Разъяснения
Могут ли лица, указанные в пунктах 7 и 13 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ, и связанные с ними лица совершать операции с финансовыми инструментами лиц, указанных в пунктах 1, 3 — 8, 11 и 12 Федерального закона № 224-ФЗ, в том числе в условиях режима раскрытия в ограниченном составе и (или) объеме инсайдерской информации?
В законодательстве о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком отсутствует запрет на совершение операций лицами, указанными в пунктах 7 и 13 статьи 4 Федерального закона №
При этом лица, указанные в пунктах 1, 3 — 8, 11 и 12 Федерального закона №
Статьей 11 Федерального закона №
Согласно части 3 статьи 11 Федерального закона №
В условиях раскрытия инсайдерской информации в ограниченных составе и (или) объёме, в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона №
- заблаговременное уведомление внутренним инсайдером юридического лица-инсайдера о намерении и причинах совершения операций с финансовыми инструментами;
- установление критериев оценки уровня риска операций, совершаемых внутренними инсайдерами;
- установление ограничительных периодов с учетом собственной практики юридического лица — инсайдера освещения и распространения информации;
- дифференцирование Условий по видам инсайдерской информации и доступу к ним;
- использование системного подхода к установлению мер внутреннего контроля и учет особенностей работы в отношении информации, ранее раскрываемой, но впоследствии ограниченной к раскрытию по составу и (или) объему.
Дополнительно обращаем внимание, что Банком России на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе «Противодействие недобросовестным практикам», подразделе «Аналитика» опубликован «Обзор практик определения условий совершения инсайдерами и связанными с ними лицами операций с финансовыми инструментами», включающий в себя практики, реализованные на российском и иностранных финансовых рынках.
Обязаны ли лица, указанные в частях 1 — 3 статьи 10 Федерального закона №
Форма запроса и способы его подписания, порядок и сроки его направления определяются организацией самостоятельно. Единственное ограничение — запрос должен быть подписан руководителем или уполномоченным им лицом и направлен способом, позволяющим подтвердить факт его получения инсайдером.
Соответствующее требование установлено пунктом 1 Указания Банка России от 22.04.2019 №
Можно ли в локальных нормативных актах лиц, указанных в частях 1 — 3 статьи 10 Федерального закона №
По общему правилу предусматривается предоставление инсайдером ответа на запрос в электронной форме и только в отсутствие такой возможности допускается направление ответа на запрос на бумажном носителе.
Таким образом, запрашивающее лицо не вправе предусмотреть предоставление ответов на запросы только на бумажном носителе всеми категориями инсайдеров.
Подробнее см. пункты 4 и 5 Указания Банка России от 22.04.2019 №
Может ли юридическое лицо включить родственников инсайдеров в список инсайдеров?
Можно ли обязать инсайдеров отчитываться по операциям с ценными бумагами их родственников?
Юридическое лицо вправе включить в список инсайдеров родственников инсайдеров только в случае, если они соответствуют критериям, указанным в пунктах 5, 7 и 13 статьи 4 Федерального закона №
В соответствии с частями 2 — 4 статьи 9 Федерального закона №
В соответствии с частями 1 — 3 статьи 10 Федерального закона №
При этом обязанность инсайдеров отчитываться по операциям, совершенным их родственниками, не предусмотрена.
Должна ли организация включать в список инсайдеров представителей Банка России, которые назначены в нее в соответствии со статьей 76 Федерального закона №
Уполномоченные представители Банка России в кредитной организации не подлежат включению в список инсайдеров, за исключением случаев, когда они входят в состав определенных органов организации.
В соответствии со статьей 76 Федерального закона №
Необходимо ли управляющей компании включать членов органа (комитета), участвующего в принятии решения по совершению сделок на организованных торгах с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, в свой список инсайдеров?
Физические лица могут быть включены в список инсайдеров управляющих компаний ввиду наличия заключенных с ними трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, на основании которых они имеют доступ к инсайдерской информации управляющих компаний, или в силу исполнения функций органов управления, органов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью таких управляющих компаний.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона №
В соответствии с частями 2 — 4 статьи 9 Федерального закона №
Таким образом, в силу предоставления фактического доступа по заключенным трудовым и (или) гражданско-правовым договорам или в силу исполнения функций органов управления, органов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью управляющих компаний, физические лица включаются в список инсайдеров таких управляющих компаний.
