• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Выступление Председателя Банка России С. М. Игнатьева на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О годовом отчете Банка России за 2012 год»

19 июня 2013 года
Выступление
Поделиться

Уважаемые депутаты!

Вашему вниманию предлагается годовой отчет Банка России за 2012 год.

2012 год оказался для российской экономики довольно удачным.

Объем ВВП увеличился на 3,4%. Однако следует отметить, что в течение года годовые темпы прироста ВВП снижались — с 4,8% в первом квартале до 2,1% в четвертом квартале.

Оборот розничной торговли возрос на 6,3%.

Инвестиции в основной капитал увеличились на 6,6%.

Уровень безработицы составил 5,5% экономически активного населения — это минимальное значение данного показателя за последние 20 лет.

Федеральный бюджет исполнен практически с нулевым дефицитом. Правда, это достигнуто во многом благодаря сохранению высоких мировых цен на нефть.

Платежный баланс России в 2012 году оставался сильным, хотя профицит счета текущих операций сократился с 97 млрд. долларов в 2011 году до 75 млрд. долларов в 2012 году. Замедлился рост как экспорта, так и импорта товаров. Экспорт товаров в долларовом выражении вырос на 2,7%, импорт товаров — на 5,4%.

Чистый отток частного капитала несколько сократился (с 81 млрд. долларов в 2011 году до 54 млрд. долларов в 2012 году), но все равно он остается ненормально высоким. В отток капитала включена позиция «Сомнительные операции» объемом 38 млрд. долларов. Поскольку у депутатов по этой проблеме было много вопросов, я расскажу об этом подробнее несколько позже.

Инфляция возросла с 6,1% в 2011 году до 6,6% в 2012 году. Напомню, что целевой интервал, установленный для 2012 года, составлял 5–6%. Основная причина роста инфляции — плохой урожай 2012 года, обусловивший быстрый рост цен на зерно и другие продовольственные товары.

В области процентной политики, наверное, самым значимым было решение Банка России о повышении с 14 сентября 2012 года ставки рефинансирования и других процентных ставок Банка России на 0,25 процентного пункта. Это решение было принято с целью ограничения роста инфляционных ожиданий на фоне повышения цен на продовольствие.

В 2012 году продолжилось замедление роста денежной массы. Это необходимое условие для снижения инфляции. Денежный агрегат М2 за 2012 год вырос на 12%, в то время как за 2011 год он увеличился на 22%.

В своей курсовой политике Банк России по-прежнему применял механизм плавающего валютного коридора для стоимости бивалютной корзины. В 2012 году мы расширили коридор до 7 рублей, повысили подвижность коридора.

Банковский сектор в 2012 году рос умеренными темпами. Портфель банковских кредитов нефинансовым организациям и населению в целом увеличился на 19%.

При этом кредиты нефинансовым организациям возросли на 12,7%. Кредиты населению увеличились на 39,4%, в том числе необеспеченные потребительские кредиты — более чем на 50 %.

На наш взгляд, банки недооценивают риски необеспеченного потребительского кредитования, поэтому в 2012 году нами были приняты решения, направленные на ограничение его роста.

Так, в начале 2013 года были повышены требования к формированию резервов на возможные потери по необеспеченным потребительским кредитам. С 1 июля 2013 года повышаются коэффициенты риска по таким кредитам для расчета достаточности капитала.

В течение 2012 года наблюдалась тенденция к росту процентных ставок по банковским кредитам.

Так, например, средневзвешенная процентная ставка по кредитам в рублях нефинансовым организациям на срок до 1 года повысилась с 9,3% в декабре 2011 года до 9,4% в декабре 2012 года, по ипотечным жилищным кредитам за тот же период она выросла с 11,6 до 12,7%.

Теперь о так называемых сомнительных операциях.

К сомнительным операциям Банк России относит платежи российских организаций, заявленные цели которых очевидно не соответствуют действительным. При этом явно нарушается налоговое законодательство.

Настоящими целями таких операций могут быть уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, хищение бюджетных средств, откаты и взятки чиновникам, легализация преступных доходов, финансирование терроризма и операций с наркотиками и т. д.

Значительная часть сомнительных операций направлена на вывод денежных средств из России. За 2012 год общий объем данных операций, по оценке Банка России, составил 52 млрд. долларов.

При этом более 13 млрд. долларов мы отнесли к текущему счету. Это может быть, например, оплата серого импорта (непосредственно в платежном балансе данная цифра отсутствует). Остальные 38 млрд. долларов мы включили в финансовый счет и в отток капитала. Это прирост иностранных финансовых и других активов российских резидентов, накопленных в результате теневой, незаконной деятельности.

В мае текущего года мы получили официальный запрос от МВД России относительно ряда организаций, которые использовались для проведения незаконных финансовых операций фигурантами одного уже возбужденного уголовного дела.

Банк России исследовал прямые и косвенные платежные связи этих организаций. Два дня назад мы направили в МВД России ответ, который насчитывает более 230 страниц.

Выяснилось, что указанные в запросе МВД организации являются лишь небольшой частью обширной сети, состоящей как минимум из 1173 фирм-однодневок, через которые было выведено из страны с явным нарушением налогового и валютного законодательства как минимум 760 млрд. рублей и, кроме того, было обналичено с явным нарушением налогового законодательства еще как минимум 21 млрд. рублей.

Я привел цифры без повторного счета — так сказать, чистые суммы грязных денег. Слова «как минимум» я использовал потому, что мы исследовали лишь короткие косвенные платежные связи. В число участников сети мы включили только организации, связанные с фирмами, указанными в запросе МВД, цепочками, состоящими не более чем из трех платежных операций.

Операции проводились в основном в период с 2010 по 2012 год, хотя некоторые из них относятся к 2009 и даже к 2008 году.

Создается впечатление, что вся эта сеть фирм-однодневок контролируется одной группой лиц.

Очень важно, чтобы это уголовное дело было расследовано максимально полно и были выявлены организаторы и операторы этой сети фирм-однодневок, а также их клиенты — реальные бенефициары, в интересах которых осуществляются незаконные финансовые операции.

Предстоит очень большая работа. Придется направить сотни, а может быть, и тысячи запросов в коммерческие банки, опросить сотни учредителей, директоров фирм-однодневок, опросить лиц, открывавших для этих фирм банковские счета, получивших ключи для дистанционного управления счетами.

Но масштабы проблемы того заслуживают. Очевидно, что один следователь с этой работой не справится. Следует создать оперативно-следственную группу численностью несколько десятков человек, а может и больше.

Спасибо за внимание.

Сохранить в PDF