об ухудшении кредитных условий.
На основе предоставленной внутренней документации может проводиться анализ эффективности комплекса мер, разработанных банком для минимизации потерь в случае реализации сценариев в рамках стресс-тестирования компонентов кредитного риска.
Ответ
от 27.12.2019 № 483-P-2019/5
При проведении оценки качества корпоративного управления банка на предмет соответствия требованиям Положения № 483-П проверяется полнота предоставленной банком документации. Перечень документов, которые необходимо предоставить в Банк России при подаче заявки, представлен в Приложении 2 к Указанию № 3752-У. При необходимости Банк России в процессе валидации может запросить дополнительные документы.
В целях проверки соответствия банка требованиям Положения № 483-П проводится:
1. Анализ роли наблюдательного совета (совета директоров) банка.
Данный анализ включает оценку внутреннего документа банка, устанавливающего порядок работы, обязанности, функции и уровень принимаемых решений наблюдательного совета банка. В частности, осуществляется качественная оценка закрепления во внутреннем документе следующих функций наблюдательного совета:
утверждение всех существенных элементов рейтинговых систем в соответствии с пунктом 15.3 Положения № 483-П;
рассмотрение результатов стресс-тестирования компонентов кредитного риска в соответствии с пунктом 15.4 Положения № 483-П;
обеспечение достаточного уровня подготовки и квалификации сотрудников. Проводится проверка внутренних документов банка, регламентирующих порядок предоставления наблюдательному совету внутренней аналитической отчетности по кредитному риску. Также может проводиться качественная проверка случайной выборки выписок из протоколов заседаний наблюдательного совета на предмет фактического выполнения требований Положения № 483-П.
Анализ степени вовлеченности наблюдательного совета в реализацию ПВР будет осуществляться на основе предоставленных банком документов, регулирующих порядок работы наблюдательного совета (устава, положения о наблюдательном совете (при наличии), положения о комитете по рискам при наблюдательном совете (при наличии), выписок из протоколов заседаний наблюдательного совета и соответствующего комитета (при наличии) за предшествующие три года в части вопросов внедрения и применения ПВР), а также в ходе интервью с должностными лицами банка.
2. Aнализ роли правления банка.
На основании оценки внутреннего документа Банка о порядке работы правления Банка, информации, полученной от сотрудников банка, анализа выборки выписок из протоколов заседаний Правления банка, а также описания процессов банка проводится:
качественная оценка функций правления банка, касающихся контроля за соответствием рейтинговых систем и систем управления кредитными рисками, требованиям Положения № 483-П, в том числе:
контроль за предоставлением наблюдательному совету информации о существенных изменениях и исключениях из установленных внутренних процедур, которые могут оказать существенное влияние на результаты функционирования рейтинговых систем, а также мерах, принятых для устранения выявленных недостатков; проверка внутренних документов банка, регламентирующих порядок предоставления правлению внутренней аналитической отчетности в части кредитного риска.
Анализ степени вовлеченности правления в реализацию ПВР будет осуществляться на основе анализа предоставленных банком документов, регулирующих порядок работы правления (положения о правлении (при наличии), выписок из протоколов заседаний правления за предшествующие три года в части вопросов внедрения и применения ПВР и методологии оценки кредитных рисков), а также в ходе проведения интервью с должностными лицами банка.
3. Aнализ распределения функций кредитных комитетов, участвующих в рейтинговом процессе.
Проводится оценка наличия иерархии кредитных комитетов и выполнения ими функций по предоставлению кредитов клиентам банка. Проводится анализ распределения функций между кредитными комитетами, участвующими в рейтинговом процессе, на основе случайной выборки выписок из протоколов заседаний кредитных комитетов, а также внутреннего документа банка, устанавливающего процедуры распределения (делегирования) полномочий между кредитными комитетами по таким вопросам, как рассмотрение и утверждение заявок на реструктуризацию кредитов, рассмотрение и утверждение стратегий по работе с проблемными кредитами и т. д.
Анализ роли специализированных комитетов в реализации ПВР будет осуществляться на основе анализа предоставленных банком документов, регулирующих порядок работы специализированных комитетов (положений о специализированных комитетах, выписок из протоколов заседаний специализированных комитетов за предшествующие три года по вопросам внедрения и применения ПВР и методологии оценки кредитных рисков), а также в ходе проведения интервью с должностными лицами банка.
