3. Обеспечение устойчивости финансового рынка
Тенденции развития банковского сектора в 2022 году
Кредитный портфель* |
Динамика портфеля корпоративных кредитов |
Динамика портфеля кредитов населению |
Средства граждан (без счетов эскроу) |
---|---|---|---|
80,6 трлн ₽
72,4 трлн ₽ (2021)
|
14,3%
11,7% (2021)
|
9,5%
23,2% (2021)
|
36,6 трлн ₽
34,7 трлн ₽ (2021)
|
Банки выстояли перед экономическими шоками 2022 года и бесперебойно выполняли свои функции. Регулятор реализовал пакет мер поддержки (см. подраздел 1.2), который позволил банкам адаптироваться, продолжить кредитовать экономику, а также провести реструктуризацию кредитов населения и бизнеса, пострадавших от санкций (см. подраздел 2.1).
Несмотря на сложные условия, системная финансовая помощь от властей банковскому сектору не потребовалась, напротив, он принял на себя часть потерь реального сектора экономики. В этом сыграл свою роль накопленный за прошлые годы запас прочности, а также расчистка рынка от недобросовестных и неустойчивых игроков.
Рост корпоративных кредитов в 2022 году превысил показатель за 2021 год (14,3 и 11,7% соответственно), в первую очередь благодаря льготным кредитам системообразующим предприятиям (свыше 1,5 трлн рублей за год), наращиванию проектного финансирования жилищного строительства (+2,2 трлн рублей), замещению внешних заимствований и финансированию крупных инвестиционных проектов.
Из-за санкционных рисков банки стали проводить активную девалютизацию портфеля. За 2022 год кредиты в валюте сократились в общей сложности на 18,2%, или на 30,2 млрд долларов США.
Рост портфеля розничных кредитов был более сдержанным, однако ипотека выросла на 20,4% — это высокий результат с учетом всех обстоятельств, хотя и на треть ниже прироста за 2021 год (+31%). Этому способствовали государственные программы льготной ипотеки и программы «льготной ипотеки от застройщика» (см. подраздел 1.2). Потребительские кредиты выросли на незначительные 3% (в 2021 году — на 20%) из‑за весенней просадки и замедления роста осенью после ужесточения кредитной политики банков.
Значительного ухудшения показателей кредитного качества не произошло.
Средства клиентов выросли главным образом за счет юридических лиц, остатки на счетах которых увеличились на 21% (за 2021 год — на 18%). Росли только рублевые остатки, в основном у компаний из нефтегазовой отрасли, тогда как валютные активно сокращались. Хотя в январе — марте и сентябре — октябре граждане снимали наличные в условиях стресса и неопределенности, в целом за год средства населения (без учета счетов эскроу) выросли на 6,9%. Это также выше показателя за предыдущий год (5,7%) и говорит о том, что банки сохраняют доверие вкладчиков.
Банковскому сектору удалось полностью компенсировать убыток первого полугодия и по итогам 2022 года выйти на прибыль в размере 203 млрд рублей. Прибыль в текущей ситуации дает банкам возможность пополнять капитал для абсорбирования потерь.
С учетом уроков 2022 года и задач по структурной адаптации экономики Банк России сформулировал новые подходы к регулированию, которые позволят банкам пережить следующие кризисы без экстренных мер государственной поддержки.
Мониторинг деятельности кредитных организаций и их своевременная поддержка с учетом санкций стали основным фокусом банковского надзора в 2022 году. Повышенное внимание уделялось выявлению проблем на ранней стадии, чтобы не допустить ситуаций, негативно влияющих на устойчивость банковской системы, и минимизировать последствия недружественных действий иностранных государств и контрагентов. Банк России как орган надзора обеспечивал исполнение банками обязательств перед гражданами и юридическими лицами, в том числе возможность получения наличной иностранной валюты, а также контролировал соблюдение ограничений в сфере операций с валютой и переводов за рубеж.
