Итоги работы Банка России 2020: коротко о главном
Ускорение кредитования экономики
Рост портфеля корпоративных кредитов | Рост портфеля кредитов малому бизнесу |
---|---|
9,9%
5,8% (2019)
|
22,6%*
12,4 % (2019)
|
Пандемия и пришедшие с ней высокая неопределенность, разрыв экономических связей, огромные потери целых секторов глобальной экономики создавали серьезные угрозы для финансовой стабильности. В II квартале 2020 года прогнозы относительно развития ситуации с пандемией коронавирусной инфекции звучали по-разному. Одни эксперты ожидали возвращения к нормальной жизни через несколько месяцев после установления в Cеверном полушарии теплой погоды. Другие говорили о 1,5 — 2 годах пандемии и необходимости жестких ограничительных мер на весь период до изобретения вакцины и массовой вакцинации.
Такая неопределенность привела к высокой волатильности практически на всех рынках. В апреле 2020 года котировки цен на нефть марки Urals уходили даже в отрицательную область. Ситуация несколько нормализовалась только после заключения нового соглашения ОПЕК+.
Другая особенность ситуации прошлого года — практически мгновенное распространение кризисных явлений в реальном секторе. Ограничительные меры, введенные и в России, и в мире в II квартале 2020 года, практически полностью остановили целые отрасли экономики: услуги, пассажирские авиаперевозки и так далее. Многие предприятия утратили источники выручки. Правительство Российской Федерации оперативно приняло программы поддержки. Это позволило экономике менее болезненно пройти данный период, удержать от критического падения доходы граждан и потребительский спрос.
В таких условиях Банк России поставил перед собой три задачи.
Первая — стабильность самих финансовых институтов, облегчение прохождения финансовым сектором периода повышенной волатильности.
Вторая — реструктуризация кредитов физических и юридических лиц, пострадавших от пандемии. Временное снижение долгового бремени — по сути, эквивалент дополнительных выплат. В условиях отсутствия выручки, источников дохода эта мера позволяла оказать значимую поддержку экономике и гражданам.
Третья задача — продолжение кредитования. Часть секторов экономики могли продолжать работать в условиях ограничительных мер, но испытывали необходимость в заемных средствах, чтобы покрыть кассовые разрывы. Некоторые секторы приостановили деятельность из‑за ограничительных мер. Такая консервация бизнеса на несколько месяцев требовала кредитов на заработные платы, оплату услуг, в том числе коммунальных, и так далее. Благодаря антикризисным мерам Банка России и Правительства Российской Федерации удалось не только не допустить сокращения кредитного портфеля малого и среднего бизнеса (МСП), но и обеспечить его рост, превосходящий по темпам рост 2019 года. Другим секторам в этот период нужны были ресурсы для наращивания производства из‑за резко выросшего спроса: например, это касалось производителей антисептических средств, гигиенических масок.
Банк России принял следующие меры:
- Ввел регуляторные послабления для облегчения прохождения острой фазы кризиса банками и другими финансовыми институтами. Это позволило, например, в регуляторных целях использовать фиксированные значения обменного курса, стоимости ценных бумаг на балансе, что снижало чувствительность финансового сектора к рыночной волатильности. Для системно значимых кредитных организаций были смягчены требования по соблюдению норматива краткосрочной ликвидности и упрощен доступ к безотзывной кредитной линии.
- Банки получили возможность до 1 апреля 2021 года временно не увеличивать резервы по реструктурированным кредитам1, причем по реструктуризациям как в рамках закона2, так и по собственным программам. Благодаря этому банки не испытывали дополнительного давления на капитал и могли реструктурировать кредиты широкому кругу заемщиков без рисков утраты финансовой устойчивости и не в ущерб выдаче новых кредитов.
- Банк России частично распустил накопленные макропруденциальные буферы (дополнительные запасы капитала в банковском секторе на случай кризисных явлений), что способствовало выдаче новых кредитов. С апреля был полностью распущен буфер по ипотечным кредитам в размере 126 млрд рублей, а в сентябре частично распущен буфер по необеспеченным потребительским кредитам на 168 млрд рублей.
- В кредитовании физических лиц Банк России адаптировал регулирование таким образом, чтобы банки могли расширить кредитование заемщиков с низким показателем долговой нагрузки. Это, с одной стороны, позволило гражданам использовать кредитный ресурс для сохранения уровня потребления, с другой, — не создало дополнительных рисков для социальной и финансовой стабильности. При этом адресные социальные меры со стороны Правительства Российской Федерации давали поддержку тем людям, которым брать кредит в условиях пандемии было бы крайне опасно, поскольку в будущем это могло значительно ухудшить их материальное положение.
1 До 01.04.2021 в части заемщиков — нефинансовых организаций (за исключением МСП), до 01.07.2021 в части заемщиков — субъектов МСП и физических лиц.
2 Федеральный закон от 03.04.2020 № 106‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа».
Банковский сектор
Капитал | Кредитный портфель | Вклады населения |
---|---|---|
Запас капитала банков
5,8 трлн ₽
5,3 трлн ₽ (2019)
|
64,8 трлн ₽
56,7 трлн ₽ (2019)
|
(без счетов эскроу)
32,8 трлн ₽
30,4 трлн ₽ (2019)
|
Российская банковская система успешно справилась с вызовами 2020 года благодаря накопленному в последние годы запасу прочности, выводу с рынка слабых и вовлеченных в сомнительные операции банков. В результате российские банки имели достаточный запас капитала, чтобы проводить реструктуризации кредитов заемщиков, пострадавших от пандемии, и наращивать кредитование. Дополнительную поддержку банкам оказали введенные временные регуляторные послабления, роспуск макропруденциальных буферов и ускоренный переход на стандартизированный подход к оценке кредитного риска. Совокупный эффект от этих мер — высвобождение капитала на сумму более 1 трлн рублей, что равносильно увеличению потенциала кредитования на сумму до 10 трлн рублей.
