Итоги работы Банка России 2023: коротко о главном
3. Обеспечение устойчивости финансового рынка
Банки в 2023 году, несмотря на рост санкционного давления, сохранили устойчивость и достаточный запас капитала для поддержки экономики кредитными ресурсами.
Корпоративные кредиты рекордно выросли. Компании брали кредиты для финансирования инвестиций, исполнения госзаказа, сделок по покупке бизнеса у уходящих иностранных компаний. Активно привлекали заемные средства застройщики жилья. Основной рост пришелся на кредиты в рублях. Портфели кредитов в валютах недружественных стран сокращались за счет их постепенной конвертации в рубли и в валюты дружественных стран, в основном в юани. Рост процентных ставок по кредитам во втором полугодии 2023 года не помешал предприятиям корпоративного сектора экономики получить по итогам года значительную прибыль — более 30 трлн рублей.
Рынок первичного жилья сильно перегрет, ипотечное кредитование демонстрировало беспрецедентно высокие темпы роста (см. подраздел 1.2). Во многом рост портфеля был обеспечен льготной ипотекой и повысившимся риск-аппетитом банков.
Восстановление потребительских настроений способствовало увеличению портфеля потребительских кредитов. Такой быстрый рост розничных кредитов несет риски снижения качества кредитных портфелей из‑за значительного увеличения долговой нагрузки на граждан. Для ограничения этих рисков Банк России принял ряд мер (см. подраздел 1.2).
В 2023 году денежные средства населения в банках выросли на 19,7%, что в 3 раза больше темпов роста в 2022 году. Этому способствовало повышение процентных ставок по банковским вкладам во втором полугодии 2023 года вслед за ростом ключевой ставки Банка России. Активно снимавшаяся в 2022 году с банковских счетов денежная наличность вернулась в банки, а накопления граждан на срочных вкладах стали расти быстрее, чем их денежные средства на текущих счетах.
Денежные средства предприятий в банках также показали высокий рост (+14,7%) из‑за быстрых темпов роста банковского кредитования, государственных расходов и притока экспортной выручки.
Банковский сектор получил в 2023 году чистую прибыль в 3,3 трлн рублей. Это сопоставимо со среднемесячной прибылью предприятий корпоративного сектора (около 2,8 трлн рублей в месяц в 2023 году). Похожее соотношение между прибылью банковского и корпоративного секторов экономики наблюдалось и в предыдущие годы. Исключение составил кризисный 2022 год, когда под воздействием внешних шоков банки получили слабый финансовый результат, а прибыль предприятий корпоративного сектора практически не пострадала.
Банк России реализовал ряд инициатив, которые позволяют банкам сохранять и наращивать потенциал расширения кредитования корпоративного сектора, усиливают устойчивость банков, повышают качество капитала и оценки рисков. В целом в 2023 году банковское регулирование было сфокусировано на посткризисном восстановлении финансовой устойчивости банковского сектора, а также более активном вовлечении банков в финансирование трансформации экономики и повышение доступности финансовых услуг в новых субъектах Российской Федерации.
В июне 2023 года Банк России внедрил риск-чувствительное стимулирующее регулирование для поддержки кредитования проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики. Критерии таких проектов утверждены Правительством Российской Федерации. Теперь банки могут кредитовать приоритетные инвестиционные проекты с меньшей нагрузкой на капитал, что делает эти кредиты привлекательными для банков и расширяет возможности по финансированию таких проектов. За первые 6 месяцев (с июля по декабрь 2023 года) объем проектов, получивших эту поддержку, составил 265 млрд рублей. В перспективе за счет высвобождения капитала общий прирост потенциала кредитования наиболее значимых для экономики страны проектов может составить до 10 трлн рублей.
Для поддержки внешнеэкономической деятельности смягчены требования по оценке рисков краткосрочных межбанковских операций в рублях и валюте стран, не являющихся недружественными.
Для развития новых регионов банкам предоставлена возможность учитывать кредитные требования к компаниям, зарегистрированным на этих территориях, с меньшей нагрузкой на капитал.
