• 12 Neglinnaya Street, Moscow, 107016 Russia
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
What do you want to find?

Выступление заместителя Председателя Банка России Алексея Заботкина о проекте Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов

11 August 2023
Speech

Сегодня мы опубликовали первый проект нашего стратегического документа по денежно-кредитной политике — Основных направлений денежно-кредитной политики на предстоящие три года — с 2024 до 2026 года.

В документе учтены результаты Обзора денежно-кредитной политики. Напомню: в 2021 году мы начали проводить экономические исследования, чтобы оценить эффективность нашей денежно-кредитной политики и понять, насколько ее действующие параметры соответствуют меняющимся экономическим условиям. В этом году исследования были завершены. Полученные результаты мы опубликовали в мае и обсудили с представителями экспертного сообщества, бизнеса, общественных организаций, органов власти. Общественные консультации, которые прошли по всей стране от Калининграда до Чукотки, оказались очень полезны при подведении итогов Обзора и подготовке Основных направлений.

Начну традиционно с целей и принципов денежно-кредитной политики. Они остаются неизменными. Как и прежде, наша политика направлена на обеспечение ценовой стабильности, а именно — низкой и стабильной инфляции. При реализации денежно-кредитной политики Банк России следует стратегии таргетирования инфляции. Наши исследования подтвердили, что эта стратегия позволяет не только поддерживать низкую инфляцию в спокойные времена, но и реагировать на шоки, возникающие в кризисные периоды. И в совокупности это способствует формированию условий для сбалансированного роста экономики и ее долгосрочного развития.

Цель нашей денежно-кредитной политики остается неизменной — годовая инфляция вблизи 4%. Эта цель действует на постоянной основе.

Результаты наших исследований подтвердили, что выбор 4% в качестве цели по инфляции в 2015 году был обоснованным. При этом к концу 2021 года в российской экономике сложились предпосылки для снижения уровня цели. Однако кардинальное изменение экономических условий в 2022 году требует дополнительной осторожности при принятии такого решения. После стабилизации инфляции вблизи 4% и снижения общей экономической неопределенности мы вернемся к этому вопросу и оценим целесообразность и возможные сроки снижения уровня цели по инфляции. Когда и если такое решение будет принято, мы сообщим об этом заранее, чтобы и граждане, и бизнес успели адаптироваться к новому уровню цели и учесть это в своих экономических решениях заблаговременно.

Добиваясь ценовой стабильности, мы действуем на экономику и динамику цен прежде всего через процентные ставки. И основными инструментами денежно-кредитной политики остаются ключевая ставка и коммуникация. При этом решения по денежно-кредитной политике влияют на экономику и динамику цен через длинную цепочку взаимосвязей — так называемый трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики. При этом влияние ключевой ставки на ряд переменных изменилось. И в частности, это касается обменного курса рубля. Теперь ключевая ставка влияет на него более опосредованно. До 2022 года, при более свободном трансграничном движении капитала, решение по ключевой ставке быстро транслировалось в курс рубля напрямую через стоимость финансовых инструментов и потоки по финансовому счету. Теперь изменение ключевой ставки в большей степени реализуется через ее воздействие на внутренний спрос, а через него — на спрос на импорт и далее — на курс рубля. Влияние через канал, который связан с потоками капитала, сохраняется, но в меньшей мере, чем до 2022 года.

Мы по-прежнему придерживаемся режима плавающего валютного курса. Он позволяет экономике эффективно подстраиваться под меняющиеся внешние условия, а Банку России — проводить независимую денежно-кредитную политику.

При этом в 2023 году Банк России возобновил проведение на внутреннем валютном рынке операций, связанных с механизмом бюджетного правила. Иногда при росте волатильности на финансовых рынках мы принимаем решения о приостановке таких операций. Такие решения — о временной приостановке покупок валюты в рамках бюджетного правила — принимались в 2018, в 2020 годах. Аналогичное решение, как вы знаете, было принято на этой неделе. С 10 августа до конца текущего года Банк России не будет зеркалировать на внутренний валютный рынок те покупки валюты, которые продолжает осуществлять Минфин за счет дополнительных нефтегазовых доходов. Отложенные покупки могут быть сделаны в 2024-м и в последующие годы после возобновления регулярных покупок в рамках бюджетного правила. Точно так же, как мы выполняли покупки, которые были отложены в 2018 году, в течение 2019 года. Таким образом, данное решение не является каким-либо изменением механизма бюджетного правила. Оно лишь перераспределяет во времени связанные с ним операции Банка России на внутреннем валютном рынке.