При этом с учетом пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона №
Вместе с тем различного вида договоры о конфиденциальности имеют гражданско-правовую природу, в связи с чем они могут являться основанием для включения лиц в списки инсайдеров, при этом предоставление и получение доступа к инсайдерской информации не может являться основной целью сторон и предметом таких договоров, а должно представлять собой одно из условий, без соблюдения которого невозможно надлежащее исполнение основных обязательств по договорам, определяющих их предмет (например, оказание услуг, исполнение поручений и т.д.).
Обязано ли юридическое лицо, являющееся инсайдером по пункту 5 статьи 4 Федерального закона №
Обязано, но при одновременном соблюдении двух условий, предусмотренных пунктом 13 статьи 4 Федерального закона №
- между юридическим лицом и такими работниками заключены трудовые и (или) гражданско-правовые договоры, предусматривающие доступ к инсайдерской информации;
- работникам юридического лица предоставляется фактический доступ к инсайдерской информации на основании вышеуказанных договоров.
Согласно части 3 статьи 9 в список инсайдеров юридических лиц, в том числе указанных в пункте 5 статьи 4 Федерального закона №
Лица, указанные в пункте 7 статьи 4 Федерального закона №
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона №
Обязано ли юридическое лицо вести несколько списков инсайдеров отдельно по каждой категории инсайдеров?
Как правило, осуществляется ведение единого списка инсайдеров независимо от оснований для их включения в него.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона №
В каких случаях управляющие компании включают в свой список инсайдеров оценщиков и страховые организации?
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона №
- при наличии заключенного договора с управляющей компанией, предусматривающего доступ к ее инсайдерской информации,
- а также при предоставлении указанным лицам фактического доступа к такой информации, то есть как непосредственного доступа к документам, содержащим инсайдерскую информацию, так и доступа к их носителям (бумажным, электронным, базам данных, информационным системам, компьютерным сетям и иным носителям).
В каких случаях специализированный депозитарий подлежит включению в список инсайдеров управляющей компании?
Специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда может относиться к инсайдерам в силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона №
Вместе с тем, включение специализированного депозитария в список инсайдеров по основанию, предусмотренному пунктом 5 статьи 4 Федерального закона №
Какие действия необходимо предпринимать лицу, если его включили в список инсайдеров без достаточных на то оснований?
Включение лица в список инсайдеров без достаточных на то оснований, в том числе включение в список инсайдеров лиц, не предусмотренных частями 2 и 3 статьи 9 Федерального закона №
Лицо, правомерно включенное в список инсайдеров, но полагающее, что оно неправомерно внесено в него, не исполняющее обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, несет ответственность за неисполнение своих обязанностей.
Необходимо ли раскрывать инсайдерскую информацию, предусмотренную Указанием Банка России № 5946-У, в случае если такая обязанность не закреплена нормативным актом Банка России, на который содержится отсылка графе 3 приложения к Указанию Банка России № 5946-У?
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона №
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона №
При этом если порядок раскрытия инсайдерской информации, указанный в графе 3 приложения к Указанию №
Обращаем внимание, что отсутствие обязанности раскрывать информацию в качестве инсайдерской не лишает такую информацию статуса инсайдерской. В случае нераскрытия такой инсайдерской информации у организации возникают повышенные риски, связанные с ее неправомерным использованием, и, соответственно, обязанность по надлежащей охране конфиденциальности указанной информации в течение всего периода ее нераскрытия. С учетом этого полагаем целесообразным, в случае если это не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, раскрывать такую информацию в возможно короткий срок. При этом в случае принятия решения о раскрытии такой информации, порядок и сроки ее раскрытия устанавливаются самостоятельно.
