Недостаточное информирование клиентов при подписании документов простой электронной подписью
Финансовые организации используют простую электронную подпись (ПЭП) для подписания с клиентами договоров о предоставлении финансовых услуг и иных электронных документов, связанных с их предоставлением. С одной стороны, это упрощает и ускоряет процедуру заключения целого ряда договоров, но с другой — нередко ставит клиентов в уязвимое положение.
Банк России выявляет следующие неприемлемые практики, связанные с использованием ПЭП.
- При заключении договора о предоставлении финансовой услуги в офисе финансовой организации клиент получает на мобильный телефон ключ ПЭП (код в смс) и передает его сотруднику этой компании для подписания электронных документов от своего имени. В этом случае возможны ситуации, при которых информацию об условиях приобретаемого финансового продукта (дополнительной услуги (работы, товара)), содержащуюся в этих документах, клиент воспринимает лишь со слов сотрудника, а сами документы не получает и ознакомиться с ними не может.
- Финансовая организация направляет клиенту один ключ ПЭП для подписания комплекта документов, в который могут входить как документы, связанные с предоставлением финансовой услуги (например, информация об условиях и рисках, согласие на получение кредитного отчета, информация и документы о предложенных дополнительных услугах (работах, товарах), согласие на обработку персональных данных, согласие на получение рекламы и т.д.), так и сам договор о предоставлении финансовой услуги. В этом случае возможны ситуации, при которых клиент, подписывая одним ключом ПЭП комплект документов (соглашаясь с ним), не информируется в полном объеме об условиях и рисках приобретаемого финансового продукта и характеристиках дополнительных услуг (работ, товаров).
Банк России при использовании ПЭП для подписания с клиентами договоров о предоставлении финансовых услуг и иных электронных документов, связанных с их предоставлением, рекомендует финансовым организациям следующее (наряду с рекомендациями, направленными информационным письмом Банка России от 16.03.2023 № ИН-017-56/22).
- Предоставить клиенту возможность своевременно, самостоятельно и в полном объеме ознакомиться с информацией о порядке и условиях заключения договора об оказании финансовой услуги, а также с каждым из документов (заявлений, согласий, договоров и пр.), связанных с оказанием финансовой услуги.
- При заключении договора об оказании финансовой услуги с использованием ПЭП в офисе финансовой организации клиенту должны быть предоставлены для ознакомления непосредственно документы (заявления, согласия, договоры и пр.), в том числе в электронном виде.
В случае, если мобильное устройство клиента, обратившегося в офис, не позволяет ему ознакомиться в электронном формате с документами по предоставляемой финансовой услуге, то финансовой организации целесообразно предоставить ему такие документы на бумажном или ином носителе (например, планшете или выделенном клиенту компьютере).
- Финансовой организации целесообразно дать клиенту возможность удостовериться, что предоставляемый ключ ПЭП используется для подписания именно тех документов, с которыми он ознакомился и на подписание которых выразил согласие, в том числе, путем самостоятельного ввода клиентом ключа ПЭП в соответствующий интерфейс финансовой организации для ознакомления и подписания документов.
- Финансовой организации с целью формирования у клиента представления о заключаемом договоре о предоставлении финансовой услуги (совершаемой сделке) следует обеспечить надлежащее ознакомление с каждым из пунктов информации о соответствующем договоре, в том числе о его условиях и рисках, связанных с его исполнением, предусмотренных Указанием №
6057-У . Вышеуказанное ознакомление финансовой организацией следует обеспечивать во всех случаях взаимодействия с клиентом, в том числе, в случае использования ПЭП, с учетом того, что при подписании указанного документа собственноручной подписью клиент должен поставить подпись в каждой строке соответствующей формы. Данная информация должна быть предоставлена клиенту отдельно и до предоставления на подписание иных документов. - Разработать и ввести в практику единый формат направляемых клиентам смс-сообщений, включающих ключи ПЭП. Такой формат должен легко читаться (с использованием графической основы кириллицы) и позволять клиенту достоверно установить общее содержание электронных документов до их подписания. Например, вместо текста смс-сообщения «проверочный код» или лишь самого ключа ПЭП без какого-либо текстового описания, финансовой организации целесообразно использовать форму сообщения с кодом ПЭП и короткими наименованиями подписываемых документов.