В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики Банк России ежегодно раскрывает цели и подходы к проведению денежно-кредитной политики (ДКП), свой взгляд на текущее состояние экономики и прогнозы ее развития в среднесрочной перспективе.
Цели и принципы
Цель ДКП — защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности. Банк России установил цель по инфляции — вблизи 4% в год.
Ценовая стабильность — это ключевой элемент макроэкономической стабильности наряду со сбалансированной бюджетной политикой. В предсказуемой экономической среде компаниям проще планировать деятельность, а инвесторы с большей готовностью вкладывают финансовые ресурсы. Долговое и долевое финансирование становится доступнее, в том числе за счет более низких процентных ставок. Доходы и сбережения граждан защищены от непредсказуемого обесценения, а значит, сохраняется их покупательная способность. Таким образом, при низкой и стабильной инфляции формируются благоприятные условия для инвестиций и развития экономики. Кроме того, благодаря ценовой стабильности внутри страны повышается привлекательность ее валюты для международных расчетов и контрактов.
Принципы денежно-кредитной политики
Цель ДКП — поддержание инфляции вблизи 4%. Она действует на постоянной основе. Цель установлена для годового темпа прироста потребительских цен, то есть изменения за последние 12 месяцев общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением. Темп прироста потребительских цен определяется на основе индекса потребительских цен (ИПЦ). Он рассчитывается и публикуется Росстатом.
С конца 2014 года Банк России придерживается режима плавающего валютного курса. Это означает, что курс иностранной валюты к рублю определяется рыночными силами. Банк России не устанавливает целевых ориентиров и ограничений по уровню курса или темпам его изменения.
Плавающий валютный курс позволяет экономике лучше, чем при режиме фиксированного или управляемого валютного курса, подстраиваться под изменения внешних условий. Он также дает возможность проводить независимую от других стран ДКП. Стабилизирующая роль плавающего курса особенно важна в периоды структурных экономических преобразований.
Чтобы ограничить риски для финансовой стабильности в условиях блокировки валютных счетов Банка России и санкций, с 2022 года в России ужесточены ограничения на движение капитала. Эти ограничения смягчались по мере снижения рисков для финансовой стабильности. Остающиеся ограничения компенсируют эффект внешних санкций, направленных на стимулирование вывода капитала зарубежных инвесторов из России и запрет на потенциальный приток капитала в будущем.
Несмотря на ограничение движения капитала, курс рубля остается плавающим. В новых условиях он определяется в большей степени, чем ранее, балансом спроса импортеров на иностранную валюту и ее предложения со стороны экспортеров. Влияние потоков капитала на динамику курса остается менее значительным, чем раньше.
В условиях плавающего курса Банк России может проводить операции на валютном рынке в целях поддержания финансовой стабильности.
Основной инструмент ДКП — ключевая ставка. С ее помощью Банк России формирует денежно-кредитные условия в экономике, которые позволяют поддерживать инфляцию на цели. Ключевая ставка влияет на рыночные процентные ставки, от которых зависит склонность граждан и бизнеса к потреблению, сбережению, инвестированию. В зависимости от этого формируется внутренний спрос, от соотношения которого с предложением зависит динамика цен.
Банк России принимает решения по ключевой ставке на основе устойчивых тенденций в экономике. В случае отклонения инфляции от цели и в отсутствие новых значимых шоков ДКП способна обеспечить возвращение инфляции к цели на горизонте
Решение по ключевой ставке сопровождается объяснением логики его принятия и дополняется сигналом о возможных дальнейших решениях по ДКП. Четыре раза в год Банк России публикует среднесрочный прогноз, в том числе прогнозную траекторию средней ключевой ставки. Это ключевые элементы коммуникации Банка России по ДКП. Коммуникация является важным инструментом управления инфляционными ожиданиями и привязки их к цели по инфляции.
Решения по ДКП влияют на динамику цен не сразу, а со временем. Поэтому Банк России опирается на среднесрочный макроэкономический прогноз и оценивает риски отклонения инфляции от него.