В связи со значительным внешним санкционным давлением Банк России уделял большое внимание вопросу планирования системно значимыми банками мероприятий по восстановлению финансовой устойчивости в условиях возможных стрессов. Цель этой работы состоит в том, чтобы крупнейшие банки могли самостоятельно справляться с трудностями, не полагаясь на чрезвычайные меры государственной поддержки и регуляторные послабления.
Корпоративные кредиты в 2023 году росли рекордными темпами – почти в 1,5 раза быстрее, чем в 2022 году
Рост потребительского и ипотечного кредитования ускорился
Прибыль банковского сектора восстановилась после околонулевого результата 2022 года
Число клиентов на брокерском обслуживании |
Число клиентов в доверительном управлении |
Объем активов физических лиц на брокерском обслуживании и в доверительном управлении |
---|---|---|
39 млн лиц
29,2 млн лиц (2022)
|
803 тыс. лиц
848 тыс. лиц (2022)
|
11 трлн ₽
7,3 трлн ₽ (2022)
|
Российский рынок ценных бумаг показал свою устойчивость. Увеличилась его роль как источника финансовых ресурсов для бизнеса и финансирования структурной трансформации экономики. Несмотря на санкции, Индекс МосБиржи (IMOEX) вырос в 2023 году на 43,9%, а отношение капитализации российского фондового рынка к ВВП впервые с середины 2022 года превысило 33%.
Рост Индекса МосБиржи, устойчивость российской инфраструктуры, возобновление компаниями публикации финансовой отчетности и регулярных выплат дивидендов оказали благоприятное влияние на ожидания инвесторов. Их активность значительно выросла. Объем новых взносов на брокерских счетах и в доверительном управлении превысил 1,3 трлн рублей.
Интерес розничных инвесторов к рынку капитала, а также более высокая стоимость банковского кредитования на фоне высокой ключевой ставки стимулировали компании выходить на фондовый рынок. 2023 год стал самым успешным за последние 12 лет по привлечению российскими компаниями долевого финансирования на внутреннем финансовом рынке. Через первичное публичное размещение акций восемь компаний привлекли 40,5 млрд рублей. Розничные инвесторы были основными покупателями активов, в ряде размещений их доля достигала 85% и выше. Практически по всем IPO доходность вложений была положительной. Положительная динамика цен размещенных акций создает стимулы для дальнейшего участия розничных инвесторов в будущих IPO и SPO.
Банк России способствовал сохранению листинга квазироссийских компаний (иностранные компании, работающие преимущественно в России) на отечественной бирже, что также отразилось на расширении емкости фондового рынка. Компании использовали разные механизмы: разделение бизнеса на российский и международный, получение первичного листинга ценных бумаг на биржах дружественных государств. Некоторые воспользовались редомициляцией и изменили регистрацию на российскую, получив статус международных компаний. Компании, которые не могли перевести бизнес в Россию в порядке редомициляции, получили возможность сделать это через инкорпорацию — создание иностранным юридическим лицом международной компании в специальном административном районе с дальнейшей передачей ей активов. Этой процедурой уже воспользовался «Яндекс».
После «переезда» квазироссийские компании получили возможность провести автоматическую конвертацию своих депозитарных расписок в новые акции, торгуемые на российской бирже.
Розничные инвесторы проявляли интерес не только к акциям из котировальных списков. Большой популярностью пользовались акции третьего эшелона, что иногда вызывало дисбаланс спроса и предложения и приводило к резким скачкам цен в данном сегменте рынка. Во многом это было спровоцировано эмоциональным поведением инвесторов, которые склонны доверять призывам в социальных сетях покупать определенные ценные бумаги. Банк России совместно с ПАО Московская Биржа принял меры, которые позволили предотвратить возможность разгона цен на торгах низколиквидными ценными бумагами. После их внедрения количество проведенных дискретных аукционов сократилось на 84% (за август — сентябрь: 302 случая; за октябрь — ноябрь: 49 случаев).
