Меры поддержки банков в 2024 году: завершение, временное продление и новое регулирование
Банк России принял решение не продлевать ряд послаблений, заканчивающих свое действие в 2023 году. Кредитные организации (КО) сейчас обладают достаточной финансовой устойчивостью и высокой прибыльностью. Меры выполнили свою защитную и поддерживающую роль, и дальнейшее их использование нецелесообразно, так как снижает мотивацию банков к самостоятельному управлению рисками. При этом продолжится интеграция в регулирование отдельных стратегических решений, которые учитывают влияние блокировки активов, уроки кризиса и текущую национальную специфику.
Меры, которые завершают свое действие:
- Послабления по условиям соблюдения норматива краткосрочной ликвидности (НКЛ), а также неприменение мер в случае нарушения норматива чистого стабильного фондирования (НЧСФ), применяемых в отношении системно значимых КО (СЗКО). Отказ от послабления по НКЛ необходим для улучшения ситуации с управлением СЗКО краткосрочной ликвидностью, удлинения базы фондирования, выравнивания конкуренции между банками. При этом для облегчения перехода КО на соблюдение норматива им будут открыты безотзывные кредитные линии (БКЛ).
Требование о соблюдении НКЛ, рассчитанного с учетом БКЛ, на уровне 100% будет применяться с 01.03.2024. До этого момента банкам рекомендуется поддерживать фактические значения норматива не ниже наблюдавшихся в III квартале 2023 года, так как это планируется учитывать при первом установлении лимита БКЛ с целью исключения стимулов к занижению фактических значений НКЛ. Подробная информация о выходе из послаблений по НКЛ и о механизме предоставления БКЛ будет опубликована дополнительно.
Послабление по НЧСФ завершает свое действие 31.12.2023.
- Неприменение вычета из капитала, повышенных коэффициентов риска и резервов для сделок по выкупу акций (долей) у нерезидентов, которые приняли решение о продаже своего российского бизнеса, при наличии особых разрешений1. Мера не была широко востребованной, ее отмена окажет лишь незначительное влияние на нормативы капитала.
- Требования для КО — расчетных депозитариев (КО-РД) и небанковских КО — центральных контрагентов (НКО-ЦК) по включению собственных заблокированных активов в расчет нормативов достаточности капитала с риск-весом 100%, исключению клиентских заблокированных активов2 из расчета нормативов: концентрации, достаточности капитала, ликвидности, а также собственных — из расчета нормативов ликвидности. Особенности учета КО заблокированных активов в расчете нормативов учтены в регулировании3.
- Разрешение учитывать прибыль в капитале при выкупе до 31.12.2023 собственных еврооблигаций4 без их формального аннулирования. При этом те КО, которые воспользовались данной мерой, смогут учитывать прибыль в капитале до погашения выкупленных еврооблигаций.
- Неприменение мер за непредставление КО в 2023 году информации об организации внутренних процедур оценки достаточности капитала (ВПОДК) за 2022 год на индивидуальной и консолидированной основах. Мера применялась для снижения регуляторной нагрузки на КО. В 2024 году планируется возобновить сбор информации о состоянии систем управления рисками и капиталом банков и банковских групп, а также провести надзорные оценки их качества.
- Отсрочка при формировании резервов по кредитам и условным обязательствам кредитного характера (УОКХ) субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) и физическим лицам (если платежи просрочены менее чем на 90 календарных дней), учитывая временное обнуление надбавок к нормативам достаточности капитала и рассрочку по созданию резервов по заблокированным активам. Послаблением сейчас пользуются около 20 банков с совокупным эффектом на капитал менее 18 млрд рублей, при этом отмена послабления не приведет к нарушению ими нормативов.
- Рекомендация о реструктуризации кредитов (займов) заемщиков, испытывающих сложности по исполнению обязательств, обусловленные действием мер ограничительного характера, а также о приостановлении исполнительных действий при реализации предмета ипотеки — единственного жилья и процедуры принудительного выселения в связи с нормализацией экономической обстановки и закреплением механизма постоянно действующих кредитных каникул на законодательном уровне5.
Меры, которые планируется6 временно продлить, в том числе с модификацией:
в части мер по поддержке заемщиков / доступности кредитов
- по 31.01.20257 послабления по оценке рисков заемщиков-военнослужащих и членов их семей, а также субъектов МСП, учредителями которых являются военнослужащие: возможность КО принимать решения о неухудшении оценки финансового положения, качества обслуживания долга, категории качества обеспечения и ссуд, прочих активов и УОКХ.
- по 31.12.2024 рекомендация реструктурировать кредиты (займы) субъектов МСП из регионов со средним уровнем реагирования в целях оказания дополнительной финансовой поддержки субъектам МСП. Изменение условий ранее заключенных кредитных договоров (договоров займа) может проводиться на условиях приостановления исполнения обязательств заемщиком на согласованный с кредитором срок без начисления неустойки (штрафов, пени).
- по 31.12.2024 возможность КО не рассчитывать показатель долговой нагрузки (ПДН) по кредитам (займам), предоставленным заемщикам, зарегистрированным на новых территориях8, и не включать такие кредиты (займы) в расчет макропруденциальных лимитов. При этом дополнительно планируется предоставить КО право не применять к указанным кредитам (займам) надбавки к коэффициентам риска9.
- по 31.12.2024 послабления в части формальных критериев оценки кредитного риска и формирования резервов по ссудам (требованиям, УОКХ), возникающим из кредитных договоров, заключенных заемщиками — юридическими лицами (ЮЛ) в целях осуществления ими предпринимательской деятельности на новых территориях. Дополнительно планируется уточнить параметры снижения резервных требований по ссудам на цели развития сельского хозяйства и жилищного строительства при наличии официально подтвержденных факторов снижения риска. Решение направлено на повышение доступности финансирования для заемщиков в этих регионах.
- по 31.03.2024 приостановка действия ограничения полной стоимости кредитов (займов)10 (ПСК) в связи с необходимостью выравнивания среднерыночного значения показателя на основе текущих рыночных данных. Без введения указанной меры ограничение на I квартал 2024 года устанавливалось бы исходя из среднерыночного значения ПСК за III квартал 2023 года (с учетом лага в два квартала между кварталом определения референсной ПСК и кварталом ее применения), то есть не учитывало бы эффект повышения ключевой ставки и сильно ограничивало бы доступность розничных кредитов.
в части прочих мер поддержки:
- по 31.12.2024 право не раскрывать чувствительную к санкционному риску информацию11, в том числе о структуре собственности, членах органов управления и иных должностных лицах, существенных условиях реорганизации, часть информации о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность КО, реорганизуемой в форме слияния, присоединения и преобразования.
- по 31.12.2024 обязанность КО12 раскрывать финансовую отчетность с изъятиями в части чувствительных к санкционному риску данных. Аналогичный подход продолжит действовать и для раскрытия на сайте Банка России отчетности банков, а также информации о выпусках ценных бумаг банков13. Тем самым соблюдается баланс между потребностями рынка в информации и необходимостью ограничивать риски для банков и их клиентов.
- по 31.12.2024 применение перечня офшорных зон, утвержденного Советом директоров Банка России14, при оценке показателя значительности влияния на управление КО резидентов офшорных зон (ПУ3), принимая во внимание, что выход нерезидентов из уставного капитала КО затруднен.
- по 31.12.2024 возможность досрочного прекращения обязательств КО по субординированным инструментам перед лицами из недружественных стран при их выделении вместе с заблокированными активами специальному ЮЛ. Также на аналогичный срок будет продлен и обновлен порядок согласования Банком России перечня имущества и обязательств в целях проведения банками под санкциями реорганизации в форме выделения ЮЛ15.
- по 31.12.2024 возможность для КО включать в капитал замещающие субординированные облигации, выпущенные взамен аналогичных субординированных еврооблигаций для того, чтобы инвесторы из России и дружественных стран могли получать по ним платежи.
Меры, которые продолжат свое действие до встраивания в регулирование, в том числе в модифицированном формате:
- Рассрочка по формированию резервов по невозмещаемым заблокированным активам16 на 10 лет для КО (по 2032 год) и на 5 лет для КО — РД и НКО — ЦК (по 2027 год)17. Рассрочка предполагает, что КО, КО-РД и НКО-ЦК должны будут равномерно снижать чистый (то есть за вычетом резервов) объем таких активов. Планируется, что в регулировании18 порядок и график формирования резервов начнут действовать с 2025 года, а до этого будут временные решения.
- Возможность включения ссуд (требований, УОКХ) МСП до 50 млн рублей (ранее — до 10 млн рублей) в портфель однородных ссуд при оценке финансового положения заемщика как среднее, а также оцениваемых на основе внутрибанковских оценок кредитоспособности. Планируется, что в части ссуд подходы в регулировании начнут действовать по истечении месяца после публикации изменений19 (ориентировочно в первом полугодии 2024 года), а до этого будет временное решение. В части требований и УОКХ изменения уже встроены в регулирование20.
- Дифференциация поручительств (независимых гарантий) региональных гарантийных организаций (РГО) по категориям качества обеспечения, учитываемого в целях минимизации размера формируемых резервов (с модификацией). При этом текущий временный подход определения кредитного качества поручительств РГО, основанный на ренкинге АО "Корпорация "МСП"21, будет заменен на разработанную Банком России более риск-чувствительную методику, которая начнет действовать с 2024 года — сначала через модификацию временного решения, а после формализации методики в документах Минэкономразвития России встроится в регулирование.
- Изменение режима соблюдения лимитов открытых валютных позиций (ОВП).
До конца 2023 года не признаются нарушением превышения лимитов короткой ОВП до 15 операционных дней включительно (за последние 40 дней), если они возникли не по вине банка (при рублевом погашении валютных активов). Этот подход будет сохранен и интегрирован в новую инструкцию по расчету ОВП22. Дополнительно будет дана возможность не считать нарушениями норматива разовые превышения лимитов ОВП (до 5 операционных дней включительно за последние 30 дней) вне зависимости от причин их возникновения. По действующему регулированию (без учета послабления) превышение лимитов ОВП даже за 1 операционный день является нарушением норматива (при этом меры применяются, если превышения фиксируются 6 дней и более). Планируется, что новое регулирование начнет действовать с 01.07.2024, а до этого будет временное решение. - Расширение перечня КО, которые вправе досрочно применять расчетный коэффициент внутренних потерь23 при расчете размера операционного риска (ОР), и предоставление возможности для начала его применения с первого числа любого календарного месяца. Планируется, что нормы начнут действовать по истечении месяца после дня опубликования изменений24 (ориентировочно в первом полугодии 2024 года), а до этого будет временное решение. При этом для КО с высоким уровнем комиссионных доходов (расходов) не продлевается возможность осуществлять расчет размера ОР на основе базового индикатора25.
- Отмена использования страновых оценок Российской Федерации при расчете рыночного риска. Планируется, что изменение в регулировании26 начнет действовать с 01.07.2024, а до этого будет регулироваться временным решением. Схожий подход уже встроен в порядок расчета нормативов27.
- Возможность для расчетных небанковских кредитных организаций (РНКО) открывать корреспондентские счета в банках — резидентах стран, не являющихся недружественными, вне зависимости от наличия у них международных рейтингов, но с более строгим ограничением по концентрации для контроля рисков. Ожидается, что норма начнет действовать в регулировании до конца 2023 года28.
- Возможность для КО в целях расчета обязательных нормативов применять по кредитным требованиям, возникшим до 01.07.2023, перечень офшорных зон, который действовал до 01.07.202329. Данная мера не ограничена по сроку действия. Планируется встроить ее в регулирование30 в модифицированном формате в 2024 году.
1 Разрешения, выдаваемые Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, или специальные решения Президента Российской Федерации.
2 Активы клиентов, с которыми заключены договоры с оговоркой, предусматривающие право неисполнения поручения клиента на списание принадлежащих ему средств в связи с мерами ограничительного характера.
3 Указание Банка России от 03.04.2023 №
4 Обязательства, связанные с иностранными облигациями, выпущенными иностранными организациями.
5 Федеральный закон от 24.07.2023 №
6 В том числе с учетом обсуждаемого продления специальных полномочий Банка России на принятие таких решений, установленных Федеральным законом от 08.03.2022 №
7 С учетом обсуждаемого продления периода обращения за изменением условий кредитного договора, предусмотренного Федеральным законом от 03.04.2020 №
8 Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область, Херсонская область.
9 Аналогичные послабления планируется предоставить микрофинансовым организациям (МФО).
10 Планируется также продлить на действующих условиях для МФО — по категориям потребительских займов, обязательства по которым обеспечены ипотекой, POS-займов; для кредитных потребительских кооперативов (КПК) и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК) — по всем категориям потребительских займов.
11 Аналогичное решение планируется и в отношении некредитных финансовых организаций (НФО), лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке (ЛОПУФР).
12 За исключением НКО-ЦК и КО — центрального депозитария, которые как инфраструктурные организации финансового рынка применяют Решение Совета директоров Банка России от 23.12.2022, а также специальные постановления Правительства Российской Федерации.
13 Аналогичное решение планируется и в отношении НФО.
14 Аналогичное решение планируется при оценке лиц, имеющих право прямо или косвенно распоряжаться акциями (долями) НФО, а также и для признания соответствия негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц.
15 Федеральным законом от 24.07.2023 №
16 С которыми из-за санкций в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских компаний ограничено совершение операций или сделок и у КО отсутствуют способы и механизмы их возмещения.
17 Периоды рассрочки 10 лет и 5 лет указаны включая 2023 год.
18 Положение Банка России от 28.06.2017 №
19 В Положение №
20 Указание Банка России от 26.06.2023 №
21 Ранжирование осуществляется с 2021 года на ежегодной основе в соответствии с частью 9 ст. 15.2 Федерального закона от 24.07.2007 №
22 Взамен Инструкции Банка России от 28.12.2016 №
23 В соответствии с Положением Банка России от 07.12.2020 №
24 Проект указания Банка России «О внесении изменений в Положение Банка России от 7 декабря 2020 года №
25 В соответствии с Положением Банка России от 03.09.2018 №
26 Положение Банка России от 03.12.2015 №
27 Указание №
28 Инструкция Банка России от 08.11.2021 №
29 Приказ Минфина России от 13.11.2007 № 108н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)».
30 Инструкция Банка России от 29.11.2019 №
При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.