1. Ценовая и финансовая стабильность
Инфляция и экономика
Потребительские цены | Динамика ВВП | Ключевая ставка |
---|---|---|
11,9%
8,4% (2021)
|
-2,1%
5,6% (2021)
|
7,5% годовых
8,5% годовых (2021)
|
В 2022 году российская экономика вступила в фазу масштабной структурной перестройки. Она стала следствием беспрецедентных внешних торговых и финансовых ограничений.
Основная задача для Банка России — создать условия, чтобы этот процесс как можно быстрее завершился выходом на траекторию устойчивого роста экономики.
Прежде всего для этого нужна низкая и стабильная инфляция. Она позволяет компаниям и гражданам планировать свои финансовые и инвестиционные решения, обеспечивает более низкие кредитные ставки и доступное финансирование на рынке капитала, защищает доходы и сбережения граждан от значительного обесценения, поддерживая покупательную способность рубля.
Несмотря на существенное изменение экономических условий, принципы денежно-кредитной политики Банка России остаются неизменными. Банк России по‑прежнему следует стратегии таргетирования инфляции, преимуществом которой является гибкость. Благодаря этому Банк России смог обеспечить снижение инфляции гораздо быстрее, чем в прошлые кризисные эпизоды. Это позволило уже в 2022 году вернуться к нейтральной денежно-кредитной политике, а экономика начала подстраиваться к новым условиям.
В конце 2021 — начале 2022 года в России и в мире происходило ускорение инфляции. Продолжая цикл повышения ключевой ставки, начатый в марте 2021 года, Банк России в феврале увеличил ее до 9,5% годовых.
После введения санкций в феврале — марте 2022 года ситуация резко изменилась: упал курс рубля, снизился выпуск ряда товаров и сократился импорт, люди кинулись в магазины, опасаясь роста цен. На пике в апреле годовая инфляция достигла 17,8%.
В ответ на шоковые события Банк России на внеочередном заседании Совета директоров в феврале повысил ключевую ставку до 20%. В сочетании с комплексом других мер (см. подраздел 1.2 и врезки 2 и 4) это позволило сохранить финансовую стабильность и сдержать рост цен.
К началу апреля острая фаза кризиса была пройдена, и риски для финансовой стабильности стали снижаться. Резко изменился и характер ценовой динамики. Ослабление рубля сменилось укреплением, ажиотажный спрос исчерпал себя, а насыщенность потребительских рынков осталась высокой. Многие продавцы, повысившие цены в марте — апреле, начали их корректировать. Как следствие, летом потребительские цены в среднем снижались (с исключением сезонности), а с сентября росли, но невысокими темпами. Годовая инфляция стабильно замедлялась и по итогам года составила 11,9%. Инфляционные ожидания населения и бизнеса также скорректировались после весеннего всплеска, однако до конца года оставались на повышенном уровне.
По мере стабилизации ситуации и снижения инфляционных рисков Банк России несколько раз снижал ключевую ставку, в том числе на внеочередных заседаниях. К середине сентября ставка была снижена до 7,5% годовых. В октябре — декабре с учетом роста проинфляционных рисков на среднесрочном горизонте она сохранялась неизменной. Банк России определял ее траекторию таким образом, чтобы обеспечить возвращение инфляции к цели вблизи 4% в 2024 году и содействовать структурной трансформации экономики.
Кроме повышения ключевой ставки, в конце февраля — марте были введены меры по контролю за движением капитала. При этом курс рубля остается плавающим. В новых условиях его динамика определяется преимущественно балансом между спросом импортеров на валюту и предложением валюты со стороны экспортеров. Плавающий курс помогает структурной трансформации, он позволяет экономике подстроиться под изменения внешних условий.
Уже в III квартале в ответ на быстрое снижение ключевой ставки заметно ускорилось кредитование. Росли выдачи льготной и рыночной ипотеки. Ускорение корпоративного кредитования стало показателем того, что предприятия использовали кредитные ресурсы для адаптации к новым условиям, замещая внешние заимствования. Снижение ключевой ставки и льготные программы повысили доступность кредитов, ограничили масштаб спада в экономике. Несмотря на снижение депозитных ставок, продолжился приток средств в банки.
Макроэкономический прогноз в апреле предполагал снижение ВВП в 2022 году на
Банк России поэтапно снизил ключевую ставку до 7,5% годовых после преодоления острой фазы кризиса
Ужесточение денежно‑кредитной политики в начале года было кратковременным, и к концу года рыночные ставки были сопоставимы с уровнем начала года
Роль территориальных учреждений в деятельности Банка России постоянно растет. Они вовлечены в активное взаимодействие с гражданами, бизнесом, СМИ на местах, а также в процесс принятия единого решения по денежно-кредитной политике.
