Применение Указов Президента Российской Федерации, устанавливающих меры воздействия (противодействия), направленные на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации
Подпадают ли под определение «иностранный кредитор» из п. 1 Указа № 95 лица, находящиеся под контролем иностранных лиц, в случае если местом их регистрации является Российская Федерация?
Имеются ли в рамках введенного регулирования в связи с недружественными действиями отдельных иностранных государств ограничения на работу с нерезидентами из дружественных государств, на исполнение резидентами обязательств перед такими лицами, а также ограничения на переводы им денежных средств в иностранной валюте?
Указами Президента Российской Федерации, а также актами Банка России установлены некоторые ограничения в отношении сделок (операций), совершаемых с нерезидентами из дружественных1 государств.
Указом Президента Российской Федерации от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» и Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» (далее — Указ № 81) установлен особый порядок предоставления займов в иностранной валюте всем нерезидентам.
Также установлены ограничения по сумме переводов иностранной валюты со счетов физических лиц (как резидентов, так и нерезидентов из дружественных государств), открытых в кредитных организациях, источником которых не является заработная плата и (или) плата за выполнение работ (оказание услуг) на территории Российской Федерации, на счета, открытые в иностранных финансовых организациях, расположенных за рубежом. Разрешенная сумма указанных переводов иностранной валюты в настоящий момент ограничена размером в 1 млн долларов США (или эквивалента в иной иностранной валюте) в течение календарного месяца.
Кроме того, подпунктом «в» пункта 1 Указа № 81 для сделок (операций), предметом которых являются ценные бумаги и недвижимое имущество, приобретенные нерезидентами из дружественных государств после 22.02.2022 у лиц иностранных государств, совершающих недружественные действия, устанавливается порядок их совершения (исполнения), аналогичный таковому для сделок (операций), совершаемых с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия.
Сходные положения установлены пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее — Указ № 95) в отношении исполнения должниками-резидентами обязательств, названных в пункте 1 Указа № 95, перед нерезидентами из дружественных государств в случае, если право требования по таким обязательствам было им уступлено после 01.03.2022 иностранными кредиторами, названными в пункте 1 Указа № 95 (или после иной даты, определенной Советом директоров Банка России). Такое исполнение должно осуществляться с соблюдением порядка, предусмотренного Указом № 95.
Также обращаем внимание, что нерезидент из дружественного государства может находиться под контролем иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, совершающими недружественные действия, что приведет к распространению на совершаемые с таким лицом операции (сделки) специального регулирования, предусмотренного для иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, совершающими недружественные действия.
Одновременно отмечаем, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 официального разъяснения Банка России от 29.04.2022 №
1 Под дружественным государством понимается государство, не включенное в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц недружественные действия, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 №
Какие именно иностранные лица, не являющиеся лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, подразумеваются в сделках (операциях), указанных в пп. «в» п. 1 Указа № 81: только юридические лица — нерезиденты, не связанные с недружественными иностранными государствами или также юридические лица (как резиденты, так и нерезиденты), находящиеся под контролем указанных лиц?
Согласно подпункту «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» (далее — Указ № 81) соответствующие сделки могут быть проведены в порядке, предусмотренном Указом № 81, резидентами с нерезидентами из дружественных государств1.
1 Под дружественным государством понимается государство, не включенное в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц недружественные действия, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 №
Возможно ли предоставление займов в иностранной валюте (Указ № 79) и предоставление кредитов и займов (в рублях) (Указ № 81), если лицо, получающее такой кредит (заем), — дочерняя кредитная организация в стране ЕАЭС, 100% капитала которой принадлежит материнской кредитной организации из Российской Федерации (которая находится под контролем иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия)?
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» и подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» предоставление займов в иностранной валюте любым нерезидентам, а также кредитов (в иностранной валюте и рублях) и займов (в рублях) нерезидентам из недружественных государств возможно только на основании разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее — Правительственная комиссия).
В отношении предоставления кредитов и рублевых займов отмечаем, что получение разрешения Правительственной комиссии не потребуется, когда имеются основания для применения исключений, предусмотренных пунктом 12 Указа № 95, пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 18.03.2022 № 126 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования» или пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 04.05.2022 № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами».
Учитывая, что учрежденная в стране ЕАЭС (кроме Российской Федерации) дочерняя кредитная организация (т.е. нерезидент) находится под конечным контролем иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, приведенные выше исключения полагаем к ней неприменимыми.Распространяется ли действие Указов № 79, № 81, № 95, № 126 на нерезидентов из недружественных государств, которые завершили процедуру редомициляции и приобрели статус международной компании в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»?
Правомерно ли применить действие п. 12 Указа № 95 к иностранным лицам, указанным в п. 1 Указа № 95, так как они относятся к той же категории иностранных лиц, что поименованы в пп. «а» п. 1 Указа № 81?
