161-ФЗ
Каковы основные критерии, позволяющие разграничить деятельность оператора услуг информационного обмена (далее — ОУИО) и деятельность платежного агрегатора, привлеченного оператором по переводу денежных средств (далее — ОПДС) для обеспечения приема юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными лицами, указанными в части 13 статьи 14.1 Федерального закона от 27.06.2011 №
Допускается ли возможность совмещения организацией деятельности платежного агрегатора и ОУИО?
Исходя из положений пункта 33 статьи 3 Федерального закона № 161‑ФЗ, ОУИО осуществляет деятельность от своего имени на основании договора, заключенного с ОПДС. Платежный агрегатор, согласно положениям части 1, пункта 2 части 2 статьи 14.1 Федерального закона №
Помимо договора с ОПДС деятельность платежного агрегатора предполагает заключение договоров о приеме ЭСП с клиентами — предприятиями торговли (услуг). В свою очередь, законодательством Российской Федерации не предусмотрено требований об обязательном заключении ОУИО договоров с клиентами ОПДС.
При этом платежный агрегатор в рамках обеспечения приема ЭСП может обеспечивать обмен платежной информацией только между привлекшим его ОПДС и предприятиями торговли (услуг), с которыми заключены договоры о приеме ЭСП.
Возможность совмещения организацией деятельности платежного агрегатора и ОУИО Федеральным законом №
При этом обращаем внимание, что в случае, если ОПДС привлекает организацию одновременно в качестве ОУИО и платежного агрегатора, сведения о ней должны направляться в Банк России в соответствии с Указанием Банка России № 5429-У1 как по форме 0403232 («Сведения об операторах услуг информационного обмена»), так и по форме 0403233 («Сведения о банковских платежных агентах, осуществляющих операции платежных агрегаторов»).
1 Указание Банка России от 06.04.2020 №
Может ли ОПДС взаимодействовать с поставщиком платежного приложения (далее — поставщик ПП) на основании многостороннего договора?
В соответствии с требованиями пункта 29 статьи 3 Федерального закона №
При этом Федеральный закон №
Обращаем внимание, что вне зависимости от вида договора, содержащего условия об оказании услуг поставщиком ПП, сведения о поставщике ПП предоставляются в Банк России по форме 0403230 («Сведения о поставщиках платежных приложений») в соответствии с Указанием Банка России №
Должна ли организация-разработчик программного обеспечения, используемого в целях осуществления перевода денежных средств, рассматриваться в качестве поставщика ПП?
Разработка организацией программного обеспечения для ОПДС не является критерием для ее отнесения к числу поставщиков ПП.
Исходя из пунктов 29 и 30 статьи 3 Федерального закона №
- организация на основании договора с ОПДС предоставляет клиентам указанного ОПДС программное обеспечение, которое устанавливается на подключаемые к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» технические устройства (в том числе смартфоны и планшетные компьютеры);
- указанное программное обеспечение позволяет клиентам ОПДС составлять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств с использованием ЭСП, предоставленных ОПДС клиентам.
Обязательно ли информирование клиентов о совершении операций с использованием электронного средства платежа, в том числе платежных карт? Возможно ли взимание оператором по переводу денежных средств платы за информирование клиентов о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон о НПС)?
В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона о НПС оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа (далее — ЭСП) путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.
Исполнение кредитной организацией законодательно установленной обязанности не может быть обусловлено уплатой клиентом вознаграждения за предоставление информации, в связи с чем в договоре должен быть предусмотрен способ бесплатного информирования клиента в соответствии со статьей 9 Закона о НПС. Дополнительно, кредитной организацией могут оказываться клиенту (при его согласии) платные услуги по его информированию о совершении операций с использованием ЭСП.
Каков порядок соблюдения статьи 9 Закона о НПС при использовании «личного кабинета» или иного аналогичного Интернет-сервиса?
Какое значение имеет момент получения клиентом уведомления о совершении операций с использованием ЭСП в соответствии со статьей 9 Закона о НПС? В какой момент указанное уведомление считается полученным клиентом?
В соответствии с частью 13 статьи 5 Закона о НПС обязанность оператора по переводу денежных средств по направлению клиенту уведомлений, предусмотренных указанным Федеральным законом, в том числе об операциях с использованием ЭСП, считается исполненной при направлении уведомления в соответствии с имеющейся у оператора по переводу денежных средств информацией для связи с клиентом.
С момента получения клиентом уведомления о совершении операций исчисляется установленный частью 11 статьи 9 Закона о НПС срок направления клиентом оператору по переводу денежных средств уведомления об утрате ЭСП или его использовании без согласия клиента.
Закон о НПС не определяет момент, в который уведомление об операции с использованием ЭСП считается полученным клиентом, данное положение целесообразно предусматривать в договоре в рамках установленного им порядка направления уведомлений клиенту.
Какие тарифы должны включаться в правила платежной системы? Включаются ли в тарифы платежной системы комиссионные вознаграждения, уплачиваемые участникам платежной системы их клиентами и другими участниками платежной системы?
