Тенденции микрофинансового рынка в 2022 году*
После снижения выдач в первом полугодии рынок МФО перешел в стадию восстановления. Увеличилась доля просроченной задолженности
- За снижением выдач в I и II кварталах последовала реализация отложенного спроса — объем выданных в III квартале займов увеличился на 25% по сравнению со II кварталом. В IV квартале компании выдали уже на 3% меньше, чем в III квартале, в том числе это обусловлено эффектом высокой базы предыдущего периода. В целом год к году объем выданных займов вырос на 22%.
- Динамика объема выдаваемых в 2022 году займов во многом зависела от сегмента POS. Как показывает практика, микрозаймы на более крупные покупки достаточно чувствительны к общей экономической ситуации — после падения выдач в первом полугодии, в III квартале объем выданных POS-займов увеличился на 88%. В IV квартале снова последовало снижение.
- В 2022 году активно развивался сегмент МСП — за год малому и среднему бизнесу было выдано 60 млрд рублей**, что на 19% больше, чем в 2021 году. Наиболее активный период роста сегмента — II квартал.
** Указанное значение не учитывает займы, выданные онлайн, которые были выделены в отчетности в качестве самостоятельной категории в IV квартале 2022 года (за 2022 год — около 9 млрд рублей).
Портфель и объем выданных микрозаймов, млрд рублей
Динамика доли NPL 90+ и объема уступленной задолженности
В течение 2022 года портфель займов демонстрировал сдержанный рост — за год 11% (для сравнения за 2021 год — 32%). При этом качество обслуживания долга ухудшилось, о чем свидетельствует как высокое значение показателя NPL 90+ (в течение трех последних кварталов
Рынок МФО сильно цифровизирован – все больше займов выдается посредством онлайн-каналов
Портфель онлайн-займов в 2022 году вырос на 53%. В IV квартале 2022 года 82% всех договоров было заключено онлайн (для сравнения: в IV квартале 2021 года — 74%), некоторые компании в 2022 году развивали направление онлайн-займов малому бизнесу. Онлайн-сегмент является достаточно конкурентным и характеризуется более высокой концентрацией — на конец 2022 года около 80% онлайн-портфеля рынка приходилось на 25 компаний.
• самозанятые (онлайн и офлайн) — незначительная доля портфеля, менее 1%;
• МСП онлайн — дистанционную выдачу займов пока развивает небольшое количество компаний, доля такого портфеля чуть больше 1%;
• POS онлайн — также пока представлен у небольшого числа компаний (2,4%).
Основную часть займов компании продолжают выдавать под высокие процентные ставки
Более 70% объема потребительских займов в IV квартале было выдано в диапазоне дневной процентной ставки
Доля договоров потребительского микрозайма, заключенных в определенном диапазоне процентной ставки (по количеству), %
Доля договоров потребительского микрозайма, заключенных в определенном диапазоне процентной ставки (по сумме), %
Более 40% объема выдач потребительских займов в IV квартале пришлось на займы с ПДН более 80% — значение оставалось стабильным на протяжении трёх последних кварталов.
Динамика доли выдач потребительских займов в разрезе ПДН, %
Объем привлекаемых средств соответствовал ситуации на рынке. Компании более активно используют привлечение финансирования посредством выпуска облигаций
Объем привлекаемых МФО средств в 2022 году соответствовал динамике выдаваемых займов: снижение активности в первой половине года, рост объемов привлечения в III квартале. Объем привлечения в IV квартале 2022 года по сравнению с III кварталом сократился на 8% (портфель — на 13%), при этом значение выше показателей
Структура портфеля привлеченных средств в разрезе источников финансирования, млрд рублей
Кроме традиционных источников финансирования, в течение 2022 года семь МФК привлекли 1,3 млрд рублей путем выпуска и размещения облигаций, в целом обязательства по размещенным облигациям на конец 2022 года были у 11 компаний на общую сумму 12 млрд рублей.
Основой рынка МФО постепенно становятся крупные технологичные компании
Основную часть прибыли на рынке МФО формируют компании с портфелем свыше 1 млрд рублей: рынок МФО постепенно концентрируется, крупным компаниям проще соответствовать меняющейся экономической конъюнктуре и адаптировать свои бизнес-модели. Сформированная клиентская база и уровень технологического развития позволяют таким компаниям своевременно перестраивать скорринговые модели и продуктовую линейку под нужды заемщиков. Прибыль рынка за 2022 год выросла по сравнению с 2021 годом на 40%.
Количество прибыльных и убыточных компаний по итогам 12 месяцев 2022 года и совокупный финансовый результат таких компаний (млн рублей)
Портфель прибыльных и убыточных компаний по итогам 12 месяцев 2022 года
* Показатели на 31 декабря 2022 года и за IV квартал 2022 года представлены на основании данных предварительной отчетности на 31 декабря 2022 года.