По итогам 2020 года корпоративные кредиты выросли на 9,9%1, что значительно выше, чем за 2019 год (5,8%). Пиковые выдачи пришлись на весну, когда бизнес наиболее остро нуждался в финансовых ресурсах. Значимым фактором роста корпоративного портфеля оставалось проектное финансирование строительства жилья. Оно является одним из самых быстрорастущих корпоративных сегментов (рост в 3,5 раза в 2020 году) из‑за перехода на новый механизм финансирования — банковские кредиты и счета эскроу.
Кредиты субъектам МСП в 2020 году выросли на 19,7%2 (без учета ВЭБ.РФ и с исключением влияния валютной переоценки), их объем достиг 5,8 трлн рублей, а средняя процентная ставка по кредитам снизилась на
Розничные кредиты в 2020 году выросли на 13,5%, в то время как за 2019 год — на 18,6%. Резкий спад произошел в апреле (-0,7%), в основном в сегменте необеспеченных потребительских кредитов, учитывая рост неопределенности в начале пандемии. Но уже с июля наблюдались повышенные темпы роста. Это связано с восстановлением деловой активности после отмены жестких ограничительных мер, смягчением денежно-кредитных условий, а также действием льготных программ в ипотеке.
Прирост ипотечного кредитного портфеля банков по итогам 2020 года составил около 21%3, его общий объем достиг 9,5 трлн рублей (47% от розничных кредитов). Около 30% выдач ипотеки осуществлялось в рамках госпрограмм, в том числе «Льготной ипотеки 6,5%».
Несмотря на объективные трудности, с которыми столкнулись из‑за пандемии заемщики банков, доля проблемных и безнадежных ссуд за 2020 год в корпоративном портфеле снизилась до 9,9% (с 11,0%). В сегменте необеспеченных потребительских кредитов доля неработающих кредитов (просроченных более 90 дней) выросла до 8,8% (с 7,5%), что можно считать приемлемым ростом с учетом обстоятельств, а в ипотечном портфеле — осталась на уровне ниже 1,5%. Проблемные кредиты не представляют большого риска, поскольку надежно покрыты резервами: корпоративные кредиты — на 75%, розничные — на 88% (с учетом всех резервов по портфелю — на 98 и 111% соответственно).
Реструктуризация кредитов — один из ключевых каналов поддержки населения и бизнеса в пандемию со стороны банковской системы. Всего с конца марта 2020 года общий объем реструктурированных в связи с пандемией кредитов составил к концу года около 7,2 трлн рублей (11% совокупного кредитного портфеля банков). Реструктуризации не представляют системного риска для банков. С учетом уже созданных резервов по этим кредитам дополнительный объем резервирования может достичь 1,4 трлн рублей (всего около 2% совокупного кредитного портфеля при текущей прибыльности и запасе капитала в 5,8 трлн рублей).
Даже на фоне снижения ставок в экономике в прошлом году банки не испытывали сложностей с фондированием. Общий приток средств на счетах был больше, чем в 2019 году. Однако рост вкладов населения (без учета счетов эскроу) замедлился (до 4,2% в 2020 году — с 9,7% в 2019 году). Это связано с оттоками в весенние месяцы после ввода ограничений, а также ростом спроса на альтернативные инвестиции. Но значительно выросли средства юридических лиц — на 16% (на 7% в 2019 году). Счета эскроу, которые характеризуют вложения населения в недвижимость, выросли за 2020 год более чем на 1 трлн рублей на фоне активных продаж строящегося жилья, поддерживаемых в том числе ипотечным кредитованием.
За 2020 год прибыль банковского сектора составила 1,6 трлн рублей (доходность на капитал — 16% в годовом выражении), что на 6% ниже прибыли за 2019 год.
Оперативные меры по настройке регулирования Банка России были сосредоточены на минимизации последствий пандемии для банков и их заемщиков.
Так, Банк России предоставил кредитным организациям временную возможность не увеличивать резервы по реструктурированным ссудам4, чтобы банки охотнее шли навстречу заемщикам, оказавшимся в трудной ситуации.
Была снижена ставка страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов5, а также смягчен подход к критериям для уплаты повышенной дополнительной ставки страховых взносов6. За счет полученной экономии банки могли увеличить объем кредитования реального сектора экономики.
Регулятор уже в марте 2020 года оперативно принял решение по смягчению порядка соблюдения норматива краткосрочной ликвидности, а также расширению возможностей получения безотзывных кредитных линий Банка России.
Кроме того, Банк России распустил часть макропруденциальных надбавок, что облегчило банкам бремя по досозданию резервов.
Эти и некоторые другие меры, своевременно принятые Банком России, позволили не только более или менее безболезненно преодолеть возникшие экономические проблемы, но и поддержать развитие банковской системы.
В целях более точной настройки оценки риска Банк России продолжил совершенствовать банковское регулирование. Был реализован новый стандартизированный подход к оценке кредитного риска по корпоративным заемщикам, ипотеке и таким приоритетным направлениям, как кредитование МСП и проектное финансирование. Кроме того, были снижены требования к формированию резервов по кредитам субъектам МСП при наличии гарантии АО «Корпорация «МСП». Эти решения дали возможность высвободить капитал и стимулировать развитие данных направлений кредитования за счет применения более низких риск-коэффициентов и снижения размеров формируемых резервов.
Регулятор также утвердил новые стандарты в области управления операционным риском. Их применение позволит более точно рассчитывать требования к капиталу с учетом понесенных потерь от реализации событий операционного риска.
В области банковского надзора Банк России ввел временные меры, снижающие надзорную нагрузку на кредитные организации. В острой фазе кризиса приостанавливались инспекционные проверки, было максимально сокращено количество регулярных запросов либо значительно увеличены сроки предоставления ответов, продлены сроки составления и представления в Банк России регулярной пруденциальной отчетности.
