Выступление Эльвиры Набиуллиной на пленарном заседании Государственной Думы, посвященном рассмотрению Годового отчета Банка России за 2024 год
Спасибо большое, уважаемый Вячеслав Викторович (Володин — ред.), за такое напутствие. Добрый день, уважаемые депутаты!
Сегодня в соответствии с законом о Центральном банке я представляю Годовой отчет за 2024 год.
Но прежде хочу поблагодарить профильные комитеты и все фракции за подготовку к рассмотрению отчета. Это действительно большая работа, она началась за несколько недель до сегодняшнего заседания.
И мы готовились с учетом ваших вопросов. Только письменных мы получили более 110. Параллельно шла работа в комитетах, где отчет рассматривался с участием представителей Правительства. И могу только поприветствовать, что в этом заседании участвуют мои коллеги — министр финансов, министр экономического развития, заместитель министра Минцифры. Мы работаем в одной связке и на общий результат.
Накануне этого заседания я и мои заместители провели встречи с фракциями. Везде был очень предметный диалог, дискуссия. И, конечно, инфляция и ключевая ставка шли первым номером, понятно почему.
Но, уважаемые депутаты, вы поднимали и многие другие проблемы, которые волнуют граждан: мошенничество, работа микрофинансовых организаций, закредитованность. И сегодня в своем выступлении я буду постоянно возвращаться к вашим вопросам. Но сначала коротко о том, как мы прошли прошлый год в целом и что показывают цифры на текущий момент.
Могу сказать, что мы решали двуединую задачу — не позволить раскрутиться инфляционной спирали, но и не подорвать способность экономики развиваться и решать стоящие перед экономикой страны задачи.
И мне бы хотелось напомнить о том плохом, чего не случилось. Ведь многие задачи Центрального банка связаны с тем, чтобы уберечь экономику, финансовую систему от реальных угроз. Когда это получается, иногда это воспринимается как само собой разумеющееся. Но, поверьте, это результат действий и подготовки.
Когда в прошлом году вводили блокирующие санкции против биржевой инфраструктуры, конечно, рассчитывали на серьезную дезорганизацию нашей финансовой системы. Но этого не произошло. Торги частично перешли в другой формат, расчет официальных курсов валют не прерывался ни на день. Понятно, что такой относительно безболезненный переход не мог произойти сам собой, этому предшествовала двухлетняя работа. В конце года были введены санкции на полсотни наших банков, обслуживающих внешнюю торговлю. Да, пришлось справляться с трудностями, но они не привели к остановке трансграничных платежей.
И все это было бы невозможно без здоровой, отлаженной финансовой системы и гибкого регулирования. Банки активно кредитовали экономику, а мы принимали меры, чтобы они восстанавливали запасы капитала и ликвидности на случай новых шоков. Как показывает история последних лет, крайне важно иметь запас прочности.
Вклад устойчивой финансовой системы в рост экономики сложно переоценить. Но неправильно выносить за скобки денежно-кредитную политику или приписывать ей знак «минус». Это, наверное, главное, о чем мы говорили с вами на встречах.
Вы видите на слайде показатели важнейших отраслей. За исключением добычи, на которую влияют санкции, везде существенный рост, и сильнее всего — в машиностроении.
Хотя с 2023 года звучат опасения, что повышение ключевой ставки подорвет экономический рост, приведет к рецессии, к стагфляции, к массовым банкротствам (и далее по списку), до сих пор эти опасения не подтвердились. И ключевая ставка выполняет ту роль, которая отведена Банку России законодательством, — она защищает устойчивость рубля через поддержание ценовой стабильности, поддерживает реальные доходы граждан и создает условия для сбалансированного экономического роста.
И наш прогноз, и прогноз Правительства предполагают, что и в этом году рост экономики продолжится, пусть и более умеренным темпом.
Быстрый рост цен стал главной угрозой и увеличению реальных доходов граждан, и развитию экономики. И нам потребовалось поднять ключевую ставку до 21%, чтобы можно было перейти от сдерживания инфляции к ее снижению.
