• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Некачественное информирование клиентов при заключении договора об оказании финансовых услуг

Проблема

Перед заключением договора об оказании финансовых услуг клиенту — физическому лицу должен быть представлен на ознакомление Информационный документ, содержащий сведения об основных условиях договора и рисках, связанных с его исполнением. Информационный документ должен предоставляться отдельно, по формам приложений 1-4 к Указанию № 6057-У. Однако Банк России выявил ряд нарушений/неприемлемых практик:

  1. Информационный документ предоставляется клиенту в комплекте с иными документами, что не дает ему возможности тщательно ознакомиться с текстом либо провоцирует заключение договора без ознакомления с Информационным документом.
  2. Содержание и форма предоставляемого Информационного документа не соответствуют требованиям приложений 1-4 к Указанию № 6057-У. Например, текст дополняется непредусмотренной информацией или из него исключается необходимая информация.
  3. При предоставлении Информационного документа в электронной форме отсутствует возможность поиска и копирования в нем произвольного фрагмента, а также сохранения его на электронных носителях.

Кроме того, некоторые финансовые организации не только не предоставляют потребителям Информационный документ, но и обуславливают заключение договора необходимостью открытия банковского счета и зачисления на него денежных средств. В таких случаях, если клиент уже перевел денежные средства, но в дальнейшем принял решение не заключать договор, он несет дополнительные издержки, связанные с расторжением договора банковского счета и возвратом денежных средств.

Практики/Рекомендации

Для предотвращения нарушения прав потребителей финансовых услуг Банк России обращает внимание финансовых организаций на необходимость:

  1. Предоставлять Информационный документ на ознакомление первым, до заключения договора. Он должен быть самостоятельным отдельным документом при предоставлении как на бумажном носителе, так и в электронной форме. При этом клиенту должна быть обеспечена возможность проставления собственноручной подписи либо аналога собственноручной подписи по каждому подпункту графы 4 Информационного документа в подтверждение ознакомления с ними.
  2. Предоставлять Информационный документ строго в соответствии с формой и содержанием, предусмотренными Приложениями к Указанию № 6057-У, не изменяя форму и не дополняя содержание Информационного документа иной информацией.
  3. При предоставлении Информационного документа в электронной форме обеспечить возможность поиска и копирования в нем произвольного фрагмента, а также сохранения его на электронных носителях.

 

Банк России также рекомендует финансовым организациям не обуславливать возможность заключения договора и ознакомления с Информационным документом необходимостью предварительного открытия банковского счета и внесения на него денежных средств.

Страница была полезной?
Последнее обновление страницы: 23.05.2024