Постоянный мониторинг ситуации в банках проводился на основании внутренних данных и управленческой отчетности банков, а также с помощью анализа новостей, информации с сайтов кредитных организаций, жалоб клиентов на работу банков.
Дальнейшее развитие получила практика консультативного надзора для предотвращения негативных тенденций и явлений в деятельности кредитных организаций. Большое внимание уделялось адаптации банков к влиянию пандемии на их деятельность.
При этом результаты надзорного стресс-тестирования крупнейших банков (с общей долей в активах более 80%), проведенного Банком России, показали достаточно высокую стрессоустойчивость сектора, хотя ситуация несколько различается от банка к банку.
1 Здесь и далее в разделе показатели прироста по банковскому сектору приведены с исключением влияния валютной переоценки по кредитным организациям, действовавшим на последнюю отчетную дату (включая ранее реорганизованные банки).
2 Прирост кредитов МСП с учетом данных ВЭБ.РФ без исключения валютной переоценки составил 22,6%.
3 Данные приведены с поправкой на секьюритизированные кредиты.
4 Кредитным организациям была предоставлена возможность в целях формирования резервов на возможные потери принимать решение о неухудшении оценки финансового положения заемщиков, качества обслуживания долга и (или) категории качества по ссудам, прочим активам и условным обязательствам кредитного характера, специфика реализации которых определяется направлением деятельности заемщиков и особенностями программ, в рамках которых банками осуществляется реструктуризация ссудной задолженности. Они действуют до 01.04.2021 в части заемщиков — нефинансовых организаций (за исключением МСП) и до 01.07.2021 в части заемщиков — субъектов МСП и физических лиц.
5 Новый уровень ставок начал применяться с III квартала 2020 года, также было предусмотрено его распространение на I и II кварталы.
6 Банки будут уплачивать повышенную дополнительную ставку страховых взносов при сомнительной или неудовлетворительной оценке показателя системы управления рисками (ПУ4) и (или) показателя состояния внутреннего контроля (ПУ5) на дату оценки в течение двух последовательных отчетных кварталов (вместо одного квартала, как это было установлено ранее).
Страхование
Страховые премии | Выплаты | Количество договоров |
---|---|---|
1 538,7 млрд ₽
1 481,2 млрд ₽ (2019)
|
658,5 млрд ₽
610,9 млрд ₽ (2019)
|
175,1 млн
208,1 млн (2019)
|
Одним из ключевых событий на страховом рынке в 2020 году стала индивидуализация тарифов ОСАГО. Благодаря принятому по инициативе Банка России закону1 страховые компании с сентября 2020 года стали определять стоимость страхового полиса в зависимости от факторов, характеризующих каждого водителя. Такой подход позволяет страховщикам назначать более низкий тариф аккуратным водителям и более высокий — тем, кто водит рискованно и нарушает правила дорожного движения. Это привело к снижению средней премии по ОСАГО для легковых автомобилей физических лиц за сентябрь-декабрь по сравнению с августом.
В 2020 году Банк России разработал предложения по совершенствованию законодательства, которые предусматривают создание системы гарантирования на рынке страхования жизни. Это позволит обеспечить сохранность вложений граждан, застраховавших свою жизнь, и повысить уровень доверия к институту формирования долгосрочных накоплений через страховые компании. Концепция системы предполагает гарантию денежных прав клиентов лишившегося лицензии страховщика на сумму до 1,4 млн рублей (в случае смерти застрахованного — до 10 млн рублей).
Кроме того, Банк России продолжил принимать меры по повышению надежности участников страхового рынка. Было издано положение, которое устанавливает новые подходы к определению финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков, методику определения собственных средств и учитывает риск изменения стоимости активов при определении достаточности капитала.
Банк России опубликовал концепцию новых требований к расчету страховых резервов, которые позволят точнее рассчитывать величину страховых обязательств и, соответственно, более правильно оценивать финансовую устойчивость страховщиков.
Важной вехой для сектора стал принятый в 2020 году федеральный закон2, который усиливает полномочия Банка России по надзору за страховщиками, в том числе для предотвращения вывода средств из компаний, где работает временная администрация.
В период пандемии Банк России принял меры по поддержке граждан — клиентов страховых компаний. Так, с 1 марта по 30 сентября полис ОСАГО можно было купить без диагностической карты или свидетельства о техосмотре (с последующим предоставлением этих документов страховщику). Также регулятор рекомендовал страховщикам по просьбе клиентов продлевать сроки урегулирования страховых случаев и давать им отсрочки платежа по договорам добровольного страхования, не начисляя пени и неустойки за ненадлежащее исполнение таких договоров на период временной нетрудоспособности страхователя до конца 2020 года. Кроме того, Банк России принял надзорные послабления для снижения негативных последствий пандемии для самих страховщиков.
В 2020 году Банк России продолжил анализировать рынок инвестиционного (ИСЖ) и накопительного (НСЖ) страхования жизни. Эти страховые продукты являются востребованными, однако зачастую их продажи сопровождаются введением потребителей в заблуждение по поводу особенностей и основных характеристик предлагаемых полисов (мисселинг). С III квартала 2020 года мониторинг ИСЖ и НСЖ проводится ежемесячно. Анализ показал, что рынок ИСЖ сокращается в пользу рынка НСЖ: за 2020 год сборы составили 189 млрд рублей (-6% по сравнению с 2019 годом) и 137 млрд рублей (+25% по сравнению с 2019 годом) соответственно. Средняя доходность по полисам ИСЖ, завершившимся в течение 2020 года, достигла 4,6% годовых по трехлетним полисам и 3,2% годовых — по пятилетним.