4. Aнализ функций подразделения по управлению кредитными рисками в рамках рейтингового процесса:
- функций управления кредитными рисками в рамках рейтинговых систем. Данная проверка включает анализ внутреннего документа банка, регулирующего деятельность подразделения по управлению кредитными рисками на предмет поддержания качества корпоративного кредитного портфеля на уровне, соответствующем профилю риска банка. В частности, может проводиться качественная оценка закрепления во внутренних документах банка следующих функций риск-менеджмента:
контроль уровня риска по классам кредитных требований;
разработка и анализ отчетов о результатах функционирования рейтинговых систем;
контроль функционирования моделей, используемых в рейтинговых системах;
контроль любых изменений в процессах и критериях присвоения рейтингов, а также в моделях по оценке компонентов кредитного риска и отражение таких изменений и их причин во внутренних документах банка;
контроль критериев отнесения заемщиков (финансовых инструментов) к разрядам рейтинговой шкалы для оценки их прогнозной способности;
анализ точности моделей, используемых в рейтинговых системах банка, и, при необходимости, корректировка и усовершенствование моделей;
проведение стресс-тестирования компонентов кредитного риска в соответствии с требованиями пунктов 12.22 – 12.25 Положения № 483-П;
участие в контроле качества кредитного портфеля корпоративных заемщиков банка;
участие в процессе регулярного пересмотра рейтингов клиентов;
участие в разработке стратегии управления рисками банка;
анализ порядка признания и учета полученного обеспечения;
- функций разработки рейтинговых моделей. Проверяется, регламентированы ли требования к разработке рейтинговых моделей и функции подразделения по разработке рейтинговых моделей;
- функций валидации рейтинговых моделей. Проводится проверка внутреннего документа банка, регламентирующего процесс внутренней валидации рейтинговых систем банка. Проверяется в соответствии с пунктом 15.5 Положения № 483-П, проводится ли внутренняя валидация сотрудниками, независимыми от подразделения, отвечающего за разработку рейтинговых систем и количественную оценку компонентов кредитного риска, и от бизнес-подразделений банка.
При проведении оценки качества процессов валидации будет уделяться внимание:
распределению функций валидации между подразделениями банковской группы и подразделениями банка в случае использования общих для банковской группы внутренних рейтинговых систем;
внутренним процессам валидации в рамках оценки рейтингового процесса;
использованию рейтинговых моделей во внутренних процессах банка;
порядку признания и учета обеспечения и иных инструментов снижения кредитного риска.
5. Анализ кредитных процессов.
Для анализа кредитных процессов в корпоративном и розничном кредитовании проводится:
оценка внутренней документации банка в отношении кредитной политики банка на предмет использования рейтингов и оценок вероятности дефолта в кредитном процессе; оценка внутренних документов Банка, устанавливающих порядок присвоения рейтингов корпоративным (суверенным, банковским) и розничным заемщикам.
6. Aнализ функций внутреннего аудита.
Проводится анализ внутреннего документа банка, регламентирующего деятельность внутреннего аудита, на предмет закрепления в нем следующих функций:
оценки качества процедур внутренней валидации рейтинговых систем, контроля за тем, чтобы внутренняя валидация проводилась в соответствии с установленными процедурами;
подтверждения обоснованности выводов, полученных по итогам проведения внутренней валидации, на основе выборочной проверки глубины, охвата и качества проведенной внутренней валидации;
оценки обоснованности количественных оценок компонентов кредитного
риска и процедуры их отражения во внутренней документации;
проверки корректности признания дефолта;
подтверждения проведения внутренней валидации сотрудниками, независимыми от подразделения, отвечающего за разработку рейтинговых систем и количественную оценку компонентов кредитного риска, способными объективно оспорить полученные результаты, а также отсутствия конфликта интересов в процессе внутренней валидации в соответствии с пунктом 15.5 Положения № 483?П;
проверку процессов разработки, внедрения и валидации рейтинговых систем;
проверку использования рейтинговых систем в бизнес-процессах банка.
Ответ
от 27.12.2019 № 483-P-2019/4
В соответствии с пунктами 13.3 – 13.7 Положения № 483-П проводится всесторонняя оценка используемого банком определения дефолта, которая может включать:
1) детальную проверку внутренних документов банка, устанавливающих определение дефолта и его применение на предмет соответствия пунктам 13.3 – 13.7 Положения № 483-П;
2) качественную оценку закрепления во внутренней документации банка таких аспектов определения дефолта, как:
наличие неавтоматизированного учета дефолта;
порядок распространения дефолтов на связанные с заемщиком стороны; наличие критериев выхода заёмщика из состояния дефолта;
процедур регулярного независимого контроля за правильностью и своевременностью идентификации событий дефолта; использование внутренних информационных систем для присвоения статуса дефолта и внутренних баз данных для хранения информации о дефолтах клиентов банка; наличие коллегиального органа управления банка, принимающего решения
об отнесении заемщика к категории «дефолт»;
описание и использование системы сигналов раннего предупреждения дефолтов.
3) проверку случайной выборки наблюдений на предмет соответствия процесса признания дефолта внутренней документации банка и требованиям Положения № 483-П.
4) проверку случайной выборки ссуд в течение периода предшествующих пяти лет на предмет соответствия критериев признания дефолта требованиям пунктов 13.3 – 13.7 Положения № 483-П.
Ответ
от 27.12.2019 № 483-P-2019/3
В рамках проверки сегментации кредитных требований осуществляется следующее.
1. Анализ разделения банком кредитных требований на сегменты и их покрытие соответствующими внутренними рейтинговыми моделями или СП на основе плана внедрения ПВР на момент подачи ходатайства.
Анализ заявленной сегментации кредитных требований на предмет соблюдения требований к частичному использованию СП на постоянной основе изложенных в пункте 1.13 Положения № 483-П:
являются ли заявленные кредитные требования несущественными с точки зрения их размера и уровня риска;
являются ли заявленные кредитные требования требованиями к суверенным заемщикам при малом количестве таких заемщиков;
связано ли внедрение ПВР для заявленных классов кредитных требований со значительными издержками для банка.
Одновременно Банк России может провести проверку случайной выборки заемщиков (контрагентов) на предмет корректности их отнесения к различным сегментам кредитных требований. На основе случайной выборки также проводится анализ бизнес-процессов банка для проверки достоверности отнесения кредитных требований к сегментам, по отношению к которым применяется СП.
2. Анализ заявленной сегментации кредитных требований на соблюдение требований в части использования ПВР. Проводится качественный анализ сегментов кредитных требований, заявленных для применения к ним ПВР, на соответствие требованиям к распределению по основным классам кредитных требований (корпоративные заемщики, суверенные заемщики, розничные заемщики и т. д.). Осуществляется проверка случайной выборки заёмщиков (контрагентов) для целей оценки корректности их отнесения к классам кредитных требований. На основе случайной выборки также проводится анализ бизнес-процессов банка для проверки достоверности использования заявленной банком классификации кредитных требований, по отношению к которым применяется ПВР.
3. Анализ полноты учёта новых и существующих операций в сегментации кредитных требований.
4. Анализ условий и сроков внедрения ПВР для соответствующих классов кредитных требований. Осуществляется проверка выписок протоколов заседаний Наблюдательного совета, Правления и профильных комитетов банка, а также анализ аналитической отчётности и плана внедрения ПВР в отношении:
доли покрытия ПВР кредитных требований банка;
условий внедрения ПВР, предложенных банком для планируемой доли
покрытия кредитных требований; cроков внедрения ПВР банком, включая планируемые даты внедрения
моделей в бизнес-процессы банка и в процесс оценки достаточности капитала банка, в соответствии с пунктом 1.11 Положения № 483-П.
Ответ
от 27.12.2019 № 483-P-2019/2
Оценка рейтинговых процессов (далее - качественная валидация) во многом зависит от особенностей банка и его внутренних процессов. Оценка проводится на основе:
- анализа внутренней документации, полученной от банка при подаче ходатайства на применение ПВР в соответствии с Приложением 2 к Указанию № 3752-У. При необходимости Банк России в процессе валидации может запросить у банка дополнительные документы;
- проведения интервью с сотрудниками банка;
- анализа бизнес-процессов кредитования на предмет использования в них ПВР подходов.
Проводится анализ таких аспектов качественной валидации, как выполнение банком теста на использование, интеграции рейтингов в бизнес-процессы банка, корпоративного управления, определения дефолта, порядка признания и учета обеспечения в рамках ПВР, а также подходов к стресс-тестированию.