И сейчас, если смотреть, как инфляция меняется за месяц, то в ноябре, в декабре она была вблизи 14%. То есть если бы она росла такими темпами, как в конце года, и дальше, то за год было бы 14%. В январе текущая инфляция была ниже 11%, в феврале — уже ниже 8%. И мы на этой неделе узнаем данные за март.
Депутаты, конечно, спрашивали нас, когда мы сможем перейти к снижению ключевой ставки. Могу сказать, что мы будем подходить к этому аккуратно, осторожно, в том числе и помня о том, что в прошлом году после замедления в начале года инфляция «подняла голову» вновь. И нам нужно убедиться, что нынешнее замедление темпа роста цен устойчиво. И еще один фактор — тектонические изменения в мировой торговле. Они разворачиваются у нас на глазах, и пока очень сложно судить о том, и куда они приведут мировую экономику, и как отразятся на России. Это новый значительный риск, который мы должны учитывать.
Дополнительный эффект более высокой ключевой ставки — это защита рубля от самораскручивающейся девальвации. Увы, конечно, санкции вызывают очень сильные колебания валютного курса. Но благодаря денежно-кредитной политике большая часть этих колебаний носит краткосрочный характер. За последние три года экспорт у нас заметно снизился (на 14% из-за внешних ограничений), а импорт остался примерно на том же уровне. Что это означает? В страну поступает меньше валюты, а на оплату импорта нужно столько же. В этих условиях курс рубля был бы слабее, чем сейчас, если бы не высокая ключевая ставка.
В основе замедления инфляции — более сдержанный рост кредита, но хочу подчеркнуть, это рост кредита. И здесь важно понимать, с чем сравнивать — в 2023 году он был рекордно высоким. В ипотеке он продолжался и всю первую половину прошлого года, до сокращения периметра льготных программ. При таком росте было неизбежно и продолжение быстрого увеличения цен на новое жилье.
Большую часть прошлого года рост цен на строящееся жилье был близок к 10% в годовом выражении, а в IV квартале, после того как эффект безадресной льготной ипотеки был практически полностью исчерпан, темп роста цен снизился в полтора раза.
Умеренный рост цен при опережающем росте доходов граждан — это главное условие для того, чтобы жилье снова становилось доступнее. Второе условие — конечно, снижение ставок по рыночной ипотеке. Они сейчас очень высокие, но они будут снижаться по мере снижения инфляции и ключевой ставки.
По нашей оценке, продажи жилья остаются на приемлемом уровне, который позволяет застройщикам завершить начатые проекты и запускать новые, хотя масштабы запусков, конечно, уменьшились. Такое снижение закономерно после нескольких лет, когда безадресная льготная ипотека накачивала спрос и разгоняла цены.
Теперь о корпоративном кредитовании. Здесь более половины роста кредита пришлось на инвестиционные проекты и на строительство жилья. Замедление началось только в ноябре, и по году в целом рост корпоративного кредита составил 18%. Даже если вычесть инфляцию, это в два раза выше, чем рост ВВП.
В этом году кредит продолжит поддерживать развитие экономики.
Мы ожидаем сохранения высокой инвестиционной активности вблизи уровня прошлого года. Инвестиции вышли на максимум в начале прошлого года и по итогам года составили 39,5 трлн рублей, или почти 20% ВВП. Почти пятая часть ВВП — это значимо, и такого не было с середины
Инвестиции останутся высокими, потому что высокими остаются прибыли предприятий. Напомню, что именно прибыль, а точнее собственные средства компаний, а вовсе не кредит, служит основным источником инвестиций во всем мире.
Прибыль второй год подряд держится выше 30 трлн рублей. В прошлом году она снизилась, но основной вклад в снижение прибыли внесли добыча газа и некоторые другие отрасли, которые пострадали от ограничений на экспорт и снижения мировых цен. В обрабатывающей промышленности прибыль немного подросла, до 9,7 трлн рублей, а в ряде отраслей она выросла довольно заметно. У производителей инвестиционных товаров — рост прибыли на 40%, до 2,2 трлн рублей, в строительстве и недвижимости — плюс 23%, до 1,5 трлн рублей. Даже в сельском хозяйстве, несмотря на проблемы с урожаем в некоторых регионах, прибыль выросла на 7%, до 670 млрд рублей. Я так долго об этом говорю, называю цифры, потому что есть такое представление, что вся прибыль достается нефтегазовому сектору. Это не так, экономика наша изменилась.
