Содействие устойчивому развитию
Банк России создает правовые и институциональные основы для финансирования российских проектов устойчивого развития. Устойчивое развитие строится на принципах бережного отношения к окружающей среде (в том числе направленных на борьбу с изменением климата), социальной ответственности и высокого качества корпоративного управления (ESG-факторы). Регулятор исходит из того, что компании, которые не учитывают в своей стратегии ESG-факторы, будут не только нести репутационные риски, но и со временем столкнутся с ограничениями возможностей привлечения финансирования.
В 2021 году приняты основополагающие документы для создания национальной инфраструктуры рынка устойчивого развития. При участии Банка России Правительство Российской Федерации разработало национальную таксономию «зеленых» проектов, которая синхронизирована с международными принципами, адаптационную таксономию, направленную на финансирование энергоперехода, и национальную систему верификации устойчивых финансовых инструментов1. Таксономии определяют критерии, по которым проекты могут считаться «зелеными» или адаптационными. Система верификации предусматривает процедуры, необходимые для корректной оценки проекта, перечень подлежащих проверке документов и требования к компаниям (верификаторам), которые готовят заключение.
В соответствии с национальной таксономией Банк России изменил стандарты эмиссии «зеленых» и социальных облигаций, которые позволяют облегчить условия их выпуска. Теперь можно проводить верификацию не только конкретного проекта, но и политики эмитента по выбору проектов для финансирования в тех случаях, когда конкретный проект на предэмиссионной стадии еще не выбран.
В целях создания рынка «зеленой» ипотеки Банк России в 2021 году на совещании в Минстрое России инициировал процесс создания национальной системы «зеленых» стандартов зданий. В конце 2021 года проект стандарта ГОСТ Р «зеленого» жилого здания был размещен для общественных слушаний.
В условиях высокой углеродоемкости российского экспорта наша экономика в большей степени подвержена переходным климатическим рискам, которые в 2021 году продолжили усиливаться на фоне принятия странами новых, более амбициозных климатических обязательств.
Банк России провел оценку потенциального влияния трансграничного углеродного регулирования на крупнейших российских экспортеров и финансовый сектор2.
При разработке подходов к регулированию климатических рисков отсутствует возможность опираться на исторические данные, поэтому Банк России, как и многие другие центральные банки, будет базировать свое регулирование на стресс-тестах. Однако для этого необходимо существенно повысить качество и количество раскрываемой информации.
Чтобы обеспечить достоверность, полноту информации и надлежащее управление рисками, Банк России рекомендовал публичным компаниям учитывать ESG-факторы и вопросы устойчивого развития в своей деятельности3 и раскрывать информацию об этом4, а страховщикам5 и отдельным участникам финансового рынка6 — учитывать климатические риски в своей деятельности.
В 2021 году Банк России учитывал ESG-повестку и вопросы устойчивого развития в своей операционной деятельности.
Регулятор внедрил практику заключения со своими поставщиками соглашения о соблюдении принципов экологической и социальной ответственности. В 27% закупок применение дополнительных требований к товарам, работам и услугам сократило уровень негативного влияния на экологию и человека.
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации».
2 Результаты опубликованы в «Обзоре финансовой стабильности» за IV квартал 2020 — I квартал 2021 года.
3 Информационное письмо Банка России от 16.12.2021 № ИН-06-28 / 96 «О рекомендациях по учету советом директоров публичного акционерного общества ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития».
4 Информационное письмо Банка России от 12.07.2021 № ИН-06-28 / 49 «О рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ».
5 Информационное письмо Банка России от 12.01.2021 № ИН-015-53 / 1 «Об учете климатических рисков».
Информационное письмо Банка России от 17.08.2021 № ИН-015-38 / 64 «Об учете климатических рисков в деятельности отдельных участников финансового рынка».