В рамках расширения инструментов инвестирования, включая создание долгосрочных инструментов, в 2023 году Банк России создал дополнительные возможности для вложений в ЗПИФ. Регулятор отменил требования к минимальной сумме инвестиций в ЗПИФ недвижимости для неквалифицированных инвесторов, а также расширил перечень разрешенных объектов инвестирования таких ПИФ в части отдельных видов земельных участков. Это способствовало повышению привлекательности ЗПИФ среди розничных инвесторов. Совокупный чистый приток средств в ПИФ в IV квартале 2023 года составил 1,73 трлн рублей — это максимальное значение за всю историю наблюдений.
С 1 января 2024 года заработал ИИС третьего типа, минимальный срок владения которым составит 5 лет. С 2027 года этот срок будет увеличиваться каждый год еще на год, пока не составит 10 лет.
Банк России уделяет большое внимание раскрытию эмитентами информации, которая необходима для принятия инвесторами взвешенного инвестиционного решения и формирования доверительной среды на рынке. С июля 2023 года эмитенты не имеют возможности полностью отказаться от раскрытия информации, осуществлен возврат к частичному ограничению раскрытия информации. Правительство Российской Федерации расширило перечень случаев, в которых информация может раскрываться не в полном объеме, а также перечень информации, которая может быть закрыта. Такой подход учитывает предложения Банка России, сформированные на основании анализа правоприменительной практики прошлых лет и запросов эмитентов.
С учетом этого Банк России скорректировал свои подходы к раскрытию информации на финансовом рынке. Для профучастников обновлен перечень чувствительной к санкционным рискам информации, которую разрешено не публиковать. Кредитные организации возобновили раскрытие отчетности на своих сайтах, за исключением чувствительных сведений, а с июня 2023 года сокращенный объем отчетности кредитных организаций публикуется на сайте Банка России.
Активность инвесторов в 2023 году возросла
Меры по снижению объема заблокированных активов обеспечили российским инвесторам доступ к активам на сумму свыше 3 трлн рублей.
В 2023 году Банк России определил порядок действий участников финансового рынка при продаже заблокированных активов нерезидентам. Каждый инвестор сможет подать заявку брокеру, управляющему или УК ПИФ на продажу иностранных ценных бумаг на общую сумму не более 100 тыс. рублей. Для покупки таких активов иностранцы смогут использовать средства со счетов типа «С».
Созданы условия для исполнения обязательств по еврооблигациям Минфина России перед российскими держателями, минуя иностранную инфраструктуру.
Для разблокировки активов в составе ПИФ разработаны схемы выделения замороженных активов в отдельные фонды закрытого типа (ЗПИФ-А). Основная задача — отделить замороженные активы, чтобы фонд мог работать как прежде, а инвесторы могли свободно распоряжаться своими паями. Выплаты по заблокированным активам инвесторы смогут получить пропорционально по мере их реализации.
Чтобы оградить инвесторов от покупки рискованных инструментов, Банк России принял меры по усилению защиты прав розничных инвесторов.
Банк России ввел запрет на покупку неквалифицированными инвесторами ценных бумаг эмитентов из недружественных стран и иностранных ценных бумаг, которые учитываются в недружественных депозитариях. При этом неквалифицированные инвесторы могли продавать такие активы. К концу 2023 года держателями более 80% иностранных ценных бумаг являлись квалифицированные инвесторы.
Объем пенсионных накоплений НПФ |
Объем пенсионных резервов НПФ |
Число клиентов НПФ |
---|---|---|
3,3 трлн ₽
3,1 трлн ₽ (2022)
|
1,8 трлн ₽
1,7 трлн ₽ (2022)
|
42,5 млн чел.
42,8 млн чел. (2022)
|
В 2023 году портфель пенсионных средств негосударственных пенсионных фондов (НПФ) продолжил расти. Это произошло за счет положительной доходности на рынке акций, а также полученных процентных и купонных доходов, что также положительно сказывается на размерах счетов клиентов НПФ.
