• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Выступление Председателя Банка России Э.С. Набиуллиной на пленарном заседании Госдумы РФ 20 июня 2014 года

20 июня 2014 года
Выступление
Поделиться

Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемые коллеги!

Год назад я получила от Госдумы мандат на руководство Центральным банком Российской Федерации. И сегодня, представляя Годовой отчет за 2013 год, в своем выступлении я бы хотела прежде всего остановиться на работе Банка России во втором полугодии 2013 года и на текущих задачах.

Первое направление нашей деятельности – денежно-кредитная политика.

Она проводилась исходя из основной конституционной функции Банка России – по защите и поддержанию устойчивости рубля – и была направлена на достижение целевых показателей по инфляции.

Политика базировалась на анализе экономической ситуации.

Главным вызовом для экономической политики страны в целом является преодоление тенденции к замедлению экономического роста. По оценке Центрального банка Российской Федерации, замедление роста носит не конъюнктурный, не циклический, а структурный характер и отражает многие накопившиеся проблемы, в частности стагнацию производительности труда и нехватку конкурентоспособных производств. Подтверждением этому является сохранение низкой безработицы при замедлении роста.

Эти трудности не преодолеть мерами денежно-кредитной политики. Можно сколько угодно вливать деньги в экономику, но проблемы сохранятся. Для их преодоления необходимо повышать эффективность управления, совершенствовать бизнес-процессы, искать новые рынки сбыта, повышать квалификацию рабочей силы, снижать административные барьеры для бизнеса и на этой основе проводить масштабные инвестиции в технологическое обновление и инфраструктуру.

Исходя из такого – структурного – понимания природы экономического замедления, Банк России выстраивал свою ДКП, обеспечивая разумный баланс задач ценовой стабильности и экономического роста. Политика не должна быть настолько жесткой, чтобы подавлять экономический рост, но и не должна быть слабой и мягкой, чтобы провоцировать инфляцию. В этом балансе в текущем году риски усилились на стороне инфляции. И нам крайне необходимо избежать негативного сценария развития, когда рост будет продолжать замедляться (потому что он носит структурный характер), а инфляция будет постоянно расти. Кстати, по опросам инфляция обогнала долго лидировавшие проблемы в ЖКХ в перечне вопросов, наиболее беспокоящих наших граждан. Поэтому считаю неприемлемыми предложения монетарного стимулирования экономики ценой роста цен – как некоторые предлагают, до 10–15%.

В 2013 году году инфляция на половину процентного пункта превысила целевой диапазон, составив 6,5%, но мы не стали ужесточать денежно-кредитную политику, сохраняя ключевую ставку на уровне 5,5% весь год. Мы не пошли на повышение ставок, поскольку инфляция во втором полугодии росла под влиянием немонетарных факторов временного характера.

На настоящий момент инфляция составляет 7,6% в годовом выражении, что не только превышает показатель на конец 2013 года и целевой уровень на этот год в 5%, но и выходит за рамки интервала в плюс-минус 1,5 процентного пункта.

Рост инфляции связан с комплексом монетарных и немонетарных факторов, таких как рост инфляционных ожиданий на фоне внешних шоков, удешевление рубля, специфические факторы, влияющие на рынок продовольствия.

Для того чтобы вернуть инфляцию на траекторию снижения, Банк России был вынужден повысить ставку с 5,5 до 7,5%, и сейчас прогноз показывает, что при сохранении текущей направленности денежно-кредитной политики инфляция вернется к целевым уровням в среднесрочной перспективе.

Несмотря на всплеск неопределенности под воздействием геополитических факторов, принятые Банком России оперативные меры, в том числе по увеличению валютных интервенций, позволили сохранить и поддерживать финансовую стабильность.

Одновременно с решением задачи по снижению инфляции Банк России постоянно совершенствовал свои механизмы рефинансирования, что позволило банкам получать у Центрального банка Российской Федерации необходимую ликвидность. Для этого был расширен перечень инструментов предоставления ликвидности, в том числе под залог нерыночных активов, то есть кредитов экономике. Летом 2013 года был проведен годовой аукцион по предоставлению ликвидности под такие активы, а потом заработала система регулярных трехмесячных аукционов. Реализация всех этих мер позволила Банку России увеличить валовый кредит в 2013 году на 1,8 трлн. рублей, до 5 трлн. рублей (то есть на 56%), а к концу I квартала 2014 года – до 5,6 трлн. рублей.

Кроме того, для стимулирования банковского кредитования инвестиций (а это основная проблема в условиях нехватки длинных денег) мы прибегли к нестандартному инструменту – трехлетнему рефинансированию под залог кредитов, выданных на инвестиционные проекты, а также под залог проектных бумаг. Процентная ставка по этому инструменту установлена на уровне ниже инфляции – 6,5%. Мы это делаем таким образом, чтобы при этом не менялась общая направленность денежной политики на снижение инфляции.

На протяжении последних лет Центральный банк Российской Федерации придерживался политики плавающего валютного коридора, который был введен еще в 2009 году. Однако на фоне тенденции к удешевлению рубля общий объем интервенций в 2013 году составил почти 27 млрд. долларов, а в январе–июне 2014 года в связи с усилением неопределенности Банк России потратил на интервенции свыше 40 млрд. долларов. Интервенции были проведены не с целью удержания курса рубля в определенной точке, а для сдерживания чрезмерных колебаний, которые угрожали бы стабильности финансовой системы.

Исторически население обращает большое внимание на курс, хотя значение показателя инфляции для благосостояния существенно важнее. Дело в том, что граждане получают зарплату в рублях, тратят и сберегают в основном тоже в рублях, и поэтому для подавляющего большинства граждан важно поддерживать покупательную способность своих зарплат, чтобы не обесценивались их рублевые сбережения (напомню, что 80% сбережений населения в банках – рублевые), а это – именно низкая инфляция, а не уровень курса при всей его важности.

Предприятиям низкая инфляция дает возможность прогнозировать инвестиции на более длительную перспективу.

При этом мы прекрасно осознаем, что значительный вклад в инфляцию вносят так называемые немонетарные факторы, прежде всего рост тарифов на услуги естественных монополий и ЖКХ. Заявленная нами траектория снижения инфляции до 4% в трехлетнем периоде основывалась на принятых Правительством решениях о параметрах сдерживания этих тарифов. Рассчитываем, что эти параметры сохранятся в неизменности.

Второе направление – ситуация в банковском секторе и политика в сфере регулирования и надзора.

Банковская система в целом остается устойчивой несмотря на возросшую неопределенность и замедление темпов экономического роста. О ее устойчивости можно судить и по тем регулярным стресс-тестам, которые проводит Банк России.

Именно устойчивость большинства российских банков позволяет им достаточно плавно внедрять в свою практику международные стандарты Базеля III.

В 2013 году темпы роста кредитования банками нефинансовых организаций не изменились по сравнению с 2012 годом и составили 12,7%. При этом темп роста кредитования малого и среднего бизнеса был более быстрым, чем кредитования нефинансовых организаций, в среднем 14,8%. Темпы роста просроченной задолженности при этом снизились с 4,6 до 4,2%. В январе–мае 2014 года темп роста кредитования нефинансовых организаций ускорился по сравнению с 2013 годом и составил 16–18%. В этих относительно высоких показателях есть и эффект возврата российских заемщиков с закрытых для них внешних рынков.

Тем не менее общие темпы роста кредитования остаются довольно высокими. С точки зрения экономического роста в текущей ситуации важно не столько наращивать объемы кредитования, сколько изменить его структуру и увеличить долю кредитования инвестиций. Однако хочу обратить внимание на то, что для этого нужны конкурентоспособные проекты с отдачей. Поэтому задача стоит не только перед банковской системой, но и перед экономическими субъектами в создании новых проектов, в снижении издержек. И в целом перед экономической политикой – в создании условий для того, чтобы такие проекты появлялись не единично, а масштабно.