Банк России завершил участие в капиталах банков, которые проходили процедуру финансового оздоровления через созданный в 2017 году Фонд консолидации банковского сектора:
- реализовал крупнейший проект по продаже банковской группы «ФК Открытие» на рыночных условиях, все 100% акций банка переданы Банку ВТБ за 340 млрд рублей;
- вышел из капитала МИнБанка, Российская Федерация стала собственником 100% акций банка.
Участие Банка России в капитале сохраняется только в Банке непрофильных активов (Банке «ТРАСТ»). В 2022 году Банк «ТРАСТ» погасил депозиты Банка России в размере 44,3 млрд рублей в результате работы с проблемными и непрофильными активами.
Банк России продолжает работу по взысканию расходов на санацию с контролировавших банки лиц. Складывается разнородная судебная практика — в пользу как регулятора, так и ответчиков по искам Банка России.
В 2022 году кредитная активность бизнеса оставалась высокой
Число клиентов на брокерском обслуживании |
Число клиентов в доверительном управлении |
Объем активов физлиц на брокерском обслуживании и в доверительном управлении |
---|---|---|
29,2 млн чел.
20,2 млн чел. (2021)
|
848 тыс. чел.
843 тыс. чел. (2021)
|
7,3 трлн ₽
9,5 трлн ₽ (2021)
|
В конце февраля массовые продажи российских активов иностранными инвесторами вызвали резкое снижение котировок и рост объемов выставленных маржинальных требований.
С начала марта на счетах Национального расчетного депозитария в европейских депозитариях Euroclear и Clearstream были заблокированы иностранные активы российских компаний и инвесторов. Позже блокировка была закреплена санкциями Евросоюза. В ответ поэтапно заблокированы в российском контуре активы инвесторов из недружественных стран (см. подраздел 1.2).
Приостановка биржевых торгов и другие своевременные меры Банка России позволили охладить панические настроения инвесторов и стабилизировать финансовый рынок. Так, при возникновении критической ситуации у одного из брокеров Банк России обеспечил оперативную разработку и реализацию плана восстановления его платежеспособности. В результате брокер избежал банкротства, а его клиенты — прямых потерь на сумму свыше 40 млрд рублей.
Последствием шока для фондового рынка стало существенное снижение объемов торгов и рост роли розничных инвесторов. Доля их операций на рынке акций достигала к концу года 80%.
Из-за экстремальной волатильности российского финансового рынка частные инвесторы понесли убытки. Чтобы ограничить их размер, Банк России в конце февраля запретил сделки с использованием заемных активов. В июне запрет отменен, но почти на треть снижено максимальное кредитное плечо, которое брокер может предоставлять для необеспеченных сделок.
Крупнейшие профессиональные участники рынка ценных бумаг попали под санкции, и активы многих российских клиентов были заморожены. Одним из решений для их разблокировки был перевод активов к другим брокерам и управляющим, не попавшим под действие ограничительных мер. Технически такой вывод активов нарушал условия налоговых льгот по индивидуальным инвестиционным счетам — это противоречие было устранено, и инвесторы, попавшие в такую ситуацию, сохранили ранее полученные налоговые вычеты и право на получение вычетов в дальнейшем.
Так как новых блокировок со стороны зарубежных депозитариев исключать нельзя, Банк России поэтапно ограничивал продажу иностранных ценных бумаг неквалифицированным инвесторам. С начала 2023 года регулятор приостановил ее, но сделал исключение для бумаг зарубежных эмитентов из дружественных юрисдикций. Эти активы по‑прежнему могут купить даже начинающие инвесторы для диверсификации портфелей.
Одной из главных задач Банка России стал поиск решения проблем инвесторов, пострадавших от блокировки. Банк России рассматривает разные варианты: по обмену, взаимозачету, выведению в российскую инфраструктуру, а также компенсации убытков от блокировки. Меры по блокированию в российском контуре активов, принадлежащих инвесторам из недружественных стран, заложили основу для начала переговорного процесса по возврату российских активов (см. подраздел 1.2).
Приняты меры по защите интересов российских владельцев бумаг российских эмитентов, которые хранились и обращались за рубежом. Банк России разработал механизмы для уменьшения объема заблокированных российских активов и обеспечения прав по ним: перечисление выплат по еврооблигациям, минуя иностранную инфраструктуру, возможность выпуска замещающих облигаций, автоматическая и принудительная конвертация депозитарных расписок в российские акции, перевод российских ценных бумаг из иностранной учетной инфраструктуры в российскую.
При участии Банка России разработан механизм, позволяющий восстановить доступ 3,3 млн российских инвесторов к незаблокированным ликвидным активам паевых инвестиционных фондов (ПИФ), включавшим заблокированные иностранные активы. Теперь заблокированные бумаги будут выделены в специальные закрытые ПИФ.
Банк России рекомендовал брокерам реструктурировать долги инвесторов, которые возникли в конце февраля из‑за принудительных маржин-коллов, а также не начислять по этим долгам проценты (задолженность клиентов перед 11 крупнейшими брокерами достигла 2,5 млрд рублей по 27,8 тыс. портфелей). Регулятор также рекомендовал отменить или снизить плату за обслуживание инвесторов, которые были мобилизованы, списать или реструктурировать уже начисленные им комиссии.
Убытки многих инвесторов ограничило тестирование перед сделками со сложными финансовыми инструментами. С октября 2021 года, когда оно стало обязательным, по сентябрь 2022 года в нем приняли участие 6,13 млн инвесторов. Смогли выполнить задания 1,92 млн человек. Инвесторы, не сумевшие сдать тест, как правило, выбирали более простые и менее рискованные инструменты. Чтобы снизить возможность пересдачи теста путем механического перебора вариантов ответов, в сентябре 2022 года и марте 2023 года увеличен набор вопросов. Это помогает инвесторам адекватно оценивать свои знания и риски.
С 1 июля брокеры будут обязаны уведомлять инвестора о рисках, которые тот несет, разрешая использовать в интересах брокера не только свои деньги, но и ценные бумаги. Новые правила требуют также не реже одного раза в год напоминать инвестору о праве запретить брокеру пользоваться его активами. Это позволит инвесторам более осознанно выбирать между экономией на комиссиях и рисками, которые у них возникают в случае банкротства брокера.После ухода с российского рынка «большой тройки» международных кредитных рейтинговых агентств (КРА) — S&P, Fitch, Moody’s — Банк России разрешил использовать для расчета обязательных нормативов и резервов кредитные рейтинги, присвоенные всеми российскими КРА. Роль их рейтингов как наиболее наглядного индикатора кредитного риска возросла. Для повышения независимости российских КРА и качества их рейтинговых оценок Банк России ввел новые требования к КРА, в том числе к методологиям и структуре собственности.
Аналогичная проблема возникла из‑за ухода иностранных информационных агентств Refinitiv и Bloomberg. Чтобы у участников финансового рынка не было трудностей с выполнением регуляторных требований, Банк России разрешил использовать в этих целях индикаторы и ценовую информацию отечественных ценовых агентств. Это решение также стало стимулом для развития национальной отрасли информационных сервисов.
Банк России уделяет большое внимание развитию ПИФ, потому что они сочетают профессиональное управление с фактической диверсификацией даже при незначительном размере инвестиции. Регулятор разрешил управляющим компаниям инвестировать в новую коммерческую недвижимость и биржевые расчетные производные финансовые инструменты на товары. Также расширена возможность по созданию ПИФ на российские отраслевые индексы, а для неквалифицированных инвесторов в три раза снижена пороговая сумма инвестирования в закрытые ПИФ. Кроме того, Банк России разрешил проводить общие собрания владельцев паев ПИФ в дистанционном формате, чтобы сделать эту процедуру более простой и дешевой.
Упрощен порядок получения разрешений на дополнительные виды деятельности на рынке ценных бумаг, когда возможность такого совмещения предусмотрена законодательством. Так, уже на следующий день после обращения в Банк России кредитная организация может получить право на брокерскую и дилерскую деятельность, на управление ценными бумагами и инвестиционное консультирование, а управляющие компании, осуществляющие коллективное управление инвестициями, — право на доверительное управление. Это расширяет спектр услуг, которые клиенты могут получить в режиме одного окна.
Вместе с Правительством РФ Банк России участвует в создании системы национальных индексов на основные товарно-сырьевые ресурсы, которые смогут заменить зарубежные ценовые показатели. Банк России одобрил первый российский товарный индекс — биржевой индекс на пшеницу. Участники рынка уже применяют его для решения своих бизнес-задач и в качестве инструментов хеджирования ценовых рисков — например, используя фьючерсы на индекс на пшеницу на Московской Бирже.
Объем пенсионных накоплений НПФ |
Объем пенсионных резервов НПФ |
Объем выплат пенсий по ОПС и НПО* |
---|---|---|
3,1 трлн ₽
3,0 трлн ₽ (2021)
|
1,7 трлн ₽
1,5 трлн ₽ (2021)
|
112 млрд ₽
94 млрд ₽ (2021)
|
При участии Банка России подготовлены законы, которые предусматривают создание с 1 января 2023 года системы гарантирования добровольных пенсионных сбережений граждан в негосударственных пенсионных фондах (НПФ). Теперь они застрахованы в пределах 1,4 млн рублей на случай банкротства или аннулирования лицензии фонда. Возмещение будет выплачиваться из отдельного гарантийного фонда Агентства по страхованию вкладов, который сформируется из взносов НПФ.
Средства в пределах страховой суммы граждане смогут получить сами либо перевести их в другой НПФ по своему выбору. Если на момент прекращения работы фонда человек уже начал получать негосударственную пенсию, ее выплата продолжится, но в сумме не более двукратного размера социальной пенсии по старости. Обязанность по выплате пенсии будет передана в другой НПФ, отобранный по конкурсу.
Введенная система гарантирования защищает интересы 6 млн участников программ негосударственного пенсионного обеспечения, а также повышает доверие к пенсионной системе.
Страховые премии | Количество договоров | Выплаты |
---|---|---|
1,82 трлн ₽
1,81 трлн ₽ (2021)
|
241,3 млн ед.
242,2 млн ед. (2021)
|
893,2 млрд ₽
797,0 млрд ₽ (2021)
|
Доступность полисов ОСАГО и справедливое ценообразование на страховом рынке оставались одними из главных приоритетов Банка России.
С апреля 2022 года заработал перестраховочный пул, обеспечивающий доступность ОСАГО для тех водителей и владельцев транспортных средств, которым раньше страховки продавались очень неохотно из‑за их высокой потенциальной убыточности для страховщиков. К ним относятся молодые и неопытные водители, владельцы такси и каршеринговых автомобилей, водители, которые уже не раз были виновниками аварий. При возникновении убытков по договору, переданному в перестраховочный пул, их возмещение происходит за счет всех страховщиков ОСАГО. Банк России активно участвовал в подготовке закона, который ввел этот механизм.
Банк России разрешил включать в ценовой справочник, по которому рассчитываются страховые выплаты по ОСАГО, данные о стоимости аналогов запасных частей надлежащего качества при отсутствии на рынке их оригиналов.
Чтобы страховщики могли учитывать риски водителей в условиях роста стоимости запчастей, Банк России дополнительно расширил коридор базового тарифа ОСАГО на 26% вверх и вниз. Рост цен на комплектующие для ремонта отражается в большей степени на стоимости полисов для тех водителей и автовладельцев, для которых вероятность стать виновниками аварии намного выше, чем для остальных участников дорожного движения.
При участии Банка России разработан закон об электронном урегулировании в ОСАГО. Любой из этапов оказания услуги скоро можно будет пройти дистанционно — не только приобрести полис, но и оформить осмотр пострадавшего в ДТП автомобиля, а также урегулировать убытки. Такой электронный сервис страховщики будут вправе предлагать клиентам с 15 июля 2023 года, а с 2025 года дистанционное урегулирование убытков станет обязательным для страховых компаний.
