Что такое основной (ОМ) и дополнительный механизмы (ДМ) предоставления ликвидности?
Таблица 1. Основные характеристики операций ОМ и ДМ
Механизм | Назначение | Операции | Срок | Ставка | Обеспечение | |
Основной механизм (ОМ) | Управление совокупным объемом ликвидности банковского сектора и достижение операционной цели ДКП | Аукционы | Репо | Минимальная: КС (фиксированная) |
Ценные бумаги, входящие в ЛС и принимаемые по операциям ОМ | |
1 неделя | Минимальная: КС (фиксированная) |
Ценные бумаги, входящие в ЛС и принимаемые по операциям ОМ | ||||
1 месяц | Минимальная: КС + 0,1 п.п. (плавающая) |
ОФЗ, субфедеральные и муниципальные облигации | ||||
1 год | Минимальная: КС + 0,25 п.п. (плавающая) |
ОФЗ, субфедеральные и муниципальные облигации | ||||
Кредиты под нерыночные активы | 3 месяца | Минимальная: КС + 0,25 п.п. (плавающая) |
Права требования по кредитным договорам, принимаемые по операциям ОМ | |||
Операции постоянного действия | Репо | 1 день | КС + 1 п.п. (фиксированная) |
Ценные бумаги, входящие в ЛС и принимаемые по операциям ОМ | ||
ВДК / кредиты овернайт | 1 день | Нет / КС + 1 п.п. (фиксированная) |
Ценные бумаги, входящие в ЛС и принимаемые по операциям ОМ и ДМ, и права требования по кредитным договорам, принимаемые по операциям ОМ и ДМ | |||
Ломбардные кредиты / кредиты под нерыночные активы | КС + 1 п.п. (плавающая) |
Ценные бумаги, входящие в ЛС и принимаемые по операциям ОМ, и права требования по кредитным договорам, принимаемые по операциям ОМ | ||||
Дополнительный механизм (ДМ) | Реализация Банком России функции «кредитора последней инстанции» — предоставление ликвидности отдельным КО, столкнувшимся с временной ее нехваткой | Операции постоянного действия | Репо | КС + 1,75 п.п. (плавающая) |
Ценные бумаги, входящие в ЛС и принимаемые по операциям ДМ | |
Кредиты под нерыночные активы | КС + 1,75 п.п. (плавающая) |
Права требования по кредитным договорам, принимаемые по операциям ДМ |
Сокращения: ДКП — денежно-кредитная политика, ЛС — Ломбардный список Банка России, КС — ключевая ставка Банка России, ОФЗ — облигации федерального займа, КО — кредитные организации, п.п. — процентные пункты.
Таблица 2. Принимаемые в обеспечение активы по операциям ОМ и ДМ
ОМ | ДМ* | |
---|---|---|
Активы — операции | Ценные бумаги — по репо и кредитам, нерыночные активы — по кредитам |
Ценные бумаги — по репо, нерыночные активы — по кредитам |
Ценные бумаги, включенные в Ломбардный список Банка России |
Облигации, выпущенные от имени Российской Облигации Банка России Корпоративные***, субфедеральные и муниципальные облигации, при условии, что:
|
Облигации, не включенные в ОМ, при условии, что:
Облигации с ипотечным покрытием, обеспеченные солидарным поручительством АО «ДОМ.РФ» Облигации, обеспеченные государственными гарантиями Российской Федерации |
Нерыночные активы (НРА) — права требования по кредитным договорам |
Нерыночные активы, при условии, что:
|
Нерыночные активы, не соответствующие требованиям ОМ, при условии, что:
Нерыночные активы, обязанными лицами по которым являются юридические лица, у которых нет кредитных рейтингов, с оценкой кредитного риска по методике Банка России на уровне, соответствующем кредитному рейтингу не ниже «А-» Нерыночные активы, по которым обязанным лицом является Российская Федерация |
Общие вопросы
Банк России использует контрциклический подход к обеспечению по операциям предоставления ликвидности. Если в банковском секторе сформировался или ожидается в будущем структурный дефицит ликвидности, мы расширяем состав обеспечения по операциям предоставления ликвидности, в том числе, мы изменяем минимальные требования к кредитным рейтингам, снижаем дисконты (повышаем поправочные коэффициенты). Если же, наоборот, в банковском секторе профицит ликвидности, то Банк России ужесточает требования к обеспечению.
