НПФ будут обязаны раскрывать клиенту информацию о пенсионном договоре до его подписания
Все основные особенности и риски будут изложены в понятной и доступной форме в паспорте финансового продукта — ключевом информационном документе, который будет предоставляться клиенту НПФ до заключения договора.
Это предусматривает Базовый стандарт защиты прав клиентов негосударственных пенсионных фондов, который утвердил Банк России.
Новации коснутся как договоров обязательного пенсионного страхования (ОПС), так и договоров негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), и не коснутся вкладчиков и участников программ досрочных и корпоративных негосударственных пенсий.
Стандарт устанавливает требования к условиям договоров НПФ с агентами, чтобы исключить недобросовестные практики в их работе. Так, согласно договору, вознаграждение агенту может выплачиваться только за добросовестно исполненные обязательства — например, только после проверки фондом достоверности данных о клиенте. Сейчас агенты могут сопровождать договоры ОПС и НПО, заключать договоры НПО, обеспечивать поступление в фонд пенсионных взносов (в 2020 году был принят закон, запрещающий агентам заключать договоры ОПС). Также договор должен содержать положения об ответственности агента, а фонд будет контролировать, как агент исполняет свои обязательства.
Базовый стандарт также определяет правила взаимодействия НПФ с клиентами, в том числе порядок и сроки рассмотрения обращений. Документ разработан саморегулируемыми организациями НАПФ и АНПФ, соблюдать его должны будут все фонды. Большинство положений стандарта вступает в силу по истечении 90 дней после опубликования на сайте Банка России.