Меры поддержки финансового сектора
Применение информационного письма Банка России от 30.12.2022 № ИН-03-23/158 «О требованиях к раскрытию отчетности и информации в 2023 году»
На основании информационного письма Банка России от 30.12.2022 № ИН-03-23/158 в форме публикуемой отчетности кредитных организаций 0409807 «Отчет о финансовых результатах кредитной организации (публикуемая форма)» (далее — форма 0409807) статья 2 «Прочий совокупный доход (убыток)» раздела 2 «Прочий совокупный доход» не заполняется. При этом в приложении 2 к решению Совета директоров Банка России от 29.12.2022 «О требованиях к раскрытию кредитными организациями (головными кредитными организациями банковских групп) отчетности и информации в 2023 году» (далее — Решение 1) данная статья в форме 0409807 среди прочих строк, по которым информация не раскрывается, не указана.
Необходимо ли раскрывать данные по статье 2 «Прочий совокупный доход (убыток)» раздела 2 отчетности по форме 0409807?
В пункте 1.2.1 Решения 1 указано, что пояснительная информация к годовой (промежуточной) бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — БФО) за 2022 год и заканчивая отчетностью на 1 октября 2023 года не раскрывается.
Правильно ли Банк понимает, что аудиторское заключение по годовой (промежуточной — в случае проведения аудита) БФО не подлежит раскрытию, при этом составление и подписание сокращенного аудиторского заключения применительно к раскрываемой в ограниченном формате отчетности не требуется?
Банк просит указать, какой вариант раскрытия следует применять:
Вариант 1:
- при раскрытии публикуемых форм отчетности в составе годовой БФО за 2022 год сопоставимые данные на 1 января 2022 года раскрываются в том же объеме, в котором раскрываются данные на 1 января 2023 года;
- при раскрытии публикуемых форм отчетности в составе промежуточной БФО в течении 2023 года сопоставимые данные на 1 января 2023 года (где применимо) и на квартальные даты 2022 года (где применимо) раскрываются в том же объеме, что и на квартальные даты 2023 года.
Вариант 2:
- данные на 01.01.2022 и все квартальные даты 2022 года не подлежат раскрытию в полном объеме.
При раскрытии КО годовой БФО за 2022 год сопоставимые данные по состоянию на 01.01.2022 подлежат раскрытию в объеме, аналогичном объему данных по состоянию на 01.01.2023. Аналогичный подход следует применять при раскрытии КО сопоставимых данных по состоянию на 01.01.2022 (где применимо) в промежуточной БФО.
Сопоставимые данные на квартальные отчетные даты 2022 года (где применимо) в годовой и промежуточной БФО в соответствии с пунктом 1.2.1 Решения 1 не раскрываются.
В соответствии с пунктом 1 решения Совета директоров Банка России от 29.12.2022 «О перечне информации о деятельности кредитных организаций, которую Банк России не раскрывает на своем официальном сайте» (далее — Решение 2) Банк России, начиная с отчетной даты на 01.06.2023 и заканчивая 01.12.2023, планирует раскрывать на своем сайте отдельные формы отчетности с учетом ограничений, указанных в пункте 2.2 Решения 2.
Банк просит уточнить, с какой отчетной даты КО вправе начать раскрытие на своем сайте указанных форм отчетности с учетом данных ограничений:
- по аналогии с Банком России с отчета на 01.06.2023;
- с отчетной даты, определенной решением КО.
Банк также просит уточнить формат раскрываемых форм:
- форма раскрывается в полном объеме, но не раскрываемая информация по строкам обозначается «Х»;
- форма содержит только строки с раскрываемыми данными;
- иной альтернативный формат с доступной к раскрытию информацией.
Формы отчетности, указанные в пункте 1 Решения 2, составляются и представляются КО (головными КО банковских групп) в Банк России в целях осуществления надзора за их деятельностью (пруденциальная отчетность). Требование к их раскрытию КО перед широким кругом пользователей федеральным законодательством и нормативными актами Банка России не установлено.
В случае принятия Банком решения о раскрытии форм пруденциальной отчетности на своем сайте, Банк может раскрывать данные формы только в объеме, не превышающем объем их раскрытия, установленный Решением 2. Раскрытие КО форм пруденциальной отчетности, указанных в пункте 1 Решения 2, рекомендуем осуществлять в формате, аналогичном формату раскрытия Банком России такой отчетности на своем сайте. При принятии такого решения Банку следует направить в Банк России (структурное подразделение, осуществляющее надзор за его деятельностью) уведомление в произвольной форме о раскрытии соответствующей пруденциальной отчетности на своем сайте.
Также обращаем внимание, что раскрытие указанных форм ранее установленной в Решении 2 отчетной даты (01.06.2023) и сроков раскрытия1 на сайте Банка России, установленных пунктом 3 Указания Банка России №
1 Для отчетности КО — не ранее
Формы отчетности, указанные в пункте 1 Решения 2, составляются и представляются КО (головными КО банковских групп) в Банк России в целях осуществления надзора за их деятельностью (пруденциальная отчетность). Требование к их раскрытию КО перед широким кругом пользователей федеральным законодательством и нормативными актами Банка России не установлено.
В случае принятия Банком решения о раскрытии форм пруденциальной отчетности на своем сайте, Банк может раскрывать данные формы только в объеме, не превышающем объем их раскрытия, установленный Решением 2. Раскрытие КО форм пруденциальной отчетности, указанных в пункте 1 Решения 2, рекомендуем осуществлять в формате, аналогичном формату раскрытия Банком России такой отчетности на своем сайте. При принятии такого решения Банку следует направить в Банк России (структурное подразделение, осуществляющее надзор за его деятельностью) уведомление в произвольной форме о раскрытии соответствующей пруденциальной отчетности на своем сайте.
Также обращаем внимание, что раскрытие указанных форм ранее установленной в Решении 2 отчетной даты (01.06.2023) и сроков раскрытия1 на сайте Банка России, установленных пунктом 3 Указания Банка России №
1 Для отчетности КО — не ранее
В случае принятия Банком решения о раскрытии форм пруденциальной отчетности на своем сайте, Банк может раскрывать данные формы только в объеме, не превышающем объем их раскрытия, установленный Решением 2. Раскрытие КО форм пруденциальной отчетности, указанных в пункте 1 Решения 2, рекомендуем осуществлять в формате, аналогичном формату раскрытия Банком России такой отчетности на своем сайте. При принятии такого решения Банку следует направить в Банк России (структурное подразделение, осуществляющее надзор за его деятельностью) уведомление в произвольной форме о раскрытии соответствующей пруденциальной отчетности на своем сайте.
Также обращаем внимание, что раскрытие указанных форм ранее установленной в Решении 2 отчетной даты (01.06.2023) и сроков раскрытия1 на сайте Банка России, установленных пунктом 3 Указания Банка России №
1 Для отчетности КО — не ранее
В соответствии с Приложением 1 к Решению 1 КО не раскрывают в том числе в финансовой отчетности (консолидированной финансовой отчетности) сведения:
- о собственных акциях (долях), выкупленных у акционеров (участников);
- о контрагентах КО и об отраслевой и географической структуре операций (сделок) с ними.