С начала 2023 года действует государственная система гарантирования добровольных пенсионных накоплений граждан на случай банкротства НПФ или аннулирования его лицензии. В апреле 2023 года предельный размер гарантийного возмещения по добровольным накоплениям был увеличен с 1,4 до 2,8 млн рублей, что в 2 раза больше, чем по банковским вкладам.
При участии Банка России с начала 2024 года на базе НПФ запущен новый финансовый продукт — программа долгосрочных сбережений (ПДС) граждан. Она позволяет получать дополнительный доход в будущем или создать подушку безопасности на случай особых жизненных ситуаций.
Чтобы вступить в программу, нужно заключить договор с НПФ. Использовать накопленные средства граждане смогут на дополнительные регулярные выплаты через 15 лет после заключения договора или при достижении 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
Преимущества ПДС:
- Поддержка от государства: до 36 тыс. рублей в год в первые три года.
- Налоговый вычет ежегодно: до 52 тыс. рублей в год (13% от суммы взносов).
- Досрочная выплата: до 100% в особых жизненных ситуациях (оплата дорогостоящего лечения, выплаты в связи с потерей кормильца).
- Взносы из пенсионных накоплений: возможность перевести в ПДС свои сформированные ранее пенсионные накопления.
Участники программы получат возможность выбрать удобный для себя способ выплат — пожизненные ежемесячные выплаты или выплаты в течение не менее 10 лет. НПФ вправе предложить и иные варианты выплат, в том числе единовременную.
Все взносы, включая доход от их инвестирования, застрахованы государством на сумму до 2,8 млн рублей.
Страховые премии | Количество договоров | Выплаты | Капитал* |
---|---|---|---|
2,3 трлн ₽
1,8 трлн ₽ (2022)
|
301 млн ед.
241 млн ед. (2022)
|
1 044 млрд ₽
893 млрд ₽ (2022)
|
1 127 млрд ₽
585 млрд ₽ (2022)
|
Страховой рынок адаптировался к новой экономической ситуации. Запас капитала страхового сектора остался на высоком уровне даже после планового повышения риск-коэффициентов, произошедшего в июле 2023 года.
С начала 2023 года стали применяться новые подходы к расчету страховых резервов. Они позволяют получать более информативную оценку финансовой устойчивости страховщиков. Многие компании смогли высвободить часть капитала (за счет этого фактора собственные средства страховщиков в целом по рынку увеличились на 9%) и использовать ее для расширения страховой деятельности.
Крупные и санкционные риски страховщики имеют возможность перестраховывать внутри России — в АО РНПК (Акционерное общество «Российская Национальная Перестраховочная Компания»).
Для расширения возможностей страхования жизни и привлечения долгосрочных инвестиций в экономику страны принят разработанный с участием Банка России закон, позволяющий страховщикам с 1 января 2025 года осуществлять долевое страхование жизни. Этот продукт сочетает в себе классическое страхование жизни клиента и управление его вложениями в паи паевых инвестиционных фондов.
Для поддержки структурной трансформации экономики снижены требования к покрытию рисков по вложениям страховщиков с высоким уровнем финансовой устойчивости в проектные облигации высокого кредитного качества.
В целом по стране обеспечен высокий уровень доступности ОСАГО, в том числе благодаря работе перестраховочного пула, реализации мер по борьбе с мошенничеством в сфере ОСАГО, а также проведению надзорных мероприятий Банка России. В 2023 году количество жалоб на отказ в заключении договора ОСАГО снизилось почти в 4 раза. Количество субъектов Российской Федерации, которые находятся в высокорисковой зоне с точки зрения мошенничества в ОСАГО, сократилось с 12 до 5.
С июля 2023 года автовладельцы получили возможность дистанционно урегулировать убытки в ОСАГО, подав заявление через портал «Госуслуги», если ДТП было оформлено по европротоколу. За первые полгода работы данного сервиса таким образом было направлено более 6 тыс. заявлений.