В конце февраля — начале марта 2022 года территориальные учреждения обеспечили бесперебойное поступление рублевой наличности в кассы банков и банкоматы. Повышенный спрос граждан на наличные был удовлетворен полностью и без ограничений, что снизило возникшую тогда тревожность.
Этому же способствовала информационная открытость региональных подразделений. Они участвовали в оперативном информировании граждан и бизнеса о принимаемых регулятором антикризисных мерах (см. подраздел 2.1), вели активный диалог с органами исполнительной и законодательной власти, предоставляя статистику и экономические прогнозы.
В 2022 году, как и в условиях пандемии 2020 года, при анализе ситуации и принятии решений по ключевой ставке существенно возросла роль региональных данных. Это связано с неоднородностью влияния санкций на разные отрасли и регионы.
Для поддержки принятия решений по денежно-кредитной политике территориальные учреждения проводят мониторинг предприятий, охватывающий ежемесячно более 14 тыс. нефинансовых организаций. С мая 2022 года на основе данных мониторинга Банк России публикует ежемесячные информационно-аналитические комментарии. Благодаря новому индикатору бизнес-климата Банка России читатели получают оперативную информацию о «самочувствии» экономики еще до выхода официальной статистики.
Мониторинг предприятий и оперативные опросы по самым актуальным темам используются в качестве основных источников информации для подготовки доклада «Региональная экономика: комментарии ГУ» — основного публичного продукта регионального анализа. Из доклада можно узнать не только о состоянии отдельных отраслей макрорегионов России, но и о том, как предприятия справляются со сложностями и реализуют новые возможности.
Индикатор бизнес‑климата Банка России к концу 2022 года повысился как следствие подстройки бизнеса к новым условиям
В конце февраля — марте Банк России принял масштабные антикризисные меры. В сочетании с накопленным запасом прочности и слаженной работой финансовых организаций они позволили сохранить устойчивость всей финансовой системы в острой фазе кризиса.
Повышение ключевой ставки с 9,5 до 20% годовых предотвратило нарастание рисков не только ценовой, но и финансовой стабильности (см. подраздел 1.1). Последовавший вслед за этим сопоставимый рост ставок по депозитам защитил сбережения от инфляции и остановил отток вкладов. Одновременно это позволило не допустить перебоев в проведении платежей и расчетов.
Из-за заморозки части международных резервов (см. врезку 3) были ограничены возможности Банка России проводить интервенции на валютном рынке для поддержания финансовой стабильности. Однако решения в сфере валютного регулирования и контроля (см. врезку 2) позволили стабилизировать курс рубля на докризисном уровне.
Банк России принял меры, чтобы при любом сценарии у банков было достаточно средств (ликвидности) для бесперебойной работы: смягчил требования к нерыночным активам, принимаемым в обеспечение по кредитам; увеличил индивидуальные лимиты банков по кредитам; временно зафиксировал стоимость ценных бумаг, принимаемых в качестве обеспечения; снизил нормативы обязательных резервов. Ежедневно проводились аукционы «тонкой настройки», как по предоставлению, так и по изъятию ликвидности. На пике в начале марта объем предоставленной регулятором ликвидности банкам достигал 10 трлн рублей. Для поддержки малого и среднего бизнеса Банк России ввел специальный антикризисный механизм рефинансирования банков (о льготных программах кредитования МСП см. в подразделе 2.1).
Чтобы кредитование экономики не останавливалось даже в стрессовых условиях, Банк России в начале кризиса позволил банкам использовать весь накопленный макропруденциальный запас капитала в размере около 900 млрд рублей. Для этого были отменены надбавки к коэффициентам риска по всем кредитам, выданным до 1 марта 2022 года. Надбавки были сохранены лишь для вновь выдаваемых наиболее рискованных кредитов.
При участии Банка России были приняты меры в области валютного регулирования и валютного контроля, которые позволили удержать баланс между устойчивостью рубля, стабильностью валютного рынка и интересами экспортеров и импортеров:
- введено требование об обязательной продаже экспортерами 80% валютной выручки;
- запрещены выплаты в иностранной валюте по кредитам и займам в пользу нерезидентов (с возможностью исключений по специальным разрешениям);
- ограничены переводы иностранной валюты за рубеж;
- запрещено зачисление иностранной валюты на свои счета за рубежом;
- запрещен вывоз из России наличной иностранной валюты в сумме, превышающей эквивалент 10 тыс. долларов США;
- введен особый порядок для ряда операций и сделок с представителями стран, которые поддерживают санкции: на них нужно получать разрешение или использовать специальные счета, открываемые в рублях на имя нерезидента.
