Тенденции микрофинансового рынка в II квартале 2023 года (ESG)
В II квартале 2023 года был проведен опрос1 о потенциальных возможностях внедрения в деятельность МФО основных составляющих ESG-повестки — в частности, экологических и социальных факторов, а также факторов, касающихся управления компанией. ESG-повестка является актуальной для небольшого числа МФО, при этом определенные элементы фактически уже присутствуют в деятельности компаний (займы на развитие «зеленых» технологий и социальное предпринимательство, раскрытие информации, взаимодействие с потребителями, управление рисками, охрана труда, ответственное потребление и так далее).
- 44% опрошенных МФО готовы целенаправленно внедрять в свои бизнес-процессы ESG-факторы, однако высказываются о необходимости разработки дополнительных стимулов со стороны государства.
- Около 50% опрошенных МФО готовы предоставлять заемщикам, занятым в перспективных для региона отраслях, льготные условия кредитования (пониженную процентную ставку, льготный период погашения, более длительный срок займа), основным ограничением при этом является стоимость фондирования.
- Около 20% компаний сообщили о том, что уже предлагают специальные условия финансирования для субъектов МСП, внедряющих новые, в том числе экологичные технологии (в основном это фонды поддержки предпринимательства). При этом большинство фондов уже имеют достаточно низкие процентные ставки и выдают займы широкому кругу клиентов, поэтому не видят необходимости разрабатывать специальные ESG-продукты.
- Наиболее релевантным фактором из ESG-повестки для МФО является социальный фактор: компании способствуют повышению финансовой грамотности своих заемщиков (более 90% опрошенных подробно описывают на сайте компании условия финансовых продуктов и/или объясняют условия займа / возникающие риски для заемщика при заключении договора), участвуют в проектах, связанных с поддержкой инициатив предпринимателей, в частности предоставляют льготное финансирование женщинам-предпринимателям (41%) и молодым предпринимателям (44%).
- Спрос на ESG со стороны инвесторов МФО пока достаточно сдержанный — только 12% респондентов получали запросы об учете в деятельности компании принципов устойчивого развития.
1 В рамках анкетирования по тематике ESG было опрошено 124 МФО (доля рынка по портфелю — 84,5%), в том числе 57 фондов и компаний с государственным участием (доля рынка по портфелю — 13,3%).
Принципы ESG на рынке микрофинансирования
МФО самостоятельно определяют существенность и применимость в деятельности элементов устойчивого развития. При этом, несмотря на то что ни одна МФО пока не имеет ESG-рейтинга, значительная часть уже внедренных на микрофинансовом рынке практик учитывается рейтинговыми агентствами в методологиях присвоения ESG-рейтингов.
Основной набор факторов, учитываемых, как правило, при определении соответствия организации ESG-повестке, которые уже применяются рынком МФО или могут быть внедрены2
2 Курсивом обозначены факторы, которые принимаются во внимание рейтинговыми агентствами в рамках методологии присвоения ESG-рейтингов.
44% опрошенных МФО сообщили о готовности внедрять в свои бизнес-процессы ESG-факторы — это могут быть инвестиции в социальные проекты, образовательные программы для клиентов и сотрудников, займы в целях финансовой реабилитации граждан, имеющих отрицательную кредитную историю, финансирование проектов в сфере экологии3. При этом МФО отмечают, что мерами поддержки со стороны государства могут быть как налоговые льготы и государственные гарантии, так и организация бесплатной утилизации оргтехники и частичная компенсация затрат на цифровизацию.
Респонденты сообщили, что спрос на ESG со стороны частных инвесторов МФО пока не имеет массового характера, только 12% компаний получали запросы от юридических и физических лиц, финансирующих их деятельность, о внедряемых практиках в области устойчивого развития. При этом в фокусе внимания были преимущественно вопросы корпоративного управления — то есть интерес в большей степени направлен на контроль эффективности инвестиций.
3 Согласно приказу Минэкономразвития России от 26.03.2021 № 142 (содержит список предприятий, осуществляющих деятельность в сфере экологии).
Экология
В целом деятельность МФО не оказывает существенного влияния на окружающую среду / климат, многие крупные компании работают в онлайн-формате — по мнению опрошенных МФО, экологические факторы наименее релевантны для микрофинансовой деятельности по сравнению с остальными направлениями ESG-повестки. При этом около 20% опрошенных МФО имеют специальные программы финансирования заемщиков, связанных с экологическими проектами. Как правило, указанные программы реализуются государственными МФО, в том числе в рамках Приказа Минэкономразвития России от 26.03.2021 № 1424.
86% компаний ответили «да» на вопрос о наличии программ минимизации отходов в офисах организаций и экономии бумаги (переход на электронный документооборот / расширение сегмента онлайн), а также мер по экономии воды и энергии.
4 Согласно приказу Минэкономразвития России от 26.03.2021 № 142, субъект МСП, а также физическое лицо, применяющее специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», которые осуществляют реализацию проекта в сферах туризма, экологии или спорта, относятся к приоритетным проектам, процентная ставка для которых при наличии обеспечения ограничена на уровне не более ½ ключевой ставки на дату заключения договора микрозайма.
Доля компаний, имеющих специальные программы финансирования для заемщиков, связанных с экологическими проектами
Стоит отметить, что в основных планах по развитию у большинства опрошенных компаний упоминаются мероприятия, связанные с дистанционным / онлайн-обслуживанием (переориентация деятельности на онлайн (63% опрошенных), развитие онлайн-каналов взаимодействия с клиентами через сайт (63%) или через приложение (49%), фокус при подборе кадров на ИТ-специалистов, умеющих работать с большими данными, и так далее (41%).
Социальные факторы, взаимодействие с обществом
Наиболее выраженной в деятельности МФО является социальная составляющая ESG-повестки. Социальные факторы встроены как в организационную структуру компании (сотрудники), так и в продуктовую линейку и процесс взаимодействия с заемщиками (клиенты).
Внутри компаний работа направлена на заботу о сотрудниках и поддержание комфортных условий труда — это может быть софинансирование абонементов на занятия спортом и полисов добровольного медицинского страхования, материальная помощь при определенных жизненных ситуациях, льготное питание, выплаты на детей. Некоторые МФО используют такие меры поддержки, как негосударственное пенсионное обеспечение и предоставление сотрудникам льготных займов.
Социальная повестка в отношении клиентов реализуется посредством работы, направленной на повышение финансовой грамотности и осведомленности заемщика об условиях займа, а также посредством разработки продуктов социальной направленности.
Доля компаний, применяющих меры по повышению финансовой грамотности заемщиков
Доля компаний, участвующих в региональных, благотворительных и иных социальных проектах
Большое число МФО среди респондентов имеют специальные программы (условия) финансирования для таких сфер, как женское или молодежное предпринимательство, а также для заемщиков, задействованных в социальных проектах. Почти все такие МФО также относятся к фондам поддержки предпринимательства (государственные МФО).
Доля компаний, имеющих специальные условия финансирования по следующим направлениям
Корпоративное управление / качество управления
По данным опроса, второе место по релевантности в деятельности МФО занимают факторы корпоративного управления, связанные в основном с процедурами управления компанией (деловая репутация, стратегия развития, риск-менеджмент, степень прозрачности информации, политика ответственного инвестирования).
При этом МФО стремятся к повышению прозрачности и доступности информации о деятельности компании, в том числе для внешних пользователей: 39% опрошенных МФО предоставляет для внешнего пользования законодательно не обязательные документы (в том числе публично раскрываемые в добровольном порядке), позволяющие потенциальным инвесторам и заемщикам лучше понять деятельность организации. 11% таких организаций раскрывают в своих документах вопросы ESG-повестки — пока это в основном крупные коммерческие МФО.
Доля компаний, имеющих специальные условия финансирования по следующим направлениям
Требования к деловой репутации учредителей (участников) и руководства МФО определены законом об МФО
Основными инструментами мониторинга и управления рисками для МФО являются такие процедуры, как проверка заемщика по базам БКИ, ФССП, ФНС и расчет нормативов и уровня просроченной задолженности.