Принят закон о краткосрочных полисах ОСАГО — со сроками страхования от 1 дня до 3 месяцев. Приобретать их автовладельцы могут с марта 2024 года.
Портфель займов МФИ* | Объем займов, выданных МФИ / в том числе онлайн | Объем займов, выданных МФО субъектам МСП** / в том числе онлайн |
---|---|---|
553 млрд ₽
465 млрд ₽ (2022)
|
1,28 трлн ₽ /
0,76 трлн ₽ 1,1 трлн ₽ / 0,51 трлн ₽ (2022)
|
105 млрд ₽ /
42 млрд ₽ 70 млрд ₽/ 9 млрд ₽ (2022)
|
В 2023 году продолжилась работа, направленная на поддержку финансирования малого и среднего бизнеса сектором МФО. Объем займов, выданных на ведение бизнеса микрофинансовыми организациями, увеличился на 50%. Другое важное направление, которое было в фокусе внимания Банка России в 2023 году, — снижение долговой нагрузки заемщиков — физических лиц.
При этом драйвером развития рынка микрофинансирования по-прежнему является сегмент МФО. Его основу составляют МФО, которые имеют высокотехнологичные платформы для поиска клиентов, скоринга и выдачи займов в дистанционном режиме. Данные компании обеспечивают доступность средств для граждан и предпринимателей, многие из таких компаний интегрированы в крупнейшие маркетплейсы.
Государственные (муниципальные) МФО, которые, поддерживая малый бизнес, предоставляют займы по достаточно низким процентным ставкам, включены в национальную гарантийную систему поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП). Это расширяет доступ бизнеса к заемным средствам. Кроме того, чтобы стимулировать участие МФО в кредитовании МСП, с 1 октября 2024 года устанавливается пониженный размер резервов на возможные потери по займам на предпринимательские цели, обеспеченным поручительством или независимой гарантией региональной гарантийной организации. Это позволит уменьшить давление резервов по таким займам на капитал компаний.
Для ограничения долговой нагрузки граждан с 1 июля 2023 года дополнительно снижена максимальная сумма переплаты по займу (до 130%) и максимальный размер ежедневной процентной ставки (до 0,8%). С 1 октября 2024 года возрастает нагрузка на МФО, выдающие займы с полной стоимостью 250% и более, так как Банк России обязал формировать повышенные резервы по таким займам. Данная мера обладает высокой чувствительностью для рынка, МФО будут вынуждены продолжать снижать ставки.
В качестве дополнительных мер по защите граждан от мошенников, берущих на чужое имя онлайн-микрозаймы, Банк России ввел обязанность для МФО при выдаче таких займов проводить верификацию данных о заемщике, используя как минимум пять критериев проверки его личности.
Подготовлен законопроект, который поможет сократить недобросовестные практики на рынке кредитной кооперации. Предполагается, что будут установлены требования к деловой репутации руководства кредитных потребительских кооперативов (КПК), а в принятии решений по допуску КПК на рынок будут участвовать саморегулируемые организации. Это поможет пресечь схемы, когда организационно-правовую форму КПК используют при выходе на рынок мошенники.
Банк России придает большое значение развитию национальной инфраструктуры финансового рынка, появлению на нем новых игроков. Это залог устойчивости рынка и внедрения инноваций, снижения издержек и повышения финансовой доступности.
Инновационной частью этой инфраструктуры стал рынок цифровых финансовых активов (ЦФА). В 2023 году появилось семь новых операторов, обеспечивающих выпуск ЦФА, и первый оператор обмена ЦФА.
Наблюдается существенный рост выпусков ЦФА. В качестве ключевых свойств этого инструмента участники рынка отмечают гибкость конструирования удостоверяемых прав, скорость выпуска, а также автоматизированное исполнение обязательств.
Ускоренными темпами продолжилась работа по формированию системы национальных финансовых / товарных индикаторов и кредитных рейтингов. Это способствует повышению доверия на финансовом и товарном рынках, более эффективному управлению рыночными рисками и построению экономических прогнозов независимо от иностранных поставщиков подобной информации.