Внедрение электронного взаимодействия в ОСАГО обеспечит автоматизированная информационная система на страховом рынке — АИС страхования, в 2022 году заложена законодательная основа для ее создания. Она объединит разрозненные базы, ее оператором станет дочерняя компания Банка России. Регулятор установит единые требования к качеству и защите передаваемых в систему данных, обеспечит поддержание единого стандарта ее формирования. Функционал системы будет интегрирован с государственными информационными ресурсами. Это позволит создавать удобные сервисы для потребителей. Страховщики начнут передавать информацию в АИС страхования с 1 апреля 2024 года.
На рынке ИСЖ и НСЖ с 25 марта 2022 года заработали новые правила, которые значительно усилили защиту интересов потребителей. Увеличен период охлаждения, в течение которого можно отказаться от ИСЖ и НСЖ и вернуть деньги: по договорам с единовременным взносом — с 14 до 30 дней, а по договорам с регулярными взносами — до уплаты третьего взноса. Это важно для тех случаев, когда при покупке полиса человек не в полной мере понимал, чем ИСЖ или НСЖ отличается от вклада. Кроме того, ограничен перечень возможных исключений из страхового покрытия, введено требование по преддоговорному раскрытию информации об исторической доходности таких продуктов и минимальных размерах страховых сумм в случае смерти застрахованного лица и при завершении договора страхования (так называемый риск дожития).
Чтобы помочь потребителям принимать осознанные и взвешенные решения, Банк России обязал страховщиков с 1 апреля 2023 года перед продажей страховок раскрывать их основные характеристики в простой и понятной форме. В ключевом информационном документе должно быть указано, в каких случаях человек получит страховое возмещение, а в каких — нет, какую сумму он может вернуть при досрочном отказе от страховки.
Для полисов страхования жизни и здоровья заемщика по потребительским и ипотечным кредитам Банк России также ввел новые требования (действуют с 1 октября 2022 года). В том числе установлен минимальный перечень рисков, без включения которых такие полисы не могут продаваться, — смерть и наступление инвалидности I или II группы. Перечень возможных исключений из страхового покрытия ограничен случаями опьянения застрахованного лица и непредоставления при оформлении страховки сведений о социально значимых заболеваниях. Клиент должен быть проинформирован о том, какие из страховых рисков влияют на условия кредита, а какие являются дополнительными, а также о возможности отказаться от включения в полис дополнительных страховых рисков.
Финансовая устойчивость и платежеспособность страховщиков находится в фокусе постоянного внимания Банка России. Благодаря поэтапно повышаемым с 1 июля 2021 года требованиям регулятора и мерам, которые участники рынка приняли, чтобы им соответствовать, рынок вошел в период санкционных ограничений с лучшим качеством активов и капитала. В течение 2022 года страховщики готовились к выполнению правил, которые начали действовать с 1 января 2023 года. Новые подходы к расчету страховых обязательств позволяют получить более информативную оценку финансовой устойчивости страховщиков. Многие из них смогут высвободить часть капитала и использовать его для расширения своих возможностей по осуществлению страховой деятельности.
Портфель займов МФИ* | Займы МСП*** в портфеле МФО | Портфель онлайн-микрозаймов МФО |
---|---|---|
470 млрд ₽**
434 млрд ₽ (2021)
|
74 млрд ₽
63 млрд ₽ (2021)
|
167 млрд ₽
109 млрд ₽ (2021)
|
Рынок микрофинансирования испытал значительный спад весной, но к концу года, по мере адаптации экономики и реализации отложенного спроса, начал восстанавливаться.
