Измерение уровня финансовой грамотности: третий этап
В 2020 году по заказу Банка России Институт фонда «Общественное мнение» (ФОМ) провел третий этап замера уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. Методика исследований была разработана в 2017 году, тогда же проводился первый этап замеров. Второй этап прошел в 2018 году.
Уровень финансовой грамотности населения
В ходе исследования определялся уровень финансовых знаний, финансовое поведение, а также финансовые установки россиян.
Значение итогового российского индекса финансовой грамотности
Измерения проводились как среди взрослого населения, так и среди молодежи в возрасте от 14 до 22 лет, общее число респондентов составило более 4 тыс. человек из 307 городов и сел практически всех субъектов РФ.
Значения субиндексов
Финансовые знания
Финансовое поведение
Финансовые установки
За три этапа измерений исследователи выявили три статистически значимых изменения:
- выросла доля граждан, которые знают, какие организации занимаются защитой прав потребителей на финансовом рынке;
- увеличилась доля граждан, имеющих запас средств на черный день, то есть финансовую подушку безопасности;
- снизилась доля граждан, знающих о государственной системе страхования вкладов в банках.
Изменения знаний о финансах
Изменение сберегательного поведения граждан
Общий показатель финансовой грамотности, рассчитанный по международной методике ОЭСР, вырос незначительно (с 11,8 балла в 2017 году до 12,4 балла в 2020 году, или около 5%), поскольку международная методика учитывает компоненты финансовой грамотности, которые меняются очень медленно: навыки финансовой арифметики, понимание базовых экономических показателей, базовые установки в отношении денег и их ценности, элементы финансового поведения, касающиеся принципов выбора финансовых компаний. Наибольшие изменения связаны с показателями, измеряющими российскую специфику. Здесь отмечен рост, прежде всего за счет изменения финансового поведения населения.
Так, доля людей с уровнем финансовой грамотности выше среднего выросла с 34 до 39% (изменение около 15%). Прежде всего за счет сокращения доли тех, у кого грамотность низкая или средняя. То есть общий уровень грамотности повышается.
Группы по уровню финансовой грамотности
Cреди взрослого населения и молодежи несколько повысились показатели финансовых знаний — понимание ссудного процента, основ безопасности финансового поведения. Но самые заметные изменения произошли в финансовом поведении — обе возрастные группы стали более активно пользоваться финансовыми услугами. Среди взрослого населения выросли доли респондентов, использующих для платежей мобильные приложения, а также банковские карты, в первую очередь дебетовые и социальные. Распространенность страховых продуктов, наоборот, снизилась, как и доли пользователей касс и платежных терминалов. Особенно заметен рост активности пользования банковскими картами и электронными средствами платежа среди молодежи.
Значение итогового российского индекса финансовой грамотности молодежи
Финансовые знания
Финансовое поведение
Финансовые установки
Кроме того, и молодежь, и взрослые россияне стали более активно и сознательно искать информацию в надежных источниках.
Довольно заметно у старшего поколения и молодежи изменилось поведение в отношении сбережений. Причиной этого в числе прочих факторов стали особые условия 2020 года, которые заставили людей задуматься о необходимости накоплений, в частности, в условиях вызванного пандемией многомесячного спада в экономике и неопределенного будущего. Одновременно в обеих возрастных категориях усилилась и установка на сбережение.
Финансовая грамотность в системе образования
Важную роль в росте финансовых знаний среди молодежи сыграло активное внедрение финансовой грамотности в образовательные программы на всех уровнях. Так, согласно исследованию Российского технологического университета — МИРЭА, степень внедрения финансовой грамотности в школьные программы составляет 85,7%, в программы профессиональных образовательных организаций — 85,5%.
Состав реализуемых в дошкольных учреждениях образовательных программ, включающих основы финансовой грамотности
Распределение численности дошкольников, обучающихся основам финансовой грамотности, по группам, %
В программах детских садов финансовая грамотность — в формате сказок и различных игр — внедрена почти на 60%, а в вузах охват программ, которые предполагают формирование финансовой культуры и компетенции в области экономической культуры, составляет 58,1%.
Элементы, включенные в общие компетенции в области финансовой грамотности в высших учебных заведениях
Распределение контингента обучающихся по программам специального профессионального образования, осваивающих общую компетенцию в области финансовой грамотности
(по количеству академических часов)
За два последних года число образовательных организаций, где в программы включена финансовая грамотность, выросло на 8,6% — с 29 561 до 32 110. Количество школ, где финансовая грамотность преподается как отдельный предмет, увеличилось почти вдвое — с 4 472 до 7 946 школ.
Реализация образовательных программ общего образования, включающих основы финансовой грамотности
Каждая пятая школа проводит обучение в рамках обязательного урока. Только за 2019/2020 учебный год обучение финансовой грамотности по школьной программе прошли более 5,7 млн учащихся
Среди основных методов обучения финансовой грамотности в школах — онлайн-уроки, практические занятия, деловые игры, проектная работа. В олимпиадах по финансовой грамотности принимают участие 15 484 школы: за последние два года их число увеличилось более чем на треть (в 2017 году — 10 127).
Повышение квалификации педагогов
За три последних года специальную подготовку прошли более 74 тыс. преподавателей школ, 32 620 педагогических работников дошкольного образования. В системе общего образования — 74 116 человек (по сравнению с 2018 годом рост на 214 %), в системе среднего профессионального образования — 8 907 человек (рост на 118 %) и в системе высшего образования — 8 063 педагога.
Педагогические работники, прошедшие в течение последних трех лет программу повышения квалификации и (или) профессиональную переподготовку в области финансовой грамотности
Реализация Стратегии по финансовой грамотности на региональном уровне
Результаты исследований (а также уровня финансовой грамотности населения и внедрения финансовой грамотности в образовательный процесс) — это индикаторы эффективности Стратегии по финансовой грамотности, которую совместно реализуют Банк России и Министерство финансов РФ.
Сегодня для достижения национальных целей развития в реализации Стратегии задействованы ключевые министерства, ведомства, участники финансового рынка и эксперты на всех уровнях. В настоящее время в 65 российских регионах внедрены региональные программы повышения финансовой грамотности, при этом почти половина из них разработана в соответствии с методическими рекомендациями (МР) Банка России. В первом полугодии 2021 года планируется утвердить еще два десятка таких программ. В 46 субъектах РФ действуют региональные центры повышения финансовой грамотности.