Какие документы следует использовать для целей пп. «б» п. 12 Указа № 95 и какой срок их действия? Выписка из ЕГРЮЛ не содержит сведения о контролирующих лицах. Может ли быть использована годовая отчетность?
В отношении раскрытия контролирующими российскими лицами информации о контроле предлагаем исходить из факта наличия у налогового органа информации о контроле, которая была представлена контролирующим лицом в порядке, предусмотренном статьей 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации.
Дополнительно обращаем внимание на письмо ФНС России от 10.03.2022 № КВ-4-13/2811@, в рамках которого ФНС России разъяснила, какие документы считаются подтверждением раскрытия налоговым органам информации о контролируемых иностранных лицах.В отношении операций по предоставлению кредитов и займов (в рублях) резидентам, которые находятся под контролем недружественных иностранных лиц, применяются только положения п. 7 Указа № 126 (при этом правила, установленные письмом Минфина России от 11.03.2022 № 05-06-10/ВИ-10925 (выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии от 09.03.2022 № 5), о возможности кредитования при условии направления вновь поступающих кредитных ресурсов на осуществление производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации не применяются)?
В соответствии с пп. «ж» п. 1 Указа № 81 с 02.03.2022 установлен запрет на вывоз из Российской Федерации наличной иностранной валюты и/или денежных инструментов в иностранной валюте в сумме, превышающей эквивалент 10 тыс. долларов США.
Означает ли это, что банк — резидент Российской Федерации, при наличии соответствующих соглашений между ним и банком — резидентом Республики Беларусь, а также при возможности осуществления расчетов в безналичной форме, не может проводить банкнотные операции по покупке и/или продаже наличных денежных средств с банками— резидентами Республики Беларусь?
В каких случаях применяется пп. «а» п. 1 Указа № 81:
- если лицо иностранного государства, совершающего недружественные действия, при совершении сделки (операции) является продавцом;
- если лицо иностранного государства, совершающего недружественные действия, при совершении сделки (операции) является покупателем;
- в обоих случаях?
Регулирование, установленное подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации», распространяется на любые сделки (с учетом особенностей, установленных пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 04.05.2022 № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее — Указ № 254), независимо от того, какой именно стороной выступают лица иностранных государств, совершающих недружественные действия.
Дополнительно предлагаем принимать во внимание положения пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами», положения пункта 4 Указа № 254.Может ли резидент осуществлять покупку недвижимости у нерезидента государства, не входящего в перечень недружественных государств?
В случае если сделка (операция), влекущая за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, совершается резидентом с лицом, не относящимся к «лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия»1, такая сделка осуществляется без получения разрешения, за исключением случаев, когда предметом сделки (операции) является недвижимое имущество, приобретенное после 22.02.2022 указанным лицом у лиц иностранных государств, совершающих недружественные действия (подпункт «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации»).
При этом если продавцом недвижимого имущества является физическое лицо (лицо иностранного государства, не совершающего недружественные действия), а покупателем — физическое лицо (резидент), то в отношении переводов физического лица (резидента) в иностранной валюте за рубеж в пользу нерезидента — физического лица (продавца) на данный момент установлены ограничения по суммам таких переводов в течение календарного месяца:
- 1 000 000 долларов США — со счета, открытого в кредитной организации, на счет физического лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
- 10 000 долларов США — без открытия счета.
1 Термин используется в значении подпункта «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации».
О каких случаях идет речь в пп. «а» и «б» п. 6 Указа № 95 — о случаях уступки прав требования указанным кредиторам в порядке, предусмотренном п. 8 Указа № 95?
Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее — Указ № 95) регулирует отношения, связанные (с учетом определенных Указом № 95, а также положениями Указа Президента Российской Федерации от 18.03.2022 № 126 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования» условий) с нерезидентами из недружественных государств1, с нерезидентами из дружественных государств, с резидентами.
По общему правилу, предусмотренному Указом № 95, в случае если сумма совокупных обязательств должника в календарный месяц превышает 10 млн рублей либо эквивалент в иностранной валюте, расчеты по обязательствам резидентов — должников по кредитам и займам, финансовым инструментам перед недружественными иностранными кредиторами осуществляются в рублях с использованием счетов типа «С» либо иным способом при наличии разрешений, названных в пункте 11 Указа № 95.
Пункт 8 Указа № 95 распространяет вышеуказанный порядок также на исполнение соответствующих обязательств перед дружественными иностранными кредиторами, в случае если права требованиям по таким обязательствам были им уступлены недружественными иностранными кредиторами после 1 марта 2022 года.
В свою очередь, положения пункта 6 Указа № 95 определяют в качестве способа надлежащего исполнения должниками обязательств по кредитам и займам, финансовым инструментам перед дружественными иностранными кредиторами — исполнение обязательств в рублях (без использования счета типа «С»).
Таким образом, подпункты «а» и «б» пункта 6 имеют самостоятельное регулирование по отношению к пункту 8 Указа № 95.
1 Под дружественным государством понимается государство, не включенное в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц недружественные действия, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 №
Учитывая п. 3 официального разъяснения Банка России от 18.03.2022 № 2-ОР, правильно ли мы понимаем, что реструктуризация займов, предусмотренных Указом № 81, т.е. предоставленных в рублях российскому резиденту, находящемуся под контролем иностранного лица, не запрещена?
Переводы в рублях от физического лица — резидента на свои счета, открытые за рубежом, разрешены и осуществляются без ограничений?
Переводы физических лиц — резидентов в рублях на свои счета, открытые за рубежом, осуществляются без ограничений.
Обращаем внимание на подпункт 1.1 пункта 1 официального разъяснения Банка России от 16.04.2022 №
Нужно ли предоставлять в банк уведомление об открытии счета за рубежом при переводе в рублях?
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 №
В отношении физических лиц — резидентов отмечаем, что Федеральным законом от 28.12.2017 №
В соответствии с Указом № 79 публичным акционерным обществам до 31.12.2022 разрешено выкупать размещенные ими акции при условиях, определенных п. 6 Указа № 79.
Подлежит ли выполнение данных условий контролю со стороны кредитных организаций / депозитариев в целях проведения соответствующих платежей?
Обращаем внимание, что положения пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» должны применяться с учетом положений статьи 21 Федерального закона от 08.03.2022 №
Обязанность по соблюдению условий, установленных пунктом 1 статьи 21 Федерального закона №
При проведении транзитных операций, где из поля «назначение платежа» видно, что осуществляется операция по предоставлению займа резидентом в рублях или иностранной валюте, обязана ли кредитная организация запрашивать разрешительные документы (полученное разрешение Правительственной комиссии) у банка отправителя? На ком лежит ответственность за несоблюдение Указов Президента Российской Федерации по специальным экономическим мерам в данном случае? На каком основании можно остановить (вернуть) платеж банку-отправителю в случае неполучения разрешительных документов?
Уполномоченные банки как агенты валютного контроля обязаны осуществлять контроль за проводимыми клиентами валютными операциями на предмет законности их совершения и отказывать в проведении незаконной валютной операции.
В случае когда сделка (операция), подпадающая под действие Указов Президента Российской Федерации, устанавливающих особый порядок ее совершения (исполнения), совершается (исполняется) резидентом через кредитную организацию, клиентом которой он является, такой кредитной организации следует осуществлять контроль за наличием у такого резидента соответствующего разрешения.
При отсутствии у клиента разрешения на проводимую им через кредитную организацию операцию, подпадающую под действие Указов Президента Российской Федерации, кредитная организация не вправе провести такую операцию.
В случае если разрешение на совершение (исполнение) сделки (операции) было получено, представляется, что кредитная организация должна располагать копией такого разрешения (или информацией о публикации такого разрешения).Подпадают ли операции по исполнению обязательств по аккредитиву в пользу иностранного кредитора под регулирование Указа № 95?
В соответствии с пунктом 1 статьи 862 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) аккредитив является формой безналичных расчетов.
Таким образом, расчеты с использованием аккредитива по сделкам, упомянутым в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее — Указ № 95), осуществляются также с соблюдением порядка, предусмотренного Указом № 95.
Порядок исполнения обязательств перед иностранными кредиторами, установленный Указом № 95, распространяется на обязательства в размере, превышающем 10 млн руб. в календарный месяц.
Используется ли счет типа «С» для случаев, когда размер обязательств менее 10 млн руб.?
Могут ли обязательства перед иностранными кредиторами в размере до 10 млн руб. за календарный месяц быть исполнены в иностранной валюте (валюте обязательства)?
При определении размера обязательства, указанного в п. 2 Указа № 95, в расчет принимаются все обязательства перед иностранным кредитором за месяц в совокупности или в расчет принимается каждое отдельное обязательство (размер обязательства считается исходя из одного договора, а не из совокупности)?Ответ на поставленные вопросы содержится в подпункте 1.1 пункта 1 официального разъяснения Банка России от 20.05.2022 №
Счета типа «С» для исполнения обязательств, на которые распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее — Указ № 95), не используются в случае, если совокупный размер всех обязательств должника перед всеми иностранными кредиторами, упомянутыми в пункте 1 Указа № 95, в календарный месяц не превышает 10 млн рублей либо эквивалент в иностранной валюте.
В целях определения эквивалента суммы 10 млн рублей в иностранной валюте в марте 2022 года на какую дату следует использовать официальный курс Банка России — на 01.03.2022 или 05.03.2022 (на дату вступления в силу Указа № 95)?
В каких случаях кредитным организациям следует обращаться за выдачей разрешения, предусмотренного Указами Президента Российской Федерации, в Банк России, а в каких — в Минфин России?