В 2023 году межведомственная рабочая группа, в которой участвует Банк России, одобрила пять методик расчета товарных индикаторов. Всего по одобренным методикам формируется порядка 100 товарных индикаторов — индексы на бензин, золото, пшеницу, сахар, подсолнечное масло и другие товары. Индикаторы используются для обеспечения участников рынка информацией о ценах и инструментах хеджирования, а также применяются в правовом регулировании и налогообложении.
Кредитные рейтинги — важный ориентир для участников финансового рынка. Рейтинговая оценка может быть использована потенциальными инвесторами для принятия решения о размещении средств в активы. Банк России совместно с регуляторами стран ЕАЭС инициировал проект по взаимному использованию в регулировании кредитных рейтингов, которые присваивают национальные рейтинговые агентства.
Первым результатом этой работы стало решение регулятора Республики Казахстан использовать в регулировании рейтинги российского агентства АКРА (АО). Теперь российские и зарубежные компании с рейтингом АКРА (АО) получили больше возможностей по привлечению финансирования от казахстанских институциональных инвесторов.
В 2023 году объем выпусков ЦФА существенно вырос
Расширяется рынок финансовых и инвестиционных платформ
Повестка устойчивого развития сохраняет свою актуальность. Компании из дружественных стран все больше обращают внимание на то, учитывают ли их контрагенты повестку устойчивого развития и климатическую повестку, что влияет на конкурентоспособность российских компаний на мировом рынке. Кроме того, физические и переходные климатические риски транслируются в традиционные категории рисков и влияют на деятельность компаний реального сектора, а через них — на стабильность финансовой системы.
Поэтому Банк России содействует трансформации бизнеса отечественных компаний и продолжает создавать условия для развития в стране рынка финансирования устойчивого развития.
Сектор устойчивого развития Московской Биржи за год вырос почти на 50% и на конец декабря 2023 года составил 435 млрд рублей.
При продвижении ESG-повестки и развитии оценочного инструментария Банк России придерживается мягкого регулирования: развивает методологическую базу по вопросам корпоративного управления, раскрытия информации об устойчивом развитии, управления климатическими рисками.
В 2023 году Банк России опубликовал ряд рекомендаций в области устойчивого развития: по разработке методологий и присвоению ESG-рейтингов в области корпоративного управления, раскрытию информации для финансовых организаций, учету климатических рисков для финансовых организаций.
Участники рынка постепенно внедряют изменения в области устойчивого развития. Так, 90% компаний из котировальных списков первого и второго уровня включили в свои отчеты за 2022 год информацию в области устойчивого развития в соответствии с ранее опубликованными рекомендациями Банка России. В 2023 году регулятор также рекомендовал раскрывать информацию об устойчивом развитии финансовым организациям.
Банк России рекомендовал банкам, управляющим компаниям, негосударственным пенсионным фондам, страховщикам при продаже продуктов устойчивого развития доводить до клиентов информацию об особенностях, возможностях и рисках, связанных с такими продуктами.
Банк России продолжил работу в области оценки и регулирования рисков, связанных с окружающей средой (то есть экологических рисков и рисков, связанных с изменением климата или мерами по минимизации его последствий). Регулятор опубликовал рекомендации по учету климатических рисков для финансовых организаций.
Был проведен стресс-тест переходных рисков нефинансового и банковского сектора до 2040 года. Результаты показали, что банкам следует наладить управление климатическими рисками в соответствии с рекомендациями Банка России, в том числе помогать клиентам из «коричневых» секторов экономики перестроить свои бизнес-модели в условиях энергоперехода и диверсифицировать собственный кредитный портфель.
Банк России подготовил первый этап обучающей программы «ESG, устойчивое развитие и изменение климата» в формате дистанционного курса, он доступен на учебном портале Университета Банка России (finclass.info).
С 1 сентября 2023 года запущен двухлетний эксперимент по использованию инструментов партнерского финансирования в четырех регионах: Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Татарстан и Чеченской Республике.
Партнерское финансирование не предусматривает получения инвестором доходов в виде процентов от переданных клиентам средств. Например, к партнерскому финансированию относятся приобретение и передача клиенту актива в пользование или собственность за вознаграждение на условиях рассрочки и отсрочки платежа; финансирование производственной и торговой деятельности через участие в капиталах; предоставление определенных форм поручительств. Таким образом, реализуется принцип партнерства — распределения между клиентами и инвесторами как доходов, так и рисков.
Наряду с развитием традиционных финансовых услуг, эти инструменты могут стать дополнительным способом финансирования экономического развития. Кроме того, они могут создать условия для привлечения иностранных инвестиций и расширения географии внешней торговли.
Эксперимент поможет определить масштабы востребованности новых финансовых инструментов у участников рынка и увеличить доступность подобных услуг для российских граждан, а также малого и среднего бизнеса. На конец года в реестр участников эксперимента по партнерскому финансированию было включено семь организаций.
В 2025 году Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации, в состав которого включены представители центрального аппарата Банка России, а также территориальных учреждений Банка России, оценит эффективность и результативность проведения эксперимента, а также необходимость внедрения специального регулирования в законодательство Российской Федерации.
Объем подозрительных операций с признаками вывода денежных средств за рубеж | Объем подозрительных операций по обналичиванию* | Объем обналичивания с помощью исполнительных документов | Объем обналичивания с помощью платежных карт компаний и ИП |
---|---|---|---|
31 млрд ₽
—15% к 2022 году
|
82 млрд ₽
—11% к 2022 году
|
4 млрд ₽
снижение в 2,7 раза к уровню 2022 года
|
15 млрд ₽
—44% к 2022 году
|
Регулятор и банки проводили работу по противодействию схемам по отмыванию денег. Объем подозрительных операций по обналичиванию снизился, при этом масштабы обналичивания с помощью исполнительных документов сокращались второй год подряд. Банки эффективно пресекали и обналичивание с помощью платежных карт компаний и индивидуальных предпринимателей — объем стал меньше после роста в 2022 году. Объем подозрительных операций с признаками вывода денежных средств за рубеж тоже сократился.
Важным инструментом борьбы с отмыванием незаконных доходов стала платформа «Знай своего клиента». Этот сервис Банка России распределяет всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по трем уровням риска проведения подозрительных операций (высокий, средний, низкий) и ежедневно предоставляет данную информацию банкам. Как результат, банки могут сосредоточить внимание на операциях клиентов с высоким уровнем риска и не допускать вывода денег в теневой сектор экономики. Подавляющая часть компаний и предпринимателей (около 97%) находятся в «зеленой» группе и не требуют повышенного внимания со стороны банкиров. В итоге снижаются расходы добросовестного бизнеса на взаимодействие с банками.
В ноябре 2023 года вступил в силу закон, который наделяет ФНС России полномочиями по исключению из ЕГРЮЛ и ЕГРИП субъектов, имеющих высокий уровень риска, присвоенный одновременно кредитной организацией и Банком России, и не воспользовавшихся механизмом реабилитации либо не реабилитированных. Это станет барьером для компаний-однодневок, которые создаются для отмывания денег, что будет способствовать дальнейшему снижению объемов подозрительных операций.
Приоритетным направлением работы Банка России и кредитных организаций является борьба с высокорисковыми эквайринговыми и P2P-операциями, через которые проводятся расчеты российских граждан с теневым бизнесом и по сделкам с криптовалютой. Такие операции проводятся в основном по счетам подставных физических лиц — дропов, передающих третьим лицам управление своими банковскими картами и доступ к банковскому приложению.
Переводы в адрес нелегальных структур несут для граждан высокие риски потери денежных средств. Деятельность самих участников теневого бизнеса ведется за рамками правового поля или на его неурегулированной границе. Одним из шагов в борьбе с такими операциями стали рекомендации Банка России, которые направлены на внедрение банками контрольных процедур по выявлению нетипичных эквайринговых операций в интернет-коммерции.