В среднем прибыль реального сектора держится на уровне почти 3 трлн рублей в месяц. Это к вопросам, которые часто звучали, — как предприятиям выживать при высокой ставке.
Конечно, есть убыточные, есть закредитованные предприятия. Им гораздо труднее, чем компаниям, которые развиваются за счет собственной прибыли, за счет средств акционеров. Но подавляющее большинство компаний, мы ведем мониторинг, финансово устойчивы, у них есть ресурсы для развития.
Когда рост кредита замедляется (еще раз подчеркну, это не сжатие кредита, это рост кредита), важно, чтобы ресурсы получали прежде всего приоритетные проекты. Для этого мы вместе с Правительством развиваем программу стимулирующего банковского регулирования по так называемой таксономии. По ней выданы кредиты более чем на 0,5 трлн рублей, а всего на проекты таксономии банки уже одобрили кредитные линии на 1,5 трлн рублей, а сам бюджет одобренных проектов составляет около 3 трлн рублей. Мы видим, что этот механизм реально заработал.
Второе направление, по которому мы работаем с Правительством: рынок ценных бумаг, он должен играть более заметную роль в финансировании инвестиций. И кстати, я чувствую полную поддержку депутатов в этом вопросе.
Прошлый год — это успешный старт программы долгосрочных сбережений и новых индивидуальных инвестиционных счетов третьего типа. На рынке появляется долевое страхование жизни. Все эти инструменты — долгосрочные, и они позволяют гражданам решать свои жизненные задачи и в то же время дают экономике долгосрочные ресурсы для развития.
Одновременно вместе с Минфином и Правительством делаем все для разблокировки иностранных активов российских инвесторов. С учетом всех принятых мер к началу этого года разблокировано около половины активов российских граждан и компаний, которые попали под блокировку в 2022 году.
Теперь о второй стороне развития рынка капитала — о предложении, о новых публичных размещениях акций. Их объемы все еще несопоставимы с ростом кредитного портфеля компаний — сравните 100 млрд рублей и 13 трлн. Многие крупные компании жалуются на дорогой кредит, но иногда даже не думают об альтернативах. На наш взгляд, ситуацию надо менять, надо менять программы поддержки бизнеса, и такие предложения мы в Правительство в прошлом году направили, обсуждаем их. Кстати, по малым и средним компаниям. По малым технологическим компаниям мы с Правительством уже договорились, что с этого года будут субсидироваться затраты при выходе на рынок капитала, на IPO, в рамках национального проекта. Надеемся, что этот пример будет распространен и на другие компании.
Перейду к защите прав потребителей. Это та сфера, в которой роль Государственной Думы все последние годы была особенно большой. Мы постоянно обращались к вам за поддержкой.
Потому что честная полная стоимость кредита, действенные меры против навязывания платных услуг, реклама заниженных ставок, которых в реальности нет, постоянный механизм кредитных каникул для граждан — это все произошло благодаря законодательным изменениям.
Новая возможность, которой люди охотно пользуются, — это бесплатные переводы больших сумм между своими счетами в разных банках. И как только этот механизм заработал, мы видим, что объем переводов мгновенно подскочил в 1,5 раза, то есть это то, что было востребовано нашими людьми.
Конечно, далеко не все проблемы решены. В ипотеке стало больше схем с низкими ставками, которые вроде привлекательны, но в конечном счете они приводят к завышению стоимости квартиры, и мы хотим свести к минимуму эти схемы. Начал действовать ипотечный стандарт. Будем внимательно смотреть, как банки его выполняют. Если не будут выполнять, будем к вам обращаться, чтобы принимать уже жесткие меры в рамках закона.
И на всех встречах с депутатами я говорила, что нужно повышать штрафы за нарушение прав потребителей, прав наших граждан. Потому что это действительно очень важно. Для крупных банков за нарушение штраф — максимум миллион рублей. Понятно, что они получают гораздо больше прибыли, если осуществляют недобросовестные продажи. И здесь нужно повышать штрафы.
Нужно вовремя начать регулировать рассрочку, чтобы потом не получить ком проблем. Мы видим, что рынок рассрочки быстро растет, но права потребителей там не защищены. Я вас благодарю за принятие законопроекта в первом чтении на эту тему.
Во всем, что касается закредитованности, мы стараемся действовать на упреждение. В прошлом году по необеспеченным кредитам, по автокредитам, по ипотеке — везде были введены или усилены меры против чрезмерной закредитованности людей.
Особая ситуация — с займами микрофинансовых организаций, и многие депутаты обращали на это внимание.
Мы с вами последовательно снижали предельную ставку и потолок переплаты по микрозаймам. Напомню, что начинали, когда вводился этот потолок, с 400%. Сейчас потолок переплаты снижен до 130%. То есть по займу в 10 тыс. рублей, даже если будут накрутки пени и штрафов, сумма не сможет превышать 23 тысячи рублей.
И здесь пора делать следующий шаг, — мы тоже с вами это обсуждали, — снизить переплату до 100%. Но этого мало. Нужно разорвать цепочки микрозаймов, когда микрофинансовая организация дает человеку заем, чтобы он просто заплатил за предыдущий. Это верный путь в долговую спираль.
Поэтому предлагаем три связанных изменения: принцип «один дорогостоящий заем в одни руки»,
И конечно, параллельно надо перекрывать кислород черным кредиторам, потому что при ужесточении правил для микрофинансовых организаций люди могут чаще прибегать к услугам черных кредиторов. А там они совсем не защищены.
Прошлый год — время реализации и новых мер против телефонного мошенничества. Хочу поблагодарить Государственную Думу за вовлеченность в эту работу. И лично Вас, Вячеслав Викторович (Володин — ред.), за особое внимание к этой теме и ускоренное принятие важнейших законодательных изменений.
Сейчас ежемесячно крупные банки приостанавливают до 300 тыс. переводов на подозрительные счета. Это спасенные десятки и сотни миллиардов рублей сбережений граждан.
Прошлый год — это первый год полноценного, действительно полноценного, обмена информацией между Банком России и МВД. Мы получаем от органов МВД до 20 тыс. запросов ежемесячно, а на основе тех данных, которые мы получаем от МВД, банки оперативно блокируют карты мошенников.
Чуть больше месяца назад заработал самозапрет на кредиты. Мы с вами в прошлом году во время отчета также обсуждали эту тему, что его надо вводить, спасибо за принятый закон. Я думаю, вы согласитесь, что тяжело вспомнить пример такого же востребованного государственного сервиса.
Он действительно очень востребован, но это говорит еще и о том, как вопрос кредитного мошенничества беспокоит граждан, что они пошли и установили самозапрет на кредиты. И поэтому, конечно, здесь нужно бороться дальше с мошенничеством, принимать иные меры.
И вот в короткие сроки Государственная Дума приняла специальный закон против кредитного мошенничества, закон о сервисе «второй руки», он важен для пожилых людей. И был инициирован Правительством очень масштабный закон. Минцифры создает единую национальную антифрод-платформу, а Банк России готов быть связующим звеном между этой платформой и всей банковской системой. Словом, борьба с мошенничеством выходит на общегосударственный уровень. И это ключ к успеху, потому что наши разрозненные меры здесь не помогут.
В прошлом году проявился эффект от ранее принятых решений по ОСАГО. Это тоже всегда беспокоило депутатов. В 2024 году средняя стоимость классических полисов для обычных автомобилистов снизилась, тогда как средняя выплата по страховым случаям, напротив, выросла. Напомню, за 2023 год стоимость этих полисов не изменилась, то есть за последние два года реальная (с учетом инфляции) цена ОСАГО заметно уменьшилась, даже несмотря на подорожание запчастей.