В соответствии с подпунктом «а» пункта 11 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее — Указ № 95) Банк России выдает разрешения на исполнение обязательств без соблюдения порядка, предусмотренного Указом № 95, в отношении кредитных организаций и некредитных финансовых организаций.
Кроме того, согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 18.03.2022 № 126 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования» Банк России выдает разрешения на осуществление резидентами (в том числе кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями) операций, предусмотренных указанным пунктом.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 04.05.2022 № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее — Указ № 254) Банк России выдает разрешения на исполнение обязательств по выплате прибыли отдельных резидентов иностранным кредиторам без соблюдения порядка, предусмотренного Указом № 254, в отношении резидентов, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями.
Также в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 и пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2022 № 529 «О временном порядке исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада), выраженных в иностранной валюте, и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями» Банком России выдаются приведенные в указанных пунктах разрешения в отношении резидентов, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями.
В остальных случаях, предусмотренных в настоящий момент Указами Президента Российской Федерации (кроме случаев, когда установлено, что разрешение выдает Банк России), разрешение по заявлению кредитных организаций выдает Правительственная комиссия. Порядок выдачи Правительственной комиссией разрешений, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 295 «Об утверждении Правил выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации, и внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации».
Установлены ли ограничения на проведение российскими компаниями операций по выплате дивидендов в рублях Российской Федерации, начисленных по результатам своей работы, нерезидентам — физическим лицам, юридическим лицам, которые являются учредителями вышеуказанных российских компаний, на счета, открытые в банках — резидентах стран, входящих в перечень иностранных государств, совершающих в отношении Российской Федерации недружественные действия.
В соответствии с подпунктами 10 и 22 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 22.04.1996 №
Согласно пункту 1 статьи 42 Федерального закона от 26.12.1995 №
Учитывая изложенное, выплата акционерным обществом дивидендов иностранному лицу является обязательством по финансовым инструментам и должна осуществляться в порядке, определенном Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее — Указ № 95).
В случае принятия решения о распределении прибыли резидента — юридического лица, являющегося обществом с ограниченной ответственностью, хозяйственным товариществом или производственным кооперативом, ее выплата иностранным кредиторам согласно требованиям пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 04.05.2022 № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее — Указ № 254), осществляется в соответствии с пунктами 2 — 9 Указа № 95. Дополнительно предлагаем принимать во внимание положения пункта 4 Указа № 254.
Требуется ли разрешение Правительственной комиссии / Банка России на совершение сделки купли-продажи долей в уставном капитале российского ООО, подконтрольного недружественному нерезиденту (51% долей российского ООО принадлежит недружественному нерезиденту)?
Требуется ли разрешение Правительственной комиссии / Банка России на предоставление приобретенных долей (приобретены резидентом Российской Федерации у недружественного нерезидента после 02.03.2022) в залог резиденту Российской Федерации?В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.09.2022 № 618 «Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций)» в особом порядке (на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации) осуществляются (исполняются) между лицами, поименованными в пункте 1 данного Указа, сделки (операции), влекущие за собой прямо и (или) косвенно установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и (или) распоряжения долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью (за исключением кредитных организаций и некредитных финансовых организаций) либо иных прав, позволяющих определять условия управления такими обществами и (или) условия осуществления ими предпринимательской деятельности.
Одновременно предлагаем принимать во внимание, что Указом Президента Российской Федерации от 05.08.2022 № 520 «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» установлен запрет на совершение ряда сделок (операций) с ценными бумагами российских юридических лиц, долями (вкладами), составляющими уставные (складочные) капиталы российских юридических лиц, долями участия, правами и обязанностями, принадлежащими участникам соглашений о разделе продукции, договоров о совместной деятельности или иных договоров, на основании которых реализуются инвестиционные проекты на территории Российской Федерации, при условии, что данные ценные бумаги, доли (вклады), права и обязанности принадлежат иностранным лицам, связанным с недружественными иностранными государствами1, и лицам, которые находятся под контролем указанных лиц. Сделки (операции), на совершение которых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.08.2022 № 520 «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» установлен запрет, могут быть совершены на основании специального решения Президента Российской Федерации.
1 Под дружественным государством понимается государство, не включенное в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц недружественные действия, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 №
Необходимо получать какие-либо разрешения для исполнения обязательств, заключения сделок с нерезидентом из недружественного государства в случае, если такой нерезидент находится под контролем юридического лица, личным законом которого является право дружественного иностранного государства (при условии, что такой контроль установлен до 01.03.2022)?
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 04.05.2022 № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами» в целях применения подпункта «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» и Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, совершающими недружественные действия, не признаются в том числе лица, находящиеся под контролем юридических или физических лиц, личным законом которых является право иностранного государства, не относящегося к иностранным государствам, совершающим недружественные действия, при условии, что такой контроль установлен до 01.03.2022.