При участии Банка России подготовлены важные изменения, которые направлены против чрезмерной закредитованности клиентов МФО. С 1 июля 2023 года снизятся и максимальная дневная ставка по займам — с 1 до 0,8%, и потолок предельной задолженности — с 150 до 130% от суммы займа. После того как полная сумма долга, включая штрафы, пени и другие платежи, достигнет этого предела, все начисления прекратятся. Ужесточение этих лимитов снизит долговую нагрузку заемщиков и ограничит долг людей, которые допустят просрочки по микрозаймам.
Чтобы МФО активнее противодействовали мошенникам, Банк России ввел с 1 апреля 2023 года повышенные резервы на возможные потери по займам МФО, если выяснится, что они были оформлены на заемщика без его ведома. Для решения этой проблемы также с 24 апреля 2023 года вводится порядок проверки личности заемщика по определенным параметрам при выдаче онлайн-микрозаймов.
Займы малому и среднему бизнесу составляют 20% рынка МФО. В основном их выдают МФО предпринимательского финансирования. Банк России принял стимулирующие меры в этом сегменте, снизил резервы на возможные потери по займам самозанятым гражданам.
С апреля 2023 года Банк России вводит дополнительные, более жесткие требования для КПК и СКПК, которые хотят выдавать займы с погашением средствами материнского капитала. Это поможет преодолеть недобросовестные практики отдельных компаний.
Чтобы упростить операционную деятельность и снизить издержки СКПК, Банк России отменил их обязательное членство в ревизионных союзах и закрепил возможность онлайн-голосования для участников таких кооперативов.
Объем привлеченных средств на инвестиционных платформах | Объем заключенных сделок на финансовых платформах | Количество квалифицированных БКИ* | Количество запросов в центральный каталог кредитных истори |
---|---|---|---|
20,4 млрд ₽
13,8 млрд ₽ (2021)
|
41,6 млрд ₽
5,3 млрд ₽ (2021)
|
4 ед.
3 ед. (2021)
|
10,2 млн шт.
9,3 млн шт. (2021)
|
Важной тенденцией на российском рынке является развитие финансовых платформ. На них люди могут не только сравнить предложения от разных финансовых организаций, но и безопасно и без необходимости идти в офис совершить сделку: оформить вклад, получить кредит, купить полис ОСАГО, паи ПИФ, «народные» государственные облигации субъектов РФ. Кроме того, в 2022 году на таких маркетплейсах были впервые размещены корпоративные облигации.
В 2022 году объем сделок на шести платформах, чьи операторы вошли в реестр Банка России, превысил 41 млрд рублей, что более чем в восемь раз выше показателя за предыдущий год.
В 2022 году начал функционировать рынок цифровых финансовых активов, становлению которого Банк России придает особое значение (см. раздел 5).
За год Банк России включил в реестр еще 12 инвестиционных платформ, их количество увеличилось до 63. Объем инвестиций, которые с их помощью привлек бизнес, за 2022 год составил 20,4 млрд рублей, что на 48% больше показателя за предыдущий год. Состоялся первый выпуск утилитарных цифровых прав на 10 грамм аффинажного золота.
Банк России реализовал пропорциональный подход к регулированию организаторов торговли и смягчил требования к торговым системам. Теперь им не нужно иметь резервный комплекс программно-технических средств для торгов и проводить операционный аудит. Это позволит расширить организованный товарный рынок и привлечь больше торговых площадок в регулируемый контур.
Началась практическая модернизация системы кредитной информации — Банк России установил единый для всех набор атрибутов кредитной истории и порядок ее формирования, унифицировал порядок обмена сведениями. Это повышает качество кредитной информации и усиливает защиту кредиторов и заемщиков, снижая кредитные риски.
Банк России запустил новый механизм получения сведений о среднемесячных платежах гражданина из квалифицированных бюро кредитных историй — с использованием программного интерфейса приложения (API). Такой механизм позволяет кредиторам оценивать долговую нагрузку заемщика в режиме времени, близком к реальному, что повышает скорость и точность принятия решений о выдаче кредита.