Дополнительно обращаем внимание, что в отсутствие регуляторных требований по раскрытию информации, соответствующей инсайдерской, требования по ее раскрытию, а также порядок и сроки такого раскрытия могут быть предусмотрены правилами организованных торгов (например, в рамках требований Положения Банка России от 24.02.2016 №
Обязаны ли управляющие компании паевых инвестиционных фондов, инвестиционные паи которых предназначены для квалифицированных инвесторов, раскрывать инсайдерскую информацию согласно порядку и срокам, установленным положениями Указания №
Перечень инсайдерской информации управляющей компании, порядок и сроки ее раскрытия определены в графе 3 приложения к Указанию №
Таким образом, положения Указания №
Вместе с тем, если порядок раскрытия инсайдерской информации управляющей компании предусматривает ссылку на иной нормативный акт Банка России, управляющая компания раскрывает такую информацию в случае, если она обязана раскрывать соответствующую информацию согласно такому нормативному акту.
Дополнительно обращаем внимание, что в отсутствие регуляторных требований по раскрытию информации, соответствующей инсайдерской, требования по ее раскрытию, а также порядок и сроки такого раскрытия могут быть предусмотрены правилами организованных торгов (например, в рамках требований Положения Банка России от 24.02.2016 №
Могут ли лица, указанные в пунктах 1, 3, 4, 9, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона №
Случаи, в которых инсайдерская информация может раскрываться в ограниченных составе и (или) объеме (в том числе случай, когда раскрытие инсайдерской информации может привести к введению санкционных мер в отношении инсайдера), перечень указанной информации, перечень инсайдерской информации, которая может не раскрываться, а также объем допускаемых ограничений определены в постановлениях Правительства Российской Федерации (от 09.04.2019 № 416, от 12.03.2022 № 351 и от 05.04.2022 № 586).
Лицо, являющееся инсайдером, самостоятельно определяет порядок и периодичность принятия решений об ограничении состава и (или) объема раскрываемой им инсайдерской информации либо об отказе от раскрытия инсайдерской информации, в том числе необходимость принятия таких решений органами управления.
Порядок направления в Банк России инсайдерами уведомления, содержащего инсайдерскую информацию, которая не раскрывается, установлен Указанием Банка России от 22.04.2019 №
Подробнее см. информационное письмо Банка России от 13.04.2022 № ИН-018-28/55 «О направлении уведомлений, содержащих информацию или инсайдерскую информацию, которая не раскрывается (не предоставляется)».
В какой срок лицам, указанным в пунктах 1, 3, 4, 9, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона №
Уведомления должны быть направлены в Банк России в сроки, установленные для раскрытия (предоставления) соответствующей информации Указанием Банка России от 27.09.2021 №
В случае если акт Правительства Российской Федерации, устанавливающий особенности раскрытия инсайдерской информации, предусматривает возможность ограничения раскрытия ранее опубликованной инсайдерской информации, уведомления следует направлять в Банк России не позднее 10 рабочих дней с даты ограничения раскрытия ранее опубликованной инсайдерской информации.
Подробнее см. информационное письмо Банка России от 13.04.2022 № ИН-018-28/55 «О направлении уведомлений, содержащих информацию или инсайдерскую информацию, которая не раскрывается (не предоставляется)».
Могут ли лица, указанные в пунктах 1, 3, 4, 9, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона №
Уведомления направляются в Банк России каждый раз при реализации права на ограничение раскрытия инсайдерской информации. В отношении одного документа (сообщения), содержащего инсайдерскую информацию, составляется отдельное уведомление.
Подробнее см. информационное письмо Банка России от 13.04.2022 № ИН-018-28/55 «О направлении уведомлений, содержащих информацию или инсайдерскую информацию, которая не раскрывается (не предоставляется)».
Является ли эмитент, эмиссионные ценные бумаги которого не допущены к торгам на российских фондовых биржах, инсайдером? Необходимо ли такому эмитенту утвердить перечень инсайдерской информации, вести список инсайдеров, а также принимать меры, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 27.07.2010 №
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 №
Эмитенты, эмиссионные ценные бумаги которых не допущены к обращению на организованных торгах или в отношении которых не подавалась заявка о допуске к обращению на указанных торгах, не относятся к эмитентам, указанным в пункте 1 статьи 4 Закона №
Таким образом, обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 3, частью 1 статьи 9 и статьей 11 Закона №
Являются ли аффилированные лица юридического лица его инсайдерами?