Таким образом, на соответствующие сделки (операции), совершаемые с такими лицами, положения Указов Президента Российской Федерации о необходимости соблюдения особого порядка их совершения (исполнения) не распространяются.
При этом обращаем внимание, что сделки по предоставлению любому нерезиденту займов в иностранной валюте совершаются только с разрешения Правительственной комиссии.Требуется ли резиденту Российской Федерации получать разрешение Правительственной комиссии на совершение операции купли-продажи, дарения, передачи в траст акций иностранных организаций, совершенных с участием иностранных лиц из недружественных государств, если в результате данных операций происходит переход права собственности на акции иностранных организаций в пользу резидентов недружественных государств?
Сделки (операции), перечисленные в данном вопросе, осуществляются в особом порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» (далее — Указ № 81). Таким образом, по общему правилу требуется получить разрешение Правительственной комиссии на совершение указанных операций, а в случае, если соответствующая сделка (операция) будет осуществляться на организованных торгах — разрешение Банка России, предусмотренное подпунктом «г» пункта 1 Указа № 81.
При этом обращаем внимание, что по отдельным сделкам (операциям), влекущим возникновение права собственности на ценные бумаги, уже имеются разрешения Правительственной комиссии, с содержанием которых можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России.
Требуется ли получение разрешения Правительственной комиссии на осуществление платежа в иностранной валюте в целях оплаты по договору возмездного оказания услуг заказчиком, являющимся резидентом Российской Федерации, в пользу исполнителя, являющегося лицом иностранного государства, совершающего недружественные действия по отношению к российским лицам?
Действующие в настоящее время в Российской Федерации специальные экономические меры в связи с недружественными действиями иностранных государств не устанавливают запрета на исполнение резидентами своих обязательств в рамках внешнеторговых договоров перед нерезидентами, не относящимися к категории отдельных лиц, к которым применяются ответные специальные экономические меры в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.05.2022 № 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» (далее — нерезиденты, не являющиеся подсанкционными лицами).
При этом исполнение обязательств по отдельным внешнеторговым договорам (по договорам, предусматривающим приобретение, аренду, лизинг воздушных судов, вспомогательных силовых установок, авиационных двигателей, а также по договорам, предусматривающим выплату вознаграждения в связи с использованием должником результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств индивидуализации, исключительные права на которые принадлежат отдельным правообладателям) перед нерезидентами, не являющимися подсанкционными лицами, подчиняется особому порядку. Исполнение обязательств резидента — должника перед иностранным кредитором по уплате арендных, лизинговых и иных платежей в рамках таких договоров, согласно Указу Президента Российской Федерации от 01.04.2022 № 179 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере транспорта перед некоторыми иностранными кредиторами», осуществляется в соответствии с пунктами 2 — 9 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами», а исполнение обязательств по выплате вознаграждения поименованным в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 27.05.2022 № 322 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми правообладателями» (далее — Указ № 322) правообладателям осуществляется в соответствии с Указом № 322 на специальный счет типа «О».
На исполнение обязательств в указанном порядке не требуется получать разрешение.
Вправе ли резиденты Российской Федерации, независимо от места их фактического нахождения, выбирать в отношении заключаемых ими с иностранными лицами сделок купли-продажи, дарения, передачи в траст ценных бумаг иностранное право зарубежных юрисдикций, в которых выпущены ценные бумаги, зарегистрированные в недружественных государствах, и распространяется ли на эти отношения порядок выдачи разрешений Правительственной комиссией?
Установленный Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» (далее — Указ № 81) особый порядок осуществления (исполнения) сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги, осуществляемых (исполняемых) резидентами с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, распространяется на упомянутые сделки (операции) вне зависимости от выбора сторонами применимого права.
При этом отмечаем, что в случае, если такие сделки (операции) соответствуют условиям, указанным в подпункте 1.11 пункта 1 официального разъяснения Банка России от 18.03.2022 №
Как соотносятся между собой определение бенефициарного владельца, предусмотренное статьей 3 Федерального закона от 07.08.2001 №
Понятие «контролирующее лицо», содержащееся в статье 5 Федерального закона от 29.04.2008 №
При этом контролирующим лицом может быть как юридическое, так и физическое лицо.
В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 №Обязан ли банк контролировать абсолютно все признаки, указанные в статье 5 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», или может ограничиться, например, только положениями пп. 1 ст. 5 Федерального закона № 57-ФЗ?
В официальном разъяснении Банка России от 18.03.2022 №
Дополнительно отмечаем, что, как указано в подпункте 1.1 пункта 1 официального разъяснения Банка России от 18.03.2022 №
Какие штрафные санкции применимы к кредитным организациям (некредитным финансовым организациям) за несоблюдение Указов № 79, № 81, № 95, № 126?
Подпадает ли под понятие «предоставление резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа» (пп. «а» п. 3 Указа № 79) случай возврата долга, в том числе уплата процентов по нему?
Применяется ли п. 9 Указа № 79 в условиях наличия сходного регулирования, предусмотренного пунктом 4 статьи 21 Федерального закона №
Пункт 9 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» продолжает действовать до его отмены.
При этом в части, пересекающейся с пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от 08.03.2022 №В связи с наличием противоречий между нормами п. 9 Указа № 79, Федерального закона № 46-ФЗ и нормами Федерального закона № 115-ФЗ просим разъяснить, планируется ли внесение соответствующих изменений в Федеральный закон № 115-ФЗ?
Пункт 4 статьи 21 Федерального закона от 08.03.2022 №
Подпадают ли под категорию «лица, преимущественно ведущие деятельность на территории недружественного государства» резиденты Российской Федерации (в понимании Федерального закона № 173-ФЗ), которые заявили о своем статусе налогового нерезидента Российской Федерации и предоставили в банк соответствующие документы?
Понятие «лица иностранных государств, совершающих недружественные действия» используется в качестве сокращенного определения лиц, указанных в абзаце первом подпункта «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации», и включает две категории лиц:
1) иностранные лица, связанные с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства),
и
2) лица, которые находятся под контролем вышеуказанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.
Таким образом, российское юридическое лицо независимо от места преимущественного ведения им хозяйственной деятельности или места преимущественного извлечения им прибыли от деятельности не будет относится к первой категории лиц иностранных государств, совершающих недружественные действия.Относятся ли резиденты Российской Федерации (дочерние компании иностранных лиц) к категории лиц, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности? Если да, то каковы критерии определения факта подконтрольности таких лиц иностранным лицам?
Ограничения, предусмотренные подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» (далее — Указ № 81), распространяются на сделки (операции), совершаемые в том числе с резидентами, являющимися дочерними компаниями иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, совершающими недружественные действия (с учетом исключений, предусмотренных пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее — Указ № 95), за исключением сделок (операций) по предоставлению кредитов и займов (в рублях) лицам, упомянутым в пункте 7 Указа Президента Российской Федерации от 18.03.2022 № 126 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования».
В целях применения пункта 1 Указа № 81, а также пункта 12 Указа № 95 лицо считается находящимся под контролем при наличии оного из признаков, указанных в статье 5 Федерального закона от 29.04.2008 №
Планируется ли издание нормативного акта Банка России или методических рекомендаций, устанавливающих порядок взаимодействия кредитных организаций при обмене идентификационными сведениями?
Может ли для передачи идентификационной информации использоваться механизм информационного взаимодействия, аналогичный установленному приложением 15 к Положению Банка России от 24.09.2020 № 732-П «О платежной системе Банка России» путем направления уведомления в виде запроса, предусмотренного Альбомом электронных сообщений, например с кодом запроса <99>?
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций», а также пунктом 5 статьи 21 Федерального закона от 08.03.2022 №
Может ли кредитная организация применить норму п. 2.2 ст. 7 Федерального закона №
Описанная ситуация не представляется возможной, так как из пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций», а также из пункта 4 статьи 21 Федерального закона от 08.03.2022 №
Распространяется ли Указ № 95 на операции по удовлетворению банком требований бенефициара-нерезидента по гарантии / поручительству? Необходимо ли при удовлетворении требований бенефициара-нерезидента использовать счет типа «С» на условиях, определенных данным указом?
В соответствии с подпунктом «а» пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 04.05.2022 № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами» порядок исполнения обязательств, предусмотренный Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее — Указ № 95), расространяется на обязательства, возникающие из независимых гарантий (контргарантий) или поручительств, если бенефициарами по таким гарантиям (контргарантиям) или кредиторами по основным обязательствам, обеспеченным поручительствами, выступают иностранные кредиторы, названные в пункте 1 Указа № 95, а основными обязательствами, обеспечением исполнения которых выступают данные независимые гарантии (контргарантии) или поручительства, являются обязательства, вытекающие из кредитов, займов или финансовых инструментов, на которые распространяется указанный порядок.
Счета типа «С»
Открываются ли счета типа «С» для учета денежных средств нерезидентов в иностранной валюте?
В пункте 5 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» непосредственно предусмотрено, что счет типа «С» ведется в рублях.
В соответствии с п.1.6 официального разъяснения Банка России от 18.03.2022 № 2-ОР кредитная организация запрашивает документы, подтверждающие право распоряжения счетом типа «С», в случае обращения иностранного кредитора в кредитную организацию с целью использования денежных средств, размещенных на счете типа «С»?
Пункт 1.6 официального разъяснения Банка России от 18.03.2022 №
Кроме того, в подпункте 1.6 пункта 1 официального разъяснения Банка России от 18.03.2022 №
При этом согласно пункту 1.17 приложения 1 к Положению Банка России от 15.10.2015 №
Можно ли использовать счет типа «С», открытый нерезиденту по заявлению одного резидента, для исполнения обязательств другими резидентами перед этим же нерезидентом?