Банк России планирует выстраивать регулирование инвестиционного компонента в ИСЖ по аналогии со структурными продуктами, в том числе чтобы избежать арбитража. Для этого необходимо принять законодательные решения, устанавливающие равные со структурными продуктами ограничения на продажи ИСЖ неопытным инвесторам. Кроме того, Банк России намерен определить дополнительные требования к раскрытию информации о доходности ИСЖ и НСЖ и к тому, какие риски обязательно должны входить в страховое покрытие.
Несмотря на пандемию, страховой рынок оставался прибыльным сегментом финансового рынка. За 2020 год чистая прибыль составила 201,3 млрд рублей, страховые премии выросли на 3,9% (1538,7 млрд рублей) по сравнению с 2019 годом.
1 Федеральный закон от 25.05.2020 № 161‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
2 Федеральный закон от 22.12.2020 № 442‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения обеспечительных мер, направленных на сохранение имущества субъекта страхового дела в целях исполнения его обязательств».
Негосударственные пенсионные фонды и инвестиционные фонды
Объем пенсионных накоплений НПФ |
Объем пенсионных резервов НПФ |
Капитал и резервы НПФ |
Заявления о досрочной смене страховщика ОПС |
---|---|---|---|
2 973 млрд ₽
2 854 млрд ₽ (2019)
|
1 493 млрд ₽
1 414 млрд ₽ (2019)
|
479 млрд ₽
461 млрд ₽ (2019)
|
113 тыс.
260 тыс. (2019)
|
Во время пандемии негосударственные пенсионные фонды (НПФ) показали устойчивость портфелей даже в I квартале, когда наблюдался наибольший провал на фондовых рынках. По итогам 2020 года средневзвешенная доходность НПФ превысила инфляцию и по пенсионным накоплениям составила 7,2%, а по пенсионным резервам — 5,8%.
Банк России продолжает отслеживать, как НПФ вкладывают пенсионные средства. Они должны инвестироваться на наилучших доступных условиях. В III квартале была утверждена методика контроля сделок НПФ с акциями в дополнение к уже действовавшей методике оценки сделок с облигациями и депозитами. В течение года регулятор выявил единичные сделки, совершенные НПФ с нарушением фидуциарных обязанностей. По итогам надзорной работы все фонды согласились с аргументами Банка России и добровольно полностью возместили ущерб в состав пенсионных средств.
Проблема досрочных переходов граждан между страховщиками в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) в 2020 году стала терять остроту. Наметилась тенденция к устойчивому снижению количества таких переходов, а также нарушений прав клиентов НПФ. По данным ПФР, в 2020 году граждане подали 113 тыс. заявлений о досрочной смене страховщика ОПС, что в 2 раза меньше, чем в 2019 году, и в 44 раза меньше, чем в 2017 году.
В 2020 году были подготовлены предложения по совершенствованию законодательства, которые предусматривают создание системы гарантирования прав участников негосударственного пенсионного обеспечения. Это позволит усилить защиту прав клиентов пенсионных фондов, укрепить доверие к отрасли и стимулировать граждан повышать свой будущий уровень благосостояния с помощью негосударственной пенсии.
Также продолжалась работа над введением процедуры санации негосударственных пенсионных фондов, по итогам которой в 2021 году Государственная Дума приняла соответствующий закон. Теперь у Банка России появилась возможность применять механизм финансового оздоровления для предупреждения банкротства НПФ.
Снижению регуляторной нагрузки и дальнейшему развитию рынка коллективных инвестиций способствовали вступившие в 2020 году в силу изменения законодательства, предусматривающие замену регистрации Банком России правил доверительного управления паевых инвестиционных фондов (ПИФ) для квалифицированных инвесторов на их согласование специализированными депозитариями. Также были подготовлены требования к таким правилам, которые с 1 февраля 2021 года заменили их типовую форму. Кроме того, Банк России ввел требования к выявлению и управлению конфликтом интересов управляющих компаний и специализированных депозитариев.
Для смягчения последствий пандемии Банк России вводил временные регуляторные и надзорные послабления для управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов.
Рынок ценных бумаг
Брокерское обслуживание | Доверительное управление |
---|---|
клиенты
9,9 млн
4,3 млн (2019)
|
клиенты
562 тыс.
341 тыс. (2019)
|
клиентские активы
14 301 млрд ₽
11 337 млрд ₽ (2019)
|
объем портфелей
1 532 млрд ₽
1 149,1 млрд ₽ (2019)
|
В 2020 году наблюдался рост интереса граждан к альтернативным вложениям на фоне снижения ставок по депозитам. Количество розничных инвесторов возросло в два с лишним раза и к концу года составило более 10 млн человек. Банк России в условиях массового притока граждан на фондовый рынок уделял большое внимание защите прав неквалифицированных инвесторов, в частности процедуре продажи им сложных инвестиционных продуктов. В течение года была проведена оценка структурных продуктов и присущих им рисков. В декабре 2020 года регулятор рекомендовал участникам рынка не продавать сложные продукты неопытным инвесторам из‑за высокого инвестиционного риска.
Для повышения финансовой устойчивости участников рынка Банк России принял ряд нормативных актов. Были изданы требования к системе внутреннего контроля профессиональных участников рынка ценных бумаг, при этом больше всего требований определено для крупных компаний. Также Банк России установил обязательный норматив краткосрочной ликвидности для брокеров, которые используют средства клиентов в своих интересах. С 1 октября 2021 года они должны будут держать запас высоколиквидных активов, который позволит им продолжать работу в течение месяца в случае существенного оттока денежных средств.
В декабре 2020 года Банк России утвердил новую редакцию Базового стандарта совершения брокером операций на финансовом рынке. Он определяет, как именно брокер должен перед каждой сделкой информировать клиента о дополнительных данных о ней.
