Интернет-приемная
Хотите обратиться в Банк России? Это можно сделать удобным для вас способом:
В мобильном приложении «ЦБ онлайн» у вас есть возможность в любой момент получить онлайн-консультацию от специалистов Банка России. Операторы чата 24/7 готовы ответить на вопросы о финансовых продуктах и услугах, порекомендовать порядок действий в сложной ситуации, пояснить значение того или иного термина и многое другое.
Если у вас есть вопросы о порядке установки или работе мобильного приложения, пишите на почтовый адрес mobile-help@cbr.ru.
Кроме этого, в «ЦБ онлайн» можно:
- Проверить финансовую организацию на наличие лицензии, узнать, оказывает ли она нужные услуги, и найти на карте ее ближайший офис.
- Почитать статьи и новости из мира финансов.
- Сообщить о нелегальной финансовой организации и финансовой пирамиде.
Обращаем внимание, что приложение не обрабатывает персональные данные. Поэтому, если вы считаете, что финансовая организация нарушает ваши права, то направить жалобу можно с помощью формы отправки обращения в электронном виде. Обязательно приложите все документы, имеющие отношение к сложившейся ситуации.
Если вам нужна информация справочного характера, вы можете задать вопрос оператору контактного центра. Единственное условие — ответ не должен требовать раскрытия конфиденциальной информации, в том числе персональной или относящейся к банковской тайне. Банк России никогда не запрашивает такую информацию и не предлагает совершать операции по вашим счетам. Остерегайтесь мошенников!
Контактный центр работает круглосуточно, без выходных.
В настоящее время нагрузка на операторов связи увеличена. Если вы не смогли связаться с нами, пожалуйста, перезвоните позднее.
Спорные ситуации можно решить быстрее, обратившись в банк, страховую или другую финансовую организацию напрямую. По закону они обязаны рассмотреть обращение и ответить заявителю в течение 15 рабочих дней. В некоторых случаях срок могут продлить, но не более чем на 10 рабочих дней.
Если в финансовой организации вам не помогли или вы не получили ответ, можно пожаловаться в Банк России.
Банк России перенаправляет обращения и жалобы на действия финансовых организаций непосредственно в финансовую организацию, на которую жалуется заявитель, в течение 7 рабочих дней со дня регистрации.
Если вы отказались от перенаправления обращения или приложили к обращению копию ответа финансовой организации, то ваше обращение не будет перенаправлено.
В таком случае Банк России рассмотрит ваше обращение самостоятельно в течение 30 дней (срок может быть увеличен до 60 дней).
По вопросам работы официального сайта Банка России можно написать напрямую в службу поддержки: webmaster@mail.cbr.ru. Вопросы и обращения по другим темам по этому адресу не рассматриваются.
Банк России рассматривает обращения граждан в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В течение трех дней на указанный вами адрес электронной почты поступит уведомление с регистрационным номером и датой регистрации обращения в Банке России.
Большинство ответов на обращения подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) Банка России, которая юридически равнозначна собственноручной подписи (в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»). Электронный документ, подписанный УКЭП, принимается к рассмотрению во всех органах государственной власти России.
Обращаем ваше внимание, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности подачи жалоб в форме электронного документа на постановления по делу об административном правонарушении (определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении). Такие жалобы, направленные в Банк России в форме электронного документа, будут оставлены без рассмотрения по существу (решения Верховного Суда Российской Федерации от 21.06.2019 № 20-ААД19-2, от 13.06.2019 № 11-ААД19-4, от 27.09.2018 № 53-ААД18-10).
Личный прием граждан осуществляется по предварительной записи. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт) и документы, касающиеся Вашего вопроса (при их наличии).
Узнать статус обращения
Здесь вы можете проверить статус рассмотрения обращения по номеру и дате его регистрации в Банке России. Информация о статусе поступит по электронной почте в течение нескольких минут.
Узнать статус обращенияОтветы на популярные вопросы
Кредитные каникулы для участников специальной военной операции. Больше вопросов-ответов
До какого срока отменены ограничения на полную стоимость кредита? И как это влияет на ставки по кредитам?
Отмена ограничения полной стоимости кредита (ПСК) продлена и будет действовать с 1 апреля до 30 июня 2024 года.
Эта мера затрагивает все потребительские кредиты, включая ипотеку, автокредиты и POS-кредиты (в торговых точках). Она позволяет кредиторам повышать ставки по кредитам/займам, подстраиваясь под уровень ключевой ставки.
Но это не значит, что ставки будут неограниченно расти: их будут сдерживать, во-первых, конкуренция за качественных заемщиков, а выдачи по совсем дорогим ставкам будут ограничены из-за снижения спроса, во-вторых, прямые лимиты и макропруденциальные надбавки, установленные для кредитов и займов заемщикам с высокой долговой нагрузкой. Для большинства займов, включая займы до зарплаты, ограничения полной стоимости сохраняются. Кроме того, продолжает действовать установленное законом общее и для МФО, и для банков требование: процентная ставка не может превышать 0,8% в день.
Следует иметь в виду, что по действующим кредитам и займам процентные ставки и ПСК в связи с этой отменой ограничений не изменяются.
При выдаче кредита мне навязали страховку к нему. Она мне не нужна, как за нее вернуть деньги?
В течение 30 дней («период охлаждения») со дня получения страховки заемщик может подать заявление о возврате денег за нее.
С заявлением необходимо обратиться к страховщику, если страховка индивидуальная (страхователем является заемщик), или в банк, если страховка была оформлена в форме присоединения заемщика к договору коллективного страхования.