С апреля, когда ситуация стала стабилизироваться, эти меры постепенно смягчались или отменялись, чтобы обеспечить непрерывность внешнеторговой деятельности.
Так, на конец 2022 года для резидентов:
- отменено требование об обязательной продаже валютной выручки;
- практически полностью снято ограничение на зачисление иностранной валюты на счета за рубежом;
- отменено требование о репатриации по внешнеторговым контрактам и договорам займа;
- увеличены суммы иностранной валюты, которые можно переводить за рубеж;
- позволено осуществлять замену обязательств нерезидентов новыми обязательствами, а также разрешены зачеты своих требований к нерезидентам в рамках внешнеторговых контрактов и договоров займов;
- разрешено рассчитываться с нерезидентами по внешнеторговым контрактам и договорам займов в наличной форме.
Экстренных мер потребовала и ситуация на рынке ценных бумаг, где началось резкое снижение котировок. В первые дни кризиса Банк России оперативно корректировал основные параметры торгов, включая ценовые границы и инструменты управления ценовыми колебаниями. Для защиты розничных инвесторов Банк России уже 24 февраля предписал брокерам временно прекратить короткие продажи, 28 февраля запретил исполнять поручения нерезидентов на продажу ценных бумаг российских эмитентов и приостановил торги на фондовом и срочном рынках и рынке стандартизированных производных финансовых инструментов на Московской Бирже (см. также подраздел 3.2). Торги на валютном рынке были переведены в особый режим, но не прерывались. Предпринятые действия позволили остановить распродажу российских активов, существенно сократить взаимные обязательства между участниками рынка и клиринговой инфраструктурой, избежать дефолтов профессиональных участников рынка. Уже в конце марта регулятор постепенно с использованием механизмов сглаживания ценовых колебаний возобновил торги на Московской Бирже в штатном режиме, а с сентября отменил запрет на продажу российских ценных бумаг для нерезидентов из дружественных стран.
Были введены меры по блокированию в российском контуре активов, принадлежащих инвесторам из недружественных стран. В ответ на блокировку иностранных активов, в том числе принадлежащих российским компаниям и гражданам, были оперативно заблокированы российские ценные бумаги на счетах иностранных инвесторов и ограничены продажи российских акций, полученных при конвертации депозитарных расписок. Для активов нерезидентов из недружественных стран был установлен режим счетов типа «С» с ограниченным перечнем допустимых операций.
Возросла роль Российской Национальной Перестраховочной Компании (РНПК). Банк России гарантировал увеличение ее объявленного капитала более чем в десять раз — до 750 млрд рублей. Это позволило РНПК принимать на себя риски по крупным проектам и предприятиям, обеспечивая непрерывность страховой защиты российского бизнеса. Также Банк России снизил границу минимального рейтинга для иностранных перестраховщиков.
Кроме того, важно было предотвратить риски неполучения российскими страховщиками платежей от контрагентов из недружественных стран и подконтрольных им лиц. Поэтому были запрещены сделки с ними и перечисление в их пользу денежных средств.
Чтобы минимизировать санкционные риски, Банк России запретил кредитным организациям раскрывать определенную информацию, а некредитным финансовым организациям (НФО) предоставил право не раскрывать ее. Эмитенты ценных бумаг могли самостоятельно принимать решение об объеме закрываемой информации, вплоть до полного отказа от раскрытия.
Временные регуляторные послабления и снижение административной нагрузки помогли финансовым организациям адаптироваться к высокой волатильности и структурным изменениям. Банки получили возможность не ухудшать оценку финансового положения заемщика, качества обслуживания долга, категории качества обеспечения и ссуд, не применять повышенные коэффициенты риска по кредитным требованиям к отдельным видам заемщиков. Это позволило банкам не повышать величину резервов, снизить давление на капитал и нормативы и, как следствие, сохранить потенциал кредитования экономики. Кроме того, чтобы сократить издержки банков при резком повышении депозитных ставок, в конце февраля они были освобождены от повышенных взносов в фонд обязательного страхования вкладов.
