• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Экономическая политика в меняющихся условиях

Несмотря на то что этот обзор призван подвести итоги 2021 года, в нем невозможно обойти те изменения в экономической политике, и в частности в политике Банка России, которые потребовались в конце февраля — марте 2022 года как реакция на серьезное изменение геополитической ситуации. Резкое усиление санкционного давления стало тестом на устойчивость российской экономики и финансовой системы и потребовало неординарных мер.

К 2022 году российская финансовая система преодолела последствия пандемии и имела значительный запас прочности: прибыль, капитал, качество кредитного портфеля — все показатели обеспечивали высокую степень устойчивости. Сильными сторонами, дополнительно поддержавшими бесперебойное функционирование финансовой системы в свете последующих событий, была развитая национальная биржевая и платежная инфраструктура. Последовательно проводившаяся в течение последних лет политика по диверсификации золотовалютных резервов с учетом как экономических, так и геополитических рисков существенно уменьшила последствия санкционных мер недружественных стран.

Уже в середине 2021 года российская экономика, за исключением нескольких отраслей, вернулась на доковидный тренд развития. Вместе с тем значительно возросло инфляционное давление как следствие стимулирующей экономической политики 2020 года и связанных с пандемией ограничений выпуска в российской и мировой экономике.

Банк России, расценивая проинфляционные факторы как в значительной мере устойчивые, начал повышать ключевую ставку в марте 2021 года. За год она выросла на 4,25 процентного пункта, до 8,5%. Однако дополнительные проинфляционные факторы в последние месяцы года (низкий урожай плодоовощной продукции, ослабление рубля из‑за нарастания геополитических рисков, высокие инфляционные ожидания) помешали замедлению текущего роста цен. На конец года инфляция достигла 8,4%, в два раза превысив цель Банка России. В большинстве крупных развитых и развивающихся экономик инфляция ускорялась на протяжении всего года и в ряде стран существенно превысила целевые значения: в США, Великобритании и некоторых других — примерно втрое. Для обеспечения жесткости денежно-кредитных условий, необходимых для возвращения инфляции к цели, Совет директоров Банка России на заседании 11 февраля 2022 года еще раз повысил ключевую ставку — до 9,5%.

Рост инфляции стал не единственным вызовом, связанным с постпандемическим восстановлением. Низкие ставки стимулировали рост кредитования, который был особенно быстрым в розничном сегменте. Чтобы избежать формирования «пузыря», Банк России повысил требования к покрытию капиталом наиболее рискованных кредитов. Был разработан новый инструмент — макропруденциальные лимиты, который позволяет охлаждать розничное кредитование в наиболее рискованных сегментах даже в условиях высокой привлекательности для банков.

Ставки по банковским депозитам оставались низкими, банки не торопились их повышать, надеясь, что всплеск инфляции и высокая ключевая ставка — временные явления. В этих обстоятельствах граждане активно искали альтернативные способы повышения доходности. Ускорился приток розничных инвесторов на фондовый рынок. Расширение спектра доступных финансовых инструментов дает гражданам более широкие возможности по управлению их сбережениями. Но оно также потребовало от Банка России и усиления защиты прав инвесторов. Так, регулятор ограничил продажи сложных и непрозрачных финансовых продуктов неподготовленным людям, на полгода раньше первоначального срока началось тестирование неквалифицированных инвесторов.

При этом продолжалась работа по развитию национальной платежной системы «Мир» и Системы быстрых платежей. Также в декабре 2021 года был создан прототип платформы цифрового рубля, а уже с января 2022 года началось тестирование платформы с 12 банками.

Однако в конце февраля 2022 года экономическая ситуация кардинально изменилась. В ответ на начало специальной военной операции произошло резкое усиление санкционного давления, в первую очередь на финансовый сектор.

Крупнейшие российские финансовые институты отрезаны от мировой финансовой системы, в России прекратили работать международные платежные системы. Санкции напрямую и значимо затронули и Банк России: часть золотовалютных резервов, размещенная в валютах и ценных бумагах стран, поддерживающих санкции, была заморожена.

Введение крайне жестких санкций вызвало волатильность на рынке. При этом блокировка резервов в долларах США и евро ограничила возможности Банка России по стабилизации валютного рынка посредством валютных интервенций.

Чтобы противостоять рискам для финансовой стабильности, незамедлительно были установлены требования об обязательной продаже 80% валютной выручки экспортерами, ограничения по движению капитала. Так, были введены запреты на продажу ценных бумаг и иных российских активов нерезидентами, связанными с недружественными странами, а также ограничения на вывод валютных средств за рубеж. Необходимость этой вынужденной меры продиктована масштабной заморозкой российских финансовых активов, в том числе части валютных резервов Банка России.