Банк просит уточнить, с чем связаны ограничения на раскрытие данной информации?
Каков формат раскрытия МСФО-отчетности в 2023 году в соответствии с Решением 1?
Решением 1 определен только перечень «чувствительной» информации в МСФО-отчетности (финансовой отчетности, консолидированной финансовой отчетности), не подлежащей раскрытию, при этом формат ее раскрытия Решением 1 не установлен. Банк вправе самостоятельно определить формат раскрытия МСФО-отчетности.
В Приложении 2 к Решению 1 определены сведения, которые КО не раскрывают в годовой (промежуточной) БФО.
Может ли КО реализовать указанные требования путем включения сведений, не подлежащих раскрытию, в состав агрегированных показателей (по соответствующим графам) годовой (промежуточной) БФО, раскрытие которых допускается?
Применение информационного письма Банка России от 21.06.2022 № ИН-03-23/87 «О подходах к оценке кредитного риска и расчету нормативов ликвидности в условиях действия мер ограничительного характера»
В настоящее время Банк рассчитывает и отражает в отчетности значение Н6 из расчета заблокированных/замороженных остатков денежных средств на корреспондентском счете № 30110 Банка в НКО АО НРД.
С учетом издания информационного письма Банка России от 21.06.2022 № ИН-03-23/87 просим подтвердить, что блокировка денежных средств, которая произошла в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций в отношении России, является основанием для расчета норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) средства в отношении размещенных на корреспондентских счетах и заблокированных вследствие действия мер ограничительного характера, при отсутствии определенных договорами минимальных размеров денежных средств, требуемых к обязательному поддержанию (хранению) на указанных корреспондентских счетах.
В рассматриваемой ситуации допустимо не включать остатки денежных средств на корреспондентских счетах в НКО АО НРД в расчет норматива Н6 по следующим основаниям.
Согласно действующим положениям Инструкции Банка России №
Кроме того, Банк не может минимизировать риски, связанные с блокировкой средств на корреспондентских счетах, явившейся результатом односторонних действий контрагентов, следствием чего является отсутствие у кредитной организации возможности управления лимитом вложений.
Таким образом, в случае если в соответствии с первоначальными договорами вышеуказанные условия не предусмотрены и при этом имеется факт блокировки средств по независящим от Банка причинам, обозначенные в обращении остатки на корреспондентских счетах в НКО АО НРД не подлежат включению в расчет норматива Н6.
Применение информационных писем Банка России от 19.05.2022 № ИН-03-23/68, от 30.09.2022 № ИН-03-23/119 «О неприменении мер к кредитным организациям в связи с ограничением раскрытия информации», от 13.02.2023 № ИН-03-23/12 «О неприменении мер к кредитным организациям в связи с ограничением раскрытия информации»
Каков порядок оценки кредитного риска с 01.07.2023 в отношении требований к юрлицам — эмитентам1, которые не осуществляют раскрытие отчетности, с учетом того, что Постановление № 3512 утратило силу 30.06.2023?
Верно ли КО понимает, что юрлица-эмитенты обязаны раскрывать свою отчетность, начиная с отчетности за второй квартал 2023 года, и в соответствии с п. 3.12 Положения №
№
Да, верно.
В настоящее время Постановление № 351, п. 1 Постановления № 400 и приложение к нему утратили свою силу и вопросы, связанные с ограничением раскрываемой (предоставляемой) юрлицом-эмитентом ценных бумаг информации на рынке ценных бумаг, регулирует Постановление № 1102, которое устанавливает случаи, при которых юрлицо-эмитент вправе вводить соответствующие ограничения, и определяет для каждого из этих случаев перечень «чувствительной» информации, исходя из степени риска наступления негативных последствий, в частности, введения (возможности введения) мер ограничительного характера в случае ее раскрытия неограниченному кругу лиц.
Отчетность (консолидированная финансовая отчетность (финансовая отчетность), бухгалтерская (финансовая) отчетность) не включена в данный перечень.
Следовательно, с 01.07.2023 следующей подлежащей раскрытию отчетностью юрлиц-эмитентов является промежуточная отчетность3 за 6 месяцев 2023 года, которая в соответствии с п.п. 53.3, 55.4 Положения №
В связи с прекращением срока действия послаблений, предоставленных информационным письмом № ИН-03-23/12, и в соответствии с п. 3.12 Положения №
Верно ли КО понимает, что до начала раскрытия отчетности КО в полном объеме (по решению Совета директоров Банка России от 29.12.2022, начиная с отчетности по состоянию на 01.06.2023, раскрытие осуществляется в агрегированном виде) при анализе кредитного риска по требованиям к другим КО-контрагентам может быть использована отчетность КО-контрагента, составленная не ранее чем за 30.11.2021, с учетом актуальной информации о финансовом положении контрагента при ее наличии?
Нет, неверно.
В настоящее время в соответствии с решением Совета директоров Банка России от 29.12.2022 (1) КО, начиная с отчетности за 2023 год, возобновили раскрытие на своих сайтах бухгалтерской (финансовой) отчетности в сокращенном формате (за исключением «чувствительной» информации). Также КО вправе раскрывать в сокращенном формате финансовую отчетность (консолидированную финансовую отчетность), составленную в соответствии с МСФО.
Кроме того, в соответствии с решением Совета директоров Банка России от 29.12.2022 (2) Банк России на своем официальном сайте возобновил раскрытие форм пруденциальной отчетности КО, начиная с отчетности по состоянию на 01.06.2023, в агрегированном формате, а также публикуемой отчетности в объеме, раскрытом на сайтах КО.
Отчетность КО, раскрываемая на сайтах КО и на сайте Банка России (в том числе агрегированная информация по балансовым счетам в форме отчетности 0409101, сведения о собственных средствах (капитале) в форме отчетности 0409123, об обязательных нормативах в форме отчетности 0409135), достаточно информативна для вынесения профессионального суждения о финансовом положении КО-контрагента и может быть использована в данных целях. При этом имеющаяся в распоряжении КО отчетность за 30.11.2021 и более ранняя также должна использоваться, поскольку в соответствии с приложением 2 к Положению №
Если, по мнению КО, раскрываемой информации недостаточно для оценки кредитного риска в отношении КО-контрагента, КО следует предпринять все необходимые действия для получения полной и актуальной информации о нем, в том числе в двустороннем порядке определить особый порядок представления финансовой отчетности и иной информации КО-контрагентом при гарантии сохранения конфиденциальности информации.
Также отмечаем, что на период раскрытия отчетности КО в сокращенном формате КО-кредитор вправе скорректировать методологический подход, применяемый в целях оценки финансового положения КО-контрагентов, с учетом раскрытия (представления) КО отдельных данных в агрегированном виде.Может ли КО применять подходы, изложенные в информационном письме Банка России от 19.05.2022 № ИН-03-23/68, для оценки кредитного риска в рамках Положения Банка России от 28.06.2017 №
Нет, не следует.
