• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

О результатах прохождения Банком России процедур по Программе оценки российского финансового сектора (Financial Sector Assessment Program, FSAP)

14 июля 2016 года
Пресс-релиз
Поделиться

В период с сентября 2015 года по июнь 2016 года Банк России принимал участие в проводимой миссией Международного валютного фонда и Всемирного банка (далее — Миссия) Программе оценки российского финансового сектора (Financial Sector Assessment Program, далее — FSAP). Разработанная в 1999 году и реализуемая каждые пять лет FSAP направлена как на оценку развития финансового сектора всех проверяемых юрисдикций, так и на оценку финансовой стабильности стран, имеющих системно значимый финансовый сектор.

Завершившаяся оценка проводилась на предмет соответствия российского регулирования Базельским основополагающим принципам эффективного банковского надзора (далее — принципы BCBS), принципам регулирования рынка ценных бумаг Международной организации комиссий по ценным бумагам (далее — принципы IOSCO), основным принципам, стандартам, руководствам и методологии оценки в страховании Международной ассоциации органов страхового надзора (далее — принципы IAIS), а также была направлена на изучение системы управления ликвидностью и вопросов макропруденциального анализа и проводимой в этой сфере политики, вопросов ликвидации, финансового оздоровления и страхования вкладов, механизмов противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, стресс-тестирования и уровня финансовой доступности. Предметом анализа FSAP также выступило выполнение Российской Федерацией ряда ключевых рекомендаций Миссии, полученных по итогам реализации мероприятий программы FSAP 2011 года. Объем проведенных оценочных мероприятий в 3–4 раза превысил масштабы FSAP 2011 года.

В опубликованном МВФ докладе по оценке российского регулирования на предмет имплементации Принципов IOSCO нашел свое отражение анализ соответствия российского рынка ценных бумаг принципам, относящимся к оценке деятельности регулятора; принципам саморегулирования; принципам выполнения требований законодательства о ценных бумагах; принципам сотрудничества при осуществлении надзора; принципам для эмитентов; принципам деятельности аудиторов, кредитных рейтинговых агентств и других оказывающих информационные услуги лиц; принципам деятельности фондов коллективного инвестирования и хедж-фондов; принципам для рыночных посредников; принципам для биржевого рынка ценных бумаг.

По итогам оценки на предмет соответствия Принципам IOSCO Миссия высоко оценила прогресс, достигнутый Банком России в части их имплементации в периметр российского регулирования.

Банк России в качестве единого регулятора финансового рынка впервые проходил мероприятия по FSAP, и специалистами Миссии было отмечено существенное улучшение в регулировании российского рынка ценных бумаг и надзоре за ним именно в связи с действиями Банка России как мегарегулятора.

Наряду с выявленной Миссией необходимостью дальнейшего совершенствования риск-ориентированного подхода к надзору за рынком ценных бумаг, отсутствием у сотрудников Банка России иммунитета от судебного преследования в связи с выполнением ими должностных обязанностей, отсутствием в рамках российского законодательства возможности выдачи лицензии с условием (ограничением) и целесообразностью перехода от жесткого регулирования, основанного на правилах, к более гибкой модели, базирующейся на принципах,

эксперты Миссии положительно отметили:

  • успешную реализацию ряда рекомендаций по итогам последней оценки 2011 года;
  • принятие Банком России Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов;
  • значительный прогресс во внедрении Банком России риск-ориентированного подхода к надзору за рынком ценных бумаг;
  • присоединение в 2015 году к Многостороннему меморандуму IOSCO, позволившее Банку России усовершенствовать информационный обмен с иностранными регуляторами, в том числе материалами, носящими конфиденциальный характер;
  • постепенное внедрение требований к участникам финансового рынка по представлению отчетности по стандартам МСФО;
  • внедрение института саморегулирования некредитных финансовых организаций;
  • соответствие лучшим мировым практикам законодательства о кредитных рейтинговых агентствах.

По итогам проведения оценочных мероприятий FSAP 2015/2016 года Банком России будет организована работа по внедрению ключевых рекомендаций миссии FSAP и подготовке к очередному циклу мероприятий программы в 2021 году.

Справочно:

13 июля 2016 года на сайте Международного валютного фонда (imf.org) размещены следующие материалы по итогам проведенной в России FSAP:

Russian Federation: Staff Report for the 2016 Article IV Consultation-Press Release; and Staff Report

Series: Country Report No. 16/229

http://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2016/cr16229.pdf;

Russian Federation: Selected Issues

Series: Country Report No. 16/230

http://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2016/cr16230.pdf;

Russian Federation: Financial System Stability Assessment

Series: Country Report No. 16/231

http://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2016/cr16231.pdf;

Russian Federation: Report on the Observance of Standards and Codes-Basel Core Principles for Effective Banking Supervision

Series: Country Report No. 16/232

http://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2016/cr16232.pdf;

Russian Federation: Report on the Observance of Standards and Codes-IOSCO Objectives and Principles of Securities Regulation

Series: Country Report No. 16/233

http://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2016/cr16233.pdf.

Информация о публикации Международным валютным фондом иных материалов по результатам прохождения Банком России FSAP 2015/2016 будет размещаться на сайте Банка России дополнительно.


При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.

Сохранить в PDF