Рынок брокерских услуг
В ноябре 2020 года Департаментом инвестиционных финансовых посредников была сделана оценка общего объема активов как физических, так и юридических лиц, находящихся на брокерском обслуживании, распределения активов и половозрастной структуры клиентов. Анализ проводился на основании полученных от крупнейших брокерских компаний (как банков, так и некредитных финансовых организаций) данных об объеме и структуре активов на брокерских счетах. Такие сведения позволяют лучше понять общее состояние рынка брокерских услуг в России, в частности степень заинтересованности со стороны населения услугами данного сектора.
Объем рынка
Объем активов на брокерском обслуживании по всем участникам рынка по состоянию на 30.09.2020 составлял 12,7 трлн рублей. Из них 6,2 трлн руб. находится в некредитных финансовых организациях (НФО) и 6,61 трлн руб. — в кредитных организациях (КО).
Из 12,7 трлн руб. активов на брокерском обслуживании 6,7 трлн руб. (53%) принадлежит физическим лицам, 6,0 трлн руб. (47%) — юридическим лицам.
За 9 месяцев 2020 года активы на брокерском обслуживании в совокупности увеличились на 1,8 трлн рублей. При этом активы физических лиц возросли на 1,2 трлн руб., а юридических лиц — только на 0,6 трлн рублей.
Следует отметить значительный прирост активов физических лиц в III квартале на 0,8 трлн руб., из которых 0,3 трлн руб. пришлось на активы в НФО и 0,5 трлн руб. — в КО.
Согласно полученным данным, у крупнейших брокеров —КО, на которых в целом приходится почти половина активов на брокерском обслуживании в КО, физическим лицам принадлежит более 85% совокупных активов на брокерском обслуживании.
1 Здесь и далее расхождения между слагаемыми и общим итогом возникают по причине округления. Например, активы в НФО составляют 6,158 трлн руб., а в КО — 6,589 трлн руб., что в сумме составляет 12,747 трлн руб.
Динамика активов физических лиц на брокерском обслуживании (по отрасли в целом), трлн руб.
Динамика активов юридических лиц на брокерском обслуживании (по отрасли в целом), трлн руб.
Распределение активов клиентов по счетам разных размеров
Помимо общего объема средств физических лиц на брокерском обслуживании, были проанализированы данные о распределении активов физических лиц по группам клиентам с разными объемами средств. В среднем у крупнейших брокеров (как КО, так и НФО) на 5,7% счетов сконцентрировано 93,9% клиентских активов, а на 1,0% крупнейших счетов — 64,0% клиентских активов.
По полученным данным, на 30.09.2020 у крупнейших брокеров на более 75% счетах сумма активов не превышает 10 тыс. руб., а в совокупности на них приходится примерно 0,02% активов физических лиц на брокерском обслуживании.
Важно, что со временем растет доля объема средств на счетах «среднего класса» (с объемом активов от 100 тыс. до 1 млн руб.): с 4,1% на 31.12.2018 до 5,6% на 30.09.2020.
Распределение количества счетов по группам счетов различного размера, %
Распределение объема активов на счетах по группам счетов различного размера, %
Портрет клиента
По данным регулярной отчетности, по состоянию на 30.09.2020 клиентами брокеров было 7,6 млн физических лиц. Из них, согласно представленным крупнейшими брокерами данным, примерно 70% — мужчины. При этом на них приходится около 75% активов.
Возраст большинства клиентов на брокерском обслуживании — 30–40 лет. В то же время основной объем активов сосредоточен среди клиентов 40–60 лет — на них приходится более половины совокупных активов.
Необходимо отметить, что на рынок приходят не только молодые люди с небольшими суммами и желанием попробовать новые финансовые продукты, но и люди в более зрелом возрасте, с жизненным опытом и консервативным подходом к инвестированию. Если раньше наибольшее количество счетов приходилось на клиентов
Для сравнения: в доверительном управлении средний возраст клиентов больше — 45–55 лет (согласно информации, представленной крупнейшими управляющими компаниями).
Данная оценка была сделана Департаментом инвестиционных финансовых посредников на основании полученной информации от 7 крупнейших брокерских компаний путем ее экстраполяции на остальных участников рынка с учетом имеющихся сведений, предоставляемых организациями в рамках регулярной отчетности. Данная оценка может быть скорректирована в дальнейшем при получении более точной информации от большего количества участников.