Микрофинансирование
Портфель займов МФИ* | Займы МСП в портфеле МФИ | Объем выданных займов МФИ за год |
---|---|---|
352 млрд ₽
318 млрд ₽ (2019)
|
77 млрд ₽
55 млрд ₽ (2019)
|
711 млрд ₽
722 млрд ₽ (2019)
|
В 2020 году были приняты федеральные законы, которые закрепили важные изменения на микрофинансовом рынке, такие как разделение полномочий надзора за деятельностью участников микрофинансового рынка в зависимости от рисков, которые для них характерны. Согласно новому законодательству, саморегулируемым организациям (СРО) были переданы более широкие полномочия в части сбора отчетности и контроля за МКК, малыми КПК и СКПК с числом членов и ассоциированных членов менее 3000. Кроме того, закон усовершенствовал принципы объединения членов КПК (пайщиков)1. Для СКПК с числом членов менее 200 и СКПК последующего уровня была исключена обязанность соблюдения отдельных финансовых нормативов. Законодательная работа в сегменте кредитной потребительской кооперации будет продолжена.
Самые существенные изменения произошли на рынке ломбардов. Была введена процедура их допуска на финансовый рынок, установлен порядок ведения государственного реестра ломбардов, определен размер пошлины за внесение сведений о юридическом лице в реестр, а также форма и порядок подачи ломбардом заявления об исключении сведений о нем из реестра.
В течение 2020 года по результатам надзорных мероприятий Банк России выдал МФО, КПК, СКПК, жилищным накопительным кооперативам (ЖНК) и ломбардам 2017 предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, 121 предписание об ограничении (о запрете) привлечения денежных средств, приема новых членов, выдачи займов и проведения иных операций. Кроме того, было возбуждено 17 дел об административных правонарушениях в отношении МФК, крупых КПК и их должностных лиц.
В 2020 году Банк России продолжил работу по исключению из государственного реестра МФО организаций, которые не соблюдали требования законодательства Российской Федерации, нарушали права потребителей финансовых услуг, не выполняли требования к финансовой устойчивости и надежности, не вступили в саморегулируемые организации МФО, а также не предоставили в течение года ни одного микрозайма. 185 организаций прекратили деятельность в связи с неоднократными нарушениями законодательства Российской Федерации, 353 компании добровольно прекратили деятельность, утратив статус МФО на основании собственных заявлений.
1 Федеральный закон от 13.07.2020 № 196‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Инфраструктура финансового рынка
Активы на хранении в центральном депозитраии |
Объем торгов акциями |
Кредитные истории в ЦКИИ |
---|---|---|
67,6 трлн ₽
55,5 трлн ₽ (2019)
|
36,3 трлн ₽
13,5 трлн ₽ (2019)
|
361,6 млрн ед.
341,8 млн ед. (2019)
|
В 2020 году завершилась реформа регулирования института центрального контрагента (ЦК), которая была инициирована Банком России в 2015 году. Основная задача ЦК заключается в обеспечении стабильности и бесперебойной работы всего финансового рынка. По состоянию на 1 января 2021 года статус ЦК присвоен трем организациям.
В связи со вступлением в силу законодательства1 Банк России начал выстраивать систему контроля за новыми участниками финансового рынка — операторами финансовых и инвестиционных платформ. Сейчас в реестре 3 финансовые и 35 инвестиционных платформ, которые преимущественно предлагают краудлендинг. В 2020 году также введено регулирование2 деятельности оператора информационной системы, где выпускаются цифровые финансовые активы, и оператора обмена цифровых финансовых активов.
Кредитные рейтинговые агентства расширяли спектр дополнительных услуг, в том числе за счет предоставления оценки соответствия финансовых инструментов критериям финансирования «зеленых» проектов и присвоения ESG-рейтингов. Росло количество кредитных рейтингов и методологий: присвоено 1527 кредитных рейтингов, используется 63 методологии.
Биржевая инфраструктура обеспечила бесперебойную работу фондового рынка в условиях бума частных инвесторов и наращивания объемов операций. Учетные инфраструктурные организации смогли внедрить новые электронные сервисы, позволяющие получать услуги дистанционно. Благодаря притоку инвесторов и внедрению онлайн-сервисов депозитарии нарастили клиентскую базу и количество проводимых операций, несмотря на ограничительные меры в период пандемии.
В отчетном году реализованы проекты, направленные на развитие поставочной инфраструктуры биржевого товарного рынка. Это старт торгов фьючерсом на пшеницу, который был необходим для формирования универсального ценового бенчмарка на зерно, а также запуск коммерческой балансировки газа, что позволило повысить качество его учета, а также обеспечить стопроцентное исполнение биржевых договоров.
При участии Банка России приняты изменения в Федеральный закон «О кредитных историях»3. На рынке появятся квалифицированные бюро кредитных историй (БКИ), которые станут практически в онлайн-режиме предоставлять кредиторам сведения для расчета показателя долговой нагрузки заемщика. Кроме того, все БКИ4 будут присваивать индивидуальные рейтинги гражданам для понимания ими своей кредитоспособности. Закон также расширяет надзорные полномочия Банка России в отношении БКИ.
На фоне активизации мошенников в 2020 году реализована маркировка сайтов БКИ специальным знаком в поисковой выдаче «Яндекса», подтверждающим включение организации в реестр регулятора. Продолжился рост накопления титульных частей кредитных историй в Центральном каталоге кредитных историй Банка России. Их общее количество на 1 января 2021 года составило 361,6 млн единиц.
1 Федеральный закон от 20.07.2020 № 211‑ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы», Федеральный закон от 02.08.2019 № 259‑ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2 Федеральный закон от 31.07.2020 № 259‑ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3 Федеральный закон от 31.07.2020 № 302‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О кредитных историях“ в части модернизации системы формирования кредитных историй».
4 Квалифицированные БКИ — с 01.01.2022; БКИ, не являющиеся квалифицированными, — с 01.01.2024.
