Вопросы по контрольным мероприятиям Банка России
Видеозапись, фото- и киносъемка КМ
Описание нарушений в акте о проведении КМ может не отражать суть нарушения в полной мере, например, когда нарушение касается непредоставления полной информации в устной форме, существует ли возможность ознакомления банка с видеозаписью для дальнейшей предметной работы по устранению выявленных нарушений в точках продаж?
Доведение до поднадзорной организации, в отношении которой проведено КМ, видеозаписи КМ Законом №
Уполномоченные представители (служащие) Банка России согласно указанным положениям Закона №
Акт о проведении КМ
Акт о проведении КМ, подписанный УКЭП Банка России, признается равнозначным документу, подписанному уполномоченными представителями (служащими) Банка России (п 1.7 Указания №
В соответствии со ст.
Акт о проведении КМ составляется, как правило, в форме электронного документа и направляется в поднадзорную организацию посредством личного кабинета.
В случае вручения представителю поднадзорной организации копии акта о проведении КМ, его направление по личному кабинету не осуществляется.|
По результатам проведенного КМ в поднадзорную организацию сначала поступает копия акта о проведении КМ, а позже запрос «О прекращении (устранении) последствий КМ». В запросе Банка России «О прекращении (устранении) последствий КМ» содержится вся необходимая информация для проведения действий поднадзорной организацией по прекращению (устранению) последствий КМ, а в копии акта о проведении КМ сведений недостаточно. В связи с этим поднадзорная организация приступает к прекращению (устранению) последствий КМ после получения запроса «О прекращении (устранении) последствий КМ». |
Включение в акт о проведении КМ информации о прекращении последствий КМ не планируется. Состав информации, отражаемой в акте о проведении КМ (п. 2.6 Инструкции №
Банк России по результатам КМ предоставляет поднадзорной организации всю необходимую информацию, чтобы последствия КМ были прекращены надлежащим образом. Так, письма о прекращении (устранении) последствий КМ оперативно направляются поднадзорным организациям, как правило, не позднее 3 рабочих дней после направления акта о проведении КМ.
Как свидетельствует практика, в ряде случаев поднадзорные организации прекращают (устраняют) последствия КМ после объявления уполномоченными представителями (служащими) Банка России представителям поднадзорной организации о факте КМ непосредственно после его проведения.Состав информации, отражаемой в акте о проведении КМ, определен п. 2.6 Инструкции №
Предлагаемая детализация информации (помимо указания фамилии, имени, отчества (при наличии) уполномоченных представителей (служащих) Банка России) представляется избыточной, в том числе учитывая, что поднадзорная организация обладает всей информацией о совершенных действиях в ходе КМ (сведения об открытых счетах, выпущенных банковских картах, оформленных заявках, договорах и т.д.).
При этом в акте о проведении КМ суть выявленных нарушений отражается с учетом необходимости обеспечения требуемой для надзорных целей степени детализации, зависящей от тематики КМ и специфики выявленных нарушений.
Отмечаем, что Законом №Взаимодействие с представителем поднадзорной организации, в отношении которой проводится КМ
Согласно ст.
В связи с этим иная поднадзорная организация, в отношении которой отсутствуют указанные законодательные основания для проведения КМ, не может являться объектом КМ.
Действия по совершению сделки либо созданию условий для совершения сделки, осуществленные уполномоченными представителями (служащими) Банка России в ходе КМ, отражаются в акте о проведении КМ с указанием лица, с которым взаимодействовали уполномоченные представители (служащие) Банка России (например, агента поднадзорной организации, в отношении которой проводится КМ) (абз. 6 и 7 п. 2.6 Инструкции №
Доведение Банком России акта о проведении КМ до иных лиц не предусмотрено. Полагаем, что его передача поднадзорной организацией третьим лицам возможна с согласия Банка России (п. 7 ст. 2 Закона №
Порядок устранения последствий КМ
|
В соответствии с положениями ст. |
С учетом требований п.
В целях прекращения (устранения) последствий КМ поднадзорная организация может взаимодействовать (в случае отсутствия установленного формата взаимодействия – в произвольной форме) с агентом и иными лицами и предоставлять им информацию, необходимую для полного устранения последствий КМ. При этом отмечаем, что передача акта о проведении КМ поднадзорной организацией третьим лицам возможна с согласия Банка России (п. 7 ст. 2 Закона №
Поднадзорная организация должна обеспечить прекращение обработки и уничтожение другими лицами, действующими по ее поручению, персональных данных, полученных в ходе КМ, а также получить от этих лиц подтверждение уничтожения указанных персональных данных.
Основанием для действий поднадзорной организации, в отношении которой было проведено КМ, по прекращению (устранению) последствий КМ является акт о проведении КМ (дополнительно такой поднадзорной организации направляется письмо ГИБР, в котором отражен перечень последствий КМ, подлежащих прекращению (устранению).
Документирование уничтожения персональных данных (в том числе агентом) осуществляется в соответствии с приказом Роскомнадзора № 179.Возврат денежных средств и (или) иного имущества
|
Уполномоченные представители (служащие) Банка России возвращают поднадзорной организации денежные средства (иное имущество), полученные от поднадзорной организации при проведении КМ, как правило, при объявлении о проведении КМ непосредственно после его завершения. В иных случаях Банком России после направления поднадзорной организации акта о проведении КМ в рамках прекращения (устранения) последствий КМ у поднадзорной организации запрашивается информация: – о счете, на который Банку России следует вернуть денежные средства поднадзорной организации; |
Соответственно, именно на основании акта о проведении КМ можно заключить, что все совершенные уполномоченными представителями (служащими) Банка России действия в ходе КМ были осуществлены именно в рамках КМ, что, как представляется, позволяет рассматривать данный акт в качестве основания для устранения (прекращения) последствий КМ.
Действия по возврату денежных средств Банка России, полученных поднадзорной организацией от уполномоченного представителя (служащего) Банка России в ходе проведения КМ, должны быть осуществлены не позднее 30 дней, следующих за днем получения копии акта о проведении КМ (п. 2.12 Инструкции №
Возврат денежных средств в рамках прекращения (устранения) последствий КМ и отражение операции в учете осуществляется:
– по реквизитам счетов, указанных в письмах Банка России о прекращении (устранении) последствий КМ, направляемых в поднадзорную организацию;
– в соответствии с установленным порядком совершения банковских операций и сделок с учетом рекомендаций по отражению в бухгалтерском учете устранения (прекращения) последствий КМ (доведены до поднадзорных организаций Информационным письмом Банка России № ИН-03-17/72).При этом после отражения в бухгалтерском учете корректирующих записей по сторнированию валютно-обменной операции и признанного по такой операции финансового результата, возникшая в связи с этим курсовая разница подлежит признанию в общеустановленном порядке на балансовом счете № 70603 «Положительная переоценка средств в иностранной валюте» или № 70608 «Отрицательная переоценка средств в иностранной валюте».
Прекращение обработки и уничтожение персональных данных
КМ проведено по адресу кредитной организации, не являющейся объектом КМ. Должна ли данная кредитная организация:
- инициировать прекращение обработки и уничтожение персональных данных (ПДн), полученных в ходе КМ, при отсутствии соответствующего запроса от Банка России?
- уничтожить ПДн на основании уведомления другой поднадзорной организации – объекта КМ (в отношении которой проведено КМ) и направить ей подтверждение уничтожения ПДн?
В соответствии с положениями ст.
С учетом требований п.
В целях прекращения (устранения) последствий КМ поднадзорная организация может взаимодействовать (в случае отсутствия установленного формата взаимодействия – в произвольной форме) с агентом и иными лицами и предоставлять им информацию, необходимую для полного устранения последствий КМ. При этом отмечаем, что передача акта о проведении КМ поднадзорной организацией третьим лицам возможна с согласия Банка России (п. 7 ст. 2 Закона №
Поднадзорная организация должна обеспечить прекращение обработки и уничтожение другими лицами, действующими по ее поручению, персональных данных, полученных в ходе КМ, а также получить от этих лиц подтверждение уничтожения указанных персональных данных.
Основанием для действий поднадзорной организации, в отношении которой было проведено КМ, по прекращению (устранению) последствий КМ является акт о проведении КМ (дополнительно такой поднадзорной организации направляется письмо ГИБР, в котором отражен перечень последствий КМ, подлежащих прекращению (устранению).
Документирование уничтожения персональных данных (в том числе агентом) осуществляется в соответствии с приказом Роскомнадзора № 179.