Может ли резидент перечислять денежные средства нерезиденту на счет типа «С», открытый в банке, отличном от банка резидента?
Возможно ли перечисление рублей со счета типа «С», открытого в пользу юридического лица-нерезидента из недружественного государства в одной кредитной организации, на счет типа «С» этого же юридического лица, открытый в другой кредитной организации?
Необходимо ли получение разрешения только в том случае, если исполнение обязательств предполагается осуществить без счетов типа «С», или также для случая, когда исполнение обязательств осуществляется с использованием счетов типа «С»?
Разрешение в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее — Указ № 95) требуется только в том случае, когда исполнение обязательств производится в порядке, отличном от установленного Указом № 95 временного порядка, предполагающего использование счета типа «С».
Исполнение обязательств перед иностранным лицом, соответствующим требованиям пункта 12 Указа № 95, осуществляется с использованием или без использования счетов типа «С»?
В случае если обязательство, предусмотренное Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее — Указ № 95), исполняется перед лицом, одновременно отвечающим требованиям, установленным пунктом 12 Указа № 95, требования Указа № 95 об использовании счетов типа «С» не применяются, поскольку в соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 18.03.2022 № 126 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования» такое исполнение производится лицу, не признающемуся лицом иностранного государства, совершающего в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия.
При заключении договора специального банковского счета типа «С» кто является стороной договора: резидент или гражданин / организация недружественного государства?
Как было указано в письме Банка России от 06.04.2022 № 019-12-4/2759, адресованном кредитным организациям, договор банковского счета заключается с иностранным кредитором при его обращении в банк с целью использования денежных средств, размещенных на специальном банковском счете типа «С», открытом на его имя.
Согласно письму Банка России от 06.04.2022 № 019-12-4/2759 обязанность по сообщению в ФНС России об открытии иностранному кредитору банковского счета типа «С» возникает у банка после заключения с иностранным кредитором договора банковского счета при его обращении в банк с целью использования соответствующих денежных средств.
Вопросы:
1) Кому принадлежат денежные средства, находящиеся на счете типа «С», открытом на имя иностранного кредитора, с момента их зачисления на счет типа «С» и до момента заключения с иностранным кредитором договора банковского счета?
2) Может ли у должника возникнуть право распоряжения этими денежными средствами до момента заключения договора банковского счета с иностранным кредитом, т.е. может ли должник по какой-либо причине забрать эти деньги и закрыть счет?
3) Возникает ли у банка необходимость в момент открытия счета типа «С» заключать договор банковского счета с должником, действие которого будет прекращено при обращении в банк иностранного кредитора?
4) Если с момента зачисления денежных средств на счет типа «С» они перестают принадлежать должнику, вправе ли банк в одностороннем порядке закрывать такие счета, если иностранный кредитор не обратился в банк для распоряжения счетом, открытым на его имя?
5) Может ли банком быть предусмотрен срок, в течение которого иностранному кредитору необходимо заключить с банком договор банковского счета типа «С»?- Денежные средства принадлежат иностранному кредитору.
- Должник не имеет права требовать возврата денежных средств с банковского счета типа «С», за исключением возврата денежных средств, ошибочно зачисленных им на банковский счет типа «С».
- Договор банковского счета с должником заключать не требуется.
- Банк не вправе в одностороннем порядке закрыть банковский счет типа «С» по причине отсутствия обращения иностранного кредитора.
- Банк не вправе устанавливать срок, в течение которого иностранному кредитору необходимо заключить с банком договор банковского счета типа «С».
Должен ли банк контролировать — и если да, то каким образом — наличие оснований для проведения расчетов без использования счета типа «С» при зачислении на счет нерезидента сумм, превышающих порог в 10 млн руб., установленный п. 2 Указа № 95, от резидентов, счета которых открыты в других российских банках?
В соответствии с пунктом 1.2 Положения Банка России от 16.12.2003 №
Может ли один банк открыть одному нерезиденту несколько банковских счетов типа «С» по каждому обязательству (например, для исполнения обязательств по разным продуктам, договорам)? Или достаточно, чтобы исполнение всех обязательств в рамках Указа № 95 осуществлялось на один счет типа «С», открытый на имя иностранного кредитора?
Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» не устанавливает каких-либо требований на этот счет, в связи с чем одному нерезиденту может быть открыто несколько банковских счетов типа «С» по инициативе должников.
Должен ли банк для выплаты депозитов физических и юридических лиц как в рублях, так и в иностранной валюте открывать счета типа «С» в соответствии с Указом № 95, если владелец депозита является резидентом иностранного государства, которое совершает в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия?