Процесс проведения качественной валидации рейтинговых систем банка должен быть организован таким образом, чтобы минимизировать количество повторений отдельных шагов анализа в силу того, что банк предоставляет внутренние документы в течение определенного времени. Проверка внутренней документации и информации банка со стороны Банка России производится только после получения полного объема запрашиваемой документации.
Схема процесса проведения качественной валидации представлена в Таблице.
Ответ
от 27.12.2019 № 483-P-2019/16
Положение № 483-П и Указание № 3752-У реализуют подход к оценке кредитного риска на основе внутренних рейтингов, предусмотренный документом Базельского комитета по банковскому надзору «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы» (International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards. A Revised Framework, Basel Committee on Banking Supervision) «International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards Comprehensive Version, June 2006» (Базель II), и в соответствии с частью 1 статьи 72.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» №ФЗ-86 (далее Федеральный закон № 86-ФЗ) устанавливают требования, которым должны соответствовать банки для получения разрешения Банка России на применение данного подхода в целях расчета нормативов достаточности капитала.
Выдача разрешения на применение ПВР для расчета нормативов достаточности капитала в соответствии с частями 2 и 3 статьи 72.1 Федерального закона № 86-ФЗ будет производиться Банком России после проведения всесторонней оценки рейтинговых систем банков и процессов по управлению кредитным риском на соответствие требованиям Положения № 483-П и Указания № 3752-У.
В соответствии с частью 3 статьи 72.1 Федерального закона № 86-ФЗ Указание № 3752-У устанавливает порядок оценки качества банковских методик управления кредитными рисками и моделей количественной оценки кредитных рисков для целей выдачи такого разрешения. Этот порядок описывает процесс взаимодействия Банка России с банком, подавшим ходатайство на получение разрешения для применения ПВР, этапы и направления проведения оценки.
Ответ
от 27.12.2019 № 483-P-2019/15
По результатам первичного анализа предоставленной документации Банк России может при необходимости запросить дополнительную документацию, позволяющую провести валидацию данной модели EAD (например, по плавающим процентным ставкам, статистики использования кредитных линий, применения дополнительных условий договоров (covenants)).
А. Анализ методологии модели
1. Оценка соответствия выборки целевому портфелю и условиям используемого финансового инструмента.
Проводится анализ критериев формирования выборки для разработки модели, который включает:
проверку репрезентативности выборки для целевого портфеля, учитывающую все факторы, влияющие на оценку возможной величины кредитного требования в случае наступления дефолта;
достаточность количества кредитных требований в выборке и глубины выборки, для получения точных и надежных оценок (в том числе включения в выборку периодов экономического спада или иных периодов изменчивости факторов, влияющих на величину кредитного требования в случае наступления дефолта), используемого для количественной оценки величины кредитного требования;
проверку учета изменений в практике кредитования или применения условий, влияющих на изменение величины кредитного требования (например, использования кредитных линий или переменных процентных ставок) по кредитному требованию за период наблюдения;
соответствия экономических или рыночных условий, лежащих в основе используемой статистической информации для целей разработки модели EAD, текущим и прогнозируемым условиям.
2. Оценка наличия достаточного обоснования у банка в выборе объясняющих факторов модели EAD (проведена ли оценка статистической значимости факторов в модели EAD, оценка на мультиколлинеарность факторов модели, наличие экономического обоснования при выборе факторов модели и др.)
3. Анализ допущений, сделанных разработчиками модели.
Для каждого этапа разработки модели осуществляется критическая оценка допущений, сделанных разработчиками модели, с точки зрения их влияния на итоговую оценку EAD.
Б. Оценка качества модели
Проводится анализ следующих основных аспектов модели оценки EAD.
1. Оценка внутренней документации модели.
Оценивается содержание документации банка, описывающие используемые факторы и допущения модели оценки EAD, в том числе описывающие разработку, применение и валидацию модели.
2. Анализ использования модели.
Оценивается соответствие банка требованиям пункта 1.12 Положения № 483-П, который заключается в том, что на дату направления ходатайства о получении разрешения на применение данной модели банк должен использовать модель оценки EAD в бизнес-процессах не менее двух лет.
В. Тестирование модели EAD
В рамках количественного анализа оцениваются следующие характеристики:
1. Дискриминационная способность.
