Банк России выявил продажу новосибирцам страховых и инвестиционных продуктов под видом вклада
В течение 9 месяцев 2025 года жители Новосибирской области жаловались в Банк России, поскольку вместо вкладов им оформляли другие продукты, умышленно не предупредив об их особенностях. Такая недобросовестная практика называется мисселингом. Подобная ситуация может случиться в любой финансовой организации, но чаще всего — в банках, когда под видом вклада клиентам настоятельно предлагают приобрести аналогичный «высокодоходный продукт». Часто люди сталкиваются с мисселингом, когда ставки по вкладам снижаются, и клиенты банков ищут более прибыльные инструменты вложения денег.
«Мисселинг всегда в зоне внимания регулятора. Под видом вклада новосибирцам продавали накопительное и инвестиционное страхование жизни, брокерские услуги и продукты негосударственных пенсионных фондов. При этом людей вводили в заблуждение, называя эти финансовые продукты аналогом вклада, обещали высокий доход. Помните, что вклад — это уникальный банковский продукт. Здесь есть гарантированная доходность, деньги защищены системой государственного страхования. При этом человек может забрать деньги в любой момент, не потеряв изначально вложенную сумму, а только проценты, да и то не всегда. Такая ликвидность вклада отличает его, например, от ИСЖ и НСЖ. Здесь досрочно забрать деньги без потерь не получится. К тому же, доходность не гарантирована», — отмечает Сергей Жаботинский, заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России.
Он также напомнил, что есть определённые правила продажи многих сложных финансовых продуктов. Чаще всего перед их продажей менеджер обязан ознакомить клиента с ключевым информационным документом, где рассказывается обо всех особенностях предлагаемого финансового инструмента. Есть и другие требования. Например, чтобы купить полис ИСЖ, клиенту нужно будет пройти тестирование. Однако выявлены случаи, когда менеджеры сами отвечают на вопросы, чтобы продать полис.
Отказаться от НСЖ и ИСЖ без потерь можно в период охлаждения, его длительность зависит от ряда условий.
Период охлаждения длится:
- 30 дней с момента покупки, если сразу внесена вся сумма за полис, и она составляет менее 1,5 млн рублей;
- пока не будет внесён третий платёж, если договор предполагает регулярные взносы, а сумма договора менее 1,5 млн рублей;
- 14 дней, если сумма составляет от 1,5 млн рублей и выше, независимо от регулярности взносов.
Чтобы расторгнуть договор и вернуть деньги, нужно обращаться в ту компанию, с которой он заключён. Даже если вам оформили ИСЖ или НСЖ в банке, заявление нужно будет писать в страховую компанию. Если же организация отказывается возвращать деньги, необходимо обратиться к финансовому уполномоченному, приложив всю переписку с компанией, а если и это не поможет — в Банк России.
«Доказать мисселинг сложно, так как формально человек все подписал и согласился с условиями сделки. Те профилактические меры, которые принимает регулятор — введение правил продаж сложных продуктов, увеличение периода охлаждения и многое другое — работают, если человек знает о них и о своих правах как потребителя финансовых услуг. Для этого важно не только постоянно повышать финансовую грамотность, но и внимательно читать все документы, которые вы подписываете. И не важно — в офисе банка или онлайн», — подчёркивает Сергей Жаботинский.
Фото на превью: ru.freepik.com
Сибирское главное управление Центрального банка Российской Федерации