Обратиться в Банк России
Здесь вы можете получить ответы на интересующие вас вопросы, проконсультироваться со специалистами, записаться на личный прием или направить электронное обращение в Банк России.
в Интернет-приемную
по вашему вопросу и начните заполнять форму обращения
обращения
в Банк России
записи. При себе необходимо иметь паспорт и документы,
касающиеся вашего вопроса (при их наличии)
в контактный центр
с тарифами оператора
сотовых операторов
мобильного приложения
в любое удобное для вас время.
Скачайте приложение
и ответы
на различные темы
Ответы на популярные вопросы
С 1 июля 2024 года поступившее в Банк России обращение физического лица о нарушении какой-либо финансовой организацией его прав в течение 7 рабочих дней направляется для рассмотрения в финансовую организацию, действия (бездействие) которой обжалуются.
Цели изменений:
- повышение ответственности финансовых организаций в части рассмотрения обращений потребителей;
- ускорение решения проблем заявителя напрямую с финансовой организацией;
- повышение удовлетворённости потребителей от взаимодействия с финансовыми организациями;
- повышение доверия к финансовому рынку.
Для скорейшего решения вопроса рекомендуем в первую очередь письменно обратиться в финансовую организацию, поскольку именно ее сотрудники владеют полной информацией по Вашей ситуации. Информируем Вас, что с 1 июля 2024 годя для финансовых организаций законодательно установлен срок ответа 15 рабочих дней на обращения заявителей. Если ответ финансовой организации Вас не устроит, можно обратиться в интернет-приемную Банка России, приложив ответ финансовой организации и все имеющиеся документы.
Банк вправе приостановить использование банковской карты, онлайн-банкинга и других электронных средств платежа, если сведения о клиенте или его платежных средствах содержатся в базе данных Банка России. При этом банк обязан это сделать, если в базу данных Банка России поступила информация от МВД России. Это значит, что правоохранительные органы по факту обращения пострадавшего уже занимаются расследованием факта мошенничества. Доступ к банковской карте и к онлайн-банку приостанавливается до тех пор, пока сведения о клиенте есть в базе.
Включение реквизитов в базу можно обжаловать двумя способами:
- Обратиться с заявлением об исключении сведений о клиенте из базы данных в любой из банков, клиентом которого вы являетесь. Банк обязан перенаправить такое заявление клиента в Банк России не позднее следующего рабочего дня.
- Направить заявление в Банк России через Интернет-приемную, выбрав в качестве темы обращения «Информационную безопасность» и соответствующий тип проблемы «Исключить данные из базы данных Банка России о случаях и попытках совершения операций без согласия клиента».
Гражданину независимо от способа обращения в заявлении необходимо обязательно указать следующие данные:
— фамилию, имя и отчество (при наличии);
— серии (при наличии) и номера документов, удостоверяющих личность;
— полные и сокращенные (при наличии) названия банков, от которых вы узнали о включении сведений в базу данных Банка России, и (или) их банковские идентификационные коды;
— номера банковских счетов, и (или) платежных карт, и (или) электронных кошельков;
— номер телефона (при наличии).
Дополнительно вы можете указать в заявлении ИНН, СНИЛС, а также даты заключения договоров об оказании услуг сотовой связи.
Кроме того, если банк полагает, что сведения о его клиенте включены в базу необоснованно, то он вправе самостоятельно, без участия клиента, направить в Банк России мотивированное заявление.
Банк России в течение 15 рабочих дней рассмотрит заявление и примет решение о возможности исключения реквизитов из базы данных. Если клиент обращался с заявлением в свой банк, то решение регулятора будет направлено в адрес банка, а банк направит решение Банка России клиенту не позднее рабочего дня, следующего за днем его получения, в порядке, предусмотренном договором.
В случае, когда клиент банка обращался напрямую в Банк России, решение регулятора будет направлено клиенту. Если банк обратился самостоятельно (без участия клиента), то решение регулятора будет направлено в банк.
Но иногда клиенты финансовых организаций становятся участниками недобросовестных практик, даже не подозревая об этом. Для того, чтобы не стать жертвой такой ситуации, рекомендуем ознакомиться с информацией на сайте «Финансовая культура» в статье «Как не оказаться соучастником преступления – дроппером».
С 1 марта 2025 года самозапрет – добровольный отказ от заключения договоров кредита (займа) для того, чтобы обезопасить себя мошенничества – можно установить через портал «Госуслуги». Не позднее 1 сентября 2025 года такую услугу будут предоставлять и МФЦ. Оформление самозапрета бесплатно.
Для того, чтобы установить самозапрет с помощью Госуслуг, необходимо иметь подтвержденную учетную запись на портале с указанным ИНН в личном кабинете. При оформлении нужно выбрать, какой самозапрет вы хотите установить: полный (в банках и МФО в офисе и через Интернет) или частичный (например, только для МФО или онлайн-заявок), сформировать и отправить заявление. Действовать он начнет на следующий день после включения сведений в кредитную историю.
При необходимости получить кредит, нужно будет также подать заявление о снятии самозапрета на Госуслугах. Чтобы минимизировать возможность получения денежных средств под давлением мошенников и предоставить потенциальному заемщику время для принятия осознанного решения о необходимости кредита, он будет снят через день после дня включения сведений о снятии в кредитную историю.
Установить и снять самозапрет можно любое количество раз.
Самозапрет нельзя установить на ипотеку, автокредиты, образовательные кредиты, когда оплата обучения сразу перечисляется в образовательную организацию, и поручительства. Он не распространяется на выдачу денежных средств по уже имеющимся кредитным картам и на оплату задолженности по ранее выданным кредитам или займам.
Подробнее о самозапрете читайте в разделе «Кредитные истории».
Сотрудники Банка России, а также государственных и правоохранительных органов никогда не звонят через мессенджеры. Так поступают мошенники, которые представляются в том числе сотрудниками Банка России. Иногда злоумышленники направляют в мессенджер или на электронную почту поддельное удостоверение с логотипом и печатью Банка России. Такие документы иногда содержат имена реальных сотрудников, сведения о которых мошенники могут получить на сайте регулятора или каким-либо другим способом. Высылая фальшивое удостоверение, они рассчитывают добиться доверия, чтобы потом обманом выманить у человека деньги или оформить на него кредит.
Если вам позвонили якобы «работники» Банка России или правоохранительных органов и разговор касается ваших финансов, положите трубку. Никому и никогда не переводите деньги и не сообщайте свои личные и финансовые данные по просьбе незнакомого абонента, кем бы он ни представлялся.
О схемах мошенников можно почитать на сайте «Финансовая культура», а также на официальном сайте Банка России в подразделе «Противодействие мошенническим практикам».
из регионов России