В 2023 году в Банк России жители Томской области направили более 100 жалоб на финансовое мошенничество
В прошлом году жители Томской области обратились в Банк России 113 раз с жалобами на мошенничество. По сравнению с аналогичным периодом 2022 года их количество выросло на треть. Наибольшее количество обращений — 62 жалобы — содержали факты применения в адрес пострадавших томичей методов социальной инженерии.
«Мошенники – социальные инженеры пытаются сбить человека с толку быстрой речью, они нагнетают ситуацию, заставляют нервничать. Обычно пострадавшие, которые поддались такому психологическому давлению, сами сообщают преступникам данные карты и коды из смс, либо переводят им деньги», — рассказала управляющий Отделением Томск Банка России Елена Петроченко.
Она добавила, что в 2023 году типичный пострадавший от кибермошенников — это женщина 25-44 лет со средним образованием, имеющая постоянную работу и средний доход. Эти данные получены в результате ежегодного опроса, который проводит Банк России.
Кроме этого, в 51 обращении томичи заявляли о несогласии с фактом заключения кредитных договоров с банками и микрофинансовыми организациями и незаконным списанием денег третьими лицами. Это касается случаев, когда аферисты с помощью своих мошеннических схем фактически вынуждают жертву оформить заем или кредит, а затем переводят деньги на свои счета. При этом заемщика уверяют, что только таким образом он сохранит свои деньги.
Напомним про механизм самозапрета, который заработает с 1 марта 2025 года. С помощью этой услуги человек сможет обезопасить себя от ситуации, когда мошенники оформляют на его имя кредит или заем. Чтобы «включить» этот механизм, нужно будет сделать специальный запрет в своей кредитной истории.
По данным МВД, в 2023 году томичи отдали мошенникам более миллиарда рублей. Жертвами дистанционных аферистов стали около четырех тысяч человек. Распространенными были схемы, когда злоумышленники представлялись операторами сотовой связи, сообщали, что истек договор использования абонентского номера и под предлогом его продления просили продиктовать коды из смс-сообщений. Таким образом они получали код доступа в личный кабинет на Госуслугах.
«Томичи продолжают доверять звонкам с неизвестных номеров от якобы сотрудников Центробанка, полиции, следственного комитета, ФСБ или прокуратуры. Людей убеждают перечислить свои накопления на «безопасные счета» либо взять кредит взамен того, который якобы оформили мошенники от их имени», — отметил начальник отдела информации и общественных связей УМВД России по Томской области Андрей Андреев.
Он напомнил, что в таких случаях нужно сразу же прервать разговор, а не торопиться принимать решение, проверить информацию в Интернете или обратиться за помощью к близким родственникам, не перезванивать по незнакомым номерам, не сообщать CVV/CVC и иные данные банковских карт, не переходить по ссылкам из сообщений от неизвестных адресатов.
О типичных схемах мошенников можно почитать на официальном сайте Банка России в подразделе «Противодействие мошенническим практикам».
Отделение по Томской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации