Предоставление дополнительных услуг при оформлении кредита (займа) (применение Федерального закона № 353-ФЗ)
В соответствии с частью
Направление Уведомления способами, предусмотренными частью
При этом способы направления Уведомления, предусмотренные частью
В то же время при направлении Уведомления способами, предусмотренными частью
Нормой части 2 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2013 №
Исходя из обозначенного регулирования, полагаем, что надлежащим информированием заемщика как потребителя о стоимости дополнительных платных услуг, предлагаемых при предоставлении потребительского кредита (займа), в заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа) будет являться отражение стоимости дополнительных платных услуг в абсолютной величине, а не приведение порядка ее определения.
Указанное обеспечит наиболее точное информирование заемщика о стоимости дополнительных платных услуг, предстоящих расходах на этапе принятия решения о заключении договора потребительского кредита (займа).
Отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) регулируются Федеральным законом от 21.12.2013 №
Частью 2 статьи 7 Закона №
Общей направленностью Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №
При этом положения Закона №
Учитывая изложенное, проставление кредитором отметок о согласии заемщика на оказание ему дополнительных платных услуг на этапах, отличных от этапа заключения договора потребительского кредита (займа), рассматривается Банком России в качестве ненадлежащей практики.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2013 №
Практики, когда потребитель, чтобы оформить кредит (заем) посредством дистанционных каналов связи без дополнительной услуги, должен совершить действие или ряд действий по отключению автоматически проставленных кредитором отметок о согласии (например, убрать отметку о согласии либо зайти в отдельный раздел и там убрать отметку, после чего нажать «продолжить/далее»), нарушают обозначенное выше требование части 2 статьи 7 Закона №
Проставление кредитором за заемщика автоматического согласия на оказание ему дополнительных услуг не может рассматриваться в качестве обстоятельства, очевидно свидетельствующего о том, что согласие заемщика на оказание ему указанных услуг было явно и осознанно выраженным.
Является ли допустимой практика оформления заявления о предоставлении потребительского кредита (займа) в части согласия заемщика на оказание дополнительных услуг кредитора и (или) третьих лиц, предусматривающая проставление заемщиком отметок только при его несогласии с оказанием дополнительных услуг, и возможно ли определение различных действий для выражения заемщиком согласия или несогласия на оказание ему дополнительных услуг?
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2013 №
Указанные положения Закона №
Для защиты интересов заемщика как более слабой стороны кредитных отношений Закон №
Вместе с тем, на практике выявляются случаи, когда заявление о предоставлении потребительского кредита (займа) предусматривает проставление отметки только при несогласии заемщика с оказанием ему дополнительных платных услуг. При непроставлении заемщиком такой отметки считается, что заемщик предоставил согласие на оказание ему дополнительных платных услуг.
Использование неравнозначных способов выражения заемщиком своего волеизъявления относительно оказания ему дополнительных платных услуг является сложным и запутанным для понимания, особенно для лиц пожилого возраста и граждан, обладающих невысокой финансовой грамотностью, и, как представляется, имеет своей фактической целью обход требования части 2 статьи 7 Закона №
Таким образом, кредитор при реализации такой практики фактически предопределяет согласие заемщика на оказание дополнительных платных услуг, что является недопустимым.
В связи с изложенным, учитывая, что установленная в части 2 статьи 7 Закона №
Также сообщаем, что не может быть признана надлежащей практика использования маркетинговых приемов, побуждающих заемщика к принятию определенного решения (выделение информации цветом или использование иного шрифта), а также акцентирующих внимание заемщика исключительно на информации о преимуществах дополнительной услуги без указания информации о свойствах указанной услуги, в том числе об её объеме и итоговой стоимости, что не позволяет заемщику полностью сформировать представление обо всех условиях приобретения продукта.