Для повышения качества аудита и доверия к нему, а также для усиления его роли Банк России начал вести реестр аудиторских компаний, оказывающих услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке — банкам, страховщикам и другим участникам финансового рынка. В 2022 году в реестр вошли две компании.
C 1 июля 2022 года начала работать платформа «Знай своего клиента» (ЗСК), которую создал Банк России. Через нее кредитные организации получают информацию о том, к какой группе риска проведения подозрительных операций Банк России относит конкретную компанию.
Этот сервис позволяет банкам сократить объем данных, запрашиваемых у добросовестных компаний, и сосредоточить внимание на операциях клиентов с высоким уровнем риска. Тем самым он уменьшает нагрузку на абсолютное большинство предпринимателей, в первую очередь на малый и микробизнес.
Первые результаты работы платформы ЗСК доказали ее эффективность:
- количество отказов в проведении операций клиентам с низким уровнем риска сократилось более чем на треть;
- отказы клиентам с «красным» уровнем риска выросли в четыре раза, а продолжительность их «жизни» после присвоения высокого риска на платформе сократилась в среднем до одного-двух дней;
- кредитные организации предотвратили вывод около 30 млрд рублей в теневой сектор экономики, отказав в проведении операций клиентам с высоким уровнем риска.
В 2022 году объем подозрительных операций с признаками вывода денежных средств за рубеж (36 млрд рублей) был минимальным за весь период мониторинга и на 16% меньше, чем в 2021 году. Учитывая, что из‑за санкций у бизнеса возникла потребность в выстраивании новых цепочек оплаты, Банк России смягчил подходы к оценке внешнеторговых операций, в том числе по параллельному импорту.
В 2,5 раза, до 11,4 млрд рублей, сократился объем подозрительных операций по обналичиванию с помощью исполнительных документов. Регулятор и банки сконцентрировали усилия на противодействии схемам с корпоративными банковскими картами и счетами физических лиц, объемы которых несколько выросли.
Важным шагом к снижению числа подозрительных операций стало внедрение банками рекомендаций Банка России, которые позволяют выявлять и блокировать платежные карты и электронные кошельки, оформленные на подставных лиц. Их используют нелегальные онлайн-казино, форекс-дилеры, финансовые пирамиды, криптовалютные обменники для расчетов, а также кибермошенники для обналичивания похищенных средств.
Даже в условиях нестабильности компании продолжают рассматривать повестку устойчивого развития как фактор долгосрочной конкурентоспособности бизнеса и потенциал для развития.
Разработанная при участии Банка России нормативная база позволила запустить в сентябре 2022 года реестр углеродных единиц. Он содержит информацию о климатических проектах, об углеродных единицах и операциях с ними. Запущены организованные торги углеродными единицами.
Созданы условия для выпуска новых видов облигаций: адаптационных облигаций; облигаций, связанных с целями устойчивого развития; облигаций климатического перехода. Такие облигации позволят компаниям привлекать финансирование для трансформации своего бизнеса с учетом целей устойчивого развития и национальной цели по достижению углеродной нейтральности. Также разработаны требования по раскрытию информации по новым видам облигаций.
С 1 ноября 2022 года начал действовать национальный стандарт «зеленого» строительства многоквартирных жилых домов, инициатором разработки которого являлся Банк России.
Регулятор выпустил рекомендации по учету финансовыми организациями ESG-факторов и вопросов устойчивого развития в корпоративном управлении, а также впервые опубликовал информацию о том, как компании из котировальных списков раскрывают информацию в области устойчивого развития.
С участниками рынка Банк России обсудил новую конфигурацию климатических рисков, связанных с декарбонизацией экономики, введением трансграничного углеродного регулирования, внедрением новых технологий, изменением структуры энергопотребления. Регулятор видит управление климатическими рисками и ограничение их влияния на финансовый сектор в числе ключевых задач в рамках мандата по поддержанию финансовой стабильности.
Платформа «Знай своего клиента» сформировала экосреду компаний с низким уровнем риска*
Источник: Банк России.
Источник: Банк России.