Банк России, как правило, придает несколько большее значение факторам, которые могут отклонить инфляцию от прогноза вверх. Это связано с характером инфляционных ожиданий в России. Инфляционные ожидания профессиональных участников рынка в целом заякорены на цели, однако ожидания населения и бизнеса по-прежнему чувствительны к изменениям цен. Незаякоренные инфляционные ожидания могут приводить к продолжительному и устойчивому отклонению инфляции от цели. В этом случае требуется реакция со стороны ДКП. Особенно сильно это может проявляться в период существенных изменений в экономике и повышения неопределенности.
Решения по ДКП всегда принимаются в условиях неполной определенности. Поэтому Банк России большое внимание уделяет взвешенности принимаемых решений. Для этого используются широкий модельный инструментарий и набор прогнозных сценариев макроэкономического развития.
Банк России стремится максимально оперативно и полно раскрывать информацию о целях, принципах, мерах и результатах ДКП, об оценке экономической ситуации и перспектив ее развития.
Информированность ведет к росту доверия к проводимой ДКП. Чем лучше общество понимает действия Банка России, тем ниже инфляционные ожидания и тем эффективнее может достигаться цель по инфляции. Банк России постоянно работает над расширением охвата коммуникации по ДКП и повышением ее адресности, в том числе на региональном уровне.
ДКП в конце 2023 и в 2024 году
Ключевая ставка Банка России и инфляция
❶ В декабре 2023 года Банк России повысил ключевую ставку до 16,0% годовых
Экономика значительно отклонилась вверх от траектории сбалансированного роста. Основным драйвером был внутренний спрос. Рост доходов населения и уверенные потребительские настроения вместе с высокими темпами роста кредита поддерживали сильную потребительскую активность. Инвестиционная активность была на исторически максимальных значениях. Однако возможности расширения предложения для удовлетворения растущего спроса были ограничены. Производственные мощности и трудовые ресурсы были задействованы почти полностью. Денежно-кредитные условия ужесточались, сберегательная активность увеличивалась. Однако кредитование продолжало расти быстрыми темпами. Это было связано со сниженной чувствительностью льготных кредитов к изменению ключевой ставки, ожиданием заемщиками скорого снижения ключевой ставки при повышенных инфляционных ожиданиях. Кроме того, рост доходов и прибыли позволял заемщикам брать кредиты даже по высоким ставкам.
Под влиянием ужесточения денежно-кредитной политики во втором полугодии 2023 года текущие темпы роста цен в начале 2024 года существенно снизились с осенних пиков. Большинство показателей устойчивой инфляции снизились до 6 — 7% с.к.г. Банк России продолжал проводить жесткую денежно-кредитную политику, удерживая ключевую ставку на уровне 16,0% годовых.
❷ В июле — сентябре 2024 года Банк России дополнительно повысил уровень жесткости денежно-кредитной политики. Ключевая ставка была повышена до 18,0% годовых в июле, до 19,0% годовых — в сентябре
Экономика продолжала расти высокими темпами, хотя с II квартала наблюдались некоторые признаки замедления. При этом внутренний спрос оставался высоким, и возможности расширения предложения для его удовлетворения по‑прежнему были ограничены. В II квартале текущие темпы роста цен увеличились до 8,6% с.к.г., а показатель базовой инфляции — до 9,2% с.к.г. В июле — августе процесс дезинфляции не возобновился. Динамика кредитов и депозитов указывала на недостаточную жесткость денежно-кредитных условий. Для устойчивого замедления роста цен требовалось дополнительное ужесточение денежно-кредитной политики. Поэтому в июле Банк России повысил ключевую ставку на 2 п.п., до 18,0% годовых, а в сентябре — еще на 1 п.п., до 19,0% годовых.
Прогнозные сценарии
Источник: Банк России.
Дальнейшее развитие ситуации в российской экономике зависит от ряда внутренних и внешних условий.
Со стороны внутренних условий первостепенное значение имеют возможности расширения предложения и динамика спроса, в том числе с учетом расходов бюджета на льготные программы кредитования, меры протекционистского характера. Со стороны внешних условий ключевое значение будут иметь развитие процессов деглобализации (фрагментации) мировой экономики, динамика инфляции и ДКП в развитых странах, дисбалансы на финансовых рынках, санкционное давление.
В зависимости от сочетания этих ключевых предпосылок Банк России рассматривает возможные варианты развития ситуации в базовом сценарии и трех альтернативных.
