Неоднородность инфляционных ожиданий разных типов экономических агентов: выводы для денежно-кредитной политики
С. Иващенко, А. Синяков
Как показывает экономическая литература, инфляционные ожидания существенно различаются между типами экономических агентов, такими как домохозяйства, компании и финансовые посредники (аналитики). На практике, по данным опросов в России и других странах, население обычно сильно завышает ожидаемую инфляцию и очень чувствительно к временным всплескам инфляции (то есть инфляционные ожидания слабо заякорены). Предприятия также завышают ожидаемую инфляцию, а прогнозы аналитиков из финансового сектора остаются близки к целевому уровню. Такая неоднородность инфляционных ожиданий разных типов экономических агентов ставит вопрос об относительной важности инфляционных ожиданий каждого из типов для инфляции.
В данной работе авторы предпринимают попытку ответить на этот вопрос в рамках модели общего равновесия.
Авторы вводят нерациональные, несистематические шоки ожиданий в стандартную новую кейнсианскую модель малой открытой экономики, откалиброванную и оцененную на российских данных. Этот новый подход позволяет изолировать экзогенную вариацию инфляционных ожиданий, характерную для каждого типа агентов, и оценить влияние их ожиданий на инфляцию раздельно.
Результат моделирования показывает, что шоки ожиданий финансовых институтов (банков) оказывают большее влияние на реализованную инфляцию, чем ожидания домохозяйств или компаний в общем равновесии. Этот результат устойчив к различным модификациям структуры модели или ее параметров. Объяснение связано с важной ролью, которую банки играют на стороне предложения финансирования экономики, без которого невозможна реализация потребительского или инвестиционного спроса в монетарной экономике. Предложенная авторами процедура разложения импульсных откликов показывает, что решения банков по кредитованию на основе их ожиданий устойчиво влияют на динамику инфляции в отличие от аналогичного влияния решений домохозяйств или фирм. Например, если банки ранее расширяли кредитование, инфляция может оставаться повышенной в течение некоторого времени, и эта инерция сильно проявляется в модельных оценках на российских данных.
Другой результат состоит в том, что воздействие на инфляцию шоков ожиданий домохозяйств и компаний проявляется непредсказуемо для самих этих агентов. Предпринимаемые на основе ожиданий действия домохозяйств и компаний оказывают влияние на решения, ожидания, действия других экономических агентов таким образом, что суммарный эффект всех этих действий, включая действия центрального банка, приводит совсем не к той инфляции, которая первоначально ожидалась. Это указывает на наличие разрыва в механизме трансмиссии ожиданий домохозяйств и компаний в реальную динамику инфляции.
Результаты позволяют сделать следующие выводы для денежно-кредитной политики, особенно в контексте стратегий коммуникации.
Во-первых, центральные банки должны использовать опросы инфляционных ожиданий и связанные с ними показатели для выявления случаев, когда ожидания агентов отклоняются от рационального ориентира. Своевременное выявление таких ошибок ожиданий может помочь лучше понять источники отклонений — будь то информационные асимметрии, настроения (оптимизм/пессимизм) или другие поведенческие и информационные несовершенства. А это позволит денежно-кредитной политике отреагировать проактивно, чтобы не допустить дестабилизации инфляции ожиданиями, которые не обоснованы фундаментальными факторами.
Во-вторых, усилия по коммуникации должны быть сосредоточены в большей степени на финансовом секторе. Согласование ожиданий финансового сектора с целями центрального банка имеет решающее значение, поскольку несоответствие ожиданий в секторе финансовых посредников оказывает наибольшее влияние на инфляцию. Таким образом, четкие указания и надежные сигналы денежно-кредитной политики, ориентированные на финансовые институты, могут помочь укрепить ценовую стабильность.
Наконец, денежно-кредитная политика должна внимательно следить за ожиданиями домохозяйств и компаний. Даже если эти ожидания часто менее обоснованы фундаментальными показателями и их влияние на инфляцию менее предсказуемо, они все равно могут вызывать значительные сдвиги в совокупном спросе и поведении цен. Ошибочные ожидания потребителей или предприятий — такие как необоснованный страх высокой инфляции — могут привести к значимым (хотя и неожиданным) изменениям в расходах, требованиях к заработной плате или корректировках цен. Поэтому необходим тщательный анализ этих каналов.
Подводя итог, можно сказать, что, учитывая разнообразие инфляционных ожиданий банков, компаний и домохозяйств, центральные банки могут лучше заякоривать инфляционные ожидания и повысить эффективность денежно-кредитной политики в поддержании ценовой стабильности.