При отсутствии страхового случая страховщик/банк обязан вернуть денежные средства в течение 7 рабочих дней. Если договор страхования заключен для обеспечения исполнения обязательств заемщика по кредитному договору — деньги за страховку возвращаются в полном объеме. В иных случаях деньги возвращаются в сумме, уплаченной заемщиком за услугу, за вычетом стоимости части такой услуги, фактически оказанной заемщику до дня получения страховой компанией заявления об отказе.
При этом если заемщик обратился в
Следует иметь в виду, что после отказа заемщика от заключения договора страхования или отказа от договора банк вправе увеличить ставку по кредиту до размера ставки (на дату предоставления) по кредитам (займам), предоставляемым без заключения договора добровольного страхования, если такое увеличение предусмотрено договором потребительского кредита (займа).
Обращаем внимание, что при заключении кредитного договора вы можете отказаться от любых дополнительных услуг. Кредитор не имеет права за вас проставлять отметки о согласии на такие услуги.
Звонят ли работники Банка России через мессенджеры?
Сотрудники Банка России, а также государственных и правоохранительных органов никогда не звонят через мессенджеры. Так поступают мошенники, которые представляются в том числе сотрудниками Банка России. Иногда злоумышленники направляют в мессенджер или на электронную почту поддельное удостоверение с логотипом и печатью Банка России. Такие документы иногда содержат имена реальных сотрудников, сведения о которых мошенники могут получить на сайте регулятора или каким-либо другим способом. Высылая фальшивое удостоверение, они рассчитывают добиться доверия, чтобы потом обманом выманить у человека деньги или оформить на него кредит.
Если вам позвонили якобы «работники» Банка России или правоохранительных органов и разговор касается ваших финансов, положите трубку. Никому и никогда не переводите деньги и не сообщайте свои личные и финансовые данные по просьбе незнакомого абонента, кем бы он ни представлялся.
О схемах мошенников можно почитать на сайте «Финансовая культура», а также на официальном сайте Банка России в подразделе «Противодействие мошенническим практикам».
Звонят из банка и сообщают, что кто-то пытается оформить кредит на мое имя. Что делать?
Как будет происходить процесс выкупа иностранных ценных бумаг (ИЦБ) согласно Указу 844 и в какие сроки?
1 этап. Условия проведения торгов и совершения сделок (операций) с ИЦБ установлены Правительственной комиссией. Согласно данным условиям организатором торгов назначено ООО «Инвестиционная палата». Сделки будут заключаться путем проведения торгов, которые не являются организованными торгами в понимании Федерального закона №
Организатор торгов собирает заявки российских частных инвесторов исключительно через российских брокеров, доверительных управляющих и управляющие компании ПИФ. Каждый частный инвестор может предъявить к выкупу ИЦБ совокупной стоимостью не более 100 тыс. рублей. Подать заявку на выкуп можно в период с 25.03.2024 до 08.05.2024. Отозвать заявку нельзя.
Если владелец ИЦБ подаст заявки через несколько брокеров, доверительных управляющих и управляющие компании ПИФ, его заявки будут объединены с учетом установленной общей стоимости.
При этом организатор торговли имеет право по собственному усмотрению и без объяснения причин не включать ИЦБ, предъявленные к выкупу, в общий пул заявок при наличии технических несоответствий заявок или превышение лимита в 100 тыс. рублей на одного владельца.
Перечень иностранных ценных бумаг (ИЦБ), которые можно предъявить к выкупу, утвержден Правительственной комиссией и опубликован на сайте организатора торгов. (Речь идет об иностранных активах, которые учитываются на счетах центрального депозитария (НРД), открытых в зарубежных организациях:
- акциях иностранных эмитентов;
- депозитарных расписках на акции иностранных эмитентов;
- паях иностранных инвестиционных фондов.
2 этап. Организатор торгов из всех полученных и проверенных заявок сформирует общий пул ценных бумаг. Далее разделит его на отдельные лоты, максимально идентичные по составу бумаг и стоимости. После для всех лотов устанавливается единая стартовая цена, которая не может быть меньше средней стоимости входящих в каждый лот бумаг. Информация об этих лотах будет опубликована на сайте организатора торгов.
3 этап. Организатор торгов собирает заявки от покупателей-нерезидентов на сформированные лоты.
4 этап. На основе полученных заявок от покупателей-нерезидентов организатор торгов определит для всех лотов единую финальную цену продажи. ИЦБ будут продаваться не ниже начальной стоимости, определенной по состоянию на 22.03.2024. Фактическая цена продажи будет сформирована после поступления заявок от нерезидентов и будет зависеть от фактического спроса и рыночной конъюнктуры. После завершения торгов будут произведены расчеты.
В случае неполного выкупа заявки продавцов будут удовлетворены частично.
ИЦБ российских владельцев, чьи заявки не были удовлетворены или удовлетворены частично, не списываются со счетов их владельцев, а деньги нерезидентов возвращаются на их рублёвые счета, включая счета типа «С».
Предполагается, что процесс завершится до 1 сентября 2024 года. Согласно плану, организатор торгов:
- до 8 мая принимает заявки на выкуп от физических лиц — резидентов;
- до 31 мая формирует лоты для выкупа нерезидентами;
- до 5 июля принимает заявки от покупателей-нерезидентов;
- до 29 июля подведет итоги выкупа и проведет расчеты (перечислит денежные средства на счета, указанные брокерами, доверительными управляющими и управляющими компаниями ПИФ при подаче заявки, а также переведет ценные бумаги нерезидентам).
При этом отмечаем, что сроки могут быть скорректированы организатором торгов. В этом случае указанная информация будет опубликована на сайте организатора торгов.
На сайте «Финансовая культура» можно узнать о том, как накопить, сохранить и приумножить средства, избежать финансовых проблем, не угодить к мошенникам и многое другое.