Выступление Алексея Заботкина на пресс-конференции: Всероссийское обследование домохозяйств по потребительским финансам
Добрый день!
Сегодня я представлю результаты Всероссийского обследования домохозяйств по потребительским финансам 2024 года. Расскажу о результатах первичного анализа опросных данных. Конечно, мы проведем и более подробный и глубокий анализ этих данных в рамках исследовательских проектов и опубликуем их итоги. Пользуясь случаем, как и два года назад после выхода прошлой волны обследования, приглашаем аналитиков и исследователей использовать эти данные в своей работе.
Слайд 2
Подобные обследования проводят многие центральные банки. Полученные в результате опросные данные имеют особенности, которые делают исследования на их основе уникальными.
Во-первых, объектом изучения являются домохозяйства. Многие решения в экономике — о потреблении или спросе на кредит — принимаются на уровне домохозяйств, а не отдельных граждан. Поэтому нам важно понимать закономерности таких решений.
Во-вторых, обследования имеют лонгитюдный характер. Это значит, что наблюдение проводится преимущественно за одними и теми же домохозяйствами в разных волнах опроса. Замеряя изменения у одних и тех же домохозяйств, исследователи получают огромные дополнительные преимущества в части круга вопросов, которые на основе этих данных можно изучать.
В-третьих, фокус делается на финансовой и экономической стороне жизни домохозяйств.
Слайд 3
Почему такого рода обследования проводят центральные банки? Принимая решения в области денежно-кредитной политики, финансовой стабильности, развития финансовых рынков, мы нуждаемся в подробной информации о разных аспектах экономической жизни. И обследования финансов домохозяйств предоставляют нам информацию, которая позволяет судить:
- о спросе на кредиты и факторах формирования сбережений;
- мотивах финансового поведения людей в периоды шоков;
- рисках для финансовой стабильности на микроуровне;
- трансмиссии денежно-кредитной политики;
- возможностях и ограничениях для развития финансовых рынков.
Слайд 4
Напомню, что в России обследования проводятся с 2013 года с интервалом в два года. Первые четыре волны этого опроса были организованы Министерством финансов при участии Всемирного банка.
Банк России организует обследование уже второй раз, в 2024 году прошел его шестой раунд. Полевые работы выполняла компания «Демоскоп».
Опрос проводился в основном с марта по октябрь 2024 года, при этом 99% респондентов были опрошены в мае — июле.
Как я уже отметил, в задачу организаторов входило преимущественно анкетирование тех же домохозяйств, которые опрашивались и в предыдущую волну.
Слайд 5
В опросе использовались две подробные анкеты: анкета для домохозяйства и индивидуальная анкета для взрослых членов домохозяйства. Опросник домохозяйства состоит из 182 вопросов, индивидуальный опросник содержит 384 вопроса. Респонденты отвечали на вопросы о доходах, расходах, финансовых активах и сбережениях, финансовых обязательствах, инфляционных ожиданиях и финансовой грамотности.
Репрезентативность опроса по ряду основных характеристик — это ключевое требование к обследованию, которое позволяет масштабировать результаты и выводы на всю генеральную совокупность.
Следующие три слайда показывают, что наша выборка репрезентативна для России в целом. Ее характеристики в целом соответствуют выборке из опросов Росстата.
Слайд 6
И по местам проживания респондентов.
Слайд 7
И по половозрастной структуре населения.
Слайд 8
И по уровню образования респондентов.
Слайд 9
Теперь о том, как изменились финансовые показатели домохозяйств по итогам опроса 2024 года по сравнению с опросом 2022 года. Начну с доходов.
Посмотрим, как распределяются домохозяйства, опрошенные по уровню номинальных доходов на одного члена, в 2024 году. Домохозяйства разделены на 10 равных децильных групп подушевого денежного дохода. Напомню: децильная группа образуется путем упорядочения выборки по какому-то показателю (в данном случае доходу) и разделения на 10 равных по численности частей. Эти группы отмечены на графике распределения хозяйств разными цветами.