НФО также получили регуляторные послабления. Для всех участников рынка были смягчены требования к расчету и соблюдению пруденциальных нормативов — в частности, предоставлена возможность использовать для их расчета стоимость ценных бумаг и курсы валют по состоянию на 18 февраля 2022 года. Кроме того, Банк России увеличил сроки исполнения надзорных предписаний, не применял меры воздействия за нарушения, вызванные санкционным давлением, а также перенес срок ввода в действие новых регуляторных требований для банков и НФО.
Учитывая, что длительное несоблюдение нормативов и непрозрачность повышают риски, Банк России решил не продлевать после 1 января 2023 года существенную часть регуляторных послаблений, а также предусмотрел поэтапное завершение некоторых из них. Восстанавливаются требования к финансовой устойчивости брокеров и управляющих компаний, так как санкции не оказали на них системного влияния. Разработан механизм поэтапного признания убытков по заблокированным активам при расчете собственных средств и норматива достаточности капитала. Такой подход позволит финансовым посредникам сохранять устойчивость и исполнять обязательства перед клиентами. Финансовые институты с 2023 года начинают раскрывать часть информации, достаточную для оценки большинства финансовых рисков. НФО снова станут раскрывать бухгалтерскую (финансовую) отчетность, но без персонифицированных данных, что позволит оценить их финансовое состояние, не увеличивая санкционные риски.
Введенные в ответ на санкции ограничения осложнили работу российских финансовых организаций, в составе бенефициаров которых есть иностранные лица. Ограничения также коснулись обычных сделок российских финансовых организаций с иностранными активами или с иностранными клиентами. Чтобы урегулировать эти проблемы, Банк России инициировал типовые решения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. В результате удалось восстановить полноценное управление паевыми инвестиционными фондами, в состав пайщиков которых наряду с резидентами входили и нерезиденты, а российские финансовые организации, находящиеся под контролем иностранных лиц, смогли сменить иностранных собственников на российских акционеров, совершать сделки с ценными бумагами и недвижимостью.
В центре внимания Банка России были рискованные практики, которые используют банки вместе с застройщиками: «льготная ипотека от застройщика», «траншевая ипотека», «ипотека без первоначального взноса». Первая из них получила особенно широкое распространение в 2022 году: заемщик получает экстремально низкую ставку, вплоть до 0,01% годовых, но цена жилья оказывается сильно завышенной, иногда на 30%. Такая схема несет риски как для заемщиков, так и для банков. Банк России обсудил с рынком меры по ужесточению регулирования «ипотеки от застройщика» и планирует установить повышенные резервы по таким кредитам, что должно существенно сократить их выдачи. «Траншевая ипотека» и «ипотека без первоначального взноса» пока занимают минимальную долю на рынке. В качестве превентивной меры Банк России с 1 декабря 2022 года существенно повысил макропруденциальные требования к капиталу по ипотеке на приобретение строящегося жилья с низким первоначальным взносом (до 10%) аналогично требованиям к капиталу по ипотеке на приобретение готового жилья. Кроме того, с 1 мая 2023 года повышаются требования к капиталу по ипотеке с небольшим первоначальным взносом и высоким значением показателя долговой нагрузки заемщика. Они обеспечат накопление банками буфера капитала для покрытия рисков, связанных с завышением цен на первичном рынке жилья.
Важным шагом к тому, чтобы предотвратить чрезмерную закредитованность граждан, стало введение с 2023 года макропруденциальных лимитов для банков и микрофинансовых организаций на выдачи потребительских кредитов (займов) заемщикам, которые тратят более 80% доходов на платежи по долгам. Также Банк России установил лимиты на длинные (от пяти лет) потребительские кредиты, с помощью которых банки обходят ограничения на работу с заемщиками с высокой долговой нагрузкой. Это не только защитит граждан, но и ограничит риски банков.
Банк России участвовал в подготовке закона, который обязал кредитные и микрофинансовые организации с 1 января 2024 года уведомлять заемщика о рисках высокой долговой нагрузки (значение показателя долговой нагрузки — свыше 50%). Это важно для того, чтобы заемщики более осознанно подходили к принятию решений о получении кредитов и займов.
За 2022 год международные резервы сократились с 630,6 до 582,0 млрд долларов США. Главным фактором этого стало укрепление доллара США к остальным валютам, в которых выражены относимые к международным резервам активы.
На начало 2022 года около половины резервных активов, управление которыми осуществляет Банк России, были размещены в высоколиквидные активы, выраженные в ключевых мировых резервных валютах, преимущественно в евро. Эти активы находились в зарубежных юрисдикциях, в основном в виде вложений в иностранные ценные бумаги и банковские депозиты. Другая часть являлась менее ликвидными активами, к которым относятся золото, наличная иностранная валюта и активы, выраженные в юанях. Золотой запас в слитках и наличная иностранная валюта хранятся на территории РФ, а активы в юанях — в Китае, в основном в виде вложений в китайские государственные ценные бумаги.
