Любому предпринимателю важно, чтобы взаимодействие с банком было комфортным и оперативным. Но иногда бизнес сталкивается со сложностями: банк может ограничить дистанционное обслуживание, отказать в проведении операции или даже в открытии счета.
Подобные ситуации, как правило, возникают, если у банка есть основания подозревать, что клиент нарушает антиотмывочное или налоговое законодательство.
Банки обязаны выявлять подозрительные операции по закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Федеральный закон №
- Своевременно информируйте банк и налоговую, если меняются сведения, внесенные в ЕГРЮЛ, и ЕГРИП и проверяйте актуальность записей в этих базах.
- Подробно и внимательно заполняйте платежные документы.
- Оперативно представляйте документы по запросу банка.
- Не дробите бизнес на много разных фирм.
- Минимизируйте расходы наличными и не снимайте их в большом объеме.
- Проверяйте самостоятельно контрагентов.
- Ведите мониторинг поступающей корреспонденции, вовремя представляйте отчетность и платите налоги.
Для того чтобы узнать, по какой причине банк ввел те или иные ограничения, следует обратиться в кредитную организацию.
Отказ в проведении операции или в заключении договора банковского счета можно оспорить: обратиться в свой банк, представив необходимые сведения и документы. Банк рассматривает их в течение 7 рабочих дней. Такая процедура называется реабилитацией. Если на этом уровне реабилитироваться не удалось, можно в любое время, независимо от даты принятия решения банком, обратиться в Межведомственную комиссию при Банке России. Ее решения обязательны для исполнения кредитными организациями.
Банк России, исходя из собственных аналитических данных, также оценивает уровень риска банковских клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С помощью специального сервиса — платформы «Знай своего клиента» он - доводит эту информацию до всех кредитных организаций. Банки могут использовать такие сведения при оценке уровня риска предпринимателя, но решение они принимают самостоятельно. Если высокий уровень риска присвоен и банком, и Банком России, то операции по счету такого клиента прекращаются. Банк должен в течение 5 дней проинформировать его об этом.
Заявления в МВК подаются через интернет-приемную на сайте Банка России или по почте.
В этом случае клиент также имеет право оспорить примененные к нему меры. Обращаться следует сразу в МВК. Это можно сделать в течение 6 месяцев после того, как получено сообщение о применении мер.
Операции по счету могут быть также ограничены, потому что клиент нарушает Налоговый кодекс или приказы ФНС — например, в срок не представляет налоговую отчетность. Решение налоговой о приостановлении операций по счету направляется как в банк, так и налогоплательщику. Уточнить причину приостановки операции можно как в банке, так и в налоговой. Затем следует устранить нарушение — подать декларацию, уплатить налоги и подать в ФНС документы, подтверждающие это.
Подробнее читайте в рекомендациях Банка России.
При необходимости для обращений в банк и Межведомственную комиссию при Банке России можно использовать приложенные шаблоны заявлений.