Мы видим, что основная часть домохозяйств сосредоточена в интервале от 15 тыс. до 35 тыс. рублей на человека. Домохозяйства с высокими доходами присутствуют в нашей выборке, но их доля невелика. Наиболее обеспеченные группы обычно недостаточно представлены в подобных опросах, так как их сложнее привлечь к участию. Это характерно как для России, в том числе для опросов Росстата, так и для других стран.
Слайд 10
Здесь показаны медианы номинальных доходов, посчитанные внутри децильных групп в 2022 и 2024 годах. Напомню, медиана — это тот уровень дохода, который делит группу на две равные части, где одна половина работников зарабатывает меньше этого значения, а другая половина — больше. На слайде мы видим, что между двумя волнами опроса медиана номинального дохода на одного члена домохозяйства выросла во всех децильных группах.
Слайд 11
Реальные доходы. Мы разделили все домохозяйства на семь групп в зависимости от темпов роста дохода на человека.
У 65% домохозяйств реальные подушевые доходы, то есть доходы с поправкой на инфляцию, росли с 2022 по 2024 год. А у пятой части домохозяйств доходы увеличились более чем на 50%. Но одновременно с этим мы видим существенное снижение реальных доходов (от 10% и ниже) примерно у пятой части домохозяйств.
Слайд 12
Доля глав домохозяйств, которые оценивают свое материальное положение как устойчивое, увеличилась в 2024 году по сравнению с 2022 годом во всех группах по росту дохода. При этом в домохозяйствах, где доходы растут быстрее, значительнее увеличивается и доля глав домохозяйств, уверенных в устойчивости своего материального положения. Среди домохозяйств с самым высоким темпом роста доходов эта доля выросла на 11 процентных пунктов.
Это может быть фактором риска, так как респонденты могут необоснованно экстраполировать оценки своего текущего материального положения на будущие периоды. В результате они могут ошибаться, принимая решения о расходах, сбережениях и кредитах.
Слайд 13
Перейдем к расходам. Посмотрим на динамику расходов домохозяйств между двумя волнами опроса. Во всех децильных доходных группах, кроме группы наиболее обеспеченных домохозяйств, за два года медианные показатели расходов в реальном выражении выросли меньше, чем показатели доходов. При этом рост расходов в реальном выражении за два года был существенным во всех группах (от 10 до 22% в зависимости от доходной группы).
Слайд 14
Другая интересная тенденция: наибольшие темпы роста расходов в реальном выражении между двумя волнами опроса продемонстрированы наименее обеспеченными домохозяйствами. Темп роста совокупных расходов домохозяйств в 2024 году оказывается тем выше, чем ниже был их уровень расходов в 2022 году.
Правый график показывает, что домохозяйства, чей реальный доход на человека увеличился на 50% и более за два года, показывают наибольший рост расходов на товары длительного пользования в реальном выражении (57%).
Слайд 15
Итоги опроса показывают, что главы домохозяйств в 2024 году более позитивно оценивали изменение материального положения.
На левом графике видно, что в 2024 году степень оптимизма в субъективных оценках изменения материального положения домохозяйств за последний год уступает только показателям 2013 года.
Причем, как видно из правого графика, оценки изменения материального положения в 2024 году по сравнению с 2022 годом повысились во всех децильных группах.
Слайд 16
Теперь посмотрим, какими накоплениями и типами финансовых активов располагают домохозяйства. Уточню, что в ходе обследования мы спрашивали людей не о накоплениях, а о сбережениях, поскольку такой вопрос им более понятен. Но, строго говоря, с точки зрения экономической терминологии здесь речь будет идти о накоплениях.
На левом графике видно, что за два года доля домохозяйств, имеющих сбережения, увеличилась во всех доходных группах. Но среди малообеспеченных групп по-прежнему немного домохозяйств, у которых есть хоть какие-то сбережения.
Доля домохозяйств, считающих, что их сбережения за последний год увеличились, также выросла во всех доходных группах, и наиболее существенно — у более обеспеченных групп населения. Это видно из правого графика.
Слайд 17
Перейдем к финансовым активам. Они включают сбережения домохозяйств и средства, которые используются для текущего потребления. Из анализа традиционно исключаются наличные деньги, поскольку респонденты обычно отказываются говорить о том, каким объемом наличных они располагают.
Банковские счета и вклады стабильно остаются наиболее распространенной формой финансовых активов. Их доля даже несколько выросла.