Объем страховых премий за 2020 год вырос на 3,9%, рост показали практически все основные виды страхования
Стоимость чистых активов ПИФ превысила 5 трлн рублей
В 2020 году розничные инвесторы проявляли повышенный интерес к рынку ПИФ
Количество открытых индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) увеличилось более чем в 2 раза по сравнению с 2019 годом
В 2020 году наблюдался рекордный прирост активов на индивидуальных инвестиционных счетах (ИИС)
Банк России продолжил работу по предупреждению банкротства финансовых организаций и подготовке к выходу из банков, принятых на санацию. Работа в этом направлении позволила получить следующие результаты:
- Определен и начал осуществляться план реализации Банком России акций ПАО «МИнБанк».
- Завершена предпродажная подготовка «Азиатско-Тихоокеанского Банка» (АО) и начата публичная процедура сбора заявок инвесторов.
- Определены основы стратегии выхода из капитала банковской группы ПАО Банк «ФК Открытие». Для оказания содействия в продаже банков были привлечены инвестиционные консультанты. Начата подготовка к продаже в 2022 году части пакета акций банковской группы.
Банк непрофильных активов (Банк «ТРАСТ» (ПАО) в 2020 году получил около 90 млрд рублей от реализации проблемных активов.
Банк России продолжил работу по взысканию убытков, причиненных виновными действиями (бездействием) лиц, контролировавших санируемые кредитные организации. По результатам рассмотрения исков в 2020 году складывается положительная судебная практика.
Важным событием для граждан и организаций Республики Крым и города Севастополя стало предупреждение банкротства АО «Севастопольский Морской банк». В целях повышения эффективности процесса финансового оздоровления проведена реорганизация 4 банков, санируемых при участии Агентства по страхованию вкладов.
Банк России упростил доступ потребителей финансовых услуг, инвесторов и общественности к информации о структуре собственности финансовых организаций. Был установлен новый порядок раскрытия таких сведений в сети Интернет для микрофинансовых и страховых организаций, а также для управляющих компаний.
В 2020 году Банк России одобрил допуск на финансовый рынок новых субъектов — операторов инвестиционных платформ и операторов иностранных платежных систем. На рынок вышли 3 оператора финансовых платформ, один оператор иностранной платежной системы и 20 операторов инвестиционных платформ.
Важными направлениями деятельности регулятора стали формирование новых подходов к унификации требований и порядка допуска к различным видам финансовой деятельности, в том числе в уведомительном порядке при соответствии установленным требованиям, а также создание единого реестра участников финансового рынка. Новые инициативы позволят снизить нагрузку на участников при выходе на рынок, при представлении в Банк России необходимых для внесения в данный реестр сведений, а также упростить поиск информации об участниках финансового рынка и проверку легитимности их деятельности. Предложения регулятора изложены в опубликованном в 2020 году консультативном докладе «Совершенствование допуска на финансовый рынок. Новые возможности для участников». Для формирования конкурентной среды на рынке потребительского кредитования, повышения уровня прозрачности ломбардной отрасли и защищенности интересов потребителей была внедрена новая процедура выхода на финансовый рынок ломбардов, как вновь созданных, так и действующих.
В 2020 году сделан важный шаг по направлению к цифровизации взаимодействия Банка России с рыночными субъектами — запущена электронная регистрация выпусков и проспектов ценных бумаг. Представление документов в электронном виде через личный кабинет компании значительно облегчает и сокращает расходы эмитентов, оптимизирует процесс рассмотрения и хранения документов в Банке России.
В 2020 году расширились возможности для быстрого и простого создания акционерного общества. Теперь учредителям достаточно обратиться к регистратору1, который зарегистрирует выпуск акций при учреждении и предоставит документы в ФНС России для регистрации нового акционерного общества. Более 95% первичных выпусков акций созданных в 2020 году акционерных обществ зарегистрировано по этой схеме. Это подтверждает своевременность и востребованность новых правил.
Комиссия Банка России продолжила рассматривать жалобы на принятые регулятором решения о признании лиц не соответствующими квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации. В 2020 году удовлетворено 87 жалоб, в удовлетворении 54 жалоб отказано.
1 Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий ведение реестров владельцев ценных бумаг.
Комиссия Банка России в 2020 году удовлетворила 87 жалоб
Главной задачей Банка России в процессе контроля прекращения деятельности финансовых организаций является защита интересов кредиторов. Для этого Банк России в том числе контролирует деятельность конкурсных управляющих (ликвидаторов) финансовых организаций, проверяя соблюдение ими требований нормативных правовых актов Российской Федерации.
На 1 января 2021 года Банк России контролировал прекращение деятельности 486 финансовых организаций (кредитных и страховых организаций, НПФ). Из них в 421 компании (86,6%) функции конкурсного управляющего (ликвидатора) возложены на Агентство по страхованию вкладов.
К началу 2021 года впервые с 2014 года сократилось количество кредитных организаций и НПФ, находящихся в стадии ликвидации. Ликвидационные процедуры завершены в отношении 455 кредитных организаций, у которых лицензии на осуществление банковских операций были отозваны (аннулированы) начиная с 2004 года, когда был создан институт корпоративного ликвидатора. Средний процент удовлетворения требований их кредиторов составляет 42,9%, в том числе кредиторов первой очереди — 62,0%.
На начало 2021 года 486 организаций находились в стадии ликвидации
Приоритетными задачами Банка России являются устойчивое развитие финансового рынка, защита конкурентной среды и интересов потребителей финансовых услуг. Поэтому регулятор уделяет большое внимание пресечению недобросовестных практик, а также выявляет компании, которые оказывают финансовые услуги незаконно. Такая работа ведется постоянно.
Банк России в 2020 году по итогам проведенных проверочных мероприятий установил 8 фактов манипулирования рынком на биржевых торгах. Для предотвращения в дальнейшем подобных действий участникам торгов было направлено 49 предписаний, аннулировано 4 лицензии участников финансового рынка и 7 квалификационных аттестатов специалистов финансового рынка.
