О бизнес-модели «местных» банков в российской финансовой системе
А. Бурова, К. Вировец, Д. Кошелев, Е. Петренева, А. Пономаренко
Анализ банков, обозначаемых в международной литературе термином community banks, является широко распространенной прикладной задачей, входящей в сферу интересов регуляторов. Таким банкам свойственна более тесная связь с заемщиками (relationship banking), противопоставляемая формализованному и автоматизированному подходу (transactional banking).
Единого мнения относительно метода определения «местных» банков нет. Мы привели алгоритм определения «местных» банков с учетом специфики российского банковского сектора и выявили следующее. «Местный» банк — это прибыльный банк, в структуре фондирования которого половину средств занимают средства физических лиц, а в размещенных средствах преобладает доля корпоративного кредитного портфеля. «Местные» банки имеют сбалансированную структуру фондирования. Доходность размещения стабильно выше стоимости фондирования по средствам юридических лиц, однако имеет очень малый дифференциал по средствам физических лиц. Основным фактором роста ROA у «местного» банка скорее будет рост чистых процентных доходов, основным фактором снижения ROA — доформирование резервов по корпоративным кредитам (в то же время кредитный портфель «местного» банка сравнительно высокого качества).
Несмотря на то что общий объем кредитного портфеля таких банков невелик, в определённых сегментах экономики их деятельность имеет важное значение. Это связано с особенностями подобных банков. Основная цель нашего исследования — изучить и описать различия между «местными» банками, прочими банками и более крупными банками. Определение таких различий важно для понимания степени неоднородности банковского сектора. Во-первых, «местные» банки готовы работать с мелкими заемщиками, анализировать не самые обширные рынки и отрасли. Примерно треть объема выдаваемых «местным» банком корпоративных кредитов приходится на кредиты малым заемщикам. Во-вторых, «местные» банки готовы работать с финансовыми инструментами, пользующимися ограниченным спросом, и/или модифицировать продукты в интересах не самой многочисленной ниши клиентов.
Основные объемы выданного «местным» банком корпоративного кредита скорее будет приходиться на компании, имеющие кредиты и в других банках, не относящихся к категории «местных». Кроме того, «местные» банки готовы работать с некрупными (и при этом немассовыми) займами, подходить к установлению ставки немеханистическим образом. «Местный» банк активен на краткосрочном сегменте корпоративного кредитования. При этом в кредитовании как средних/крупных, так и малых заемщиков скорее преобладают кредиты по фиксированной ставке и выдачи по договорам кредитных линий (КЛ).
В целом «местные» банки относительно прочих групп показывают аналогичные результаты. Полученные выводы свидетельствуют скорее об устойчивом положении «местных» банков на рынке корпоративного кредитования.