Дискриминационная способность моделей EAD может быть оценена с помощью:
коэффициента точности (AR);
коэффициентов корреляции Пирсона и ранговой корреляции Спирмена.
2. Точность модели.
Оценка точности модели проводится с учетом типа оцениваемого продукта. Для оценки точности модели EAD может использоваться t-тест в отношении коэффициентов конверсии в кредитный эквивалент.
3. Стабильность в отношении целевого портфеля.
В рамках проведения количественного анализа стабильности могут использоваться следующие показатели:
индекс стабильности популяции (population stability index, PSI);
тест Колмогорова-Смирнова;
тест хи-квадрат.
4. Экспертные корректировки
Проверяется степень учета в модели EAD всех значимых факторов, определяющих изменение величины кредитного требования, проводится анализ количества экспертных корректировок, включающий выявление причин их применения и анализ уровня этих корректировок.
Ответ
от 27.12.2019 № 483-P-2019/14
При проведении количественной оценки модели LGD оцениваются следующие характеристики.
1. Дискриминационная способность модели.
Дискриминационная способность модели показывает, насколько хорошо модель ранжирует прогнозные значения LGD относительно фактических. Для оценки дискриминационной способности модели могут использоваться:
тест кумулятивной точности LGD (cumulative LGD accuracy ratio, CLAR), а также его графическая интерпретация – кривая, которая дает возможность визуально оценить уровень ранжирования в зависимости от величины LGD;
кривая доли наблюдаемых убытков по накопленному проценту предсказанных значений (power curve / power stat);
коэффициенты корреляции Пирсона или ранговой корреляции Спирмена между прогнозными и фактическими значениями LGD;
коэффициент измерения ранговой сопряженности между переменными (коэффициент Сомера) (Somer’s D).
2. Точность модели.
Оценка точности модели проводится с учетом выбранного подхода к калибровке. Кроме того, необходимо учитывать, что в моделях LGD часто используются аддитивные надбавки для отражения влияния на величину LGD потерь банка, вызванных мошенническими действиями, косвенных расходов и др. Для оценки точности модели могут использоваться следующие статистические инструменты:
показатель стандартного абсолютного отклонения (взвешенное по величине EAD) (loss shortfall);
t-тест на сравнение прогнозного и фактического значений LGD;
среднеквадратическая ошибка / медиана квадрата ошибки.
3. Стабильность целевого портфеля.
Для оценки стабильности модели могут использоваться следующие показатели:
индекс стабильности популяции (population stability index, PSI);
тест Колмогорова-Смирнова;
тест хи-квадрат.
4. Анализ концентрации ссуд по объясняющим факторам модели LGD, например, по уровням долговой нагрузки заемщиков, видам обеспечения, способам взыскания долга может использоваться индекс Херфиндаля-Хиршмана.
5. Анализ экспертных корректировок.
Проводится анализ количества экспертных корректировок, включающий выявление причин их применения и анализ уровня этих корректировок.
Ответ
от 27.12.2019 № 483-P-2019/13
В первую очередь проводится анализ методологии, положенной в основу модели оценки уровня потерь при дефолте (LGD) производится на основании внутренней документации банка и включает следующие шаги.
1. Проверка соответствия выбранного подхода к разработке модели LGD проводится с учетом особенностей видов финансовых инструментов (например, кредиты на покупку автотранспортных средств), которые влияют на возвратность долга, например, соотношение выдаваемой ссуды к стоимости принимаемого залога, соотношения долговой нагрузки заемщика к его доходам, графиков погашения долга, дисконтов к стоимости обеспечения и др.
Проводится анализ целевого портфеля с точки зрения достаточности данных (по количеству наблюдений и дефолтов) для разработки статистической модели.
2. Анализ факторов модели.
Проверяется, учтена ли вся необходимая информация для оценки величины LGD (информация по выплатам клиента, прямым и косвенным затратам банка, другая информация), в том числе:
учет сделок, процесс взыскания по которым не завершен;
выбор ставок дисконтирования;
учет косвенных и прямых расходов на взыскание задолженности;
учет штрафов и пеней.
3. Построение рейтинговой шкалы финансовых инструментов.
При оценке рейтинговой шкалы проверяются:
критерии, на основе которых определяется уровень риска по разрядам рейтинговой шкалы;
концентрация кредитных требований по разрядам рейтинговой шкалы;
внутренняя документация по применению рейтинговой системы.