Информационное письмо Банка России от 19.05.2022 № ИН-03-23/68 рекомендует кредитным организациям учитывать наличие актуальной информации о финансовом положении заемщиков и не приостанавливает действия требований Положения Банка России от 28.06.2017 №
Кредитным организациям, как заинтересованным лицам в оценке кредитного риска, учитывая особенности раскрытия и предоставления информации в 2022 году эмитентами ценных бумаг и кредитными организациями-контрагентами, следует принимать особые меры и действия для получения актуальной информации об их финансовом положении. Это крайне важно в случаях, когда особенности раскрытия информации возникают у заемщика банка. Кредитным организациям на правах кредитора следует в двустороннем порядке определить особый порядок представления финансовой отчетности и иной информации заемщиком при гарантии сохранения конфиденциальности информации.
В рамках применения п. 3.1.5 Положения Банка России от 28.06.2017 №
В соответствии с п. 3.3.2 Инструкции Банка России от 29.11.2019 №
В данной связи просим пояснить какой подход при определении класса банка-контрагента использовать:
1. Анализировать данные за отчетный период с 01.07.2021 по 01.12.2021
2. Анализировать данные за отчетный период с 01.12.2021 по 01.02.2022, принимая во внимание, что необходимо использовать отчетность не ранее чем за 30.11.2021.
В случае наличия у Банка актуальной отчетности банка-контрагента, в том числе, в рамках двусторонних соглашений, Банку необходимо использовать данные за отчетный период после 01.12.2021.
В случае отсутствия у Банка более поздней отчетности в целях определения класса банка-контрагента (пункт 3.3.2 Инструкции Банка России от 29.11.2019 №
При этом КО-кредиторам рекомендуется учитывать наличие актуальной информации о финансовом положении контрагента, в том числе об отсутствии в отношении контрагента факта осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), информации о неплатежеспособности контрагента, информации о признании выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг контрагента недействительным, а также информации о наличии у КО-контрагента лицензии Банка России на осуществление банковских операций.
Применение информационного письма Банка России от 28.02.2022 № ИН-01-23/17 «Об особенностях расчета обязательных нормативов и капитала»
Возможно ли применение курса для расчета обязательных нормативов на 18.02.2022 на периодической основе (на отдельные отчетные даты)?
Вместе с тем обращаем внимание, что КО не следует принимать повторные решения о применении и последующим неприменении подхода, предусмотренного информационным письмом, в целях сохранения последовательности расчета показателей деятельности КО, в том числе обязательных нормативов.
Может ли информационное письмо применяться для расчета отдельных обязательных нормативов?
Допускается ли фиксация курса в отношении отдельных составляющих одного обязательного норматива (например, для норматива Н6 КРЗ определяется с учетом фиксации курса и одновременно используется значение капитала без учета фиксации курса)?
КО может выборочно применять подход, предусмотренный информационным письмом — к отдельным обязательным нормативам.
При этом пересчету подлежат все показатели (компоненты), включаемые в расчет обязательного норматива, в том числе величина собственных средств (капитала), величина резервов на возможные потери.
Дополнительно отмечаем, что если КО применяет информационное письмо в отношении нормативов достаточности капитала, то пересчету подлежат все нормативы достаточности.
Каков порядок учета реализованных доходов / расходов, связанных с изменением официальных курсов иностранных валют, в составе капитала в случае применения послаблений, предусмотренных информационным письмом?
Цель информационного письма — нивелирование влияния валютной переоценки на обязательные нормативы (по всем компонентам их расчета, включая капитал, величину резервов на возможные потери) в условиях существенной волатильности валютных курсов за счет фиксации данной переоценки по имеющимся у КО активам (требованиям), обязательствам, иным позициям до момента их выбытия.
Применительно к расчету величины собственных средств (капитала) это означает, что доходы и расходы, связанные с изменением курсов иностранных валют, не признаются до момента выбытия соответствующих активов (требований) и обязательств. Таким образом, в момент выбытия активов (требований), включая вложения в иностранную валюту, и обязательств в расчете величины собственных средств (капитала) отражаются:
- накопленные нереализованные доходы и расходы от валютной переоценки (по актуальным официальным курсам);
- реализованные доходы и расходы при приобретении (не учитываемые в капитале ранее) и последующем выбытии иностранной валюты (исходя из актуальных официальных курсов на дату покупки и продажи соответственно).
Возможно ли применять послабление в части фиксации валютного курса, установленного на 18.02.2022, к отдельно взятому активу, например, только по ценным бумагам или только по кредитам?
Может ли послабление применяться только к части из указанных в информационном письме шести валют?
Правильно ли КО понимает, что на текущий момент необходимо рассчитывать два вида капитала — для заполнения отчетности по форме 0409123 (послабление в части курса валют действует) и отчетности по форме 0409634 (ОВП, послабление не действует)?
Подтверждаем, что в случае принятия решения о фиксации курсов иностранных валют в соответствии с информационным письмом КО необходимо рассчитывать два вида капитала.
Дополнительно обращаем внимание, что при принятии КО решения о применении при расчете обязательных нормативов информационного письма в отчетности по форме 0409123 подлежит отражению величина собственных средств (капитала), использованная при расчете нормативов достаточности собственных средств (капитала) КО. Одновременно в пояснениях к отчетности по форме 0409123 следует указать следующую информацию:
- перечень обязательных нормативов, в отношении которых КО было применено информационное письмо;
- размер собственных средств (капитала), рассчитанный с учетом фиксации валютных курсов, в случае если в отчетности по форме 0409123 отражен размер капитала, определенный без фиксации валютных курсов, либо
- размер собственных средств (капитала), рассчитанный без учета фиксации валютных курсов, в случае применения информационного письма к нормативам достаточности собственных средств (капитала).
Возможно ли распространить рекомендации информационного письма на определение справедливой стоимости производных финансовых инструментов (далее — ПФИ) и применять официальный курс, установленный на 18.02.2022, в целях определения величины собственных средств (капитала) для расчета обязательных нормативов?
Полагаем, что для определения справедливой стоимости ПФИ, учитываемых в расчете обязательных нормативов и капитала, КО может руководствоваться Указанием Банка России №
- зафиксировать справедливую стоимость ПФИ, признанных в бухгалтерском учете до 18.02.2022, на 18.02.2022;
- зафиксировать справедливую стоимость ПФИ, возникших после 18.02.2022, по стоимости на дату их первоначального признания.
Просим подтвердить возможность применять меры в части фиксации курсов иностранных валют независимо от иных мер поддержки, принятых Банком России.
Предполагается ли внесение изменений в программный комплекс для расчета обязательных нормативов?
Просим высказать мнение о возможности использования величины курсов иностранных валют на 18.02.2022 в целях расчета нормативов Н6/Н25 в отношении отдельных заемщиков.
Применение информационного письма Банка России от 05.03.2022 № ИН-08-23/25 «О раскрытии информации»
Является ли прекращение раскрытия информации, предусмотренной в информационном письме № ИН-08-23/25, обязанностью кредитных организаций либо кредитные организации вправе самостоятельно принять решение о целесообразности продолжения раскрытия информации?
Советом директоров Банка России в целях минимизации последствий текущих и потенциальных мер ограничительного характера со стороны иностранных государств в отношении кредитных организаций и (или) иных лиц установлен временный запрет на раскрытие кредитными организациями (головными кредитными организациями банковских групп) на общедоступных информационных ресурсах отчетности и информации, определенных установленным перечнем (решение Совета директоров Банка России от 14.04.2022).
Распространяется ли требование Банка России о нераскрытии информации, содержащееся в информационном письме ИН-08-23/25, на все кредитные организации или только на те, которые включены в санкционные списки (или лица, входящие в органы управления которых (и/или бенефициарные владельцы которых) находятся под санкциями)?
Решение Совета директоров Банка России от 14.04.2022, предусматривающее временный запрет на раскрытие кредитными организациями отчетности и информации, распространяется на все кредитные организации, вне зависимости от включения/не включения их и (или) иных лиц (в т.ч. акционеров, связанных с ней лиц, контрагентов, клиентов и т.д.) в санкционные списки.
C отчетности за какой период начинает применяться решение о нераскрытии кредитными организациями информации?
Временный запрет на раскрытие кредитными организациями отчетности и информации, установленный решением Совета директоров Банка России от 14.04.2022, распространяется на отчетность и информацию, начиная с отчетности за 31 декабря 2021 года и информации по состоянию на 1 января 2022 года и заканчивая отчетностью за 30 сентября 2022 года и информацией по состоянию на 1 октября 2022 года.
Дополнительно обращаем внимание, что информационное письмо № ИН-08-23/25 от 05.03.2022 утратило силу в связи с изданием Банком России информационного письма № ИН-03-23/69 от 20.05.2022.
Сохраняются ли сроки сдачи в Банк России бухгалтерской (финансовой) отчетности, консолидированной финансовой отчетности и информации о рисках, установленные нормативными актами Банка России, которые действовали и до даты публикации информационного письма № ИН-08-23/25?
В соответствии с информационным письмом № ИН-03-23/69 отчетность и информация, в отношении которой установлен запрет на ее раскрытие, подлежит представлению в Банк России в полном объеме не позднее трех рабочих дней после истечения предельных сроков ее раскрытия, установленных федеральными законами и нормативными актами Банка России.
Каков порядок предоставления отчетности Банка третьим лицам с учетом действующих ограничений?
По вопросу предоставления отчетности и информации третьим лицам рекомендуем руководствоваться информационным письмом Банка России от 20.05.2022 № ИН-03-23/69.
Можно ли раскрывать на сайте Банка информацию об участии в Системе страхования вкладов и о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами в порядке применения письма Банка России от 05.03.2022 № ИН-08-23/25 «Информационное письмо о раскрытии информации»?
Если КО с учетом информационного письма не будет публиковать отчетность по форме 0409807, то в какой день указывать новое значение операционного риска в отчетности по форме 0409135?
Применение информационного письма Банка России от 10.03.2022 № ИН-01-23/32 «Об особенностях применения нормативных актов Банка России»
Планируется ли распространить действие информационного письма № ИН-01-23/32 на все российские предприятия, в том числе на те, в отношении которых не введены меры ограничительного характера, поскольку многие заемщики испытывают финансовые затруднения в связи с принятыми зеркальными мерами российских органов власти для защиты различных отраслей от влияния мер иностранных государств?
Нет, этого не требуется.
КО1 предоставлена возможность в целях формирования резервов на возможные потери не ухудшать оценку финансового положения и (или) качества обслуживания долга и (или) категории качества обеспечения и (или) категории качества ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера в соответствии с информационным письмом от 27.12.2021 № ИН-03-23/103 (в случае если оценка ухудшилась в результате действия мер ограничительного характера непосредственно в отношении заемщиков (контрагентов) КО), а также в соответствии с информационным письмом № ИН-01-23/32 (в случае если оценка ухудшилась после 18.02.2022 в результате действия мер ограничительного характера).
Возможность применения предусмотренных информационным письмом № ИН-01-23/32 подходов не ставится в зависимость от каких-либо характеристик заемщика (отрасли, региона, размера бизнеса и др.). При наличии достаточных обоснований взаимосвязи ухудшения качества ссудной задолженности с действием мер ограничительного характера, в том числе косвенных, кредитная организация вправе применить подходы в целях формирования резервов на возможные потери, изложенные в данном информационном письме.
Соответствующие разъяснения по порядку применения информационного письма № ИН-01-23/32 размещены на сайте Банка России 11.04.2022.1 Кредитные организации.
Можно ли исключить из информационного письма № ИН-01-23/32 требование о включении в досье документального подтверждения взаимосвязи ухудшения оценки кредитного риска с мерами ограничительного характера (абзац 5 п. 1)?
Нет, это требование необходимо сохранить в целях надзорной оценки.
Информацию о решениях, принятых уполномоченными органами управления (органами) КО в соответствии с информационным письмом № ИН-01-23/32, и обоснование решений необходимо включать в профессиональное суждение и рекомендуется направлять в Банк России в порядке, установленном п. 3.10 Положения № 590-П1, одновременно с формами отчетности 0409115 и 0409155.1 Положение Банка России от 28.06.2017 №
Вправе ли КО руководствоваться информационным письмом № ИН-01-23/32 в целях классификации ссуд, реструктурированных на основании требования заемщика — гражданина о предоставлении льготного периода в рамках Федерального закона № 106-ФЗ1 и на условиях собственных программ реструктуризации?
1 Федеральный закон от 03.04.2020 №
Вправе ли КО руководствоваться информационным письмом № ИН-01-23/32 в целях классификации ссуд, реструктурированных на основании требований субъектов МСП1 в рамках ст. 7 Федерального закона №
1 Субъекты малого и среднего предпринимательства.
Вправе ли КО руководствоваться информационным письмом № ИН-01-23/32 в целях классификации ссуд с «плавающими» ставками, реструктурированных на основании требования юридического лица, не относящегося к субъектам МСП, согласно ст. 7.1 Федерального закона № 106-ФЗ?
Да, в отношении ссуд, реструктурированных после 18.02.2022 в связи с тем, что заемщик испытывает сложности по исполнению обязательств по кредитному договору в связи с введением мер ограничительного характера, в том числе с изменением плавающей (переменной) процентной ставки, КО вправе руководствоваться подходами, предусмотренными информационным письмом № ИН-01-23/32, в том числе принимать решение о неухудшении качества обслуживания долга по таким ссудам независимо от оценки финансового положения заемщиков.
Обращаем внимание, что возможность применения подходов, предусмотренных информационным письмом № ИН-01-23/32, не ставится в зависимость от принадлежности заемщика к субъектам МСП или к какой-либо отрасли.
Вправе ли КО руководствоваться пп. 3.10.1 Положения № 590-П, в отношении ссуд, реструктурированных в соответствии с Федеральным законом № 106-ФЗ?
Нет, в соответствии с пп. 3.10.1 Положения №
1 Федеральный закон от 21.12.2013 №
Можно ли закрепить в информационном письме № ИН-01-23/32 подходы, аналогичные ранее действовавшим согласно информационному письму от 17.04.2020 № ИН-01-41/72, с возможностью фиксации длительности просрочки по портфельным ссудам?
Планируется ли распространить подходы информационного письма № ИН-01-23/32:
— на ссуды, приобретенные по договору цессии после 18.02.2022,
— на ссуды, возникшие после 18.02.2022 и направленные на погашение обязательств перед банками, возникших до 18.02.2022 (с учетом попадания как части заемщиков, так и кредиторов в санкционные списки, переуступок в рамках синдикатов с иностранными участниками, специфики ряда государственных программ субсидирования, предусматривающих рефинансирование, некоторых отраслей, например, авиакомпаний);
— на ссуды, выданные после 18.02.2022 и впоследствии реструктурированные в условиях расширяющихся санкционных мер и их последствий?Нет, в таком широком контексте не планируется.
Согласно информационному письму № ИН-01-23/32 меры поддержки распространяются на ссуды, возникшие до 18.02.2022.
В отношении ссуд, выданных заемщикам, в отношении которых введены меры ограничительного характера после 18.02.2022, рекомендуется применять информационное письмо Банка России от 27.12.2021 № ИН-03-23/103.
Иные ссуды, выданные (приобретенные) после 18.02.2022, оцениваются в общем порядке, исходя из принимаемого банком-кредитором (новым кредитором) риска по ним с учетом текущей ситуации.
В случае принятия Банком России дополнительных регуляторных послаблений в части формирования резервов по отдельным категориям кредитных требований, возникших после 18.02.2022, КО будут проинформированы в установленном порядке.Согласно п. 3.18 Положения №
Можно ли:
— дополнить информационное письмо № ИН-01-23/32 мерами, предусматривающими возможность не увеличивать ставку резервирования;
— зафиксировать значение ключевой ставки Банка России для целей применения Положения №
Нет, этого не требуется.
В рамках применения требований пп. 3.13.3 Положения №
Таким образом, повышение ключевой ставки Банка России не приводит к автоматическому ухудшению категории качества ранее выданных ссуд.
Кроме того, пп. 3.13.3 Положения №
— на ссуды, предоставленные юридическим лицам в валюте РФ сроком до 30 календарных дней, при наличии соответствующего решения уполномоченного органа КО и при определенных условиях;
— на ссуды, по которым третье лицо компенсирует разницу между ставкой процента, предусмотренной договором, и ставкой процента выше уровня, предусмотренного настоящим подпунктом;
— на ссуды, предоставленные заемщику за счет целевых бюджетных средств или иных целевых источников;
— на ссуды, предоставленные заемщикам-застройщикам, использующим счета эскроу.
Обращаем внимание, что данные разъяснения размещены 11.04.2022 на сайте Банка России в целях применения информационного письма № ИН-01-23/32.
Требования п. 3.18 Положения №Рассматривается ли возможность увеличения продолжительности количества дней просрочки для целей признания обслуживания долга хорошим или средним (пп. 3.7.1.2 и пп. 3.7.2.3 Положения № 590-П) с 5 до 30 календарных дней и с 30 до 60 календарных дней соответственно, а для компаний, относящихся к авиационной отрасли, с 5 до 60 календарных дней и с 30 до 90 календарных дней соответственно?
Нет, изменения не планируются.
Просроченные платежи, как правило, свидетельствуют о финансовых затруднениях заемщика, что должно быть учтено при оценке кредитного риска.
При этом КО предоставлено право применять подходы, изложенные в информационном письме № ИН-01-23/32, которые позволяют не ухудшать оценку качества обслуживания долга, осуществленную на последнюю отчетную дату, предшествующую 18.02.2022, если оценка ухудшилась в результате действия мер ограничительного характера.Принимая во внимание дальнейшие последствия для оценки и формирования резервов, кредитной истории можно ли разрешить не признавать реструктуризациями:
— снижение/фиксацию ставок по кредитным договорам с плавающей процентной ставкой независимо от финансового положения заемщика или наличия санкционных ограничений, в т. ч. в рамках Федерального закона №
— иные изменения порядка расчета процентной ставки по ссуде, в том числе капитализацию процентов по ссудам;
— пролонгацию срока действия ссуд, в том числе, при уплате капитализированных процентов в рамках требований Федерального закона №Нет, изменения не планируются.
В соответствии с подходами, содержащимися в Положении №
При этом КО в соответствии с п. 3.10 Положения №
Дополнительно в рамках пп. 3.10.1 Положения №
В текущих условиях можно применять подходы, изложенные в информационном письме № ИН-01-23/32.
Решение по подходам продления или прекращения регуляторных послаблений будет приниматься Банком России с учетом экономической ситуации.
В отношении вопроса о негативном влиянии факта реструктуризации на качество кредитной истории заемщика отмечаем следующее.
Требования к составу кредитной истории установлены Законом о кредитных историях2 и включают сведения о внесении изменений и дополнений к договору3.Такие сведения отражают любое изменение договора, но не включают специальных отметок о реструктуризации по смыслу Положения №
1 Указание Банка России от 11.01.2021 №
2 Федеральный закон от 30.12.2004 №
3 Подпункт «г» пункта 2 части 3 статьи 4 Закона о кредитных историях.
Возможно ли приравнять Временный специализированный механизм предоставления ликвидности, созданный Банком России в целях поддержки кредитования субъектов МСП, к «акту Правительства Российской Федерации» и реализовать в отношении данных ссуд право, предоставленное пп. 3.10.1 Положения № 590-П о принятии уполномоченным органом управления КО Общего решения в отношении совокупности ссуд, независимо от оценки финансового положения?
Нет, временные специализированные механизмы предоставления ликвидности, созданные Банком России, не являются актами Правительства Российской Федерации. Таким образом, при реструктуризации в рамках реализации временных специализированных механизмов предоставления Банком России ликвидности нормы пп. 3.10.1 Положения №
Однако, в качестве временной меры в течение 2022 года КО могут руководствоваться подходами информационного письма № ИН-01-23/32 и не ухудшать оценку качества обслуживания долга по реструктурированным ссудам вне зависимости от оценки финансового положения заемщика.
В отдельных отраслях финансовое положение юридических лиц объективно плохое, по иным заемщикам и отраслям однозначно признать финансовое положение хорошим или средним на основании требований Положения №
Можно ли исключить требования к оценке финансового положения заемщика не хуже, чем среднее в целях:
— применения иных существенных факторов (абз. 2 и 3 п. 3.9.3 Положения
Нет, изменения не планируются.
Информационным письмом № ИН-01-23/32 уже предоставлена возможность не ухудшать финансовое положение и качество обслуживания долга по ссудам заемщиков, пострадавших в результате введения мер ограничительного характера.Можно ли разрешить при классификации ссуд, представленных авиакомпаниям, при классификации ссуд, предоставленных после 18.02.2022 и направленных на погашение обязательств перед банками, возникших как до 18.02.2022, так и после 18.02.2022 признавать качество обслуживания долга как «хорошее» до даты выплаты процентов и (или) суммы основного долга, определённой договором, на основании которого ссуда предоставлена, без учёта требований по оценке качества обслуживания долга исходя из оценки финансового положения заемщика (п. 3.8 Положения № 590-П )?
Нет, не планируется.