После перехода к ОМ / ДМ мы сохраним контрциклический подход к обеспечению. Мы разделим все обеспечение по операциям предоставления ликвидности на две группы: ОМ и ДМ. В обе группы войдет как рыночное, так и нерыночное обеспечение. Банк России будет принимать в качестве обеспечения по операциям, относящимся к ОМ, ценные бумаги и права требования по кредитным договорам с наиболее высоким кредитным качеством. Все остальные ценные бумаги и нерыночные активы станут обеспечением для ДМ. Если у банков будет расти потребность в ликвидности, мы будем «переводить» часть активов из ДМ в ОМ.
Ставка по операциям ОМ будет ниже, чем по ДМ. Поэтому мы предполагаем, что банки в первую очередь будут использовать операции ОМ. Это значит, что банки будут использовать сначала наиболее качественное обеспечение. При этом в случае нехватки обеспечения для ОМ, банки смогут привлечь средства в рамках ДМ. Таким образом, переход на ОМ / ДМ стимулирует банки привлекать средства в Банке России под наиболее качественное обеспечение, при этом сохраняя возможность привлечения ими ликвидности в прежних объемах.
Операции в рамках ОМ будут направлены на управление совокупной банковской ликвидностью и процентными ставками денежного рынка. К ОМ будут относиться следующие операции:
- аукционы: аукционы репо на сроки
1-6 дней («тонкой настройки»), 1 неделя («основной»), кредитные аукционы на срок 3 месяца. Порядок проведения данных аукционов, в том числе установленные минимальные ставки по ним, не изменится; - операции постоянного действия (кроме внутридневных кредитов (ВДК) / кредитов овернайт): операции репо на срок 1 день, кредиты на срок от 1 до 30 дней. По репо и кредитам будет действовать ставка, равная ключевой ставке Банка России (КС) + 1 п.п.; по операциям на сроки более 1 дня ставка будет плавающей;
- ВДК / кредиты овернайт. Ставка по кредитам овернайт сохранится на уровне КС + 1 п.п.
Обеспечением по операциям ОМ могут быть:
- государственные ценные бумаги Российской Федерации, облигации Банка России;
- корпоративные, субфедеральные и муниципальные облигации, если у выпуска или эмитента есть не менее двух кредитных рейтингов от разных кредитных рейтинговых агентств, при этом все имеющиеся рейтинги должны быть не ниже «АА-»;
- нерыночные активы, при условии включения в пулы обеспечения ранее 6 ноября 2024 года (не считая включения при прекращении залога) при наличии у обязанного лица не менее двух кредитных рейтингов от кредитных рейтинговых агентств, при этом все имеющиеся рейтинги должны быть не ниже «АА-».
Важно отметить, что обеспечением по ВДК и кредитам овернайт будут выступать активы, отнесенные как к ОМ, так и к ДМ. При этом в первую очередь в обеспечение по кредитам овернайт будут подбираться активы из ОМ, а в случае их недостаточности будут добираться активы из ДМ.
Через ДМ привлекать средства смогут банки, испытывающие временные трудности с ликвидностью, которым не удалось привлечь ее на денежном рынке или у Банка России в рамках ОМ. В рамках ДМ не будет аукционов. С помощью кредитов и операций репо постоянного действия мы будем предоставлять ликвидность на сроки от 1 до 180 дней. Ставка по операциям будет равна КС + 1,75 п.п., по операциям на сроки более 1 дня ставка будет плавающей.