Перечень юридических и физических лиц, являющихся инсайдерами, установлен статьей 4 Федерального закона от 27.07.2010 №
Является ли инсайдером эмитента юридическое лицо, которое имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться более чем 25 процентами голосов в высшем органе управления эмитента? Следует ли включать это юридическое лицо в список инсайдеров эмитента и уведомлять о таком включении? Ценные бумаги эмитента торгуются на российской фондовой бирже.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 №
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона №
Состав лиц, подлежащих включению в список инсайдеров в соответствии с частью 2 и 3 статьи 9 Закона №
Таким образом, согласно пункту 6 статьи 4 Закона №
Являются ли инсайдерами органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации право размещать временно свободные средства в валюте Российской Федерации только на банковские депозиты кредитных организаций?
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 №
В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 22.04.1996 №
Ввиду того что валюта Российской Федерации и банковские депозиты не являются финансовыми инструментами, органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющие право размещать временно свободные средства только на банковских депозитах, не относятся к инсайдерам по критерию, установленному пунктом 9 статьи 4 Закона №
В случае если лицо подлежит включению в список инсайдеров по нескольким основаниям, предусмотренным статьей 4 Федерального закона от 27.07.2010 №
Законодательством Российской Федерации не установлен порядок составления списка инсайдеров, а также состав отражаемой в нем информации. Таким образом, состав содержащихся в списке инсайдеров сведений инсайдер определяет самостоятельно.
Вправе ли лицо, включенное в список инсайдеров юридических лиц, указанных в пунктах 1,
Лицо, оспаривающее включение его в список инсайдеров (требующее исключить его из списка инсайдеров) без достаточных на то оснований, вправе обжаловать такое действие (бездействие) посредством в том числе соответствующего письменного обращения в организацию, осуществляющую ведение списка инсайдеров, и (или) в судебном порядке.
На основании этого рекомендуется не прекращать исполнение этим лицом обязанностей, предусмотренных статьями
Вправе ли лицо, несогласное с включением в список инсайдеров, не исполнять обязанности, установленные статьей
Обязанности, связанные с включением лица в список инсайдеров, возникают только в случае правомерного внесения его в данный список.
Следовательно, если лицо, правомерно включенное в список инсайдеров, но полагающее, что оно неправомерно внесено в него, не исполняет обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, то оно несет ответственность за неисполнение своих обязанностей.
Какие обязанности возникают у юридических лиц, указанных в пункте 5 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 №
Юридические лица, указанные в пункте 5 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 №
- вести список инсайдеров;
- уведомлять в порядке, установленном нормативным актом Банка России, лиц, включенных в список инсайдеров, об их внесении в такой список и исключении из него, информировать указанных лиц о требованиях Закона №
224-ФЗ; - передавать организатору торговли, через которого совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, по его требованию в порядке, установленном нормативным актом Банка России, список инсайдеров;
- передавать список инсайдеров в Банк России по его требованию;
- разработать и утвердить порядок доступа к инсайдерской информации, правила охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением требований Закона №
224-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; - создать (определить, назначить) структурное подразделение (должностное лицо), в обязанности которого входит осуществление контроля за соблюдением требований Закона №
224-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов и которое подотчетно лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, а также обеспечить условия для беспрепятственного и эффективного осуществления указанным структурным подразделением (должностным лицом) своих функций; - с учетом требований Банка России разработать и утвердить правила внутреннего контроля по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком, а также обеспечивать их выполнение;
- предоставить информацию по запросу, предусмотренному частями
1-3 статьи 10 Закона №224-ФЗ, в порядке и сроки, которые установлены нормативным актом Банка России.
Обращаем внимание, что согласно части 6 статьи 9 Закона №
В каком случае у лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 №
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 №
Таким образом, лицо является инсайдером по критерию, указанному в пункте 5 статьи 4 Закона №
1) Наличие у лица заключенного договора с юридическим лицом, указанным в пунктах 1, 3, 4 статьи 4 Закона №
2) Наличие у лица фактического доступа к информации юридических лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4 статьи 4 Закона №
Таким образом, кредитная организация в качестве инсайдера по пункту 5 статьи 4 Закона №
Обращаем внимание, что согласно части 6 статьи 9 Закона №
Если член совета директоров юридического лица не имеет доступа к инсайдерской информации, нужно ли включать его в список инсайдеров?
