• ул. Неглинная, 12, Москва, 107016
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Взыскание задолженности

Проблема

Кредитная организация при взыскании задолженности осуществляет взаимодействие с должником в нарушение требований, установленных Федеральным законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее — Закон № 230-ФЗ).

Кредитная организация осуществляет большее количество взаимодействий с заемщиком, чем предусмотрено Законом № 230-ФЗ, взаимодействует с должником с номеров телефонов, не принадлежащих банку, не сообщает заемщику о привлечении иного лица для осуществления действий, направленных на возврат просроченной задолженности, и пр.

Практики/Рекомендации

Банк России, учитывая требования Закона № 230-ФЗ, рекомендует кредитным организациям:

  • принять меры по фиксации всех случаев направленного на возврат просроченной задолженности взаимодействия с должниками и иными лицами, осуществляемого установленными Законом № 230-ФЗ способами;
  • обеспечить запись и хранение переговоров с должниками при непосредственном взаимодействии посредством телефонных переговоров.
  • усилить внутренний контроль за соблюдением ограничений, установленных Законом № 230-ФЗ, в том числе, за счет внедрения программных комплексов, позволяющих в автоматизированном режиме ограничивать количество и временной промежуток непосредственного взаимодействия с должником посредством телефонных переговоров;
  • разработать/доработать документы, регламентирующие порядок и условия взаимодействия Банка с заемщиками и (или) лицами, предоставившими обеспечение по договору потребительского кредита (займа), с учетом требований Закона № 230-ФЗ;
  • организовать хранение бумажных документов, а также сведений на электронных носителях, составленных и полученных в ходе осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности;
  • упростить процедуру исключения телефонных номеров третьих лиц из используемых для совершения звонков баз телефонных номеров, в том числе, на основании устной просьбы третьих лиц об этом;
  • исключить практику отклонения заявлений должников об отказе от взаимодействия по формальным основаниям (наличие описок, опечаток, грамматических или иных ошибок аналогичного характера), если совокупности данных позволяет установить идентичность подающего заявление лица с должником и выявить его волю.
Страница была полезной?
Последнее обновление страницы: 04.05.2021