Возвращаясь к содержанию Основных направлений. Как и прежде, при принятии решений по денежно-кредитной политике мы опираемся на комплексный анализ текущей ситуации и макроэкономический прогноз. Мы постоянно совершенствуем наш модельный аппарат — и в этом году внесли два очередных уточнения в основную прогнозную модель. Во-первых, мы внедрили в структуру модели показатель базовой инфляции, что дает возможность более явно определять внутри модели устойчивую часть инфляции, отделять ее от кратковременных колебаний цен. Во-вторых, добавили блок, посвященный рынку труда. Это улучшает понимание основных взаимосвязей в экономике и обогащает анализ.

И наконец, об одном из важнейших принципов нашей политики — информационной открытости. Эффективность ДКП зависит от доверия к ней граждан, бизнеса, участников рынка. Поэтому мы стремимся максимально оперативно и полно раскрывать информацию о принятых решениях, рассказывать о нашей оценке экономической ситуации. Как показал Обзор, прозрачность денежно-кредитной политики за последние годы возросла. И мы будем и дальше совершенствовать коммуникацию, учитывая те предложения, которые получили в ходе общественных консультаций. В частности, расширим набор публикуемых показателей макроэкономического прогноза, опубликуем код прогнозных моделей, продолжим развивать практику многослойной коммуникации, когда один и тот же материал представляется для разных наших аудиторий с разной степенью детализации. А также мы начнем раскрывать детали обсуждения решения по ключевой ставке. Мы планируем реализовать эти инициативы в первой половине 2024 года. Более точно о форматах и сроках мы сообщим дополнительно.

Теперь о ситуации в экономике и о нашем прогнозе. Адаптация экономики к новым условиям происходит быстрее, чем мы ожидали в базовом сценарии Основных направлений в прошлом году. Выпуск в базовых отраслях к середине 2023 года достиг докризисных уровней. Компании находят новых поставщиков, рынки сбыта, выстраивают новые логистические связи, налаживают расчеты. Развиваются производства, ориентированные на внутренний рынок, производства, замещающие импорт. В то же время ситуация на рынке труда становится все более напряженной: дефицит рабочей силы усиливается, безработица находится на исторически низком уровне, обновляет эти исторически низкие уровни из месяца в месяц. Это серьезное ограничение для дальнейшего расширения производства. При этом внутренний спрос растет. Потребительские настроения улучшаются. Ускоряется кредитование. Сильный совокупный спрос при ограничениях предложения ведет к усилению инфляционного давления. Одновременно активизация внутреннего спроса способствует и росту спроса на импорт, что при ограниченном экспорте выливается в ослабление рубля, которое также оказывает давление на цены. В результате в последние месяцы мы наблюдаем значительное повышение показателей текущей инфляции, в том числе и в ее устойчивой части. Существенным источником проинфляционных рисков по-прежнему остаются повышенные и незаякоренные инфляционные ожидания населения и бизнеса.

На дальнейшее развитие ситуации в российской экономике будет влиять ряд внутренних и внешних условий. С одной стороны, многое будет зависеть от того, как российская экономика продолжит адаптироваться к введенным внешним ограничениям. С другой стороны, ключевое значение будут иметь ситуация в мировой экономике, динамика инфляции и денежно-кредитная политика в крупнейших экономиках, а также изменение геополитической ситуации. В зависимости от сочетания этих ключевых предпосылок мы рассматриваем возможные варианты развития ситуации в базовом сценарии и двух альтернативных.

Наш базовый сценарий уже опубликован по итогам июльского заседания Совета директоров по ключевой ставке. В нем мы предполагаем, что мировая экономика продолжит развиваться в рамках сформировавшихся на сегодня трендов. Центральные банки стран с развитой экономикой, стремясь вернуть инфляцию к цели, будут проводить жесткую денежно-кредитную политику продолжительное время. Это приведет к замедлению роста мировой экономики, что будет сдерживать рост цен на большинстве товарных рынков. При этом введенные в отношении российской экономики санкции сохранятся на всем прогнозном горизонте. Это в том числе означает, что товары российского экспорта на мировом рынке продолжат продаваться с некоторым дисконтом к мировым ценам.

В 2024–2025 годах трансформация российской экономики продолжится. При этом ее темпы роста будут более умеренными, чем в этом году. Это будет связано в первую очередь с завершением периода восстановительного роста, который мы наблюдаем в 2023 году. В 2026 году российская экономика вернется на траекторию сбалансированного роста в 1,5–2,5%.