4. Оценка соответствия выборки целевому портфелю.
Проводится анализ критериев формирования выборки для разработки модели, который включает:
проверку репрезентативности выборки для целевого портфеля;
достаточность количества кредитных требований в выборке и глубины выборки (в том числе включения в выборку данных, относящихся к периодам экономического спада);
учет изменений в практике кредитования или в процессе получения
возмещения по кредитному требованию за период наблюдения;
соответствия экономических условий, лежащих в основе используемой
статистической информации, текущим и прогнозируемым условиям.
5. Проверяется, был ли проведен банком анализ качества исходных данных (например, установлена ли максимально допустимая доля пропущенных значений, порядок обработки пропущенных значений в выборках, и т. д.).
6. Оценивается наличие достаточного обоснования у банка в выборе объясняющих факторов модели (провели ли сотрудники банка оценку статистической значимости факторов модели, дискриминационную способность факторов, наличие мультиколлинеарности факторов модели, наличие экономического обоснования при выборе факторов модели и др.).
7. Оценивается обоснованность выбранного банком метода калибровки модели.
8. Анализ допущений, сделанных разработчиками модели.
В дальнейшем проводится оценка качества модели LGD
Проводится анализ следующих основных аспектов моделей оценки LGD.
1. Наличие взаимно-однозначного соответствия между классом кредитных требований и используемых финансовых инструментов и моделью оценки LGD.
Проверяется наличие однозначно интерпретируемого определения применяемого финансового инструмента, правил выбора модели для оценки LGD при использовании данного инструмента.
2. Оценка внутренней документации модели.
Детально оценивается содержание документации банка, описывающие допущения и методы разработки, тестирования и валидации модели LGD.
3. Анализ использования модели.
Оценивается соответствие банка требованиям пункта 1.12 Положения № 483?П, который заключается в том, что на дату направления ходатайства о получении разрешения на применение ПВР банк должен использовать данную модель LGD в процессах кредитования и управления кредитным риском не менее двух лет.
Ответ
от 27.12.2019 № 483-P-2019/12
Проводится анализ следующих основных аспектов моделей оценки PD:
1. Наличие взаимно-однозначного соответствия между классом (сегментом) кредитных требований и используемой рейтинговой моделью.
Проверяется наличие однозначно интерпретируемого определения класса/сегмента кредитных требований, правил выбора рейтинговой модели для оценки заемщика.
2. Процесс присвоения рейтинга заемщику.
Оцениваются различные аспекты использования рейтинговой модели в рамках рейтингового процесса, например, выбор типа финансовой отчетности для оценки финансового состояния заемщика, присвоение кредитного рейтинга заемщику (каждому заемщику, к которому банк имеет кредитное требование, присваивается отдельный кредитный рейтинг), процесс пересмотра рейтингов.
3. Оценка внутренней документации к модели.
Детально оценивается содержание внутренней документации к модели, согласованность различных документов, описывающих разработку, применение и валидацию модели.
4. Анализ использования модели.
Оценивается соответствие банка требованиям пункта 1.12 Положения № 483?П, который заключается в том, что на дату направления ходатайства о получении разрешения на применение ПВР банк должен использовать ПВР в бизнес-процессах банка не менее двух лет.
При проведении количественной валидации моделей PD оцениваются следующие характеристики:
1. Дискриминационная способность модели.
Проверяется, насколько хорошо модель ранжирует заемщиков по уровню кредитоспособности и различает заемщиков, находящихся в состоянии дефолта, и не находящихся в этом состоянии. Для проведения такой оценки может использоваться:
коэффициент Джини (Gini) с учетом размера стандартной ошибки (standard error);
коэффициент точности (AR).
Кроме того, проводится проверка на мультиколлинеарность факторов модели (например, на основе корреляционной матрицы, фактора инфляции дисперсии (variance inflation factor, VIF).
2. Точность модели.
Оценка точности модели проводится с учетом выбранного банком подхода к калибровке. Для оценки точности модели могут проводиться следующие статистические тесты:
тест определения опорной точки (anchor-point);
биномиальный тест.
3. Стабильность целевого портфеля.
Для оценки стабильности модели может использоваться индекс стабильности популяции (population stability index, PSI);
4. Концентрация заемщиков в разрядах рейтинговой шкалы.
Для анализа концентрации заемщиков может использоваться индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindahl-Hirschman index).