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 №
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона №
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона №
Таким образом, члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (в том числе управляющая организация, управляющий либо временный единоличный исполнительный орган), члены ревизионной комиссии, включаются в список инсайдеров в обязательном порядке без дополнительного обоснования в связи с наличием у указанных лиц прямого доступа либо потенциальной возможности доступа к инсайдерской информации.
При включении в список инсайдеров юридических лиц, с которыми заключены какие-либо договоры, необходимо ли включать в список инсайдеров сотрудников таких юридических лиц?
В список инсайдеров юридических лиц, указанных в пунктах 1,
Является ли подача субброкерами поручений, поданных на основе поручений их клиентов, вышестоящему брокеру передачей инсайдерской информации? Следует ли включать вышестоящего брокера в список инсайдеров субброкеров по основаниям, указанным в пункте 5 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 №
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 №
Следует учитывать, что посредник, который совершает операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами в интересах другого посредника (посредника-клиента), не относится к лицам, имеющим доступ к инсайдерской информации посредника-клиента, если только на основании заключенного между указанными посредниками договора посредник-клиент не передает другому посреднику инсайдерскую информацию, полученную от своих клиентов. При этом по смыслу Закона №
Таким образом, вышестоящий брокер не является инсайдером субброкера по критерию, указанному в пункте 5 статьи 4 Закона №
Каким именно организаторам торговли следует передавать списки инсайдеров?
Согласно пункту 3 части 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 №
Должны ли инсайдеры передать списки инсайдеров организаторов торговли, если они не являются непосредственными участниками торгов?
Обязанность по передаче списков инсайдеров, предусмотренная подп. 3 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 №
Каким именно организаторам торговли вторичные инсайдеры эмитента (юридические лица, указанные в пп. 5–8, 11 и 12 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») обязаны передавать списки инсайдеров, если эмитент не предоставляет инсайдерам/юридическим лицам информацию о том, на каком организованном рынке обращаются его акции?
Юридические лица, указанные в пп.
Положением о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, утвержденным приказом ФСФР России от 21.01.2011 № 11-3/пз-н, установлен перечень сведений, обязательных для отражения в уведомлении о включении лица в список инсайдеров. Информация об организаторах торговли, на торгах которых обращаются ценные бумаги эмитента, не отнесена к таким сведениям.
Необходимо ли лицам, не имеющим лицензии Банка России, допущенным к участию в организованных торгах товарами и действующим в интересах и за счет других лиц, исполнять обязанности, установленные статьями 3, 9, 11, 12 Федерального закона от 27.07.2010 №
В соответствии с нормой, установленной пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 №
Участникам товарного рынка для осуществления в интересах клиентов операций с товарами на организованных торгах не требуется лицензия Банка России. Вместе с тем такие лица получают от клиентов информацию, относящуюся к инсайдерской в соответствии со статьей 2 Закона №
В связи с вышеизложенным на участников товарного рынка распространяются требования, установленные частями 1 и 4 статьи 3, статьями 9 и 11 Закона №
Участники товарного рынка обязаны исполнять требования Закона №
- вести список инсайдеров;
- уведомлять в порядке, установленном нормативным актом Банка России, лиц, включенных в список инсайдеров, об их включении в такой список и исключении из него, информировать указанных лиц о требованиях Закона №
224-ФЗ; - передавать организатору торговли, через которого совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, по его требованию в порядке, установленном нормативным актом Банка России, список инсайдеров;
- раскрывать перечень инсайдерской информации на своем официальном сайте в сети Интернет;
- разработать и утвердить порядок доступа к инсайдерской информации, правила охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением требований Закона №
224-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; - создать (определить, назначить) структурное подразделение (должностное лицо), в обязанности которого входит осуществление контроля за соблюдением требований Закона №
224-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов и которое подотчетно лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, а также обеспечить условия для беспрепятственного и эффективного осуществления указанным структурным подразделением (должностным лицом) своих функций; - с учетом требований Банка России разработать и утвердить правила внутреннего контроля по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком, а также обеспечивать их выполнение;
- исполнять иные требования по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации.