Базовый сценарий
2023 (факт) |
2024 | 2025 | 2026 | 2027 | |
---|---|---|---|---|---|
Инфляция в целом за год, в % | 7,4 | 6,5–7,0 | 4,0–4,5 | 4,0 | 4,0 |
Ключевая ставка, % годовых, в среднем за год | 9,9 | 16,9–17,4 | 14,0–16,0 | 10,0–11,0 | 7,5–8,5 |
Валовой внутренний продукт | 3,6 | 3,5–4,0 | 0,5–1,5 | 1,0–2,0 | 1,5–2,5 |
— в %, IV квартал к IV кварталу предыдущего года | 4,9 | 2,0–3,0 | 0,5–1,5 | 1,0–2,0 | 1,5–2,5 |
Требования банковской системы к экономике в рублях и иностранной валюте, в том числе: | 22,7 | 10–15 | 7–12 | 7–12 | 8–13 |
● к организациям | 22,6 | 10–15 | 7–12 | 7–12 | 8–13 |
● к населению, в том числе: | 23,0 | 10–15 | 6–11 | 7–12 | 8–13 |
— ипотечные жилищные кредиты | 30,1 | 7–12 | 8–13 | 10–15 | 10–15 |
В базовом сценарии мировая экономика продолжает развиваться в рамках текущих трендов и в отсутствие новых шоков. Инфляция снижается, но в развитых странах это происходит медленнее, чем предполагалось. Поэтому центральные банки будут поддерживать жесткие денежно-кредитные условия продолжительное время. При этом мировая экономика устойчива к повышению ставок. Введенные в отношении российской экономики ограничения сохраняются на всем прогнозном горизонте, и геополитические условия значимо не меняются.
С учетом перегрева российской экономики ВВП в 2024 году вырастет на
Инфляция замедлится до
Сценарий «Дезинфляционный (Выше потенциал)»
Дезинфляционный сценарий предполагает более существенное расширение инвестиций в основной капитал и более высокие темпы прироста совокупной факторной производительности. Это приводит к увеличению потенциального выпуска, и растущее предложение покрывает высокий внутренний спрос. Динамика ВВП складывается позитивнее, чем в базовом сценарии, за счет более высоких темпов роста конечного потребления и валового накопления. При этом увеличение производительности труда снижает проинфляционное влияние высоких темпов роста реальных зарплат. В результате инфляционное давление снижается быстрее, чем в базовом сценарии. Это позволит Банку России перейти к снижению ключевой ставки раньше, чем заложено в базовом сценарии. В 2025 году средняя ключевая ставка будет находиться в диапазоне
Сценарий «Проинфляционный (Выше спрос)»
В проинфляционном сценарии факторы роста спроса носят более устойчивый характер и сохраняются в 2025 году. Рынок труда остается жестким. Необходимость расширения предложения обусловливает повышенный инвестиционный спрос. В результате высокий внутренний спрос и рост издержек предприятий на оплату труда усиливают давление на инфляцию.
Этот альтернативный сценарий также предполагает более высокие расходы бюджета на программы льготного кредитования, что становится дополнительным фактором расширения внутреннего спроса и ускорения инфляции. В сценарий также заложено усиление мер протекционистского характера и ввод тарифов на импорт для стимулирования импортозамещения. Это приводит к удорожанию импортных товаров, росту спроса на российские товары и, соответственно, цен на них.
В совокупности эти факторы приводят к более высокому инфляционному давлению, чем в базовом сценарии. Поэтому Банк России будет вынужден проводить еще более жесткую денежно-кредитную политику. Средняя ключевая ставка в 2025 году будет находиться в диапазоне
Сценарий «Рисковый (Глобальный кризис)»
В рисковом сценарии значительно ухудшаются внешние условия. Высокий уровень процентных ставок в мире и дисбалансы на финансовых рынках развитых стран в 2025 году приводят к мировому финансовому кризису, сопоставимому по масштабу с кризисом
Сокращение выпуска российской экономики будет продолжаться два года. Экономика перейдет к восстановительному росту в
Инфляция в 2025 году вырастет до
Применение инструментов ДКП
Ставки денежного рынка
Операционная цель ДКП — поддержание однодневных ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки. Операционный ориентир — ставка RUONIA. Для достижения операционной цели Банк России использует систему инструментов (аукционы и операции постоянного действия по предоставлению и абсорбированию ликвидности, обязательные резервы). Система инструментов ДКП учитывает особенности российской экономики и финансового сектора и позволяет Банку России поддерживать ставки межбанковского кредитования (МБК) вблизи ключевой ставки в любой ситуации с ликвидностью банковского сектора. При этом ставки МБК влияют на другие ставки в экономике, что позволяет Банку России транслировать сигнал ДКП в экономику и воздействовать на инфляцию.
