Информационно-аналитический комментарий об инфляции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в феврале 2021 года
Годовая инфляция в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в феврале 2021 года ускорилась на 0,2 п.п., до 4,3%, при этом оставалась ниже, чем в УрФО и России в целом (5,2% и 5,7% соответственно). Ускорению инфляции в автономном округе способствовали перенос в цены произошедшего ранее ослабления рубля и действие разовых факторов на отдельных рынках.
Основные показатели инфляции в ХМАО – Югре
в % к соответствующему месяцу предыдущего года
Октябрь 2020 | Ноябрь 2020 | Декабрь 2020 | Январь 2021 | Февраль 2021 | |
Инфляция | 3,39 | 3,78 | 3,89 | 4,15 | 4,34 |
Базовая инфляция | 3,18 | 3,11 | 3,29 | 3,70 | 4,03 |
Прирост цен на | |||||
Продовольственные товары | 4,88 | 6,63 | 5,71 | 6,28 | 6,75 |
из них: | |||||
- плодоовощная продукция | 14,73 | 21,79 | 17,20 | 15,32 | 15,76 |
Непродовольственные товары | 2,72 | 2,75 | 3,24 | 3,68 | 4,23 |
Услуги | 2,60 | 2,09 | 2,80 | 2,43 | 1,84 |
из них: | |||||
- ЖКХ | 2,59 | 3,05 | 2,33 | 2,95 | 2,90 |
- пассажирский транспорт | -7,63 | -3,64 | 2,11 | -3,41 | -5,89 |
Источник: Росстат
Продовольственные товары
Продовольственная инфляция в феврале по сравнению с январем увеличилась на 0,5 п.п., до 6,8% в основном за счет динамики цен на мясопродукты. Дополнительные издержки производителей, связанные с подорожанием зернового сырья для кормов (в себестоимости производства продукции животноводства зерновые корма составляют значительную долю), привели к росту цен на куриное мясо, говядину. По этим же причинам подорожали яйца. Ускорился рост цен на картофель, морковь и лук. Это происходило вследствие уменьшения запасов корнеплодов по причине большей их порчи при хранении по сравнению с предыдущим годом. Кроме того, этому способствовали невысокие запасы из-за снижения валового сбора картофеля в России на фоне сокращения посевных площадей в 2020 году по сравнению с 2019 годом и снижения урожайности вследствие неблагоприятных для производства картофеля погодных условий в регионах-производителях. Также в Югре подорожали помидоры. На рост их стоимости повлияли особенности северного завоза: корректировка цен на товары в населенных пунктах с ограниченными сроками поставки продукции происходит обычно с некоторым запозданием по сравнению с остальными регионами.
Непродовольственные товары
В сегменте непродовольственных товаров годовая инфляция в феврале выросла по сравнению с январем на 0,6 п.п., до 4,2%. Произошедшее в прошлом году ослабление рубля продолжило отражаться в ускорении роста цен на новые импортные автомобили. Восстановление их предложения после приостановки заводов происходит темпами, не обеспечивающими объем, необходимый для удовлетворения спроса. Также дальнейший перенос в цены валютного курса повлиял на прирост стоимости других непродовольственных товаров (велосипедов, товаров для садоводства), парфюмерно-косметической продукции (зубной пасты, крема для рук, крема для лица), чулочно-носочной продукции (женских колготок). Повышение ставок топливных акцизов с 1 января 2021 года сказалось на росте розничных цен на бензин.
Услуги
Годовая инфляция в сфере услуг в феврале по сравнению с январем замедлилась на 0,6 п.п., до 1,8%. В годовом выражении замедлился рост стоимости абонентской платы за пакет услуг сотовой связи. В связи с возрастающей конкуренцией сотовые операторы вынуждены дифференцировать тарифные линейки и гибко подходить к ценообразованию, обеспечивая широкую доступность своих продуктов. Замедлению роста цен на услуги связи также способствовал и эффект базы: в текущем году стоимость по базовым тарифам почти не изменилась, тогда как в прошлом году наблюдалось ускорение темпов роста цен для компенсации выпадающих издержек. Динамика цен на авиаперелеты отличается повышенной волатильностью, что связано с действием ограничительных мер и неравномерной динамикой возобновления регулярных маршрутов. Замедление годовых темпов прироста цен в сфере услуг в целом было вызвано эффектами базы – более сильным ростом цен на услуги зарубежного туризма и стоимости авиаперелетов в феврале прошлого года. Несмотря на некоторое оживление спроса, объемы потребления этих услуг еще заметно ниже, чем были до пандемии.
Инфляция в Уральском федеральном округе и России
Годовая инфляция в Уральском федеральном округе (УрФО) в феврале 2021 года повысилась по сравнению с январем на 0,5 п.п., до 5,2%, что ниже, чем в целом по России. Повышение инфляции в феврале в значительной мере связано c влиянием федеральных и региональных факторов: дальнейшим расширением потребительского спроса наряду с сохраняющимся давлением со стороны издержек, а также недостаточным предложением отдельных товаров.
В феврале 2021 года в целом по России продолжилось повышение годовой инфляции, на что влияло дальнейшее расширение потребительского спроса наряду с сохраняющимся давлением со стороны издержек. Значимый дополнительный вклад в рост цен внесло временное ухудшение эпизоотической ситуации. Годовая инфляция составила 5,7%, что указывает на более высокую траекторию роста цен в I квартале текущего года (с поправкой на сезонность), чем предполагает прогноз Банка России, опубликованный в последнем выпуске Доклада о денежно-кредитной политике.
Показатели, отражающие наиболее устойчивые процессы ценовой динамики, по оценкам Банка России, находятся значимо выше 4% в годовом выражении. Дальнейшая траектория инфляции будет определяться сроками исчерпания действия проинфляционных факторов и снижения инфляционных ожиданий. С учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция вернется к цели Банка России вблизи 4% в первой половине 2022 года и будет находиться на этом уровне в дальнейшем.
Фото на превью: Pixabay
Отделение по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации