• ул. Неглинная, 12, Москва, 107016
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Паровоз Черепановых

Серия: Изобретения России
Дата выпуска
16.08.2021
Каталожный номер
5111-0449
Изобретения России
Дата выпуска
16.08.2021
Каталожный номер
5111-0449
Номинал
3 рубля
Качество
пруф
Металл, проба
серебро 925/1000
Масса общая, г
33,94 (±0,31)
Содержание химически чистого металла не менее, г
31,10
Диаметр, мм
39,00 (±0,30)
Толщина, мм
3,30 (±0,35)
Тираж, шт.
3 000

Аверс

на зеркальном поле диска — рельефное изображение Государственного герба Российской Федерации, над ним вдоль канта — надпись полукругом: «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ», обрамленная с обеих сторон сдвоенными ромбами, внизу под гербом: слева — обозначения драгоценного металла и пробы сплава, справа — содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора, внизу в центре в три строки — надпись: «БАНК РОССИИ», номинал монеты: «3 РУБЛЯ», год выпуска: «2021 г.».

Реверс

на зеркальном поле диска — частично выполненное в цвете рельефное изображение паровоза, управляемого рабочим, на фоне изображений заводских построек; имеются надписи, вверху справа вдоль канта: «ПАРОВОЗ ЧЕРЕПАНОВЫХ», внизу: «1834».

Авторы

Художники: Е.В. Крамская (аверс), А.А. Брынза (реверс).
Скульпторы: А.А. Долгополова (аверс), О.Г. Шепель, М.Е. Кузнецова (реверс).
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Оформление гурта: 300 рифлений.

Историко-тематическая справка

Паровоз Черепановых – первый паровоз, построенный в России. Создан в 1834 году инженерами Выйского завода Ефимом и Мироном (отцом и сыном) Черепановыми.

В 1833 году Мирон Черепанов был отправлен владельцами завода в командировку в Англию для знакомства с передовыми технологиями и последними техническими достижениями металлургии. Там он имел возможность увидеть паровоз Джорджа Стефенсона – первый в мире паровоз, нашедший практическое применение. Мирону хватило внешнего осмотра, чтобы по возвращении домой решиться на строительство первого русского паровоза.

Гении-изобретатели Черепановы не просто воспроизвели английский паровоз, они значительно улучшили его техническую часть: усилили производство пара, увеличив количество дымогарных труб, и добавили устройство реверса, благодаря которому паровоз мог менять направление движения и двигаться задом. Они также стали создателями первой в России железной дороги, соединившей Выйский завод и Медноруднянский рудник. В 1835 году Черепановы создали второй, более мощный, паровоз.

Несмотря на свою практическую направленность, изобретения Черепановых остались нереализованными из-за чрезмерной дороговизны и отсутствия налаженной добычи древесины в окрестностях железной дороги.

Страница была полезной?