5. Анализ экспертных корректировок.
Проводится анализ количества экспертных корректировок, включающий выявление причин их применения и анализ уровня этих корректировок.
Ответ
от 27.12.2019 № 483-P-2019/11
Для проведения анализа методологии, положенной в основу модели оценки вероятности дефолта (PD), осуществляются следующие действия:
1. Проверка соответствия выбранного подхода к разработке модели особенностям портфеля.
Проводится анализ портфеля с точки зрения достаточности данных (по количеству наблюдений и дефолтов) для разработки статистической модели.
В случае если рассматриваемый портфель является портфелем с низкой частотой дефолтов, проводится оценка корректности выбранных банком альтернативных способов оценки PD (например, подхода на основе «теневых рейтингов», экспертных методов оценки).
2. Проверка соответствия выбора оцениваемой переменной логике выбранного подхода к построению модели.
Проводится оценка соответствия данных, используемых банком, для построения модели, в том числе внешних данных, используемому определению дефолта, а также требованиям Банка России к определению дефолта в соответствии с пунктами 13.3 – 13.4 Положения № 483-П.
3. Оценка соответствия рейтинговой шкалы требованиям Положения № 483-П.
Оценивается, насколько количество разрядов рейтинговой шкалы банка соответствует требованиям Банка России, установленным в пунктах 12.4 – 12.5 Положения № 483-П, концентрацию заемщиков в определенном разряде рейтинговой шкалы, документация банка к методике построения рейтинговой шкалы.
4. Оценка выборки из целевого портфеля для построения модели.
Проводится анализ критериев формирования выборки для разработки модели, который включает проверку:
репрезентативности выборки для целевого портфеля, в том числе достаточности количества кредитных требований и глубины выборки (в том числе включения в выборку данных, относящихся к периодам экономического спада), используемой для количественной оценки, в целях получения точных и надежных оценок;
анализ учета изменений в практике кредитования или в процессе получения возмещения по кредитным требованиям за период наблюдения;
соответствия экономических условий, лежащих в основе используемой статистической информации, текущим и прогнозируемым условиям.
5. Оценка проведенного банком анализа исходных данных (например, установлена ли максимально допустимая доля пропущенных значений, порядок обработки пропущенных значений в выборках и т.п.).
6. Оценка наличия у банка достаточного обоснования при выборе объясняющих факторов модели (наличие экономического обоснования при выборе факторов модели, оценка дискриминационной способности и статистической значимости факторов модели, проверка на мультиколлинеарность факторов модели и др.).
7. Оценка обоснованности выбранного банком метода калибровки модели.
8. Анализ допущений, сделанных разработчиками модели.
Ответ
от 27.12.2019 № 483-P-2019/10
В рамках всесторонней оценки использования моделей оценки компонентов кредитного риска может проводиться проверка:
- расчета, утверждения и обновления кредитных рейтингов заемщиков;
- расчета, утверждения и обновления оценок уровня потерь при дефолте заемщиков (LGD);
- расчета, утверждения и обновления оценок величины кредитного требования, подверженной риску дефолта (EAD);
- использования оценок компонентов кредитного риска в процессе принятия решений;
- использования оценок компонентов кредитного риска в ценообразовании;
- использования оценок компонентов кредитного риска в системе кредитных лимитов;
- использования оценок компонентов кредитного риска в процессе мониторинга качества кредитного портфеля;
- использования оценок компонентов кредитного риска в целях управления эффективностью деятельности банка.
Для проверки использования оценок компонентов кредитного риска в процессе стратегического планирования капитала и его распределения может проводиться оценка:
- закрепления во внутренней документации банка следующих функций: проведение внутрибанковской оценки использования компонентов кредитного риска в процессе стратегического планирования (PD, LGD и EAD; ожидаемые потери; неожиданные потери); влияния изменения величин компонентов кредитного риска на процесс стратегического планирования.
- случайной выборки процессов управления капиталом банка, в которых используются оценки компонентов кредитного риска на соответствие внутренним документам банка.
Для проверки интеграции рейтинговых систем в управленческую отчетность может проводиться оценка:
- наличия внутренних рейтингов в управленческой отчетности;
- сформированной случайной выборки (выписок из протоколов встреч Правления и/или Наблюдательного совета банка), на предмет обсуждения и использования результатов работы рейтинговой системы в управленческой отчётности банка.