За торговой активностью и событиями на национальном и иностранных рынках в режиме реального времени наблюдал Ситуационный центр мониторинга биржевых торгов Банка России. Такой мониторинг позволяет своевременно реагировать на вероятные шоки и принимать меры по снижению рисков для отечественного финансового рынка. В 2020 году Банк России разработал методологию и предложил механизм, который допускает ограничение предельно возможного изменения цены на биржевых торгах из‑за агрессивного исполнения одной заявки. Это способствует минимизации аномальных всплесков волатильности на торгах, помогает защитить частных инвесторов от случайных потерь и работает на улучшение целостности рынка. По итогам обсуждения с участниками рынка такой механизм был внедрен на ПАО Московская Биржа.
Значительное внимание также уделялось вопросам развития профессиональной этики специалистов финансового рынка, внедрению этических норм и лучших практик.
Для формирования на территории Российской Федерации устойчивого, ликвидного, открытого и транспарентного валютного рынка Банк России заявил о приверженности принципам Глобального кодекса валютного рынка (FX Global Code).
Велась работа по борьбе с нелегальным предоставлением услуг на финансовом рынке и финансовыми пирамидами. По итогам рассмотрения обращений граждан, а также с использованием собственной системы мониторинга Банк России в 2020 году выявил 1549 субъектов с признаками нелегальной деятельности и финансовых пирамид. Для пресечения работы таких субъектов и их сайтов Банк России направлял информацию в Генеральную прокуратуру, правоохранительные органы, ФНС России, ФАС России, Роскомнадзор, регистраторам доменных имен.
По результатам рассмотрения обращений Банка России уполномоченные органы в 2020 году приняли 2340 мер воздействия в отношении субъектов нелегальной деятельности на финансовом рынке. Более эффективной работе в этом направлении будет способствовать Межведомственная рабочая группа по противодействию нелегальной деятельности на финансовом рынке, созданная Генеральной прокуратурой при участии Банка России.
В 2020 году Банк России выявил 1549 субъектов с признаками нелегальной деятельности и финансовых пирамид
По результатам рассмотрения обращений Банка России принято 2 340 мер воздействия
Динамика сомнительных операций
Вывод денежных средств за рубеж | Обналичивание | Транзитные операции |
---|---|---|
52 млрд ₽
66 млрд ₽ (2019)
|
78 млрд ₽
111 млрд ₽ (2019)
|
0,6 трлн ₽
0,7 трлн ₽ (2019)
|
На фоне беспрецедентных мер бюджетной поддержки экономики во время пандемии особое внимание уделялось тому, чтобы не допустить вывода в теневой оборот средств бюджета и государственных корпораций. Была продолжена системная работа, направленная на дальнейшее снижение объемов сомнительных операций в банковском секторе, сокращение масштабов обналичивания в других областях экономики — торговле, секторе услуг, платежных системах.
В результате по сравнению с 2019 годом объем вывода денежных средств за рубеж по сомнительным основаниям сократился на 21% (с 66 до 52 млрд рублей), объем обналичивания в банковском секторе — на 29% (с 111 до 78 млрд рублей), объем сомнительных транзитных операций — на 17% (с 0,7 до 0,6 трлн рублей).
В то же время Банк России принимал меры по снижению излишней нагрузки на финансовые организации при выполнении требований противолегализационного законодательства, а для добросовестных клиентов банков — по минимизации рисков отказов в проведении операции или открытии счета. Соответствующие изменения были внесены в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115‑ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Важным нововведением стала модернизация института информирования финансовыми организациями Росфинмониторинга об операциях, подлежащих обязательному контролю. Обязанность выявлять такие операции распределена между ними с учетом характера и специфики их деятельности. Уточнены также основания, по которым банки могут отказать клиенту в проведении операции. Это позволит избежать ситуаций, когда решение об отказе принимается банком для перестраховки.
Кроме того, Банк России актуализировал перечень признаков сомнительных операций — их количество сокращено на 20%. Это даст возможность оптимизировать нагрузку на кредитные организации и снизить количество необоснованных отказов.
В конце прошлого года в Государственную Думу был внесен проект закона, предусматривающий создание платформы «Знай своего клиента». Этот централизованный информационный сервис позволит банкам быстрее и эффективнее определять уровень риска клиента и одновременно снизить нагрузку на добросовестных предпринимателей, прежде всего малый бизнес, за счет сокращения дублирующих запросов от кредитных организаций и превентивных ограничительных мер из‑за технических причин. Предполагается, что в случае принятия закона в весеннюю сессию 2021 года прототип платформы будет создан уже в конце этого года.
Существенные изменения произошли и в области валютного законодательства, дальнейшая либерализация которого необходима для поддержки и развития российского экспорта. Участникам внешнеэкономической деятельности предоставлено право в определенных случаях не зачислять валютную выручку на свои счета в уполномоченных банках, а использовать механизм зачета встречных требований. Смягчен подход к применению мер ответственности за нарушение валютного законодательства. При участии Банка России приняты изменения в законодательстве, предусматривающие создание информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности. Такая система упростит взаимодействие участников с контролирующими органами, освободит их от обязанности предоставлять одни и те же подтверждающие документы и информацию агентам и органам валютного контроля.
Пандемия привела к существенному увеличению спроса на дистанционные финансовые услуги, а также усилила тренд на объединение всех возможных сервисов на одной платформе. Это не только дало дополнительный толчок развитию финансовых технологий, но и способствовало усилению рыночной власти крупнейших участников рынка с продвинутой технологической инфраструктурой и их переходу к новым бизнес-моделям (экосистемам).
Особенность России — формирование экосистем на базе кредитных организаций, поэтому поиск оптимального регулирования — это задача Центрального банка. Риски экосистем выходят за пределы финансового сектора. Необходимо найти баланс между развитием экосистем, конкуренцией между ними и нишевыми финансовыми игроками, а также глобально — между российскими и иностранными экосистемами.