Другие формы финансовых активов (акции, облигации, паи инвестиционных фондов, пенсионные накопления) имеются у небольшого числа домашних хозяйств в нашей выборке, так как в ней недостаточно представлены наиболее обеспеченные домохозяйства.
Мы видим, что в 2024 году по сравнению с 2022 годом увеличились медианные суммы вложений домохозяйств почти во все виды финансовых активов. Медианные размеры совокупных финансовых активов и банковских счетов и вкладов увеличились в полтора раза.
Рост медианных показателей вложений в электронные кошельки, металлические счета, акции и облигации отражает в том числе эффект переоценки этих видов финансовых активов за два года.
Слайд 18
Финансовые активы в реальном выражении с 2022 по 2024 год увеличились во всех децильных доходных группах, что видно на левом графике. Особенно заметно — в средних децилях, где рост составил
Если разбить все домохозяйства на семь групп по росту реальных денежных доходов с 2022 по 2024 год, видно (смотрите на правый график), что финансовые активы в реальном выражении ожидаемо больше всего увеличились у тех, у кого сильнее выросли реальные доходы. У них же наблюдался существенный рост расходов: эта группа имела возможность и тратить, и делать накопления.
Слайд 19
Теперь посмотрим на финансовые обязательства российских домохозяйств.
В 2024 году по сравнению с 2022 годом доля домохозяйств, имеющих финансовые обязательства, в нашей выборке существенно не изменилась (23% — в 2022 году, 20% — в 2024 году).
Структура финансовых обязательств достаточно стабильна. Наиболее распространенной формой задолженности остаются потребительские кредиты и микрозаймы: в 2024 году они были у 10% домохозяйств против 12% двумя годами ранее. Доли домохозяйств, имеющих обязательства по ипотеке и кредитным картам, а также автокредиты, остались на уровне 2022 года. Снизилась доля домохозяйств, имеющих долги перед частыми лицами.
Из средней части таблицы видно, что медианные суммы задолженностей выросли для всех типов обязательств.
Для большей сопоставимости с данными БКИ и аналитическими материалами на их основе в правой части таблицы даны средние показатели задолженности по типам обязательств, которые также увеличились за два года. В 2024 году средние показатели задолженности превосходили медианные более существенно, чем двумя годами ранее. Это говорит о том, что все бóльшая доля обязательств домохозяйств приходится на крупные кредиты.
Слайд 20
Посмотрим, что происходило со спросом на кредиты.
На левом графике видно, что во всех группах по росту реальных доходов снизилась доля граждан, которые обращались за кредитами в течение двух лет перед опросом.
Доля домохозяйств, которые брали новые кредиты на покупку недвижимости (правый график), также снизилась во всех группах роста, за исключением домохозяйств, где доходы росли сильнее всего. В этой группе мы наблюдаем существенный рост спроса на ипотечное кредитование.
Напомню, что основная часть опроса была проведена до 1 июля 2024 года, то есть до истечения действия программ льготной ипотеки.
Слайд 21
В заключение остановлюсь на том, как данные опроса помогают нам изучать свойства инфляционных ожиданий.
Результаты опроса подтверждают связь между инфляционными ожиданиями и ситуацией в экономике. Чем лучше респонденты оценивают перспективы экономики и собственного благосостояния, тем ниже их инфляционные ожидания. Иными словами, пониженные инфляционные ожидания отражают оптимизм респондентов. Те же тенденции мы можем наблюдать и в регулярных опросах об инфляционных ожиданиях и потребительских настроениях, которые делает ООО «инФОМ».
Слайд 22
Подтвердилась и другая взаимосвязь: люди, не имеющие сбережений, имеют более высокие инфляционные ожидания. Обследование также показало, что люди, более склонные тратить деньги, имеют более высокие инфляционные ожидания.
Слайд 23
Посмотрим, что заставляет людей тратить или сберегать средства.
Справа на рисунке видно, что те, кто предпочитал потратить свободные деньги, делали свой выбор преимущественно под влиянием фактора высокой инфляции. Они же отмечали низкую уверенность в будущем и то, что, по их мнению, ставки по вкладам низкие. Это логически следует из их высоких инфляционных ожиданий. Поэтому неудивительно, что в периоды разовых скачков цен мы наблюдаем ажиотажный спрос на товары. Такая стратегия поведения усложняет стабилизацию инфляции после разовых ценовых шоков и оправдывает более жесткую реакцию на них со стороны денежно-кредитной политики.