Для каких целей лицам, указанным в пунктах 1,
Методические рекомендации Банка России от 14.09.2018 №
В соответствии с подпунктом 1.1.22 пункта 1.1 методических рекомендаций юридическим лицам для осуществления порядка доступа к инсайдерской информации и соблюдения правил охраны ее конфиденциальности рекомендуется посредством перечня лиц, которым предоставляется доступ к инсайдерской информации, определять конкретных лиц, включенных в список инсайдеров юридического лица, которым предоставляется доступ к конкретным видам инсайдерской информации.
Порядок проведения проверок соблюдения требований Федерального закона от 27 июля 2010 года № 224-ФЗ
В каких целях Банк России проводит проверки соблюдения требований Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»?
Проверки соблюдения требований Федерального закона от 27.07.2010 №
Кто проводит подобного рода проверки?
Проведение проверок отнесено к компетенции Департамента противодействия недобросовестным практикам.
В каких случаях проводится проверка?
Проверка проводится при наличии признаков нарушений требований и запретов, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 №
Какого рода информация может служить причиной проведения проверки?
Информация о признаках возможных нарушений закона, полученная от физических и юридических лиц, органов государственной власти, иных органов и организаций; сведения, содержащиеся в средствах массовой информации, иных открытых источниках информации, а также в сети Интернет; информация, выявленная Банком России при помощи аппаратно-программных комплексов.
Кто принимает решение о проведении проверки?
Проверка проводится на основании решения Председателя Банка России (или его заместителя), оформленного в виде поручения на проведение проверки.
Каковы полномочия Банка России по истребованию документов в связи с проведением проверки?
В ходе проведения проверки Банк России требует (запрашивает) информацию и (или) документы, необходимые для проведения проверки, включая документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях, путем направления требований (запросов) о предоставлении информации и (или) документов российским и иностранным юридическим лицам, иностранным организациям, не являющимся юридическими лицами, физическим лицам (включая иностранных граждан), в том числе индивидуальным предпринимателям, федеральным органам исполнительной власти, исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным органам или организациям, осуществляющим функции указанных органов, органам управления государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты. Банк России требует (запрашивает) необходимую информацию, в том числе представления осуществляемых записей обмена данными, у любого лица, в отношении которого имеются основания полагать, что оно располагает необходимой информацией.
Какова процедура вызова физических лиц в Банк России для предоставления необходимой информации и (или) объяснений?
Вызов лица в Банк России для предоставления необходимой информации и (или) объяснений осуществляется путем направления в адрес соответствующего лица телеграммы, телефонограммы или сообщения факсимильной связи, заказного письма с уведомлением о вручении либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих вручение уведомления о вызове адресату и фиксирование его вручения.
Как проходит процедура опроса?
Информация и (или) объяснения, предоставленные лицом в устной форме, фиксируются в протоколе опроса лица. Такой протокол составляется в одном экземпляре служащим Банка России, проводящим проверку, и подписывается лицом, предоставившим информацию или объяснения, или уполномоченным представителем этого лица в случае его участия, а также служащими Банка России, проводящими проверку и составившими протокол опроса.
Каковы действия служащих Банка России, если лицо, вызванное на опрос, отказывается предоставить информацию и (или) подписать протокол?
В случае если лицо, вызванное в Банк России для предоставления информации и (или) объяснений, отказывается от их предоставления и (или) от подписания протокола, в протокол вносится соответствующая запись, которая удостоверяется подписями служащих территориального учреждения Банка России.
Какой документ является результатом проведенной проверки?
По результатам проверки составляется акт проверки.
Являются ли сведения, полученные Банком России в ходе проведения проверок, информацией, разглашение которой запрещено третьим лицам?
Да. Информация, полученная в ходе проведения проверок, а также содержание акта проверки не могут быть разглашены Банком России третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России.
Какие действия предпринимает Департамент противодействия недобросовестным практикам после завершения проверки?
По результатам проверки на основании акта Департамент противодействия недобросовестным практикам выносит на рассмотрение руководства Банка России и (или) Комитета финансового надзора Банка России, Комитета банковского надзора Банка России предложения о принятии решений или информирует руководство Банка России об отсутствии оснований для принятия решений по результатам проверки.
