• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Граждане стали меньше жаловаться на ОСАГО и автокредитование: итоги 9 месяцев 2025 года

10 ноября 2025 года
Новости
Поделиться

За три квартала жалоб в Банк России от потребителей финансовых услуг стало больше на 15,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года1. Всего поступило 280 тыс. жалоб.

При этом темп роста замедляется: если число жалоб в I квартале 2025 года превышало аналогичный показатель прошлого года на 23,1%, то в III квартале – только на 11%.

Более чем вдвое сократились жалобы на страховщиков. Лидер снижения – жалобы на ОСАГО, в частности на неверное применение коэффициента бонус-малус (КБМ) (снижение почти на 70%). Причина такой динамики в том, что с октября прошлого года граждане могут в удобном и быстром режиме самостоятельно уточнить или оспорить значение КБМ, если они с ним не согласны, через сайт Национальной страховой информационной системы.

Жалобы на банки выросли на 21%. Претензии по-прежнему чаще всего связаны с мерами, которые принимают банки для борьбы с мошенниками и дропперами, – отказом в проведении операций и блокировкой счетов.

Почти на четверть реже граждане жаловались на проблемы при автокредитовании, прежде всего на недобросовестные практики банков в этой сфере. Это в том числе связано с тем, что банки присоединяются к меморандуму «О принципах добросовестного автокредитования» и отказываются сотрудничать с нечестными автодилерами.

Больше чем на 10% выросло количество жалоб на микрофинансовые организации. Потребители сообщают о проблемах при возврате денег за дополнительные услуги и получении кредитных каникул. При этом жалобы на навязывание дополнительных услуг, мошенничество и недостоверную информацию в кредитной истории сократились.

Претензий к профессиональным участникам рынка ценных бумаг стало меньше на 20,7%. В основном продолжают сокращаться жалобы, связанные с санкционными ограничениями (снижение почти втрое).

В сегменте обращений, которые касались негосударственных пенсионных фондов (НПФ), более чем в 2 раза сократились жалобы на несогласие с переходом из Социального фонда России в НПФ и между НПФ.


1 За январь – сентябрь 2025 года Банк России получил 204,3 тыс. обращений (рост на 11,4% по сравнению с 9 месяцами 2024 года). Одно обращение (письмо) может касаться нескольких проблем и/или организаций, в этом случае оно учитывается не как одна, а как несколько жалоб. В январе – сентябре 2025 года на одно обращение в среднем приходилось 1,4 жалобы против 1,3 жалобы годом ранее.
Фото на превью: Black Salmon / Shutterstock / Fotodom