Операторы инвестиционных платформ
Операторы инвестиционных платформ работают в сфере краудфандинга — на достаточно молодом рынке привлечения инвестиций, который начинался со стихийного народного финансирования проектов. Сегодня электронные площадки (инвестиционные платформы) предоставляют возможность привлечения средств в долг или капитал от множества инвесторов. С 2020 года их деятельность регулируется законом.
Инвестором на инвестиционной платформе может стать как физическое, так и юридическое лицо, но привлекать инвестиции с помощью таких платформ могут только юридические лица и индивидуальные предприниматели. В течение года через инвестиционную платформу можно привлечь не более 1 млрд рублей.
Закон предусматривает следующие способы инвестирования с использованием инвестиционных платформ:
- предоставление займов — краудлендинг;
- приобретение эмиссионных ценных бумаг, размещаемых на инвестиционной платформе (кроме ценных бумаг кредитных и некредитных финансовых организаций, структурных облигаций и предназначенных для квалифицированных инвесторов ценных бумаг), — краудинвестинг;
- приобретение утилитарных цифровых прав (право требовать передачи вещи (вещей), исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и (или) права использования результатов интеллектуальной деятельности, выполнения работ и (или) оказания услуг);
- приобретение цифровых финансовых активов (включающих денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске ЦФА).
Оператором инвестиционной платформы может быть только организация, внесенная Банком России в соответствующий реестр.
Основные требования, предъявляемые к операторам инвестиционных платформ:
- российское юридическое лицо;
- размер собственных средств (капитала) — не менее 5 млн рублей;
- соблюдение требований к Правилам инвестиционных платформ.
Условия взаимодействия между операторами инвестиционных платформ и их клиентами содержатся в Правилах инвестиционных платформ, которые определяют порядок работы, способы инвестирования, права и обязанности сторон, размер вознаграждения оператора и многое другое.
Правила инвестиционной платформы должны быть согласованы Банком России.
Ответы на вопросы о деятельности операторов инвестиционных платформ:
Инвестором или лицом, привлекающим инвестиции (ЛПИ), может быть признано лицо, которому оператор инвестиционной платформы (ОИП) оказывает услуги по содействию в инвестировании, или лицо, которому ОИП оказывает услуги по привлечению инвестиций (п. 4, 5 ч. 1 ст. 2 Закона об инвестиционных платформах).
Оказание услуг по содействию в инвестировании и услуг по привлечению инвестиций с использованием инвестиционной платформы осуществляется на основании соответствующих договоров (п. 3 ч. 1 ст. 2 и ч. 1–3 ст. 3 Закона об инвестиционных платформах).
Поэтому ОИП не может быть признан инвестором или ЛПИ на своей платформе, поскольку все обязательства, возникшие из договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и договоров об оказании услуг по содействию в инвестировании, обеими сторонами по которым выступает одно лицо (ОИП), прекращаются (с учетом ст. 413 ГК РФ).
ОИП не может выступать стороной договора инвестирования, заключаемого на инвестиционной платформе, оператором которой он является.
Договор инвестирования считается заключенным с момента поступления денежных средств инвесторов с номинального счета оператора инвестиционной платформы (ОИП) на банковский счет лица, привлекающего инвестиции (ЛПИ) (ч. 1 ст. 13 Закона об инвестиционных платформах). Сам факт списания денежных средств инвесторов с номинального счета ОИП не является гарантией того, что денежные средства будут зачислены на банковский счет ЛПИ и договор инвестирования будет заключен.
Отсутствие однозначного доказательства заключения договора инвестирования порождает угрозу нарушения ОИП обязанности по ведению реестра договоров инвестирования (ч. 1 ст. 11 Закона об инвестиционных платформах). Поэтому правила должны содержать механизм точного определения момента заключения договора инвестирования (к примеру, механизм, предусматривающий порядок получения от ЛПИ выписки по банковскому счету).
Договоры инвестирования заключаются в письменной форме с использованием информационных технологий и технических средств платформы путем принятия инвестиционного предложения лица, привлекающего инвестиции (ЛПИ), и перечисления на его банковский счет денежных средств (ч. 1 ст. 13 Закона об инвестиционных платформах). Положения Закона об инвестиционных платформах не предполагают возникновения каких-либо агентских отношений между инвестором или ЛПИ и оператором инвестиционной платформы (ОИП), связанных с заключением договора инвестирования.
Договором инвестирования является договор между инвестором и ЛПИ, при этом способ заключения договора, когда ОИП выступает в качестве агента и действует от своего имени, приводит к заключению договора между ОИП и ЛПИ или инвестором, в зависимости от того, чьим агентом выступает оператор в такой ситуации. В связи с этим порядок заключения договора, когда оператор действует от своего имени, но за счет инвестора и (или) ЛПИ, не приводит к заключению договора инвестирования (п. 9 ч. 1 ст. 2 Закона об инвестиционных платформах).
Правила инвестиционной платформы должны содержать порядок обмена информацией между инвесторами с использованием платформы. Однако оператор инвестиционной платформы может организовать и иные способы взаимодействия между участниками (п. 9 ч. 2 ст. 4 Закона об инвестиционных платформах).