Обеспечением по операциям ДМ могут быть:
- облигации, не входящие в ОМ, если у выпуска или эмитента есть хотя бы один кредитный рейтинг, при этом все имеющиеся рейтинги должны быть не ниже «А-»;
- облигации с ипотечным покрытием, обеспеченные солидарным поручительством АО «ДОМ.РФ»;
- облигации, обеспеченные государственными гарантиями Российской Федерации;
- нерыночные активы, не соответствующие требованиям ОМ, при условии наличия у обязанного лица не менее одного кредитного рейтинга, при этом все имеющиеся рейтинги должны быть не ниже «А-»;
- нерыночные активы, обязанными лицами по которым являются юридические лица, у которых нет кредитных рейтингов, с оценкой кредитного риска по методике Банка России на уровне, соответствующем кредитному рейтингу не ниже «А-»;
- нерыночные активы, по которым обязанным лицом является Российская Федерация;
- нерыночные активы, включенные в пулы обеспечения до перехода на ОМ/ДМ, которые на момент перехода не будут соответствовать требованиям к оценке кредитного риска (кредитному рейтингу или, в случае его отсутствия, к оценке кредитного риска юридического лица по методике Банка России) ни для ОМ, ни для ДМ.
Кредитная организация сможет обратиться в Банк России для заключения сделки репо в рамках ДМ на любые сроки в пределах от 1 до 180 дней. Если у банка возникнет потребность в ликвидности на определенный срок, то в рамках ДМ он может сразу заключить сделку на этот срок, а не перезаключать ее ежедневно на срок 1 день, как это может происходить сейчас. При этом ставка по операциям в рамках ДМ на сроки более 1 дня будет плавающей, т.е. изменяться вместе с ключевой ставкой.
Требование о необходимости наличия двух рейтингов от разных КРА позволяет учесть более справедливую, несмещенную и консервативную оценку кредитного риска активов, принимаемых в состав обеспечения.
После перехода к новым механизмам общий объем доступного обеспечения у банков практически не изменится (оценка по состоянию на 01.01.2023 — более 20 трлн. руб.). При этом около 60% этого объема будет приниматься по операциям ОМ, остальное — по операциям ДМ. В части ценных бумаг — почти 90% от общего объема имеющихся у банков облигаций, включенных в Ломбардный список, будет приниматься по операциям ОМ.
Основным фактором формирования требований к обеспечению и определения уровня «отсечки» между ОМ и ДМ является предоставление необходимого объема средств банкам с учетом прогнозируемого уровня ликвидности и объема доступного обеспечения у банков. При оценке потенциального объема средств, который банки могут привлечь в рамках ОМ, Банк России принимает во внимание концентрацию и распределение обеспечения между банками. Принятое решение о допуске наиболее качественных активов к использованию в операциях ОМ (кроме ВДК и кредитов овернайт) обусловлено профицитом ликвидности и соответственно весьма умеренной потребностью банков в привлечении краткосрочных средств в Банке России. В случае ухудшения ситуации с ликвидностью в банковском секторе Банк России может оперативно принять решение о пересмотре уровня «отсечки» между механизмами.
В настоящее время такое требование применяется к включению ценных бумаг в Ломбардный список (рейтинг не ниже «А-») и допуску нерыночных активов, по которым требуется представление бухгалтерской отчетности обязанного лица (рейтинг не ниже «А-» или, в случае его отсутствия, оценка по методике Банка России соответствующего уровня). После перехода на ОМ / ДМ указанные уровни «отсечки» будут распространяться на все принимаемые активы как нижняя граница для включения активов в ДМ.