В отраслевой структуре в 2013 году году опережающими темпами росло кредитование производства кокса, нефтепродуктов, производства транспортных средств и оборудования. В то же время в сельском хозяйстве кредитование увеличилось за год на 10,3%, при этом закредитованность сельхозпроизводителей вдвое выше, чем в других отраслях. Для решения накопившихся в сельском хозяйстве проблем необходимы меры по повышению доходности сельского производства – для того, чтобы избежать нарастания закредитованности сельских производителей.

В 2013 году Банк России уделял особое внимание снижению системных рисков в секторе потребительского кредитования. В результате темпы прироста необеспеченного потребительского кредитования замедлились с 53% в 2012 году до 31,3% в 2013 году и 24,4% в годовом выражении в мае 2014 года.

Снижение динамики роста потребительского кредитования обусловило усиленный рост просроченной задолженности по кредитам физическим лицам. В 2013 году он составил почти 41% при росте портфеля потребительских кредитов на 29%. Однако меры, предпринятые Банком России по регулированию этого рынка, способствовали тому, что созданные резервы покрывают возможные потери банков.

В настоящее время в портфелях банков необеспеченное потребительское кредитование замещается, в том числе на ипотечные кредиты и кредиты производственным компаниям. Темп роста ипотечных кредитов составляет сейчас 34% в годовом выражении.

Свою задачу в сфере регулирования и надзора Банк России видит в том, чтобы развитие банковского сектора было сбалансированным и не приводило к потере устойчивости банков.

Банки стали вести более осмотрительную кредитную политику, более адекватно оценивать риски по ссудам и формировать резервы на возможные потери в соответствии с принятыми рисками. О последнем свидетельствует в том числе и снижение прибылей банков на 13,7%, и рост резервов более чем на 20% в этом году.

Сократились объемы сомнительных операций. По оценкам Банка России, в 2013 году вывод капитала из Российской Федерации по сомнительным основаниям снизился на треть, до 26 млрд. долларов, и этот показатель продолжает снижаться в 2014 году. Однако мы понимаем, что сомнительные операции могут перетекать и в другие сектора финансового рынка, и здесь необходимо усиление регулирования и надзора.

Одним из следствий усиления надзора стало увеличение количества отзывов лицензий на осуществление банковских операций. Во втором полугодии прошлого года лицензии были отозваны у 29 организаций, с начала 2014 года отозвано 36 лицензий. У банков были большие проблемы с качеством активов, во многих – недостоверные отчетные данные, часть банков были замешаны в проведении сомнительных операций в крупных масштабах.

Банк России рассматривает отзыв лицензии как крайнюю меру, когда иные возможности воздействия уже исчерпаны.

Однако объем проблем, вскрывшийся после отзыва лицензий, показывает, что нам нужно кардинально повышать ответственность собственников и руководителей за состояние банков. Их деяния не могут оставаться безнаказанными, потому что за результаты их деятельности вынуждено расплачиваться государство, кредиторы и часть вкладчиков. Подделку документов и создание схем вывода средств не предотвратить мерами надзора, поэтому Банк России просит законодателей принять решение и ввести уголовную ответственность за фальсификацию финансовой отчетности.

Теперь о санировании. Банк России принимает такие решения, если для этого есть экономические основания, при этом учитывает системную значимость того или иного банка.

В качестве одной из своих задач в области банковского регулирования Банк России видит развитие здоровой конкуренции в банковском секторе. Мы считаем, что важно развитие банков с разной структурой собственности – частных, государственных, – невзирая на масштаб. На наш взгляд, выведение с рынка недобросовестных игроков позволяет улучшить свои позиции именно добросовестным, способствует здоровой конкуренции в банковском секторе.

