Информационное сообщение о ключевых итогах пленарного заседания Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) 13–18 октября 2019 года в г. Париж (Франция)
В период с 13 по 18 октября 2019 года в Париже под председательством Китая прошла пленарная неделя ФАТФ. В преддверии пленарного заседания состоялись заседания рабочих групп ФАТФ.
1. В рамках Пленарного заседания ФАТФ утверждены «Лучшие практики по вопросам бенефициарного владения», в которых рассматриваются ключевые особенности эффективной системы выявления бенефициарного владельца, предложены действенные и эффективные меры по недопущению того, чтобы преступники и террористы скрывались за юридическими образованиями, предлагаются варианты получения информации о бенефициарном владельце иностранных компаний.
2. Рассмотрены и утверждены отчёты взаимной оценки систем ПОД/ФТ Российской Федерации и Турецкой Республики, а также отчеты о прогрессе в совершенствовании национальных режимов ПОД/ФТ Норвегии и Испании.
Пленарное заседание обсудило ключевые выводы, приоритетные действия и рекомендации, касающиеся режима ПОД/ФТ в Российской Федерации.
Отчёт взаимной оценки (ОВО) Российской Федерации опубликован 17 декабря 2019 года на официальном сайте ФАТФ в сети Интернет и доступен по ссылке: http://www.fatf-gafi.org/publications/mutualevaluations/documents/mer-russian-federation-2019.html.
По итогам защиты ОВО Россия вышла на регулярный мониторинг ФАТФ1, что является максимально высокой оценкой технического соответствия российской системы ПОД/ФТ Рекомендациям ФАТФ и эффективности ее функционирования.
3. Актуализированы списки государств, от которых исходя риски ОД/ФТ для мировой финансовой системы.
Как и прежде, согласно Официальному заявлению ФАТФ в списке государств, в отношении которых Группа призывает своих членов и другие государства к применению контрмер (так называемый «черный» список), находятся Корейская Народно-Демократическая Республика и Иран. При этом в отношении Ирана, продолжающего выполнять план действий, согласованный с ФАТФ, действует мораторий2 на применение большинства контрмер, предусмотренных Пояснительной запиской к Рекомендации 19 ФАТФ3. Официальное заявление ФАТФ размещено на сайте Группы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступно по ссылке: http://www.fatf-gafi.org/publications/high-risk-and-other-monitored-jurisdictions/documents/public-statement-october-2019.html.
В список государств, которые находятся в режиме текущего мониторинга со стороны ФАТФ (так называемый «серый список»), в настоящее время включены 12 юрисдикций: Багамские острова, Ботсвана, Гана, Зимбабве, Исландия, Йемен, Камбоджа, Монголия, Пакистан, Панама, Сирия, Тринидад и Тобаго.
4. ФАТФ утвердила программу информационно-консультативной работы с национальными надзорными органами, которая направлена на изучение путей повышения эффективности надзора в сфере ПОД/ФТ.
5. Как и прежде, в числе приоритетов ФАТФ сохраняется тематика снижения рисков использования виртуальных активов в целях ОД/ФТ и использования преимуществ цифровой идентификации клиентов для совершенствования механизма НПК.
В рамках прошедшей пленарной недели особый акцент был сделан на вопрос снижения риска использования «стэйблкоинов»4 в целях ОД/ФТ. ФАТФ продолжит работу над проблематикой «стэйблкоинов», в связи с чем рассмотрит необходимость дальнейших разъяснений для стран о том, как применять стандарты ФАТФ при работе с различными виртуальными активами.
1Режим регулярного мониторинга ФАТФ — это режим, на который страна переводится после взаимной оценки «по умолчанию» при условии, что в национальной системе ПОД/ФТ не были выявлены существенные недостатки.
2Впервые мораторий на применение контрмер в отношении Ирана был введен в июне 2016 года.
3За исключением мер, предусмотренных подпунктами b, h и i Пояснительной записки к Рекомендации 19.
4Отличительной особенностью «стэйблкоинов» от других виртуальных активов является фиксированный обменный курс, который основывается на обменном курсе другой фиатной валюты, или обеспечение данного виртуального актива драгоценными металлами, бивалютными корзинами, физическими товарами, банковскими депозитами, государственными облигациями и т.п.