Изменение порядка рассмотрения финансовыми организациями обращений граждан (применение Федерального закона от 4 августа 2023 года № 442-ФЗ)
Федеральным законом №
Таким образом, финансовая организация в указанном случае обязана направить ответ заявителю и его копию в Банк России.
Федеральный закон №
Полагаем, что отзыв обращения может быть осуществлен любым способом, которым заявитель может направить письменное обращение в конкретную финансовую организацию.
Федеральным законом №
Полагаем, что каждая финансовая организация самостоятельно принимает решение о способе хранения поступивших обращений.
Если основой вид деятельности финансовой организации — оказание консультационных услуг (например, для инвестиционного советника), как разграничивать обращения, носящие консультационный характер и обращения, поступающие в рамках Федерального закона №
Имеет ли право финансовая организация, принимающая обращения в том числе посредством формы обратной связи на сайте, предусмотреть в одном из полей указанной формы признаки вида обращений, например, «Жалоба» и «Консультация», которые явно указывают на характер направляемого обращения, и осуществлять только в отношении жалоб порядок, предусмотренный Федеральным законом №
Федеральный закон №
Полагаем, что финансовая организация, исходя из содержания обращения, может самостоятельно определить относится ли обращение заявителя к вопросу предоставления консультации и, в таком случае, рассмотреть такое обращение в соответствии с нормами профильного законодательства.
Федеральный закон №
Согласно Федеральному закону №
В связи с этим полагаем, что, если условиями договора, заключенного между финансовой организацией и заявителем согласовано уведомление заявителя путем изменения статуса обращения в личном кабинете, такое изменение может являться надлежащим исполнением требований Федерального закона №
Финансовые организации обязаны соблюдать требования законодательства РФ, обеспечивающего защиту информации и сведений, составляющих охраняемую законом тайну.
В случаях, если законодательством Российской Федерации установлен особый порядок предоставления сведений, их направление осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для соответствующей категории сведений.
В связи с изложенным рекомендуем финансовым организациям самостоятельно оценивать риски при направлении той или иной информации по незащищенным каналам, а также принимать меры к недопущению раскрытия информации третьим лицам.
Федеральный закон №
Вместе с тем, исходя из общеправового принципа, приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений, в случаях, когда законодательством РФ устанавливается порядок рассмотрения отдельных видов обращений заявителей в финансовые организации, подлежат применению соответствующие нормы специального законодательства.
В случае выявления финансовой организацией при рассмотрении обращения нарушения базового стандарта или внутреннего стандарта, разработанного, согласованного и утвержденного в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года №
Направление уведомления в рассматриваемом случае в Банк России Федеральным законом №
Федеральный закон №
В связи с чем полагаем, что при поступлении в финансовую организацию обращения от представителя заявителя стоит руководствоваться общими нормами о представительстве, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации.
Федеральный закон №
Таким образом полагаем, что в условиях отсутствия обязанности у третьих лиц по запросу предоставлять сведения, необходимые для рассмотрения обращения, финансовая организация обязана направить ответ заявителю, подготовленный на основании имеющихся у нее документов, в течение установленного срока рассмотрения обращения с учетом его возможного продления.
Дополнительно отмечаем, что рекомендуем финансовым организациям по возможности предоставлять ответ заявителю в установленные Федеральным законом №
В целях недопущения раскрытия информации, составляющей охраняемую законом тайну, представляется целесообразным, чтобы организация принимала необходимые меры для идентификации заявителя.
Вместе с тем при рассмотрении обращения по существу в обстоятельствах объективного отсутствия возможности проведения организацией юридически значимой идентификации заявителя организация должна соблюдать предусмотренные применимым законодательством и заключенными с клиентами договорами ограничения на предоставление третьим лицам сведений о клиентах, их имуществе, условиях договоров с клиентами и иной подобной информации.
Финансовая организация обязана обеспечить прием обращений, направленных посредством почтовой связи или нарочным на бумажном носителе, в местах обслуживания потребителей услуг, а также направленных на адрес электронной почты.
Таким образом, Федеральным законом №
Дополнительно отмечаем, что в случае, если финансовая организация принимает решение о приеме обращений дополнительными способами (в чате, социальных сетях, на сайте banki.ru и т.д.) и доводит информацию о данных способах до заявителей в установленном порядке, то такие обращения подпадают под действие Федерального закона №
Федеральный закон №
Заявитель может воспользоваться любым из доступных ему источников информации и по своему усмотрению определить адрес финансовой организации, по которому им будет направлено обращение. Представляется, что заявитель, имеющий договорные отношения с финансовой организацией, может использовать указанный в договоре адрес для коммуникации с финансовой организацией, в отсутствие договорных отношений — адрес электронной почты, указанный на сайте.