В отчетном году Банк России вел подготовку консультативного доклада по подходам к регулированию экосистем, который был опубликован в начале апреля 2021 года и вынесен на общественное обсуждение. Отдельный доклад регулятора будет посвящен анализу рисков, которые принимают банки, развивающие экосистемы, и введению банковского регулирования.
По оценке Банка России1, состояние конкурентной среды в 2020 году в целом ухудшилось, прежде всего в сегментах традиционных банковских услуг физическим лицам. Однако изменения не носили критического характера. Благодаря антикризисным мерам участники финансового рынка смогли сохранить устойчивость и непрерывность своей деятельности, продолжили предоставлять широкий спектр услуг гражданам и предприятиям.
При участии Банка России велась работа по корректировке подхода к отбору банков для работы с публичными финансовыми ресурсами. Использование кредитного рейтинга в качестве критерия призвано обеспечить конкурентный доступ финансово устойчивых банков, в том числе средних и малых, к привлечению бюджетных средств, средств государственных корпораций и других.
Знаковыми событиями для развития конкуренции стали отмена «банковского роуминга» на переводы, а также запуск проекта «Маркетплейс» по дистанционной продаже услуг на финансовых платформах в режиме онлайн.
В 2020 году Банк России продал контрольный пакет акций в капитале ПАО Сбербанк Правительству Российской Федерации. Сделка состоялась по рыночной стоимости из расчета 189 рублей 44 копейки за 1 акцию. Общая сумма сделки составила 2,139 трлн рублей. Из них 1,766 трлн рублей Банк России передал в федеральный бюджет и в казну Российской Федерации денежными средствами и иными активами в рамках установленного законом алгоритма распределения финансового результата Банка России от сделки.
Выход из капитала ПАО Сбербанк был осуществлен в целях исключения конфликта интересов у Банка России при выполнении им функций регулятора и владельца крупнейшего банка и соблюдения принципа конкурентного нейтралитета — равноудаленности Банка России от поднадзорных ему организаций.
Сделка была совершена после завершения комплекса мероприятий, направленных на формирование корпоративного управления ПАО Сбербанк в соответствии с лучшими практиками в качестве публичного акционерного общества. Они нашли отражение во внутренних документах ПАО, а также в акционерном соглашении, подписанном между Банком России и Правительством.
Это позволило обеспечить преемственность в управлении крупнейшим банком и публичным акционерным обществом страны и соблюдение интересов не только финансового сектора по равным условиям взаимодействия с регулятором, но и миноритарных акционеров ПАО Сбербанк, заинтересованных в продолжении его функционирования на рыночных принципах без вмешательства мажоритарного акционера в оперативную деятельность. Так как при передаче контрольного пакета акций не произошло смены бенефициарного владельца — им была и осталась Российская Федерация, — федеральным законом была снята обязанность для приобретателя контрольного пакета выставить публичную оферту миноритарным акционерам по выкупу акций, находящихся в свободном обращении.
1 По типам финансовых услуг: «Кредитование», «Привлечение средств», «Платежи и переводы», «Инвестиционные услуги» и «Страховые услуги».
Объем операций без согласия |
Доля социальной инженерии в операциях без согласия |
Выявленные Банком России мошеннические телефонные номера |
Инициирована Банком России блокировка мошеннических сайтов |
---|---|---|---|
9,8 млрд ₽
6,4 млрд ₽ (2019)
|
61,8 %
68,6 % (2019)
|
26 397 шт.
14 152 шт. (2019)
|
7 680 шт.
8 469 шт. (2019)
|
В период пандемии кибермошенники переключили свое внимание на клиентов кредитных организаций, прежде всего граждан. Атаки киберпреступников на банки в 2020 году практически не имели успеха. Этого удалось добиться за счет развития систем управления информационной безопасностью банков и повышения профессионального уровня их сотрудников. Пресечению атак на ранней стадии способствовал также информационный обмен ФинЦЕРТ, который позволяет оперативно доводить информацию о выявляемых угрозах до всех финансовых организаций.
Для поддержания высокого уровня информационной безопасности кредитных организаций в 2020 году Банк России впервые организовал киберучения. В них приняли участие 22 банка, которые смогли отработать возможные сценарии атак и методы реагирования. Киберучения показали болевые точки, которые влияют на информационную безопасность, киберустойчивость и операционную надежность, а также помогли наметить пути совершенствования бизнес-процессов банков и нормативного регулирования. Этот формат взаимодействия планируется продолжить и в 2021 году, также будет расширен состав участников.
Развитие дистанционных финансовых услуг на фоне пандемии спровоцировало рост активности злоумышленников, направленной против граждан. Пик и по количеству несанкционированных операций, и по объему средств пришелся на конец марта — начало апреля, то есть на время максимально строгого локдауна. В 2020 году Банк России инициировал блокировку 7680 мошеннических интернет-ресурсов. Кроме того, в Генеральную прокуратуру была направлена информация о 377 доменах для проведения проверочных мероприятий и принятия соответствующих мер реагирования.
Подавляющая часть хищений в 2020 году, как и раньше, совершалась с применением методов социальной инженерии, поэтому особое внимание регулятор уделял вопросам повышения киберграмотности граждан. Это привело к снижению уровня социальной инженерии при совершении операций без согласия клиентов с 68,6 до 61,8%. Однако без изменения законодательства решение этой проблемы невозможно. На рассмотрении в Государственной Думе находятся подготовленные при содействии Банка России законопроекты, которые создают правовые основы для обмена информацией между банками и операторами мобильной связи, а также для оперативной блокировки сайтов финансовых пирамид и нелегальных участников финансового рынка. Их принятие будет способствовать сокращению финансовых потерь граждан от действий кибермошенников.