Информация о значениях дисконтов и поправочных коэффициентов, устанавливаемых с 16 октября 2023 года:
Все требования, установленные к обеспечению, начнут применяться сразу с момента трансформации стандартного механизма предоставления ликвидности в ОМ и ДМ. При этом ранее включенные банками нерыночные активы, которые будут по состоянию на 15.10.2023 находиться в пулах обеспечения, и при этом не будут соответствовать требованиям к оценке кредитного риска ни ОМ, ни ДМ, будут сохранены в рамках ДМ. Таким образом, в момент перехода на новые механизмы общий объем обеспечения, под которое банки смогут привлечь ликвидность, практически не изменится.
Стоимость привлечения ликвидности для банков существенно не изменится. В настоящее время объем привлечения средств у Банка России со стороны кредитных организаций весьма невысок. Порядок и условия предоставления средств на аукционах не изменятся. Что касается операций постоянного действия, то ликвидность будет предоставляться преимущественно через операции ОМ по ставке, равной КС + 1 п.п. По нашим оценкам на 01.01.2023 максимальный объем обеспечения, который мог бы быть использован банками по операциям в рамках ОМ, составил около 12 трлн рублей.
В стандартной ситуации Банк России не ждет спроса на операции ДМ — частота обращения к ним должна быть невысока. Средства в рамках ДМ, в сравнении с ОМ, будут предоставляться под менее качественное обеспечение и по более высокой ставке с целью обеспечить возможность оперативного привлечения средств банками, столкнувшимися с временным значительным оттоком ликвидности. По операциям в рамках ДМ банки смогут привлечь еще около 9 трлн руб. (оценка по состоянию на 01.01.2023).
Нет, не будет. Ставка по кредитам овернайт, автоматически предоставляемым в конце операционного дня для погашения задолженности по внутридневным кредитам в случае отсутствия средств на корсчете, останется равной КС + 1 п.п., независимо от того, какие именно ценные бумаги или нерыночные активы переданы по ним в залог.
Ставка по всем кредитам на срок 1 день (ломбардные кредиты и кредиты, обеспеченные нерыночными активами) в рамках ОМ также будет равна КС + 1 п.п.
Банк России не считает обращение банка к операциям ДМ признаком его финансовой неустойчивости. Задача ДМ (как и ОМ) — удовлетворить временную потребность банков в ликвидности вне зависимости от причины, по которой эта потребность возникла.
Да. С переходом на ОМ / ДМ будет отменен МЭПЛ (введен с 1 сентября 2017 г.). Банк России инициирует расторжение соглашений о порядке предоставления денежных средств в рамках МЭПЛ с заключившими их кредитными организациями.
Фактически ДМ — это замена МЭПЛ. Но в отличие от МЭПЛ, ДМ — это постоянно действующий механизм получения ликвидности. Для его использования кредитной организации не нужно будет соответствовать дополнительным критериям и предоставлять документы и дополнительную информацию в Банк России для принятия соответствующего дискреционного решения.
Нет. Для целей отслеживания изменения кредитных рейтингов в рамках ОМ / ДМ Банк России будет пользоваться данными, поступающими от КРА, без публикации сводной информации на официальном сайте Банка России.
Не потребуется. Банк России будет самостоятельно отслеживать изменения кредитных рейтингов.
Обеспечение: ценные бумаги
Кредитный рейтинг ценной бумаги не станет автоматическим критерием ее включения в Ломбардный список. Однако если бумага включена в Ломбардный список, то уровень и количество рейтингов будут автоматически определять в рамках какого механизма (ОМ или ДМ) и по каким операциям корпоративные, субфедеральные и муниципальные облигации могут использоваться в качестве обеспечения.
Обеспечение: права требования по кредитным договорам
Нет, кредитным организациям не потребуется отслеживать такую информацию и оповещать Банк России. Мы будем самостоятельно отслеживать кредитные рейтинги обязанных лиц по кредитам, права требования по которым включены в пулы обеспечения.
Нет, Банк России будет использовать бухгалтерскую отчетность организаций, обязанных по кредитным договорам, из имеющихся источников. При этом Банк России может, в случае отсутствии у него соответствующей информации, направить в банк запрос о предоставлении бухгалтерской отчетности по конкретной организации.