Выдача новых ссуд после 18.02.2022, в том числе с целью направления на погашение ранее возникшей задолженности в ином банке (рефинансирование долга), должна оцениваться с учетом принимаемых рисков, обусловленных текущей ситуации.В случае отражения требования к НКО АО НРД и непоступления денежных средств по облигациям в срок, превышающий 30 календарных дней, следует ли классифицировать эту задолженность в V категорию качества с созданием резерва 100%? Следует ли ухудшать оценку кредитного риска по таким требованиям при задержке поступления денежных средств сроком до 30 календарных дней?
Корректно ли, если кредитная организация несмотря на «блокировку» счетов с денежными средствами, предназначенными для выплаты КО, не расценивает наличие по НКО АО НРД повышенных рисков в целях резервирования?
Возможно ли использовать информационное письмо № ИН-01-23/32 или планируются особые требования к оценке кредитного риска / резервированию требований к НКО АО НРД?Согласно информационному письму № ИН-01-23/32 меры поддержки распространяются на ссуды (требования), возникшие до 18.02.2022.
В соответствии с дополнительно реализуемыми мерами поддержки финансового сектора и кредитования экономики, Банк России 15.04.2022 опубликовал пресс-релиз, согласно п. 3 которого КО будет предоставлена возможность отложить формирование резервов на возможные потери в отношении:
— требований к НКО НКЦ (АО), НКО АО НРД в условиях приостановки операций иностранными депозитариями, осуществляющими хранение еврооблигаций российских эмитентов, из-за ограничительных мер;
— активов, заблокированных в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций в отношении России.
Согласно пресс-релизу от 15.04.2022 решение о необходимости досоздания резервов будет приниматься по мере стабилизации ситуации и появления информации о возвратности заблокированных активов.
В ближайшее время будет издано соответствующее информационное письмо.Вправе ли кредитная организация не учитывать факт возникновения просроченной задолженности по синдицированным кредитам в целях формирования резервов, учитывая, что заемщики свои обязательства выполнили, а непогашение задолженности вызвано действиями третьих лиц?
Допускается ли на основании информационного письма № ИН-01-23/32 не оценивать негативное влияние фактора «состояние биржевых и внебиржевых котировок» на оценку размера резерва по вложениям в ценные бумаги в соответствии с требованиями Положения № 611-П?
Да, в данном случае можно руководствоваться подходами, изложенными в информационном письме № ИН-01-23/32.
В целях формирования резервов в рамках применения Положения №Можно ли разрешить не применять иные существенные факторы, предусмотренные Положением № 590-П, связанные с введенными ограничениями и ухудшающие категорию качества по ссудам, при формировании резервов в отношении сделок с ценными бумагами в соответствии с Положением № 611-П?
Применение иных существенных факторов в целях повышения или понижения категории качества элементов расчетной базы резерва, по аналогии с подходами при классификации ссудной задолженности в соответствии с Положением №
По завершении срока действия информационных писем Банка России, позволяющих не ухудшать оценку кредитного риска по ссудам и иным активам, разрешит ли Банк России не учитывать факт реструктуризации при оценке кредитного риска вне зависимости от срока, прошедшего с даты реструктуризации (абз. 2 пп. 3.7.2.2 Положения № 590-П)?
По завершении срока действия информационных писем Банка России, позволяющих не ухудшать оценку кредитного риска по ссудам и иным активам, разрешит ли Банк России не учитывать наличие просроченных платежей как по кредитам, реструктурированным в соответствии с Федеральным законом № 106-ФЗ, так и по нереструктурированным ссудам?
Решение по подходам продления или выхода из регуляторных послаблений будет приниматься Банком России с учетом развития экономической ситуации.
Вместе с этим отмечаем, что просроченные платежи по реструктурированным ссудам могут свидетельствовать о финансовых затруднениях заемщика, что должно быть учтено при оценке кредитного риска.Если кредитная организация использует возможность неухудшения категории качества по активу в соответствии с информационным письмом № ИН-01-23/32, не потребуется ли после окончания действия указанного письма досоздать резервы на возможные потери в полном объеме в соответствии с требованиями Положений № 590-П, № 611-П в отношении всех требований к Эмитенту/Контрагенту/Заемщику?
Решение по подходам продления или прекращения регуляторных послаблений будет приниматься Банком России с учетом развития экономической ситуации и будет анонсировано банковскому сообществу заблаговременно.
Планируется ли предусмотреть, чтобы задержки выплат по синдицированным кредитам и сложно-структурированным сделкам, в т. ч. санкционное блокирование переведенных заемщиком денежных средств, на стороне кредитного агента или в расчетах с банками нерезидентами, платежными агентами, возникающие вследствие введенных мер ограничительного характера, не влияли на классификацию ссуд по истечении срока информационного письма № ИН-01-23/32?
Решение по подходам продления или прекращения регуляторных послаблений будет приниматься Банком России с учетом развития экономической ситуации.
Банком России разъяснено, что решения, принятые КО в соответствии с п. 1 информационного письма № ИН-01-23/32, подготавливаются КО самостоятельно на основании комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности заемщика, и должны включать документальное обоснование взаимосвязи ухудшения финансового положения заемщика с действием мер ограничительного характера или их последствиями.
С учетом того, что в соответствии с Положением №
Да, документальное обоснование принимаемых решений необходимо включать в профессиональное суждение.
В соответствии с информационным письмом № ИН-01-23/32 КО предоставлена возможность в целях формирования резервов на возможные потери не ухудшать оценку финансового положения и (или) качества обслуживания долга и (или) категории качества обеспечения и (или) категории качества ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера в случае если оценка ухудшилась после 18.02.2022 в результате действия мер ограничительного характера.
В целях принятия решения о неухудшении любого из вышеперечисленных параметров необходимо обоснование взаимосвязи их ухудшения с действием мер ограничительного характера, в том числе косвенных.Вправе ли КО проводить реструктуризацию ссуд в соответствии с Федеральным законом №
Да, вправе.
В соответствии с частью 7 статьи 6 Федерального закона №
Поскольку запрос кредитором указанных документов, как и их предоставление заемщиком, является правом, а не обязанностью, полагаем, что льготный период может быть предоставлен заемщику без предъявления подтверждающих снижение дохода документов.
Вправе ли КО в случае предоставления льготного периода без документального подтверждения заемщиком снижения дохода принять решение о неухудшении качества обслуживания долга по таким ссудам, не выводить их из ПОС1 и не формировать по таким ссудам резерв в размере 100%?
1 Портфель однородных ссуд.
Да, при условии наличия иных обоснований решения.
В целях формирования резервов КО вправе воспользоваться подходами информационного письма № ИН-01-23/32 в отношении ссуд, предоставленных до 18.02.2022 и реструктурированных в соответствии со статьей 6 Федерального закона №Ряд КО при кредитовании предоставляет своим клиентам дополнительные услуги в виде пакета сервисных услуг (опций), направленных на финансовую защиту заемщиков. В этой связи у КО возникли следующие вопросы. Вправе ли КО закрепить во внутренних документах в качестве основания отнесения ссуд к реструктурированным ссудам случаи, если по ссуде, ранее включенной в ПОС, была применена одна из следующих опций:
— перенос даты платежа внутри месяца;
— временное изменение размера платежа (от 1 до 6 месяцев) с учетом пролонгации графика платежей;
— пропуск одного платежа по кредиту с учетом пролонгации ссуды (изменения графика платежей),
— если с момента окончания срока действия последнего подключения опции прошло не менее 360 дней без выхода на просрочку?Да, перечисленные изменения графика платежей по ссуде могут рассматриваться в качестве реструктуризации.