Имеет ли Банк России право незамедлительно применить необходимые меры до официального завершения проверки?
При выявлении фактов (событий) и обстоятельств, которые могут свидетельствовать о необходимости незамедлительного применения мер, может составляться промежуточный акт проверки до ее завершения. После чего предпринимаются вышеуказанные действия.
В каких случаях Банк России может проводить повторную проверку?
Банк России проводит проверку по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам. Такая проверка проводится только в случаях:
— если по результатам ранее проведенной проверки не были приняты решения о мерах воздействия;
— если имеются основания по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам дополнительно принять иные решения о мерах воздействия.
Каковы основания для начала повторной проверки?
- Выявление обстоятельств, которые не были и не могли быть известны на момент принятия решения по результатам проверки, но имеют существенное значение для объективного и всестороннего рассмотрения всех обстоятельств и объекта проверки.
- Фальсификация доказательств, заведомо ложное показание лица, в отношении которого в ходе проверки имелись основания полагать, что оно располагает необходимой для проведения проверки информацией, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, недостоверный перевод, повлекшие за собой принятие необоснованного решения и (или) внесение недостоверных сведений в заключение эксперта.
Кто решает вопрос о проведении повторной проверки?
Проверка по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам проводится по поручению Председателя Банка России (его заместителя).
Нужно ли составлять новый акт проверки по результатам повторной проверки?
По результатам проверки по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам составляется новый акт проверки.
Соглашение с Банком России
Когда можно заключить соглашение с Банком России?
С момента возбуждения регулятором дела об административном правонарушении по статьям 15.21 («Неправомерное использование инсайдерской информации») и 15.30 («Манипулирование рынком») Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и до момента вынесения постановления по данному делу.
Как заключить соглашение с Банком России?
Необходимо направить в Банк России ходатайство о заключении соглашения по форме, установленной Указанием Банка России от 23.12.2021 №
Какую сумму необходимо уплатить в бюджет Российской Федерации при заключении соглашения?
Сумма платежа в бюджет оговаривается каждый раз индивидуально в соглашении. При этом для физического лица она не может быть менее 5 тыс. рублей; для должностного лица — менее 30 тыс. рублей; для юридического лица — менее 700 тыс. рублей.
В какой срок лицо обязано выполнить условия соглашения?
В срок, определенный соглашением, но не более шести месяцев с даты заключения соглашения.
Является ли факт заключения соглашения признанием лицом своей вины?
Нет, заключение соглашения не означает признание лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, своей вины.
Как подтвердить факт исполнения соглашения?
Необходимо представить в Банк России составленное в простой письменной форме заверение об исполнении предусмотренных соглашением обязанностей, а также документы и информацию, подтверждающие исполнение соглашения.
В какой срок Банк России признает соглашение исполненным или неисполненным?
В срок не позднее одного месяца с даты получения предусмотренных соглашением документов и информации. Если Банк России не получил предусмотренные соглашением документы и информацию, то соглашение признается неисполненным не позднее десяти рабочих дней после истечения установленного им срока
Является ли публичной информация о заключенных с Банком России соглашениях?
Да, эта информация публичная. Она публикуется на официальном сайте Банка России в разделе «Решения Банка России».
В каких случаях соглашение с Банком России признается неисполненным?
Соглашение считается неисполненным при наличии одного или несколько условий:
- не соблюдены сроки исполнения предусмотренных соглашением обязанностей;
- не предоставлен полный объем документов и информации, подтверждающих факт исполнения соглашения;
- не соблюдено хотя бы одно из условий соглашения (уплата денежных средств в бюджет Российской Федерации, принятие предусмотренных соглашением мер).
Можно ли вернуть уплаченные в бюджет денежные средства в случае признания соглашения неисполненным?
Нет, уплаченные в бюджет денежные средства не возвращаются.
Как влияет соглашение на участника рынка в дальнейшем?
Если участник рынка впоследствии вновь совершит административное правонарушение, связанное с неправомерным использованием инсайдерской информации или манипулированием рынком, то обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, будут являться:
- неисполнение ранее заключенного соглашения с Банком России;
- совершение административного правонарушения лицом, с которым ранее было заключено такое соглашение, если со дня его исполнения прошло менее одного года.