Неопределенность технического прогресса, байесовское обучение и «зеленый» парадокс
Реентович А.А.
В последние полтора десятилетия в литературе, посвященной влиянию изменений климата на экономику, широко обсуждается так называемый «зеленый» парадокс. Этот термин относится к ситуации, когда климатическая политика, несмотря на благие намерения, приводит к негативным последствиям, таким как рост выбросов парниковых газов. Возникновение парадокса обычно связывают с исчерпаемостью ископаемых видов топлива: добывающие фирмы стремятся уравнять приведенную стоимость ресурсной ренты в каждый период времени, поэтому, ожидая повышения налогов в будущем, они увеличивают текущую добычу. При этом, когда источником роста производительности в «зеленых» секторах является обучение в процессе деятельности, «зеленый» парадокс не возникает. В работе показывается, что «зеленый» парадокс может возникнуть при проведении оптимальной политики и вне связи с истощением ресурсов, если технический прогресс в чистом секторе экономики характеризуется неопределенностью. Иначе говоря, если будущие темпы роста производительности неизвестны, экономические агенты вынуждены формировать ожидания относительно развития технологий, опираясь на теорему Байеса, и принимать соответствующие решения. Если рынок изначально полагает, что из-за технического прогресса спрос на «грязный» капитал будет сокращаться быстрее, чем предполагают органы регулирования, то последним придется снижать углеродный налог или даже субсидировать инвестиции в «грязный» капитал, чтобы избежать нехватки инвестиций в этот вид капитала и, как следствие, энергии уже сегодня. При этом, если приток субсидий будет достаточно продолжительным, выбросы CO2 могут возрасти.