В соответствии с пп. 3.7.2.2 Положения №
Правомерно ли повторное применение данных опций по одной и той же ссуде?
Да, правомерно.
Изменение условий кредитных договоров, в том числе, в части изменения графика платежей, относится к гражданско-правовым отношениям между заемщиком и кредитором и не регулируется Положением №
В рамках применения информационного письма № ИН-01-23/32 кредитная организация вправе принимать решение по ссудам, повторно реструктурированным в связи с тем, что заемщик испытывает сложности по исполнению обязательств по причине введения мер ограничительного характера после 18.02.2022, независимо от оценки финансового положения заемщика.
Возможно ли по таким ссудам не считать применение указанных опций индивидуальными признаками обесценения, если величина ссуды не превышает 0,01 процента от величины собственных средств (капитала) КО (но не более 1 миллиона рублей) и по ней отсутствует просроченная задолженность длительностью свыше 90 календарных дней?
Нет, неправомерно.
Реструктуризация является признаком обесценения ссуды. В целях признания ссуды реструктурированной ее величина не имеет значения.Вправе ли КО не исключать такие ссуды из ПОС?
Да, вправе.
В соответствии с абз. 4 п. 5.1 Положения №
По таким ссудам рекомендуется создание отдельных субпортфелей с повышенным размером резерва.
Кроме того, реструктурированные ссуды, по которым принято решение, в том числе в рамках применения информационного письма № ИН-01-23/32, КО праве не выводить на индивидуальную оценку и группировать в отдельные субпортфели.Рекомендованная Банком России в период пандемии коронавирусной инфекции (COVID19) (с 01.03.2020 по 30.06.2021) практика по временному послаблению обслуживания долга заемщиков оказала положительное влияние на качество портфелей заемщиков, имевших в истории обслуживания долга по кредитам продолжительный период бездефолтного обслуживания ссуды.
Клиенты, воспользовавшиеся предложениями КО:
— реже других заемщиков имели просроченную задолженность;
— быстрее других заемщиков погашали просроченную задолженность, сохраняя положительную динамику своевременного погашения кредита в последующем.
Принимая во внимание уже имеющейся опыт положительной практики в период пандемии коронавирусной инфекции (COVID19), КО и в период санкций планируют применять приведенный выше подход предоставления заемщикам льготных опций, что позволит улучшать качество платежной дисциплины заемщиков, предоставляя клиентам с длительным периодом бездефолтного обслуживания ссуды возможность временно изменять режим выплат в связи с непредвиденными жизненными обстоятельствами, например:
— изменение даты получения заработной платы;
— повышенные сезонные затраты;
— сезонность заработка;
— заболевание коронавирусной инфекцией (COVID19);
— форс-мажор и т.д.
С учетом изложенного просим разъяснить, вправе ли КО не признавать обесцененными ссуды в случаях применения приведенных выше опций?Нет, не вправе. Реструктуризация является признаком обесценения ссуды.
В то же время КО на основании п. 3.10 Положения №
Дополнительно предусмотрена возможность принятия решения уполномоченным органом управления (органом) КО в соответствии с пп. 3.10.1 Положения №
В настоящее время информационным письмом № ИН-01-23/32 КО предоставлена возможность в отношении ссуд, реструктурированных после 18.02.2022 в связи с тем, что заемщик испытывает сложности по исполнению обязательств по причине введения мер ограничительного характера (как в соответствии со ст. 6 Федерального закона №
Вправе ли КО не считать индивидуальным признаком обесценения факт рефинансирования ссуды, если по ней с момента рефинансирования прошло не менее 365 дней без выхода на просрочку, и не применять к такой ссуде требования абзаца третьего п. 5.1 Положения 590-П об оценке на индивидуальной основе?
Нет, не вправе. Рефинансирование ранее предоставленной ссуды является признаком обесценения.
При этом, в соответствии с п. 3.10 Положения №
Ссуды, в отношении которых принято решение в соответствии с п. 3.10 Положения №
В соответствии с пп. 3.7.1.2 Положения №
Нет, в указанных случаях КО не обязана учитывать просрочку по задолженности заемщика.
В качестве временной меры в течение 2022 года информационным письмом № ИН-01-23/32 КО предоставлена возможность по ссудам, реструктурированным после 18.02.2022 по причине возникших сложностей у заемщика по исполнению обязательств в связи с введением мер ограничительного характера (как в соответствии со ст. 6 Федерального закона №Каков порядок действий КО по подтверждению факта того, что ухудшение финансового положения заемщика обусловлено именно действием санкций? Как должно быть зафиксировано КО, что ухудшение финансового положения произошло в результате действия санкций (в профессиональном суждении/принятом решении)?
Информацию о решениях, принятых уполномоченными органами управления (органами) КО в соответствии с информационным письмом, и обоснование решений необходимо включать в профессиональное суждение и рекомендуется направлять в Банк России (структурное подразделение Банка России) в порядке, установленном п. 3.10 Положения Банка России №
Возможно ли не ухудшать финансовое положение заемщиков-физических лиц, работающих в компаниях, попавших под санкции, в компаниях, которые приняли решение временно уйти с рынка? Имеется ли возможность неухудшения финансового положения заемщиков-физических лиц, чье финансовое положение ухудшилось, но которые непосредственно не находятся под санкциями, по аналогии с ссудами юридических лиц (без кредитных каникул)?
Возможно ли применение предусмотренных в информационных письмах Банка России от 27.12.2021 № ИН-03-23/103 и от 10.03.2022 № ИН-01-23/32 подходов к оценке рисков в целях формирования резервов на возможные потери на портфельной основе?
Каков порядок действий КО, которые имеют корреспондентские счета в иностранной валюте в российских банках, подвергшихся санкциям, и в их дочерних иностранных банках?
При формировании резервов на возможные потери по остаткам в иностранной валюте на корреспондентских счетах в КО, в отношении которых действуют меры ограничительного характера, КО вправе применять подходы, изложенные в информационном письме Банка России от 27.12.2021 № ИН-03-23/103, позволяющие принимать решение о неухудшении оценки финансового положения и (или) качества обслуживания долга и (или) категории качества обеспечения и (или) категории качества ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера.
Кроме того, Банком России издано информационное письмо от 10.03.2022 № ИН-01-23/32, позволяющее принимать аналогичные решения при ухудшении оценки указанных параметров в связи с введением мер ограничительного характера после 18.02.2022.Планируется ли повысить лимит по максимальной величине кредита, при которой допускается использование внутренних банковских моделей, с 10 млн рублей, до 50 млн рублей?
Возможно ли не признавать реструктурированными ссуды, в отношении которых КО принимается решение о снижении процентных ставок по кредитам, по которым первоначальными условиями кредитного договора было установлено условие о переменной процентной ставке, привязанной к размеру ключевой ставки Банка России, и в результате повышения ключевой ставки Банка России процентная ставка по таким кредитам автоматически существенно возросла?