В 2023 году Банк России трансформировал стандартный механизм предоставления ликвидности в основной и дополнительный. Условия привлечения средств банками теперь зависят от цели операций. Банк России продолжит развивать систему инструментов ДКП с учетом ситуации с ликвидностью банковского сектора, особенностей финансового рынка, платежной и финансовой инфраструктуры.
В 2024 году российский банковский сектор функционирует в условиях структурного профицита ликвидности. Однодневные ставки денежного рынка находятся преимущественно в нижней половине процентного коридора. В январе — августе 2024 года среднее отклонение ставки RUONIA от ключевой ставки (спред) составило −25 базисных пунктов. Это близко к значению за 2023 год (в среднем: −23 б.п.).
Банк России ожидает перехода от профицита к дефициту ликвидности и его постепенного роста на прогнозном горизонте. В этот период продолжится постепенная нормализация бюджетной политики. С 2025 года расходы будут формироваться в соответствии с долгосрочными параметрами бюджетного правила. Влияние бюджетных операций на ликвидность банковского сектора снизится.
Дополнительные материалы
Врезки
Выбор формата цели по инфляции, включая ее уровень, тип, горизонт действия и ценовой индекс, — фундаментальный вопрос в рамках режима таргетирования инфляции. При этом успешность этого режима зависит от того, насколько центральный банк последователен в достижении выбранной цели.
Переходя в 2015 году к таргетированию инфляции, Банк России определил целью ДКП снижение инфляции до 4% в среднесрочной перспективе и ее дальнейшее поддержание вблизи этого уровня. Исследования в рамках Обзора денежно-кредитной политики показали, что выбор Банком России 4% на начальном этапе таргетирования инфляции был оправдан. В то же время к концу 2021 года сложились предпосылки для снижения цели по инфляции в будущем. В пользу этого свидетельствовали в том числе модельные расчеты, включая анализ факторов выбора уровня цели по инфляции в мире.
На текущем этапе Банк России принял решение сохранить цель по инфляции на уровне 4%. После замедления инфляции и ее стабилизации вблизи 4% Банк России оценит целесообразность снижения уровня цели по инфляции. При этом такое снижение возможно не ранее 2028 года.
Банк России перешел к режиму плавающего валютного курса в ноябре 2014 года. Это важная составляющая режима таргетирования инфляции. Плавающий курс рубля повышает эффективность ДКП благодаря ряду преимуществ. Во-первых, он играет роль встроенного стабилизатора экономики: если внешние условия меняются, то масштаб перегрева или спада экономической активности при плавающем курсе меньше. Во-вторых, такой режим курса позволяет проводить денежно-кредитную политику независимо от политики других стран и внешнеэкономической ситуации. Наконец, рыночный механизм формирования курса уравновешивает интересы различных участников экономической деятельности, способствуя диверсификации экономики и росту ее устойчивости. Это особенно важно при структурных изменениях в экономике.
Модельный аппарат Банка России состоит из широкого набора моделей. Он включает как модели для краткосрочного прогнозирования (на
Одна из основных моделей, используемых в Банке России для анализа российской экономики, — Квартальная прогнозная модель (КПМ). Она была разработана в 2007 году. С тех пор модель периодически уточняется. В 2023 году в модели были сделаны два ключевых уточнения. Во-первых, был реализован переход к базовой инфляции и небазовым компонентам, заменивший разбивку на продовольственные и непродовольственные товары и услуги, за исключением ЖКУ. Во-вторых, в модель был добавлен блок рынка труда, включающий переменные заработных плат и безработицы. Поскольку более глубокий анализ взаимосвязей между индикаторами рынка труда требует включения структурного моделирования факторов производства и стороны предложения, в модель была добавлена многоуровневая производственная функция.