В условиях беспрецедентной неопределенности, чтобы снять риск избыточной волатильности ценных бумаг и необоснованного падения стоимости обеспечения по операциям предоставления ликвидности, Банк России приостанавливал торги в фондовой секции Московской Биржи. Приостановка и затем постепенное открытие рынков обеспечили возможность управления рисками позиций участников торгов и их клиентов. Банк России ежедневно принимал решения о параметрах проведения торгов, использовал механизмы сглаживания ценовых колебаний на торгах (в частности, дискретные аукционы, запреты коротких продаж). Этот подход и введенные временные запреты на отдельные операции на бирже позволили предотвратить резкое и глубокое падение стоимости российских ценных бумаг и потери инвесторов.

Чтобы поддержать банковский сектор, сохранить у банков способность продолжать кредитование в крайне непростых условиях, сгладить негативные последствия для капитала банков от реализовавшихся рисков, Банк России приостановил переоценку ценных бумаг и валютную переоценку, дал возможность банкам использовать накопленные запасы капитала (в частности, созданные в рамках макропруденциальных буферов), позволил не создавать резервы под реструктурируемые кредиты, ввел ряд иных регуляторных послаблений. Реализация этих мер без ущерба для долгосрочной устойчивости банковского сектора была возможна во многом благодаря тому запасу прочности, который был накоплен в банковской системе за предыдущие годы, выводу из сектора слабых банков.

Банк России расширил возможности для банков по привлечению рублевой ликвидности в условиях возникшего в первые дни шока. На пике оттока ликвидности структурный дефицит достиг 7 трлн рублей и банки привлекли у Банка России 10 трлн рублей. Банки имели достаточный объем обеспечения для проведения этих операций в столь значительном объеме в первую очередь благодаря взвешенной политике по управлению рисками ликвидности и структурой активов в прошлые годы.

Введение санкций и резкое изменение валютного курса не могли не сказаться на финансовом поведении граждан. В первые дни возник повышенный спрос на наличность. Спрос на снятие наличных денег превысил ковидный всплеск марта — апреля 2020 года. Он был в полном объеме удовлетворен, потому что Банк России обеспечивал бесперебойное подкрепление банков наличными рублями.

Чтобы противодействовать инфляционным и девальвационным ожиданиям, Банк России повысил ключевую ставку до 20% годовых. Ставки по депозитам резко выросли, во многих банках по вкладам на 3–6 месяцев они превышали уровень ключевой ставки. Уже с середины марта граждане активно возвращают свои средства в банковскую систему. Это показывает, что увеличение ключевой ставки и депозитных ставок компенсирует для людей рост инфляции и поддерживает доверие к банкам.

В неординарных обстоятельствах важно сдержать влияние временного, но резкого повышения ключевой ставки на условия кредитования. С этой целью Банк России запустил новую программу поддержки льготного кредитования МСП на 500 млрд рублей. Правительство, в свою очередь, предложило программу субсидирования оборотных кредитов системообразующим предприятиям, расширило ряд существующих программ субсидируемого кредитования (сельское хозяйство, льготная ипотека). Также была запущена программа кредитных каникул для граждан и некрупного бизнеса, предложен механизм постепенной адаптации плавающих ставок к росту ключевой ставки для корпоративных заемщиков.

Исключительную роль в стабилизации ситуации сыграла национальная платежная инфраструктура. Использование национальной платежной карты «Мир», а также обработка операций по картам международных платежных систем в НСПК обеспечили доступность безналичных платежей по всем видам карт внутри России. Межстрановые соглашения о приеме карт «Мир» обеспечили россиянам возможность продолжать расплачиваться этими картами в 10 странах, включая все страны ЕАЭС.

Одновременно с этим Система передачи финансовых сообщений Банка России позволяет обрабатывать финансовые сообщения по операциям внутри России (вместо SWIFT), а также обеспечивает взаимодействие с 12 странами.

Подводя итог первых месяцев работы в новых условиях, можно сказать, что нам удалось обеспечить бесперебойное функционирование финансовой системы в крайне агрессивной внешней среде. Это поддержит начинающийся процесс перестройки экономики, производственных и логистических цепочек, структуры занятости. Банк России будет учитывать ход этих процессов в своей политике, содействовать адаптации финансового сектора, снижать риски для финансовой и ценовой стабильности. И тем самым создавать условия для возвращения экономики к устойчивому и сбалансированному росту, для сохранения и повышения благосостояния граждан.

Страница была полезной?
Последнее обновление страницы: 11.04.2022