Ссуда признается реструктурированной, если изменены существенные условия первоначального договора, на основании которого ссуда предоставлена, при наступлении которых заемщик получает право исполнять обязательства по ссуде в более благоприятном режиме (например, изменение срока погашения ссуды (основного долга и (или) процентов), размера процентной ставки, порядка ее расчета), за исключением случаев, предусмотренных п. 3.7.2.2 Положения Банка России №
В частности, ссуда может не признаваться реструктурированной, если договор, на основании которого ссуда предоставлена, содержит условия и параметры реструктуризации, и в дальнейшем указанные условия наступают, и соблюдаются параметры, а также в случае снижения размера процентной ставки при оценке финансового положения заемщика как хорошее или как среднее при неухудшении оценки финансового положения заемщика.
Учитывая изложенное, если условиями договора предусмотрена переменная процентная ставка, привязанная к размеру ключевой ставки Банка России, и соблюдаются параметры изменения процентной ставки, например, уровень отклонения от ключевой ставки Банка России, полагаем возможным, руководствуясь нормами п. 3.7.2.2 Положения Банка России №
Возможно ли в целях применения п. 3.13.3 Положения Банка России № 590-П использовать величину ключевой ставки Банка России, действовавшей до введения мер ограничительного характера?
В рамках применения требований п. 3.13.3 Положения Банка России №
Кроме того, п. 3.13.3 Положения Банка России №
- на ссуды, предоставленные юридическим лицам в валюте РФ сроком до 30 календарных дней, при наличии соответствующего решения уполномоченного органа кредитной организации и при определенных условиях;
- на ссуды, по которым третье лицо компенсирует разницу между ставкой процента, предусмотренной договором, и ставкой процента выше уровня, предусмотренного настоящим подпунктом;
- на ссуды, предоставленные заемщику за счет целевых бюджетных средств или иных целевых источников;
- на ссуды, предоставленные заемщикам-застройщикам, использующим счета эскроу.
Имеет ли право КО принять общее решение о неухудшении категории качества реструктурированных ссуд заемщиков, осуществляющих деятельность в отраслях, определенных Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 337?
В связи с принятием Банком России решения о временном сокращении объемов раскрытия отчетности, публикуемой КО на официальных сайтах, вправе ли КО в отношении размещенных депозитов в указанных КО принять решение о неухудшении оценки финансового положения контрагентов и качества обслуживания долга?
Как поступить, если по вновь выдаваемым ссудам в условиях текущей ключевой ставки обострилась проблема сопоставимости в целях применения п. 3.9.2 Положения Банка России № 590-П (иной существенный фактор)?
Возможно ли применение подходов, предусмотренных информационными письмами Банка России от 28.02.2022 № ИН-01-23/17, от 10.03.2022 № ИН-01-23/32, в том числе не признавать «вынужденно реструктурированными» реструктурированные ссуды, фиксировать курсы валют, кредитные рейтинги, в целях составления отчетности по международным стандартом финансовой отчетности (МСФО)?
Применение специальных экономических мер
Может ли резидент получить от нерезидента наличные денежные средства в качестве аванса по внешнеторговому экспортному контракту?
Право резидента осуществлять расчеты с нерезидентом в наличной форме по внешнеторговым экспортным контрактам, в том числе получать наличные денежные средства от нерезидента в качестве авансового платежа, установлено Указом Президента Российской Федерации от 08.08.2022 № 529 «О временном порядке исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада), выраженных в иностранной валюте, и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями».
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2022 № 2433 «Об утверждении Правил осуществления между резидентами и нерезидентами расчетов наличными денежными средствами» не регулирует вопросы, связанные с получением резидентом от нерезидента наличных денежных средств в качестве авансового платежа в соответствии с условиями внешнеторгового экспортного контракта.
Можно ли резиденту — участнику внешнеэкономической деятельности (ВЭД) уступить права требования с «дисконтом» нерезиденту по экспортному контракту, заключенному с иным нерезидентом?
Российские юридические лица и индивидуальные предприниматели — участники ВЭД при осуществлении внешнеторговой деятельности не применяют требование о репатриации валютной выручки (подпункт «б» пункта 4 Указа № 5291). При этом они вправе исполнять обязательства по внешнеторговым договорам (контрактам) любым разрешенным российским законодательством способом. В то же время законодательство не ограничивает российских участников ВЭД в уступке прав требования нерезиденту с «дисконтом», в том числе и размером такого «дисконта».
Таким образом, в случае осуществления российским юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уступки права требования по экспортному контракту нерезиденту с «дисконтом», исполнение обязательств в рамках такого договора уступки права требования полагаем возможным рассматривать как исполнение обязательств по экспортному контракту.
1 Указ Президента РФ от 08.08.2022 № 529 «О временном порядке исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада), выраженных в иностранной валюте, и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями».
Обязаны ли резиденты продавать экспортную выручку, зачисленную на их транзитные валютные счета?
С 10 июня 2022 года обязательная продажа экспортной выручки, в том числе зачисленной на транзитные валютные счета в период с 28 февраля по 9 июня 2022 года и еще не проданной, не осуществляется в связи с решением Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 9 июня 2022 года, согласно которому с 10 июня 2022 года обязательная продажа валютной выручки экспортерами осуществляется в размере 0%.
Разъяснение Банка России по данному вопросу содержится в Официальном разъяснении Банка России от 27.06.2022 №
Должны ли кредитные организации осуществлять контроль проводимых клиентами операций и, в случае выявления перечисления клиентом денежных средств в иностранной валюте на его счет, открытый в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках и иных организациях финансового рынка, отказать в исполнении поручения клиента?
Кредитные организации, являющиеся агентами валютного контроля, обязаны осуществлять контроль за проводимыми клиентами валютными операциями на предмет законности их совершения и отказывать в проведении незаконных валютных операций.
Возможна ли покупка резидентами товаров за рубежом, оплата услуг, в том числе, связанных с коммунальными платежами за недвижимость, находящуюся за рубежом, оплата обучения, медицинских услуг?
В настоящее время осуществление резидентами (физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, «самозанятые» лица) платежей в пользу нерезидентов- юридических лиц как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте на указанные цели не запрещено.
Введен ли запрет на операции по получению резидентом иностранной валюты в виде возврата займа нерезидентом либо уплату нерезидентом процентов (штрафов), иных платежей, предусмотренных договором займа?
Валютные операции по получению резидентами иностранной валюты при исполнении нерезидентами своих обязательств по договорам займа, ранее предоставленных резидентами нерезидентам, не ограничены (включая операции возврата нерезидентами займа, оплаты нерезидентами сумм процентов и (или) штрафных санкций по такому займу).
1 Не являющимся кредитными организациями.
2 Постановление № 351 позволяло эмитентам раскрывать отчетность в ограниченных составе и (или) объеме либо отказаться от раскрытия и (или) предоставления указанной информации в случае, если раскрытие и (или) предоставление соответствующей информации приведет (может привести) к введению мер ограничительного характера в отношении эмитента и (или) иных лиц, в том числе к введению новых мер ограничительного характера в отношении лица, о котором эмитентом раскрывается и (или) предоставляется информация.
3 Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность.