Граждане стали меньше жаловаться на ОСАГО и автокредитование: итоги 9 месяцев 2025 года
За три квартала жалоб в Банк России от потребителей финансовых услуг стало больше на 15,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года1. Всего поступило 280 тыс. жалоб.
При этом темп роста замедляется: если число жалоб в I квартале 2025 года превышало аналогичный показатель прошлого года на 23,1%, то в III квартале – только на 11%.
Более чем вдвое сократились жалобы на страховщиков. Лидер снижения – жалобы на ОСАГО, в частности на неверное применение коэффициента бонус-малус (КБМ) (снижение почти на 70%). Причина такой динамики в том, что с октября прошлого года граждане могут в удобном и быстром режиме самостоятельно уточнить или оспорить значение КБМ, если они с ним не согласны, через сайт Национальной страховой информационной системы.
Жалобы на банки выросли на 21%. Претензии по-прежнему чаще всего связаны с мерами, которые принимают банки для борьбы с мошенниками и дропперами, – отказом в проведении операций и блокировкой счетов.
Почти на четверть реже граждане жаловались на проблемы при автокредитовании, прежде всего на недобросовестные практики банков в этой сфере. Это в том числе связано с тем, что банки присоединяются к меморандуму «О принципах добросовестного автокредитования» и отказываются сотрудничать с нечестными автодилерами.
Больше чем на 10% выросло количество жалоб на микрофинансовые организации. Потребители сообщают о проблемах при возврате денег за дополнительные услуги и получении кредитных каникул. При этом жалобы на навязывание дополнительных услуг, мошенничество и недостоверную информацию в кредитной истории сократились.
Претензий к профессиональным участникам рынка ценных бумаг стало меньше на 20,7%. В основном продолжают сокращаться жалобы, связанные с санкционными ограничениями (снижение почти втрое).
В сегменте обращений, которые касались негосударственных пенсионных фондов (НПФ), более чем в 2 раза сократились жалобы на несогласие с переходом из Социального фонда России в НПФ и между НПФ.