Федеральный закон №
Рекомендуем финансовым организациям по возможности предоставлять ответ заявителю в установленные Федеральным законом №
Федеральный закон №
Исходя из общеправового принципа, приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений, в случаях, когда законодательством РФ устанавливается порядок рассмотрения отдельных видов обращений заявителей в финансовые организации, подлежат применению соответствующие нормы специального законодательства.
Приоритетным способом направления ответа заявителю является способ направления ответа на обращение, указанный заявителем в обращении.
Федеральным законом №
Вопрос документального подтверждения исполнения финансовой организацией своей обязанности по рассмотрению обращений и направлению заявителям ответа следует решать индивидуально в каждом случае, исходя из фактических обстоятельств взаимодействия заявителей и финансовой организации, учитывая при этом ответ на вопрос «Требуется ли подпись должностного лица на ответе?». Рекомендуется использовать общепринятые форматы файлов (DOCХ, PDF, TIFF, JPEG, RAR и т.п.) с возможностью идентификации заявителя, номера обращения и его сути.
Федеральный закон №
В связи с этим предоставление заявителям ответа в устной форме не является соответствующим Федеральному Закону №
Федеральный закон №
Федеральный закон №
При этом частями 3 и 4 статьи 13 и частью 7 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 №
Считаем, что при направлении финансовой организацией копий обращения заявителя и ответа на него в СРО законодательно обеспечена надлежащая защита СРО информации, составляющей охраняемую законом тайну, и такое направление документов не является нарушением требований законодательства РФ.
В случае получения Банком России от заявителя обращения на бумажном носителе, самостоятельная «оцифровка» Банком России такого обращения не означает трансформации обращения на бумажном носителе в обращение в форме электронного документа по смыслу Федерального закона №
Федеральный закон №
Федеральный закон №
Федеральный закон №
Рекомендуется использовать общепринятые форматы файлов (DOCХ, PDF, TIFF, JPEG, RAR и т.п.).
Федеральный закон №
Установленная Федеральным законом №
Федеральный закон №
В случае предоставления одного ответа на несколько обращений, перенаправленных Банком России, копию ответа на обращение необходимо прикреплять к каждому обращению, перенаправленному Банком России, с обязательным указанием в ответе реквизитов всех поступивших обращений, на которые дается ответ.
Законодательство не устанавливает количество обращений от одного заявителя, которое дает основание принять решение о прекращении переписки.
Финансовая организация вправе самостоятельно принять решение о прекращении переписки с заявителем, убедившись, что на все вопросы заявителя ранее были даны полные и всесторонние ответы.
Обращаем внимание, что заявителя и Банк России (в случае поступления обращения из Банка России) необходимо уведомить о прекращении переписки путем направления ответа и копии ответа соответственно.
Федеральным законом №
Рекомендуем финансовым организациям самостоятельно определить необходимость издания/изменения внутренних документов для регламентации процесса рассмотрения обращений в рамках Федерального закона №
Банк России, перенаправляя обращение в финансовую организацию, ориентируется на сведения, которые изложены заявителем в обращении.
Если вопрос, содержащийся в обращении заявителя, не относится к компетенции финансовой организации, то необходимо подготовить соответствующий ответ заявителю и направить копию ответа в Банк России.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 13.07.2015 №
Дополнительно обращаем внимание, что актуализация Базовых стандартов защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, в целях приведения их в соответствие с нормами Федерального закона №
Изменения производится в целях:
- повышения ответственности финансовых организаций в части рассмотрения обращений потребителей;
- ускорения решения проблем заявителя напрямую с финансовой организацией;
- повышение удовлетворенности потребителей от взаимодействия с финансовыми организациями
- повышение доверия к финансовому рынку.
Финансовой организации необходимо:
- Обеспечить и поддерживать в рабочем состоянии канал взаимодействия с Банком России (посредством личного кабинета), а также, при необходимости, настроить внутренние автоматизированные комплексы по обработке обращений на интеграцию с личным кабинетом.
- Обеспечить прием обращений, направленных посредством почтовой связи или нарочным способом на бумажном носителе, а также на адрес электронной почты финансовой организации (если прием обращений по адресу электронной почты предусмотрен Законом
442-ФЗ для вида деятельности финансовой организации). - Провести мероприятия по изменению внутренних нормативных документов и бизнес-процессов (при необходимости).
Федеральным законом №
В случае необходимости запроса дополнительных документов и материалов в целях объективного и всестороннего рассмотрения обращения по решению единоличного исполнительного органа, заместителя единоличного исполнительного органа или уполномоченного ими лица вправе продлить срок рассмотрения обращения, но не более чем на 10 рабочих дней, если иное не предусмотрено федеральными законами.