Новые разъяснения
Банк просит унифицировать источники данных, используемые для отражения сведений об адресе места жительства (регистрации) физического лица:
1. При заполнении реестра обязательств в соответствии с Указанием Банка России
2. При формировании кредитной истории субъекта-физического лица в соответствии с Положением Банка России
3. При идентификации клиента-физического лица и формировании формализованных электронных сообщений в соответствии с Указанием Банка России
1 Положение Банка России
2 Указание Банка России
Ответ
от 15.11.2024 № 4990-U-2024/8
По вопросу 1.
Источником данных для отражения сведений об адресе места жительства (регистрации) вкладчика1 являются записи в паспорте гражданина Российской Федерации или для лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, в свидетельстве о регистрации по месту жительства2.
В случае отсутствия в документе, удостоверяющем личность (далее – ДУЛ) вкладчика-физического лица, отдельных адресообразующих элементов (например, наименование региона, города) места жительства (регистрации) вкладчика, данные сведения могут быть дополнены банком на основании сведений органа регистрационного учета, осуществившего регистрацию такого вкладчика по месту жительства (пребывания), или на основании дополнительной информации, представленной вкладчиком при заключении договора, либо при очередном обращении вкладчика в банк.
В случае несовпадения данных об адресе места жительства (регистрации) вкладчика, заполненных на основании ДУЛ, со сведениями, отраженными в ГАР ФИАС3, банк может при направлении реестра обязательств в Банк России представить дополнительные пояснения (комментарии) об использованных им источниках соответствующей информации.
Одновременно отмечаем, что в целях унификации подходов к фиксации адреса физического лица, используемого для заполнения реестра обязательств и для идентификации клиента4, планируется внести редакционные уточнения в Указание Банка России
По вопросу 2.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона
Указанный порядок устанавливает унифицированные требования к формированию показателей кредитной информации, в том числе технические, что позволяет обеспечить автоматизацию информационного взаимодействия участников финансового рынка и бюро, снизить издержки участников взаимодействия, минимизировать риски некорректного формирования кредитной информации и, как следствие, повысить ее точность и качество, в связи с чем, в частности, сведения об адресе регистрации (жительства) субъекта кредитной истории формируются в виде уникального номера адреса объекта адресации в ГАР ФИАС (по показателю «Номер адреса в ГАР» указываются код населенного пункта, код улицы, код дома (владения), код корпуса и код номера квартиры)7.
Унификация требований к формированию показателей кредитной информации также представляет особую важность для обеспечения возможности участников финансового рынка — пользователей кредитных историй автоматизировать процесс обработки кредитной информации для ее использования в аналитических целях.
Вместе с тем отмечаем, что наряду с формированием показателя кредитной информации «Номер адреса в ГАР» (уникальный номер адреса объекта адресации в ГАР ФИАС) Положением Банка России
В связи с чем дополнение показателей кредитной информации, предусмотренных Положением Банка России
По вопросу 3.
В соответствии с абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона
Согласно абзацу четырнадцатому статьи 3 Федерального закона
С учетом положений части первой статьи 2 Федерального закона №
Вышеприведенная норма в части установления адреса физического лица предусматривает возможность в целях исполнения кредитными организациями требования Федерального закона
Норма абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона
Указание Банка России
1 Строка 6 «Адрес места жительства (регистрации)» таблицы 3.1 Раздела I Приложения к Указанию Банка России
2 В соответствии с пунктом 18 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».
3 Государственный адресный реестр Федеральной информационной адресной системы (далее – ГАР ФИАС). По общему правилу элементы адреса в Российской Федерации должны соответствовать ГАР ФИАС, что связано с обеспечением выполнения требования статьи 12 Федерального закона
4 В рамках процедуры идентификации клиента, проводимой в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрена возможность получения данных о его месте пребывания (подпункт 1.7 пункта 1 Приложения 1 к Положению Банка России
5 Изменения планируется внести в наименования соответствующих строк реестра обязательств: «Адрес места жительства (регистрации) или места пребывания», а также в пояснения по заполнению сведений об адресе для почтовых уведомлений.