С другой стороны, на левой части рисунка видно, что те, кто предпочитал откладывать деньги, делали это на фоне низкой уверенности в будущем, то есть из мотива предосторожности. Важным мотивом были и высокие ставки по вкладам, которые росли в период проведения опроса.
Слайд 24
Следующий важный аспект обследования домохозяйств — изучение связи между финансовой грамотностью и инфляционными ожиданиями. Мы задали респондентам 17 вопросов, позволяющих оценить уровень финансовой грамотности. Результаты показывают: чем выше финансовая грамотность, тем ниже инфляционные ожидания. Так что нет ничего удивительного в том, что центральные банки очень заинтересованы в формировании финансовой культуры, поскольку распространение финансовых знаний делает денежно-кредитную политику более эффективной.
Слайд 25
Прежде чем переходить к выводам, отмечу, что в ходе шестой волны обследования впервые на российских данных был проведен эксперимент, позволивший оценить, какая информация значительно влияет на инфляционные ожидания домохозяйств.
Такие рандомизированные контролируемые эксперименты стали стандартным инструментом в социальных науках, где нельзя ставить реальные эксперименты. Авторы этой методологии получили Нобелевскую премию по экономике: Абхиджит Банерджи, Эстер Дюфло и Майкл Кремер — в 2019 году, а Джошуа Ангрист и Гвидо Имбенс — в 2021 году.
Суть эксперимента состояла в следующем. Респонденты были разделены на шесть групп. Одной группе — контрольной — дополнительная информация не сообщалась. Оставшимся пяти группам сообщалась информация одного из следующих типов: прошлогодняя инфляция, цель Банка России по инфляции, цель по инфляции и факт успеха в ее достижении в допандемийный период, инфляционные ожидания согласно ФОМ и информация о росте объема денег в экономике. После чего измерялись инфляционные ожидания респондентов.
Чтобы на основании эксперимента сделать вывод о причинно-следственной связи, достаточно было просто сравнить средние значения в контрольной группе и группе воздействия.
Слайд 26
Итак, из всей дополнительной информации, предоставленной участникам эксперимента, только информация о росте денежной массы оказала значительное влияние на инфляционные ожидания, говоря более конкретно, — способствовала их повышению. К остальной информации респонденты оказались не столь чувствительны.
Слайд 27
И в заключение — об основных выводах.
Между 2022 и 2024 годами наблюдался рост реальных доходов у большинства российских домохозяйств. При этом увеличивалась доля домохозяйств, уверенных в устойчивости своего материального положения, особенно среди домохозяйств с высокими темпами роста доходов.
Одновременно повышались и расходы домохозяйств. Рост реальных расходов был несколько ниже роста доходов, однако темпы роста расходов были значительными во всех децильных группах.
Сочетание этих факторов дает основание предположить, что респонденты могут избыточно экстраполировать будущие изменения доходов из опыта
Слайд 28
С ростом доходов мы наблюдаем не только рост расходов, но и увеличение числа домохозяйств со сбережениями. При этом наиболее существенный рост финансовых активов был среди домохозяйств со средним уровнем дохода.
Число домохозяйств с задолженностью существенно не изменилось. Медианный объем задолженности увеличился в 2024 году по сравнению с 2022 годом, в том числе за счет роста доли домохозяйств с крупными кредитами. За новыми ипотечными кредитами были более склонны обращаться домохозяйства со значительным увеличением доходов в 2024 году.
Слайд 29
Что касается инфляционных ожиданий, то более низкие имеют домохозяйства:
- более финансово грамотные;
- предпочитающие сберегать, а не тратить;
- оптимистично оценивающие свое материальное положение.
Информация о темпах роста денежной массы является важной для респондентов при формировании ими инфляционных ожиданий.
Слайд 30
Ознакомиться с методическими материалами и получить доступ к данным для проведения исследований вы можете на нашем сайте в разделе «Исследования».
Спасибо за внимание!