Департамент денежно-кредитной политики представляет прогнозные расчеты из КПМ руководству Банка России перед решениями по ключевой ставке. Департамент исследований и прогнозирования делает альтернативные расчеты на основе разработанных им моделей, основной из которых является версия классической КПМ с дополнительными блоками — бюджетным и кредитным. Руководство Банка России также рассматривает прогнозные расчеты главных управлений Банка России, в основе которых лежат региональные структурные и полуструктурные модели. Все главные управления Банка России завершили разработку своих моделей в 2024 году.
ДКП Банка России носит общероссийский характер, цель по инфляции едина для всех регионов. При этом даже при удержании инфляции на цели инфляция в отдельных регионах может быть как немного выше, так и немного ниже 4%. Региональная инфляция отличается от средней по стране из-за разной структуры потребительской корзины по регионам и особенностей в динамике цен даже одинаковых товаров. Но при устойчиво низкой инфляции в стране в целом в регионах инфляция также будет стабильно низкой, а разброс темпов роста цен в региональном и товарном разрезах — небольшим.
Банк России проводит регулярные опросы предприятий более 25 лет. В них принимают участие руководители около 15 тыс. предприятий во всех регионах России. На основе ежемесячных ответов Банк России наблюдает за динамикой деловой и инвестиционной активности как в целом в экономике, так и в разрезе видов экономической деятельности. Для анализа деловой активности в России используется индикатор бизнес-климата (ИБК) Банка России. Он включает три показателя: сводный индекс, индекс текущих условий, индекс ожиданий. Динамика сводного ИБК, как правило, соответствует динамике валового внутреннего продукта (ВВП). При этом в периоды турбулентности и высокой неопределенности он опережает динамику ВВП на один квартал. При принятии решений по ДКП Банк России также уделяет особое внимание динамике ценовых ожиданий бизнеса. Это важный показатель, отражающий направленность и интенсивность происходящих инфляционных процессов.
Банк России прекратил проведение операций на валютном рынке в рамках бюджетного правила в конце января 2022 года в связи с повышенной волатильностью финансовых рынков. После введения санкций и блокировки части резервов в феврале — марте 2022 года Правительство Российской Федерации приостановило действие бюджетного правила. С 2023 года Минфин России вернулся к бюджетному правилу с накоплением дополнительных нефтегазовых доходов (НГД) в ФНБ при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре и использованием средств фонда в размере выпадающих НГД при негативной конъюнктуре. Банк России начал зеркалировать эти операции на внутреннем валютном рынке в паре юань/рубль. Кроме того, со второго полугодия 2023 года Банк России регулярно зеркалирует операции инвестирования ФНБ в разрешенные финансовые активы внутри страны в рублях. В 2024 году Минфин России перешел к регулярной версии бюджетного правила. Банк России с 2024 года начал зеркалировать разовые операции расходования ФНБ для покрытия дефицита бюджета вне бюджетного правила.
Таким образом, в 2024 году Банк России перешел к полному зеркалированию всех операций, связанных с формированием и использованием ФНБ. Это сглаживает влияние волатильности мировых цен на российскую экономику и ограничивает волатильность курса рубля.
Бюджетная политика является одним из ключевых факторов, влияющих на динамику совокупного спроса, инфляцию и, следовательно, на макроэкономический прогноз и решения по денежно-кредитной политике. Банк России в базовом сценарии исходит из актуальных бюджетных проектировок Минфина России и собственных макроэкономических предпосылок.
Прогноз предполагает постепенную нормализацию бюджетной политики с возвратом к формированию расходов федерального бюджета в соответствии с принципами бюджетного правила с 2025 года и сохранением нулевого структурного первичного дефицита в дальнейшем. Изменение объявленной траектории нормализации бюджетной политики может потребовать уточнения параметров проводимой денежно-кредитной политики для возвращения инфляции к цели в 2025 году и ее поддержания на 4% в дальнейшем.
При проведении макроэкономической политики в мире широко используется концепция долгосрочного равновесия в экономике. Долгосрочное равновесие — это не конкретная точка, а устойчивая траектория, по которой движется экономика. В рамках стратегии таргетирования инфляции в долгосрочном равновесии потребительские цены растут темпом, соответствующим целевому уровню инфляции, а темпы роста экономики равны потенциальным. Они определяются темпами роста факторов производства, а также скоростью технологического развития. Различные внутренние и внешние шоки циклической природы могут приводить к краткосрочному отклонению экономики от равновесия — разрыву.