6 Федеральный закон
7 Пункт 4.3 главы 4 раздела 1 Приложения 3 к Положению Банка России
8 Федеральный закон
Банк просит разъяснить порядок применения пункта 1 Порядка составления формы 0409345 [1] в части порядка включения в расчет транзитных валютных счетов, открываемых в соответствии с пунктом 2.1 Главы 2 Инструкции Банка России
Согласно Инструкции
Остатки денежных средств на транзитных валютных счетах подпадают под определение вклада, приведенного в пункте 2 статьи 2 Федерального закона
Остатки денежных средств на транзитных валютных счетах принадлежат вкладчику согласно пункту 2.2 Главы 2 Инструкции Банка России
В статье 5 Федерального закона
Правильно ли Банк понимает, что остатки денежных средств на транзитных валютных счетах подпадают под действие статьи 5.1 Федерального закона
Ответ
от 05.11.2024 № 6406-U-345-2024/5
Толкование положений Федерального закона
Страхованию в системе страхования вкладов (далее — ССВ) подлежат денежные средства, размещаемые вкладчиками или в их пользу в банке на основании договора банковского вклада или договора банковского счета. Денежные средства, размещенные на банковских счетах (во вкладах), которые подлежат защите в ССВ, устанавливаются Федеральным законом
Транзитный валютный счет открывается банком одновременно с текущим валютным счетом не на основании договора банковского счета, а во исполнение нормативных требований [5] без учета волеизъявления клиента для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных операций. В связи с этим транзитный валютный счет не является банковским счетом по смыслу статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для целей страхования вкладов банки учитывают денежные средства, образующие остаток на банковских счетах (вкладах) вкладчиков, в связи с чем, денежные средства, находящиеся на транзитных валютных счетах, не подлежат страховой защите ССВ и не включаются в форму 0409345. Указанные денежные средства применительно к рассматриваемой в вопросе ситуации становятся застрахованными в рамках ССВ с момента их зачисления на текущий валютный счет.
[1] Отчетность по форме 0409345 «Данные о ежедневных остатках подлежащих страхованию денежных средств, размещенных во вклады» (далее – форма 0409345).
[2] Инструкция Банка России
[3] Федеральный закон
(далее – Федеральный закон
[4] Пункт 2 статьи 2, часть 1 статьи 5, статья 5.1 Федерального закона
[5] Пункт 2.1 Инструкции Банка России
Банк просит дать разъяснения по вопросам формирования информации о рисках [1] в соответствии с Указанием
Вопрос 1. В настоящее время Банк как головная кредитная организация банковской группы раскрывает информацию о рисках на индивидуальной основе (10 таблиц) и на консолидированной основе
(47 таблиц), перечень форм и порядок раскрытия определен Указанием
№ 4482-У.
При этом, состав информации о рисках на индивидуальной основе отдельно закреплен п. 1.2 Указания
- таблица 1.1 и подпункт 4.1 пункта 4 раздела I приложения к Указанию
- таблица 2.1 и пункт 1.3 раздела II;
- таблицы 3.3, 3.4 и пункты 5 – 7 раздела III;
- таблицы 4.1.1, 4.1.2 и пункты 2.8 и 2.9 раздела IV;
- разделы XI и XII.
При внесении Банком России изменений в Указание
Просим подтвердить позицию Банка, что изменения в Указание
№ 4482-У касаются только информации о рисках на консолидированной основе, а в целях составления информации о рисках на индивидуальной основе Банк продолжает руководствоваться п. 1.2 Указания Банка России
Вопрос 2.
В соответствии с Указанием
При этом, порядок включения в таблицу 2.2 сумм корректировок и переоценки, увеличивающих (уменьшающих) стоимость финансовых активов и финансовых обязательств, входящих в сферу применения МСФО (IFRS) 9 [5] (далее – Корректировки и Переоценка), нормативными документами Банка России не определен.
Просим подтвердить позицию Банка, что Корректировки и Переоценка подлежат включению в Таблицу 2.2.
Ответ
от 13.11.2024 № 4482-U-2024/15
По вопросу 1.
Абзацем вторым п. 1.2 Указания
Информацию, предусмотренную таблицами 2.2 и 2.3 [8], Банку рекомендуется составлять как на консолидированной, так и на индивидуальной основе.
Информация, предусмотренная таблицей 9.1 [9], также подлежит составлению ГКО БГ как на консолидированной, так и на индивидуальной основе. Указанный порядок доводился до сведения КО [10] в рамках рассмотрения предложений/замечаний КО по результатам проведенной оценки регулирующего воздействия изменений [11], вносимых в Указание
Одновременно отмечаем, что необходимые изменения в 1.2
Указания
По вопросу 2.
В таблице 2.2 подлежит отражению информация об объеме операций КО (БГ) со связанными с ней сторонами без учета корректировок, связанных с введением в действие МСФО (IFRS) 9.
[1] Информация о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом (далее –информация о рисках).
[2] Указание Банка России
[3] Указание Банка России
[4] Таблица 2.2 «Информация об объеме операций со связанными сторонами» раздела II приложения к Указанию
№ 4482-У (далее – таблица 2.2, приложение).
[5] Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (далее -МСФО (IFRS) 9).
[6] Головные кредитные организации банковских групп (далее – ГКО БГ).
[7] Обращаем внимание, что на основании решения Совета директоров Банка России от 26.12.2023 «О требованиях к раскрытию кредитными организациями (головными кредитными организациями банковских групп) отчетности и информации в 2024 году» информация о рисках в 2024 году КО (ГКО БГ) не подлежит раскрытию на общедоступных информационных ресурсах, но представляется в Банк России в порядке и сроки, установленные приложением 2 к Указанию Банка России
[8] Таблица 2.3 «Информация о доходах и расходах по операциям со связанными сторонами» раздела II приложения.
[9] Таблица 9.1 «Информация о показателях процентного риска по банковскому портфелю» раздела IX приложения.
[10] Кредитные организации (далее – КО).
[11] Изменения внесены Указанием Банка России
Ответ
от 24.09.2024 № 4990-U-2024/7
Позиция Банка является верной, с 21.09.2024 Банки не должны фиксировать в файле CRD.TXT реестра сведения о встречных требованиях к вкладчикам – физическим лицам.
В связи с вступлением в силу отдельных изменений1 в Федеральный закон «О страховании вкладов в банках Российской Федерации», в том числе уточняющих порядок учета встречных требований банка к вкладчикам при расчете размера возмещения2 по вкладам в Указание Банка России
С учетом указанных изменений Банк не должен фиксировать в файле CRD.TXT реестра сведения о встречных требованиях к вкладчику – физическому лицу, в том числе по вкладам, открытым для осуществления предпринимательской деятельности, а также по счетам (вкладам) адвокатов, нотариусов и иных физических лиц, открытым для осуществления предусмотренной федеральным законом профессиональной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 пояснений к таблице 5 Раздела I Приложения к Указанию Банка России
1Федеральный закон
Ответ
от 24.09.2024 № 4990-U-2024/6
Указание в реестре обязательств Банка перед вкладчиками (далее – реестр обязательств) адреса юридического лица, отличного от сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), не допустимо.
В соответствии с пунктом 7 пояснений к таблицам 3.1 и 3.2 Раздела I Приложения к Указанию Банка России
Вместе с тем при направлении реестра обязательств в Банк России Банк может представить дополнительные пояснения (комментарии) о том, что адрес юридического лица заполнен в формате муниципального деления потому, что адрес юридического лица в указанном формате содержится в ЕГРЮЛ.
1) Правомерно ли при формировании реестра обязательств банка перед вкладчиками указывать в структуре адреса, находящегося на территории Российской Федерации, цифровой код страны из Общероссийского классификатора стран мира?
2) Правомерно ли при формировании реестра обязательств банка перед вкладчиками указывать в структуре адреса, находящегося за пределами Российской Федерации, цифровой код страны из Общероссийского классификатора стран мира?
Ответ
от 24.09.2024 № 4990-U-2024/5
1) При формировании реестра обязательств Банка перед вкладчиками (далее – реестр обязательств) код страны в почтовом адресе вкладчика в Российской Федерации не указывается.
В соответствии с абзацем седьмым Раздела II Приложения к Указанию Банка России №
2) При формировании реестра обязательств код страны в почтовом адресе вкладчика за пределами Российской Федерации должен быть указан. Согласно абзацу двенадцатому Раздела II Приложения к Указанию Банка России
Ответ
от 05.09.2024 № 421-P-2024/2
В рассматриваемом случае с момента начала применения банком Указания
- при расчете НКЛ (ПКЛ) по состоянию на утро рабочего дня срочный депозит с возможностью досрочного отзыва и депозит «овернайт» включаются в расчет высоколиквидных активов (далее – ВЛА), т к. возврат таких депозитов может быть осуществлен в тот же день;
- при расчете НКЛ (ПКЛ) по состоянию на утро субботы возврат срочного депозита на срок более 1 дня с возможностью досрочного отзыва, а также погашение депозита «овернайт», открытого на срок с пятницы до понедельника, возможны только в понедельник (в данном случае рассматриваются обычные рабочие недели без праздников и переносов выходных и рабочих дней), поэтому если воскресенье – операционный день Банка и одновременно в этот день функционируют сервисы срочных и несрочных переводов платежной системы Банка России, рассматриваемые депозиты включать в состав ВЛА нельзя; если в воскресенье не работают сервисы срочных и несрочных переводов платежной системы Банка России и (или) воскресенье не является операционным днем Банка, то рассматриваемые депозиты можно включать в состав ВЛА;
- при расчете НКЛ (ПКЛ) по состоянию на утро воскресенья (при условии, что воскресенье является операционным днем, а следующий за ним понедельник – рабочим днем) срочный депозит сроком более 1 дня с возможностью досрочного отзыва и депозит «овернайт» включаются в состав ВЛА, т к. в понедельник (на следующий день) возможен возврат депозита.
В случае расчета НКЛ (ПКЛ) в праздничные дни необходимо придерживаться указанного выше правила и производить расчет по аналогичной логике.
Банк просит разъяснить подход к отражению в форме 0409345 [1] вкладов (счетов) некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг (далее – НКО ОПУ) на основании данных реестра НКО ОПУ [2].
Пример.
Исторические данные по НКО ОПУ – клиенту Банка из реестра НКО ОПУ:
Дата загрузки/обновления сведений с сайта Минюста России | Дата включения организации в реестр НКО ОПУ | Дата исключения организации из реестра НКО ОПУ |
09.02.2023 | 10.12.2023 | 07.02.2023 |
01.03.2023 | 22.02.2023 | 12.12.2099 |
Банк просит пояснить на какие даты, относящиеся к февралю 2023 года, Банк должен определять страховой статус остатков денежных средств на счетах данного клиента как подлежащие страхованию для отражения в форме 0409345 по состоянию на 01.03.2023? В частности, подлежат ли страхованию остатки на счетах данного клиента с 07.02.2023 по 08.02.2023 (с учетом того, что информация об исключении его из реестра НКО ОПУ опубликована 09.02.2023), а также за период с 22.02.2023 по 28.02.2023 (с учетом того, что информация о включении клиента в реестр НКО ОПУ опубликована 01.03.2023)?
Ответ
от 31.07.2024 № 6406-U-345-2024/4
Толкование положений федеральных законов Российской Федерации, в частности, Федерального закона
В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона
Учитывая, что внесение сведений в реестр НКО ОПУ осуществляется в течение трех рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом решения о статусе организации [5], обновление общедоступных состояний указанного реестра производится на регулярной основе. В связи с этим для обеспечения готовности Банка сформировать реестр его обязательств перед вкладчиками на любой день по требованию Банка России и поддержания в актуальном состоянии сведений о вкладчиках [6], по нашему мнению, Банку целесообразно осуществлять сверку сведений о вкладчиках – НКО ОПУ, содержащихся в реестре НКО ОПУ, ежедневно.
При определении страхового статуса НКО ОПУ на основании реестра НКО ОПУ для составления формы 0409345 за отчетный месяц Банку необходимо использовать данные реестра НКО ОПУ, которые доступны Банку в период подготовки отчетности до установленного срока ее представления с учетом результатов ежедневной сверки сведений о вкладчиках – НКО ОПУ в соответствующем реестре.
[1] Отчетность по форме 0409345 «Данные о ежедневных остатках подлежащих страхованию денежных средств, размещенных во вклады» (далее – форма 0409345).
[2] Реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг, ведение которого осуществляет Минюст России на основании Постановления Правительства РФ от 26.01.2017 № 89 (далее – Реестр НКО ОПУ).
[3] Федеральный закон
[4] Единый государственный реестр юридических лиц.
[5] Решение о признании организации исполнителем общественно полезных услуг и внесении организации в реестр (об исключении из реестра, о внесении в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией, ранее включенной в реестр) в соответствии с пунктом 9 Правил ведения реестра НКО ОПУ.
[6] С учетом обязанностей, установленных пунктами 4, 4.1 части 3 статьи 6 Федерального закона
Ответ
от 19.08.2024 № 611-P-2024/2
При определении по условным обязательствам кредитного характера минимального размера резерва, рассчитываемого с учетом обеспечения, следует применять коэффициенты, указанные в абзацахНебанковская кредитная организация (далее — НКО) просит дать разъяснения по вопросу составления и представления финансовой отчетности в соответствии с МСФО.
Статьей 8 Федерального закона
Ответ
от 14.08.2024 № 3580-U-2024/2
В связи с вступлением в силу 22.07.2024 изменений в часть 5 статьи 2 Федерального закона
Соответствующие изменения в Указание Банка России
[1] Статья 8 Федерального закона
[2] Федеральный закон
[3] Указание Банка России