С учетом проводимой политики инфляция вернется к цели в конце 2024 года и в дальнейшем будет находиться вблизи 4%. Чтобы обеспечить возвращение инфляции к цели в 2024 году, мы приняли решение повысить ключевую ставку до 8,5% годовых в июле и допускаем ее повышение на следующих заседаниях. В базовом сценарии мы прогнозируем среднюю за год ключевую ставку в диапазоне 7,9–8,3% годовых в 2023 году (чему соответствует 8,5–9,3% на остаток этого года), 8,5–9,5% в 2024 году и 6,5–8,5% в 2025 году. По мере стабилизации инфляции на цели и нормализации бюджетной политики в 2026 году ключевая ставка стабилизируется в своем долгосрочном нейтральном диапазоне. Сейчас мы оцениваем этот диапазон в 5,5–6,5% годовых. Это на 0,5 п.п. выше, чем наша оценка годом ранее. Более высокая оценка долгосрочной нейтральной процентной ставки, как мы уже объясняли по итогам июльского заседания, связана с изменением оценки потенциальных темпов роста российской экономики, оценки мировой нейтральной процентной ставки и страновой премии за риск.

В дополнение к базовому мы подготовили два альтернативных сценария. Сценарий «Усиление фрагментации» предполагает дальнейшее усиление процесса разделения стран на блоки. Этот процесс начался еще в 2018–2019 годах, а в прошлом году усилился из-за роста геополитического напряжения. Санкционное давление на российскую экономику в этом сценарии может увеличиться. Разделение на региональные блоки будет негативно влиять и на мировую торговлю и сдерживать рост мировой экономики, а также может привести к снижению цен на мировых товарных рынках. Для российской экономики это означает меньший спрос на экспортируемые товары и меньшие поступления от их продажи. В результате темпы роста российской экономики будут ниже в 2024–2025 годах по сравнению с базовым сценарием.

Сокращение импорта из‑за увеличения санкционного давления в совокупности с ограничениями внутреннего производства из‑за нехватки импортных комплектующих будет означать увеличение разрыва между спросом и предложением. Это окажет давление на цены. В случае реализации этого альтернативного сценария инфляция в 2024 году вновь повысится — до 5,0–7,0%. Для возвращения инфляции к цели Банку России потребуется проводить более жесткую денежно-кредитную политику в 2024–2025 годах по сравнению с базовым сценарием. Инфляция вернется к 4% в 2025 году — то есть на год позже, чем в базовом сценарии.

«Рисковый» сценарий предполагает сохранение устойчивого инфляционного давления в развитых странах. Это может заставить центральные банки ужесточать денежно-кредитную политику заметно сильнее, чем в базовом сценарии. При этом быстрое повышение процентных ставок может ухудшить состояние финансовых организаций в крупнейших экономиках. Реализация процентного риска для финансового рынка может обернуться ростом неуверенности и масштабным бегством из рисковых активов. В результате может разворачиваться мировой финансовый кризис, сопоставимый по масштабу с кризисом 2007–2008 годов. В этом сценарии деглобализация будет дополнительно усиливать негативные эффекты от подобного финансового кризиса. Для российской экономики возможно дальнейшее усиление санкционного давления. На фоне рецессии в крупнейших экономиках мировой спрос, конечно же, упадет. Цены на нефть существенно снизятся. Это приведет к снижению выпуска в российской экономике в течение двух лет. Экономика перейдет к восстановительному росту темпами в 2,0–3,0% только в 2026 году, а ее возвращение к сбалансированному росту произойдет уже за пределами прогнозного периода.

Если реализуется «рисковый» сценарий, то инфляция в 2024 году ускорится до 11–13% из-за усиления шоков предложения и ослабления рубля. Для предотвращения раскручивания инфляционной спирали Банк России будет вынужден существенно ужесточить ДКП в 2024 году и проводить более жесткую политику и в 2025 году по сравнению с базовым сценарием. С учетом проводимой политики инфляция вернется к цели в 2025 году.

Важным фактором, который будет влиять на экономику в любом из сценариев, является бюджетная политика. Мы учитываем планируемые меры бюджетной политики при подготовке прогноза и принятии решений по ДКП. Наряду с ценовой стабильностью, ключевым фактором сохранения макроэкономической стабильности мы считаем ответственную и сбалансированную бюджетную политику, которая опирается на бюджетное правило. Расширение бюджетного дефицита сверх запланированного способно создать дополнительный проинфляционный импульс. В таком случае для обеспечения ценовой стабильности может потребоваться проведение более жесткой ДКП.

И в заключение повторю еще раз: при любом развитии событий Банк России вернет инфляцию к целевому уровню. Конечно, ценовая стабильность не может быть достаточным условием для развития экономики, но она абсолютно необходима для обеспечения устойчивого и сбалансированного экономического роста и формирования условий для него.

Save as PDF