Наиболее часто в экономической литературе говорят о разрыве выпуска. Эта ненаблюдаемая величина показывает, насколько фактический выпуск товаров и услуг отклонился от потенциального. Поскольку разрыв выпуска является ненаблюдаемым показателем, при проведении ДКП учитывается неопределенность, связанная с точностью его оценок.
Концепция равновесия и разрывов в основном применяется к реальным показателям. Однако в действительности экономика состоит не только из реальных, но и из финансовых величин. Для финансовых величин также можно оценить состояние равновесия и разрыв. Наиболее часто используемым показателем является индикатор разрыва отношения общего объема кредита в экономике к ВВП. Финансовая система может усиливать отклонение экономики от равновесия или даже может быть самостоятельным источником такого отклонения. Банк России, как и другие центральные банки, учитывает состояние финансового сектора в большей степени при формировании макропруденциальной политики. Однако и для решений по ДКП финансовый сектор является важным элементом анализа и индикатором отклонения экономической системы от равновесия.
Норматив краткосрочной ликвидности (НКЛ) характеризует способность системно значимых кредитных организаций выдерживать стрессовые оттоки денежных средств в ближайшие 30 дней. НКЛ на уровне от 100% и выше показывает, что у банков достаточно высоколиквидных активов для максимально оперативного покрытия возможных оттоков клиентских средств. К высоколиквидным активам относятся средства банков в Банке России до востребования и на 1 день, средства в кассах и необремененные высококачественные и ликвидные ценные бумаги. В начале 2022 года из-за роста волатильности на финансовых рынках, резкого оттока средств клиентов и сокращения срочности их депозитов значения НКЛ ряда банков ухудшились. Поэтому Банк России временно ввел послабления по этому нормативу. Впоследствии финансовая устойчивость и прибыльность банков существенно выросла, и с 1 марта 2024 года послабления были отменены.
Необходимость соблюдать НКЛ делает высоколиквидные активы более привлекательными для банков, поэтому влияет на их ценообразование. Поскольку банки — крупнейшие участники рынка ОФЗ, отмена послаблений по НКЛ влияет не только на ценообразование на денежном рынке, но и на денежно-кредитные условия в целом. На горизонте
При проведении денежно-кредитной политики Банк России учитывает значительный объем кредитования экономики по различным льготным программам, слабо чувствительным к изменению ключевой ставки. Банк России считает государственные программы льготного кредитования эффективным инструментом экономической политики при решении таких задач, как контрциклическое стимулирование восстановления спроса в периоды спада в экономике и адресная поддержка отдельных групп заемщиков или секторов экономики. В то же время при долгосрочном использовании для широкого круга заемщиков, эффективность этого инструмента снижается за счет растущего эффекта замещения, увеличивающейся нагрузки на бюджет, сокращения потенциала роста рыночного кредита экономике, совместимого с ценовой стабильностью. Доступность заемного финансирования для экономики в целом обеспечивается прежде всего предсказуемо низкой инфляцией и, соответственно, снижением инфляционных рисков инвесторов. Это позволяет заемщикам привлекать средства на рыночной основе без накопления дисбалансов в экономике.
Трансфертная кривая — набор внутренних процентных ставок для операций разных сроков, устанавливаемых коммерческим банком. Она является центральной частью системы ценообразования банковских продуктов, позволяющей банкам выстраивать согласованную линейку цен по операциям на различных сегментах рынка и при необходимости гибко изменять структуру своего баланса, выбирая между различными источниками фондирования и размещения средств. Единой трансфертной кривой для банковского сектора не существует. Каждый банк выстраивает ее индивидуально, используя в качестве базы кривые доходности рыночных инструментов с минимальным уровнем риска или при необходимости свои внутренние оценки.
Банк России придает большое значение изучению региональных особенностей и учитывает их влияние на трансмиссию решений по денежно-кредитной политике. Регионы России различаются как структурой экономики, так и экономическими связями. Поэтому единая денежно-кредитная политика Банка России может оказывать неодинаковое влияние на инфляцию, выпуск, инвестиции, безработицу в регионах. Так, решения по денежно-кредитной политике быстрее транслируются в экономику регионов с более диверсифицированной отраслевой структурой, высоким качеством жизни и низким уровнем неравенства, развитым банковским сектором, кредитно-депозитным рынком, низким уровнем кредитного риска и доступными финансовыми услугами.
Приложения
Все многообразие причинно-следственных связей, через которые изменения ключевой ставки влияют на спрос и цены, обозначается термином «трансмиссионный механизм ДКП», а отдельные цепочки причинно-следственных связей в его составе называются каналами трансмиссионного механизма.
Базовым элементом трансмиссионного механизма ДКП является влияние ключевой ставки Банка России на ставки и доходность на основных сегментах российского финансового рынка. Ставки денежного рынка, доходности облигаций, кредитные и депозитные ставки, складывающиеся под влиянием ДКП, так или иначе влияют почти на любые решения экономических субъектов, определяющие спрос в экономике и инфляцию.
Масштабные изменения, связанные с пандемией COVID-19 и геополитической нестабильностью
Показатель инфляции, для которого установлена цель Банка России по ДКП, — это годовой прирост индекса потребительских цен (ИПЦ). Он удобен при анализе на длительных промежутках. Для оценки текущей ценовой динамики Банк России, как правило, использует индекс месячного прироста цен. Этот показатель имеет выраженные сезонные колебания, поэтому для анализа он очищается от сезонного компонента. Для понимания среднесрочных тенденций в инфляции наиболее полезны показатели устойчивой инфляции. Существуют разные подходы к их оценке. По построению эти подходы принято разделять на статистические и модельные. Статистические подходы предполагают наличие определенного расчетного алгоритма, который убирает из данных волатильные «зашумляющие» компоненты. Модельные показатели строятся исходя из оценки равновесной траектории инфляции в рамках определенной модели. В целом ни один показатель устойчивой инфляции не является лучшим во всех ситуациях. На практике каждый индикатор имеет свои достоинства и недостатки, что требует мониторинга их широкого набора.
В 2023 году инфляция отклонилась вверх от цели на 3,4 п.п. Основной вклад в это отклонение внес более значительный, чем ожидалось, рост издержек производителей, в том числе под влиянием усиления санкций. Также сказалось увеличение расходов бюджета и недостаточный для замедления инфляции в этих условиях уровень ключевой ставки. Издержки на поиск сотрудников и оплату труда возросли, однако увеличение интенсивности труда компенсировало их проинфляционный эффект. В начале 2023 года только завершился восстановительный рост внутреннего спроса, что снизило его проинфляционное влияние. Однако во втором полугодии тенденция изменилась — в экономике стал наблюдаться перегрев. Возможности расширения предложения были ограничены и не удовлетворяли растущий спрос. Поэтому внутренний спрос во втором полугодии 2023 года оказывал проинфляционное влияние.
Количественный анализ причин отклонения инфляции от 4% дополнен декомпозицией ВВП на шоки. В 2023 году ВВП вырос на 3,6%. Максимальный положительный вклад в темпы роста ВВП оказал внутренний спрос. Вклад совокупного предложения также был положительным из-за большего роста потенциала экономики. Росту экономики также способствовало существенное увеличение расходов бюджета и мягкая денежно-кредитная политика во второй половине 2022—первой половине 2023 года. Отрицательный вклад в динамику ВВП вносили ограничения во внешней торговле, снижение внешнего спроса на российские товары и услуги под влиянием жесткой денежно-кредитной политики в мире, дефицит кадров.
Разовые факторы инфляции могут возникать на стороне как спроса, так и предложения. Их действие может носить временный характер либо быть более длительным — например, из-за вторичных эффектов. Разовые факторы временного характера исчерпываются в краткосрочный период. Реакция со стороны ДКП на такие события при заякоренных ожиданиях может повышать волатильность выпуска. Поэтому центральные банки обычно на них не реагируют. Но действие некоторых разовых факторов может иметь более длительный характер. Они могут значительно повышать инфляционные ожидания экономических агентов, ослабляя их привязку к цели и снижая эффективность трансмиссионного механизма. Реализация таких рисков может требовать реакции ДКП с целью снижения негативных последствий для инфляции и экономического роста.