Принимая во внимание установленный пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» круг обязательств, исполнение которых должно осуществляться в особом (временном) порядке, отмечаем, что обязательства кредитных организаций по договорам банковского вклада (депозита) под него не подпадают.
Просим уточнить порядок получения разрешения на проведение списания ценных бумаг со счета депо типа «С», открытого иностранному кредитору, в предусмотренных режимом указанного счета случаях.
Решением Совета директоров Банка России от 22.07.2022 о внесении изменений в решение Совета директоров Банка России от 24.06.2022 уточнены основания для списания ценных бумаг со счета депо типа «С». Списание может производиться на основании разрешения, предусмотренного подпунктами «б» и «г» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации», или разрешения, предусмотренного пунктом 11 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами».
Применительно к обязательствам по кредитам, займам и финансовым инструментам (т.е. не по ценным бумагам, учитываемым в депозитарии) должен ли банк самостоятельно открыть и зачислить на банковский счет типа «С» нерезидента денежные средства в отсутствие соответствующего заявления российского должника?
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» открытие счета типа «С» осуществляется на основании заявления должника об открытии на имя иностранного кредитора или иностранной организации, имеющей право в соответствии с ее личным законом осуществлять учет и переход прав на ценные бумаги, в отношении которых осуществляется исполнение обязательств, счета типа «С», предназначенного для проведения расчетов по данным обязательствам.
Вправе ли иностранный кредитор открыть счет типа «С» по собственной инициативе?
Установленный Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» порядок исполнения обязательств предусматривает, что именно должник-резидент направляет в кредитную организацию заявление об открытии на имя иностранного кредитора счета типа «С».
Исполнение обязательств всегда должно сопровождаться открытием нового счета типа «С» или допускается установление режима счета типа «С» для уже открытого счета, если он был открыт до введения нового типа счета?
Если иностранному кредитору был открыт счет типа «С», но к моменту исполнения обязательства произошла редомициляция иностранного кредитора в международную компанию, в соответствии с каким порядком будет происходить исполнение обязательств в рамках Указа № 95? Можно ли изменить режим счета с типа «С» на обычный в таком случае?
Принимая во внимание положения подпункта 1.2 пункта 1 официального разъяснения Банка России от 20.05.2022 №
Требуется ли разработка кредитными организациями отдельного внутреннего нормативного документа, регулирующего порядок открытия и функционирования счетов типа «С»?
Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» не устанавливает такого требования. При этом кредитная организация может при необходимости принять внутренние документы, регламентирующие процедуру работы со счетами типа «С».
При этом отмечаем, что режим счетов типа «С» установлен соответствующим решением Совета директоров Банка России от 24.06.2022 (с изменениями).
Могут ли счета типа «С» открываться в иностранных кредитных организациях?
Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» заявление должника в целях открытия на имя иностранного кредитора (иностранного номинального держателя) счета типа «С» направляется в российскую кредитную организацию.
Аналогичное положение содержится и в решении Совета директоров Банка России от 24.06.2022 (с изменениями) , устанавливающем режим счетов типа «С» (а также содержалось в предыдущих решениях Совета директоров Банка России).
Попадают ли счета типа «С» под понятие счета, установленного статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации? Требуется ли уведомлять налоговые органы об открытии данного типа счетов?
Может ли иностранный кредитор использовать денежные средства, находящиеся на счете типа «С», в случае если его идентификация не будет завершена в установленный срок?
В случае если кредитной организацией не завершена процедура идентификации иностранного кредитора, он не может использовать денежные средства, находящиеся на счете типа «С».
При невозможности завершить идентификацию иностранного кредитора кредитная организация отказывает в совершении операции по счету типа «С» на основании заявления указанного иностранного кредитора.
Для совершения какой банковской операции необходимо получение разрешения:
- для перечисления денежных средств с банковского счета резидента на счет типа «С» гражданина / организации недружественного государства;
- для перечисления денежных средств со счета типа «С» гражданина/организации недружественного государства на иной банковский счет гражданина / организации недружественного государства, открытый в кредитной организации на территории Российской Федерации;
- для перечисления денежных средств со счета типа «С» гражданина / организации недружественного государства на банковский счет гражданина / организации недружественного государства, открытый за пределами территории Российской Федерации?
По пункту 1 отмечаем, что для зачисления денежных средств на банковский счет типа «С» разрешения не требуется, т.к. указанная операция осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами».
По пунктам 2 и 3 сообщаем следующее.
Решением Совета директоров Банка России от 24.06.2022 (с изменениями), опубликованным на официальном сайте Банка России в сети «Интернет», предусмотрен исчерпывающий перечень разрешенных операций по списанию денежных средств с банковского счета типа «С».
Каких-либо операций, требующих получения разрешения, режим банковского счета типа «С» не предусматривает.
С учетом изложенного, перевод клиентом денежных средств с банковского счета типа «С» на иной банковский счет нерезидента (открытый как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами) в настоящее время не осуществляется.