При запуске ОМ / ДМ мы уточним отдельные критерии включения прав требования по кредитным договорам в пулы обеспечения. Будут отменены следующие критерии:
- требование к категории качества кредита;
- перечень юридических лиц, которые могут являться лицами, обязанными по кредитным договорам, права требования по которым включаются в пул обеспечения без проверки Банком России показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и иной информации об указанных лицах;
- список субъектов РФ и муниципальных образований, которые могут являться лицами, обязанными по кредитным договорам, права требования по которым могут быть включены в пул обеспечения.
Вместо этого Банк России будет принимать решение о включении (сохранении, исключении) права требования в пул обеспечения на основе оценки кредитного риска обязанного по кредитному договору лица (присвоенного кредитного рейтинга или, в случае его отсутствия, оценки по методике Банка России). Такой подход будет действовать для всех банков и всех активов.
Нет, при переходе на ОМ / ДМ все нерыночные активы будут сохранены в пулах обеспечения. Если обязанное лицо по кредиту, право требования по которому включено в пул обеспечения, на момент перехода на ОМ / ДМ не будет соответствовать требованиям ни ОМ, ни ДМ, то такой нерыночный актив будет включен в ДМ.
Оценка кредитоспособности будет осуществляться в отношении обязанных лиц по кредитным договорам. Если у обязанного по кредитному договору лица есть рейтинг хотя бы одного из установленных рейтинговых агентств, то он будет использоваться при принятии решения о включении нерыночного актива в пул обеспечения. При наличии у обязанного лица одного рейтинга на уровне ниже «А-», такой актив не будет принят в пул обеспечения. Оценка по методике Банка России будет учитываться только при отсутствии у обязанного по кредиту лица кредитного рейтинга.
Оценка кредитоспособности будет осуществляться в отношении обязанных по кредитным договорам лиц. Если у обязанного лица (юридического лица) нет кредитных рейтингов ни одного из кредитных рейтинговых агентств, то решение о принятии права требования по кредиту будет осуществляться на основе оценки по методике Банка России. В случае соответствия оценки обязанного лица по методике Банка России рейтингу на уровне не ниже «А-» право требования по кредитному договору может быть включено в пул обеспечения по операциям ДМ.
Нет. До 6 ноября 2024 года права требования по кредитам включались в обеспечение по ОМ только на основании информации о кредитных рейтингах установленных рейтинговых агентств, присвоенных обязанным лицам. С 6 ноября 2024 года новые права требования по кредитам не включаются в обеспечение по ОМ.
Банк России использует кредитные аукционы под залог нерыночных активов в случае значительного роста потребности банковского сектора в привлечении ликвидности. Такие аукционы призваны снять нагрузку с основных операций по управлению ликвидностью — недельных аукционов репо. В случае формирования значительного уровня дефицита ликвидности и возникновения необходимости проведения кредитных аукционов Банк России будет принимать в залог нерыночные активы, отнесенные к ОМ.
Банк России при запуске ОМ / ДМ не будет менять подходы к установлению индивидуальных лимитов по кредитным операциям. Максимальный совокупный размер привлечения средств по кредитам под нерыночные активы, как в рамках ОМ, так и в рамках ДМ, за исключением ВДК/ОВН, останется ограничен одним капиталом, а максимальный совокупный размер привлечения средств по кредитам под ценные бумаги, как в рамках ОМ, так и в рамках ДМ, за исключением ВДК/ОВН, останется ограничен пятью капиталами для всех кредитных организаций.
Внутренняя методика оценки кредитного риска применяется Банком России в случае отсутствия у юридического лица кредитного рейтинга, присвоенного кредитным рейтинговым агентством.
Такая оценка проводится на основе совокупности финансовых коэффициентов, рассчитанных по бухгалтерской (финансовой) отчетности обязанного лица, характеризующих структуру капитала, ликвидность, деловую активность, рентабельность, способность к обслуживанию долга.
Для оценки уровня кредитоспособности организаций из разных отраслевых сегментов используются разные модели, в которых различается как набор финансовых показателей, так и степень их влияния на оценку совокупного уровня кредитного риска. И так как факторы модели учитываются комплексно, отсутствуют пороговые значения используемых в ней финансовых коэффициентов.
Кроме того, в методике учитываются показатели платежного поведения и кредитной истории данного юридического лица. Длительность и давность просроченных платежей рассматриваются за последние 12 месяцев до даты проведения оценки (при рассмотрении и мониторинге актива).
При расчете оценки кредитного риска не предусматривается использование экспертных суждений и корректировок. Присвоенная оценка пересматривается при актуализации годовой отчетности либо появлении информации относительно платежного поведения компании.
Проведение оценки юридических лиц, являющихся обязанными лицами по кредитным договорам, по методике Банка России осуществляется при рассмотрении ходатайства о включении нерыночного актива и в рамках мониторинга включенных в пулы обеспечения / залог по кредитам Банка России нерыночных активов (при отсутствии у обязанного лица кредитного рейтинга хотя бы одного из кредитных рейтинговых агентств). Результаты оценки учитываются при принятии решения о включении / отказе во включении нерыночного актива в пул обеспечения, сохранении нерыночного актива в пуле обеспечения / исключении нерыночного актива из пула обеспечения.
Нет. Банк России будет определять вид механизма на этапе рассмотрения ходатайства о включении нерыночного актива в пул обеспечения. Кредитная организация узнает о виде механизма при получении решения о включении нерыночного актива в пул обеспечения. При этом, так же как сейчас, одновременно будет направляться и значение поправочного коэффициента по нерыночному активу.
Если нерыночный актив был включен в ОМ, а с учетом снижения или отзыва кредитного рейтинга обязанного лица перестанет соответствовать требованиям для ОМ, но будет соответствовать требованиям для ДМ, то нерыночный актив будет автоматически переведен в ДМ.
Однако нерыночный актив, включенный в ДМ, не переводится в ОМ.
Если нерыночный актив был включен в ОМ или ДМ, а с учетом изменения оценки кредитного риска обязанного лица (кредитного рейтинга или, в случае его отсутствия, оценки кредитного риска по методике Банка России) не будет соответствовать требованиям ни ОМ, ни ДМ, нерыночный актив будет исключен из пула обеспечения.
Обо всех переводах нерыночных активов между механизмами будут направляться уведомления в кредитные организации.
Если нерыночный актив был включен в ОМ и принят в залог по кредиту Банка России, а с учетом изменения или отзыва кредитного рейтинга обязанного лица перестанет соответствовать требованиям для ОМ, но будет соответствовать требованиям для ДМ, то нерыночный актив подлежит исключению из залога по кредиту Банка России, а после освобождения из залога по кредиту Банка России он будет использоваться в рамках ДМ.
Если нерыночный актив был включен в ОМ и принят в залог по кредиту Банка России, а с учетом изменения или отзыва кредитного рейтинга обязанного лица перестанет соответствовать требованиям для ОМ и не будет соответствовать требованиям для ДМ, то нерыночный актив подлежит исключению из залога по кредиту Банка России, а после освобождения из залога по кредиту Банка России он сразу исключается также из пула обеспечения.
Если нерыночный актив был включен в ДМ и принят в залог по кредиту Банка России, а с учетом изменения оценки кредитного риска обязанного лица (кредитного рейтинга или, в случае его отсутствия, оценки кредитного риска по методике Банка России) не будет соответствовать требованиям ДМ, то нерыночный актив подлежит исключению из залога по кредиту Банка России, а после освобождения из залога по кредиту Банка России он сразу исключается также из пула обеспечения.