Такая структура золотовалютных резервов сложилась в результате того, что Банк России допускал вероятность эскалации международной напряженности, которая может привести к ограничению возможности использования части валютных резервов. На фоне усиления геополитических рисков начиная с 2014 года Банк России приступил к ускоренному наращиванию вложений в активы, которые не могут быть заблокированы (заморожены) недружественными государствами: золото, юани и наличную иностранную валюту, завоз которой осуществлялся из‑за границы в объемах, ограниченных возможностями логистики. Эта подушка безопасности была создана в виде альтернативных резервов — менее ликвидных и удобных в обычной жизни, но более надежных в условиях реализации жесткого геополитического сценария.
Вместе с тем отказаться от хранения резервов в долларах США и евро было невозможно из‑за того, что эти валюты продолжали активно использоваться не только в международном платежном обороте, но и в экономике и финансовой системе нашей страны. В этих валютах выражались обязательства по внешнеэкономическим контрактам российских экспортеров и импортеров, заимствования по кредитам и долговым ценным бумагам компаний и государства, валютные сбережения граждан, валютные счета и депозиты предприятий. Поэтому структура международных резервов должна была учитывать потребности граждан и бизнеса в получении доступа к денежным средствам в конкретных резервных валютах.
В кризисные для рынка моменты конечным поставщиком востребованных участниками рынка долларов США и евро всегда бывает центральный банк, который восполняет нехватку на рынке этих валют за счет международных резервов. Основываясь на опыте расходования международных резервов для смягчения последствий финансового и экономического кризиса в 2008 и 2014 годах, Банк России должен был поддерживать резервы в долларах США и евро в объеме до нескольких сот миллиардов в долларовом эквиваленте.
Эти резервные активы были нужны на случай реализации сценария финансового кризиса. Они обладали такими качествами, как высокая ликвидность и низкий кредитный риск, что при необходимости позволяло Банку России использовать их оперативно и в больших объемах без существенной потери стоимости. Вместе с тем эти же резервные активы подвержены риску блокировки недружественными государствами, поскольку хранятся в странах, эмитирующих эти валюты, в безналичной форме на банковских счетах и депозитах или в ценных бумагах. Возможности хранения высоколиквидных и низкорисковых безналичных активов в этих валютах в иных странах, включая Россию, крайне ограничены. При этом такие активы, находящиеся в иных странах, остаются не защищенными от риска блокировки.
Современные банковские системы и системы учета прав на ценные бумаги устроены таким образом, что власти и финансовые институты каждой страны, как правило, могут отследить конечного владельца активов, выраженных в валюте этой страны, и при желании заблокировать эти активы или активы финансового института, в котором находится счет конечного владельца. Например, долларовые счета и депозиты российских граждан, предприятий и банков — вне зависимости от того, открыты они в США, России или других странах, — могут быть заморожены американскими властями. Такие же возможности есть у стран Евросоюза в отношении российских активов, выраженных в евро, у британских властей — в отношении активов, выраженных в английских фунтах стерлингов и так далее.
В конце февраля 2022 года ряд иностранных государств ввел ограничения, запрещающие лицам этих стран совершать операции с Банком России и его активами. Санкции ограничили распоряжение и управление частью (примерно половиной) международных резервов, но права собственности на заблокированные активы у Банка России сохраняются. Ведется работа по организации судебной защиты активов Банка России.
Ликвидных резервных активов Банка России достаточно, чтобы поддерживать финансовую стабильность, осуществлять необходимые операции и выполнять другие задачи, для которых могут быть использованы эти активы. В условиях активного перехода участников рынка к использованию юаня в расчетах и финансовых инструментах наличие резервов в этой валюте позволяет Банку России эффективно выполнять свою функцию по предотвращению и снижению рисков для финансовой стабильности.
С 28 февраля 2022 года Банк России принял решение приобретать у кредитных организаций на внебиржевом рынке золото за рубли по договорной цене, которая несколько ниже цены международного рынка драгоценных металлов.
С 13 января 2023 года Банк России возобновил операции купли-продажи иностранной валюты на внутреннем рынке в связи с реализацией механизма бюджетного правила. Из-за невозможности осуществления расчетов в долларах США и евро эти операции проводятся с китайским юанем.