Вы обращали внимание на проблемы ОСАГО для такси. Здесь тоже благодаря принятым законам, благодаря тому, что возможны краткосрочные полисы, ситуация стала улучшаться. В среднем полис на два дня обходился в 180 рублей.
Некоторые проблемы с доступностью ОСАГО остаются в регионах, где из-за мошенников страховщики несут убытки. Два года назад таких регионов с высокими рисками мошенничества было 12, сейчас — в три раза меньше. Внимание региональных властей к этой проблеме крайне важно.
Еще один вклад финансовой системы в снижение издержек граждан и бизнеса — это удобные, безопасные платежи и переводы.
Благодаря Системе быстрых платежей мы посчитали, сколько сэкономил бизнес на комиссиях. Он сэкономил (в прошлом году) порядка 60 млрд рублей, если сравнивать со средними комиссиями по картам, которые выше. И мы видим, что больше торговых точек предлагают оплату именно через СБП.
Будущее направление работ — оплата детских садов, кружков, других бюджетных учреждений, штрафов через СБП. Мы видим, что это востребовано гражданами. Плюс — нет комиссий для граждан, нет ошибок в реквизитах и мгновенное зачисление в бюджет этих средств.
По цифровому рублю мы готовимся к масштабному развитию эксперимента. Планируем, что к концу этого года он охватит до нескольких десятков тысяч человек, а затем дальше будет расширяться.
Я уже упоминала о санкциях — они сильно осложняли трансграничные платежи. Это стоит бизнесу дополнительных издержек, но каждый раз мы вместе с бизнесом находили способы решать проблемы. На объемы импорта и экспорта эти трудности существенно не повлияли.
Возникают альтернативные каналы расчетов с зарубежными партнерами. Так, бизнес тестирует использование цифровых финансовых активов, проявляет интерес к расчетам в криптовалютах в рамках экспериментального правового режима. Также большое спасибо за то, что эти законы были приняты.
И завершая, скажу о тех задачах, которые Банк России ставит на этот год.
Первое — это снижение инфляции. Мы сейчас, пожалуй, находимся в самой трудной части этого пути, но полагаем, что в следующий год мы войдем с текущей инфляцией вблизи нашей цели — 4%. Почему важна умеренная инфляция? Я повторяю это вновь и вновь: это умеренные ставки по кредитам, это основа долгосрочных инвестиций, и главное — это надежная защита доходов и сбережений граждан, путь к снижению бедности.
Вторая важнейшая задача — это повышение устойчивости наших банков, контроль кредитных рисков. Когда ставки высокие, банкам особенно важно на ранних этапах распознавать проблемы, которые возникают у заемщиков, и при необходимости реструктурировать долг, а также не допускать чрезмерного наращивания долга уже закредитованными компаниями.
Третье направление, или третья задача, и оно связано со вторым — развитие рынка капитала. Можно привлекать инвестиции через выпуск акций или привлекать частное акционерное финансирование. И это не ведет к увеличению долговой нагрузки компаний, снижает чувствительность бизнеса к изменению процентной ставки.
Четвертое — мы будем делать все, чтобы мошенничество пошло на спад. Уверена, что суммарный эффект от принятых мер проявится уже в этом году.
И наконец, развитие национальной платежной инфраструктуры. Россия здесь в числе мировых лидеров, несмотря на внешние ограничения, на санкции. И мы должны оставаться в числе лидеров. Это дает большие преимущества нашим гражданам, нашему бизнесу.
Это сложные задачи, но, я уверена, что они нам по плечу. Нам — я имею в виду не только Центральный банк, но и законодателей, Правительство, бизнес — нас вместе. Главное, что нас объединяет, — понимание фундаментальной ценности макроэкономической стабильности. Это база для роста реальных доходов граждан, для устойчивого развития экономики, для устойчивости перед внешними шоками. По остальным вопросам могут быть дискуссии про приоритеты, сроки, но, на мой взгляд, макроэкономическая стабильность — это абсолютная ценность, которую нужно беречь.
Благодарю за внимание.