Третье направление – регулирование финансовых рынков.

Это сравнительно новая сфера деятельности Банка России. Соответствующие полномочия мы получили в сентябре 2013 года после вступления в силу Закона о мегарегуляторе. В настоящий момент все необходимые организационные изменения проведены. Завершена плавная передача функций Федеральной службой по финансовым рынкам Банку России. У нас, конечно, много нерешенных проблем и задач.

Первое. Особое внимание и в прошлом, и в этом году уделяется пенсионной отрасли – для того, чтобы пенсионные накопления превращались в долгосрочный инвестиционный ресурс и чтобы эти накопления были надежно защищены. Поэтому были созданы условия для акционирования негосударственных пенсионных фондов и внедрения системы гарантирования прав застрахованных лиц. Банк России согласовал акционирование 14 негосударственных пенсионных фондов. Система гарантирования заработает с 1 января 2015 года.

Второе – страховой рынок. Мы видим свою задачу в наведении порядка на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Проблемы там копились годами, базовый тариф не повышался в течение 11 лет, без поправок в законе этот узел не разрубить. Мы должны создать такую бизнес-модель на рынке, которая позволила бы страховщикам работать эффективно, не уходить с рынка. Нам нужно законодательство, которое надежным образом регулирует и защищает все права застрахованных лиц.

Третье. В прошлом году впервые благодаря законодателю появился закон, регулирующий быстро растущий рынок микрофинансирования. Ключевые изменения были внесены в законодательство, и мы сейчас проводим работу по развития специального регулирования – единообразного регулирования правоотношений между кредитором и заемщиком вне зависимости от типа кредиторов.

Четвертое. Неотъемлемой частью надзорного процесса за страховыми компаниями и пенсионными фондами является использование актуарных заключений. В конце 2013 года появилось законодательное регулирование актуарной деятельности, направленное на обеспечение качественного уровня актуарных оценок. Мы, безусловно, будем реализовывать это законодательство.

Четвертое направление – развитие национальной платежной системы.

Эта тема приобрела особую значимость в связи с недавно произошедшими событиями, в частности с отключением некоторых наших банков от международных платежных систем.

Мы реализуем свою стратегию развития национальной платежной системы, но, конечно, в ближайшее время будем делать акцент на реализации того законодательства, которое было недавно принято Парламентом по развитию собственной платежной инфраструктуры. Поэтому сейчас у нас создана специальная комиссия, которая отбирает наилучшие технологические решения на основе российских разработок, российских технологий. Мы создаем акционерное общество (находится в стадии регистрации) по закону для того, чтобы появился оператор национальной системы платежных карт (НСПК), и будем развивать национальную систему платежных карт.

На первом этапе сейчас банки создают каналы межбанковского взаимодействия для того, чтобы снизить риски в краткосрочной перспективе, если они появятся. И сейчас свыше 90% прямых участников международных платежных систем уже сформировали такие каналы межбанковского взаимодействия, чтобы, если кого-то из них отключат, у них была возможность ими пользоваться.

При этом хочу отметить, что международные платежные системы сохраняют возможность продолжать работу на российском рынке.

В заключение я бы хотела поблагодарить Государственную Думу за очень плодотворное сотрудничество и взаимодействие. Мы подробно обсуждали Отчет на заседаниях рабочей группы, на экспертных советах, в комитетах. Отчет у нас достаточно подробный – в своем выступлении я затронула только часть важных вопросов. Надеюсь, что такое взаимодействие будет продолжено, особенно в части принятия законопроектов, важных для развития финансового сектора. Еще раз подчеркну, что это такие темы, как введение уголовной ответственности за фальсификацию финансовой отчетности, принятие изменений в Закон об ОСАГО и КоАП, а также введение дифференцированных взносов банков в фонд страхования вкладов. Мы работаем вместе с депутатами. Я надеюсь, что все эти решения будут приняты.

Большое спасибо за внимание!

Сохранить в PDF