От инфляционных ожиданий участников экономики зависит, насколько эффективно ДКП будет контролировать инфляцию. В свою очередь, результаты ДКП Банка России влияют на инфляционные ожидания. Достижение цели по инфляции и ее сохранение на устойчиво низком уровне способствуют заякориванию инфляционных ожиданий, снижению их волатильности и чувствительности к разовым и кратковременным всплескам цен на отдельные товары или услуги.
Оценки инфляционных ожиданий и наблюдаемой инфляции на основе опросов населения почти всегда выше фактической инфляции и в России, и в других странах. Несмотря на это, такие оценки важны. Они позволяют судить о возможных изменениях в экономическом поведении домохозяйств. Эти изменения определяют будущую устойчивую инфляцию.
Для анализа инфляционных ожиданий населения и бизнеса Банк России прежде всего использует данные опросов населения, проводимых ООО «инФОМ» по заказу Банка России, а также мониторинга предприятий, проводимого Банком России. Дополнительными источниками информации об инфляционных ожиданиях экономических агентов являются прогнозы инфляции профессиональных аналитиков и оценки вмененной инфляции, заложенной в цены ОФЗ-ИН. В целом инфляционные ожидания населения и ценовые ожидания предприятий во второй половине 2023 года и январе — августе 2024 года оставались повышенными. Банк России учитывает это при принятии решений по ДКП.
Банк России активно развивал коммуникацию весь период таргетирования инфляции — расширял аудиторию и каналы коммуникации, повышал оперативность и полноту раскрываемой информации. В 2024 году произошел ряд важных изменений. В частности, Банк России начал публиковать Резюме обсуждения ключевой ставки (Резюме) с основными моментами дискуссии и Комментарий к среднесрочному прогнозу (в опорные раунды); запустил новый сервис для доступа к статистике; увеличил количество информационных выходов руководства по вопросам ДКП. Банк России находится выше среднего в рейтинге центральных банков по прозрачности коммуникации с профессиональной аудиторией. Старт публикации Резюме дополнительно повысил ее.
Банк России также уделяет значительное внимание развитию коммуникации с широкой общественностью. Ключевые направления — это повышение доступности материалов, расширение охвата и повышение адресности, расширение взаимодействия в образовательных целях и развитие коммуникации в социальных сетях.
Банк России повысил оценку долгосрочной реальной нейтральной процентной ставки для российской экономики на 1,5 п.п., до
Банк России продолжает пилотирование операций с цифровым рублем. Это цифровая форма российского рубля, которая выпускается в дополнение к наличной и безналичной. По своим свойствам цифровой рубль похож как на наличные деньги, так и на средства на банковских счетах. Цифровые рубли, как и наличные деньги, — это обязательства Банка России. Однако они будут выпускаться в цифровой форме, как и безналичные средства банков. Введение цифрового рубля обеспечит ряд преимуществ. Это развитие новой платежной инфраструктуры, возможность получения доступа к цифровому кошельку через любой банк, подключенный к платформе; в перспективе — повышение доступности финансовых услуг на отдаленных и малодоступных территориях при ограниченном доступе к сети Интернет. Наиболее важно, что цифровая форма позволит снизить стоимость расчетов. Введение цифрового рубля не затронет фундаментальные принципы функционирования банковской системы и реализации ДКП. В дальнейшем эффективность трансмиссионного механизма может повыситься благодаря снижению транзакционных издержек и повышению межбанковской конкуренции.
Банк России совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и реализует политику по развитию финансового рынка. Среднесрочные задачи содержатся в Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на 2024 год и период 2025 и 2026 годов и исполняются в целом в намеченные сроки. Развитие российского финансового рынка особенно важно в период структурной трансформации экономики. Для ее финансирования необходимы долгосрочные ресурсы, которые в условиях санкций могут формироваться преимущественно из внутренних источников, в том числе сбережений граждан. По мере реализации мер политики по развитию финансового рынка Банк России будет оценивать их влияние на эффективность трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.
Банк России рассчитывает показатели денежной программы в дополнение к прогнозу ликвидности банковского сектора и включает их в прогнозные показатели, учитываемые при разработке и реализации ДКП.