Ответ
от 27.12.2019 № 483-P-2019/1
Оценка рейтинговых систем банка на соответствие требованиям Положения № 483-П и Указания № 3752-У (далее – валидация) включает широкий спектр возможных методов и инструментов, позволяющих оценить, насколько эффективно рейтинговая система банка дифференцирует заемщиков по уровню риска, а также насколько оценки компонентов кредитного риска (вероятности дефолта – PD, уровня потерь при дефолте – LGD, величины кредитного требования, подверженной риску дефолта, – EAD) интегрированы в бизнес-процессы банка.
При проведении валидации Банк России руководствуется рядом принципов, разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору и изложенных в документе «Update on work of the Accord Implementation Group related to validation under the Basel II Framework» (January 2005).
Основной целью валидации рейтинговых систем банка является проверка предсказательной способности банковских оценок кредитного риска, а также того, насколько данные оценки интегрированы в бизнес-процессы банка. Рейтинговые системы банка должны эффективно дифференцировать риск (кредитные требования или заемщики, которым был присвоен относительно худший рейтинг, должны иметь большую вероятность потерь), а также точно оценивать величину ожидаемых потерь. При значительном расхождении прогнозных оценок с фактическими значениями должна происходить переоценка компонентов кредитного риска. Для оценки соблюдения банками данного принципа Банк России будет проводить соответствующие количественные тесты.
Важную роль в успешном прохождении банком валидации играет качество проведенной им внутренней валидации, которая является первичной обязанностью банка.
Для оценки соблюдения банками этого принципа Банк России будет проводить оценку качества внутрибанковской валидации и ее результатов, которая может проводиться с использованием собственных методик Банка России.
Необходимо отметить, что валидация Банком России рейтинговых систем банка не должна рассматриваться как разовая процедура.
В соответствии с Указанием № 3752-У Банк России осуществляет валидацию в несколько этапов. На первом этапе проводится первичная оценка рейтинговых систем банка, по итогам которой банку направляется предварительный акт с описанием выявленных несоответствий. Банку предоставляется время (не более года) на их устранение. На втором этапе осуществляется итоговая валидация внесенных банком изменений в рейтинговые методики и модели.
После выдачи разрешения Банк России на основе предоставляемой банком отчетности проводит контроль соблюдения плана поэтапного перехода на ПВР в отношении классов (сегментов) кредитных требований, кредитный риск по которым банк продолжает рассчитывать согласно упрощенному стандартизированному подходу в соответствии с Инструкцией Банка России от 28.06.2017 № 180-И «Об обязательных нормативах банков» (далее – СП). После завершения плана поэтапного перехода (продолжительностью не более трех лет), в соответствии с пунктом 13.1 Указания № 3752-У Банк России проводит оценку выполнения плана.
В случае внесения банком существенных изменений в рейтинговые системы, на применение которых было получено разрешение Банка России, пунктом 14 Указания № 3752-У предусмотрена процедура валидации существенных изменений со стороны Банка России.
В связи с разнообразием банковских методик и процессов оценки кредитного риска единого стандарта проведения их валидации не существует. В соответствии с пунктом 6.1 Указания № 3752-У Банк России перед началом валидации составляет индивидуальный план валидации, содержащий перечень планируемых мероприятий. При проведении валидации Банк России учитывает всю доступную информацию о рейтинговых системах включая индивидуальные особенности применяемых банком методик.
Валидация рейтинговых систем включает оценку не только технических характеристик разработанных банком моделей оценки риска, но также качественные аспекты, такие как интеграция рейтинговых систем во внутренние процессы банка и др.
В соответствии с данным принципом Банк России проводит валидацию по трем основным направлениям оценки: качественной, количественной валидации и влидации качества данных в соответствии с Приложением 3 к Положению № 483-П.
Процедуры и результаты внутренней валидации должны регулярно оцениваться независимым структурным подразделением банка.
Для оценки соблюдения банком данного принципа Банк России оценивает организационную структуру банка, включая сложившуюся на практике систему административной подчиненности подразделений, осуществляющих разработку рейтинговых моделей, подразделений (сотрудников), осуществляющих их валидацию, и соблюдение принципов независимости подразделения внутренней валидации на соответствие требованиям пунктами 1.6.1 и 1.6.2 Положения № 483-П.