• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

ОСАГО: ключевые факты

Данные представлены по состоянию на 31.05.2024.

1

В основном по ОСАГО застрахованы легковые автомобили физических лиц. Их доля составляет 84,9%.

Количество полисов* по категориям транспортных средств (ТС), ед. 

* Количество полисов — количество первоначальных договоров страхования.
2

Типичный водитель — это опытный водитель среднего и старшего возраста. Доля водителей возрастом более 35 лет со стажем вождения свыше 10 лет составляет 59,0%.

3

В 2022 году наблюдается небольшое снижение частоты убытков по сравнению с 2021 годом. По большинству сегментов оно было примерно одинаковым: аварийность по обычным легковым машинам граждан уменьшилась на 8,4% (с 4,85 до 4,44%), среди молодых и неопытных водителей — около 6% (с 7,9 — 12 до 7,4 — 11,4% и с 9,2 — 12,3 до 8,6 — 11,6% соответственно), по легковым такси и в сегменте автомобилей мощностью от 100 л.с. — на 10% (с 34,9 до 31,4% и с 5,2 — 5,8 до 4,7 — 5,2% соответственно).

Относительная частота убытков* в зависимости от категории ТС, %

* Относительная частота убытков — отношение частоты убытков по конкретному страховому сегменту к частоте убытков по всему рынку обязательного страхования.
Частота убытков — отношение количества осуществленных страховых выплат по договорам обязательного страхования, заключенным в период с 01.01.2018 по 30.06.2023, к количеству указанных договоров обязательного страхования.

Средняя премия* за месяц по легковым автомобилям физических лиц, руб.

* Средняя премия — средняя фактическая премия по первоначальным договорам страхования.


4

В 2022 — 2023 годах таксисты попадали в аварии в 6,6 раза чаще, чем водители всех остальных легковых машин, а в сравнении с гражданами, которые управляют легковым автомобилем, используемым для личных целей, аварийность таксистов еще выше — в 6,8 раза.

Частота убытков по годам (отношение количества осуществленных страховых выплат по страховым случаям, произошедшим в календарном году, к экспозиции договоров обязательного страхования в этом году), %

* Количество полисов — количество первоначальных договоров страхования.
5

Молодые водители попадают в аварии значительно чаще, чем взрослые. Водители возрастом до 25 лет попадают в аварии в 2,1 раза чаще, чем в среднем по рынку, возрастом 25 — 40 лет — на 2% реже, чем в среднем по рынку, а возрастом свыше 40 лет — на 33% реже, чем в среднем по рынку.

6

Для некоторых категорий транспортных средств средняя премия может иметь ярко выраженную сезонность. Например, автовладельцы-дачники, заключающие договоры с ограниченным периодом использования машины, покупают полисы ОСАГО преимущественно в апреле — мае. Так как оплачивается только дачный период, средняя премия в эти месяцы заметно ниже.

7

По полисам мультидрайв аварийность на 90% выше, чем по договорам, где количество водителей ограничено.

8

Доля полисов мультидрайв с годами постоянно сокращается: 16,6% в 2018 году, 15,3% в 2019 году, 13,9% в 2020 году, 13,7% в 2021 году, 12,4% в 2022 году, 12,4% за 6 месяцев 2023 года — для всех типов ТС.

9

В основном граждане водят безаварийно или с очень маленьким числом аварий. Значение коэффициента бонус-малус для таких граждан уменьшается с увеличением продолжительности периода безаварийного вождения, размер скидки при расчете премии по ОСАГО может достигать 54%. Высокоаварийные водители (в том числе те, которые стали виновниками трех и более аварий в последние несколько лет) получают значительную надбавку при расчете страховой премии. Таких водителей немного — около 0,8%, но они попадают в аварии в 2,5 раза чаще, чем в среднем по рынку.

10

При пролонгации договоров ОСАГО в 2023 году для аккуратных и опытных водителей средний рост тарифа составил 6% (категория КБМ < 1 и стаж от 3 лет, на нее приходится 71% полисов, оформленных на легковые автомобили граждан).

Данные представлены по договорам страхования, заключенным с 1 января 2018 года по 30 июня 2023 года.
Источник данных — автоматизированная информационная система обязательного страхования Российского Союза Автостраховщиков.

Сохранить в PDF
Ответственное структурное подразделение: Департамент страхового рынка
Страница была полезной?
Последнее обновление страницы: 19.08.2024