В соответствии с частью 6 статьи 20 Федерального закона от 27 июня 2011 года №
В этой связи являются тарифами в платежной системе и включаются в правила платежной системы все прямо или косвенно определяемые оператором платежной системы и (или) операторами услуг платежной инфраструктуры суммы вознаграждений, уплачиваемые:
- участниками платежной системы оператору платежной системы, операторам услуг платежной инфраструктуры;
- участникам платежной системы их клиентами и другими участниками платежной системы в рамках оплаты услуг в платежной системе, включая услуги по переводу денежных средств и услуги платежной инфраструктуры.
Порядок оплаты услуг по переводу денежных средств и услуг платежной инфраструктуры, а также тарифы за услуги в платежной системе подлежат включению в правила платежной системы и в том случае, когда они также регулируются договорами, заключенными участниками платежной системы с оператором услуг платежной инфраструктуры, привлеченным оператором платежной системы, договорами, заключенными участниками платежной системы со своими клиентами и с другими участниками платежной системы. При этом не допускается указание в правилах платежной системы на порядок оплаты услуг по переводу денежных средств и услуг платежной инфраструктуры, на тарифы за услуги в платежной системе путем ссылки на указанные договоры.
Суммы вознаграждений, уплачиваемые являющимся участниками платежной системы операторам по переводу денежных средств их клиентами за оказание услуг по переводам денежных средств, осуществляемым вне рамок платежной системы исключительно на основании договоров, заключаемых в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона об НПС с клиентами и между операторами по переводу денежных средств, а также суммы вознаграждений, устанавливаемые участниками платежной системы для своих клиентов дополнительно к тарифам и иным видам платы за услуги в рамках платежной системы, не являются тарифами в платежной системе и не включаются в правила платежной системы.
Относятся ли к тарифам иные виды платы за услуги, взимаемые оператором платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры с участников платежной системы на разовой основе?
Является ли установлением оператором платежной системы нового тарифа включение в перечень государств, в которые (в которых) осуществляются трансграничные переводы денежных средств (осуществляются переводы на территории одного государства) в рамках платежной системы и по которым устанавливаются соответствующие тарифы за перевод денежных средств, нового государства?
Согласно пункту 9 части 1 статьи 20 Закона об НПС порядок оплаты услуг по переводу денежных средств, являющийся единообразным в рамках платежной системы, должен определяться правилами платежной системы.
Изменение перечня государств, в которые (в которых) осуществляются трансграничные переводы денежных средств (осуществляются переводы на территории одного государства) в рамках платежной системы и по которым устанавливаются соответствующие тарифы за перевод денежных средств, не рассматривается как установление нового тарифа оператором платежной системы при условии, что размер тарифов за услуги по переводу денежных средств не изменяется (например, в случае установления единого тарифа по определенной группе государств).
Изменилось ли в связи с принятием Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее -
Закон о НПС) регулирование деятельности юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, связанной с выпуском
платежных карт, в том числе «подарочных», «накопительных», «дисконтных», «бонусных», предназначенных для получения
физическими лицами-держателями карт предварительно оплаченных товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности)?
До вступления в силу Закона о НПС в термин «платежные карты» включались карты, предназначенные для получения физическими лицами — держателями карт исключительно предварительно оплаченных товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), реализуемыми данными юридическими лицами.
После вступления в силу Закона о НПС платежные карты рассматриваются в качестве электронных средств платежа (далее — ЭСП), предназначенных для осуществления операторами по переводу денежных средств перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (пункт 19 статьи 3 Закона о НПС). Соответствующие изменения внесены в Положение Банка России от 24.12.2004 №
Вправе ли оператор по переводу денежных средств самостоятельно выбирать способ, позволяющий клиенту составлять, удостоверять и передавать распоряжения исключительно с использованием ЭСП в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов?
Правомерно ли заключение оператором электронных денежных средств с клиентом договоров об использовании электронного средства платежа (ЭСП) на каждое ЭСП, предоставляемое клиенту, и ведение аналитического учета операций по переводу электронных денежных средств по каждому ЭСП?
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона №
Федеральный закон №
Аналитический учет по счетам № 40903 «Средства для расчетов чеками и осуществления переводов (возврата остатков) электронных денежных средств», № 40914 «Средства для осуществления переводов (возврата остатков) электронных денежных средств физических лиц», № 40915 «Средства для осуществления переводов (возврата остатков) электронных денежных средств юридических лиц, индивидуальных предпринимателей» должен содержать информацию по операциям с электронными денежными средствами по каждому предоставленному клиенту ЭСП, что предусмотрено пунктами 4.56, 4.63, 4.64 части II приложения к Положению Банка России от 24.11.2022 №
На каких балансовых счетах ведется учет незавершенных расчетов по принятым и отправленным переводам денежных средств, в том числе без открытия банковского счета, а также по операциям с использованием ЭСП, осуществляемым вне рамок платежной системы?
При отражении в бухгалтерском учете незавершенных расчетов по принятым и отправленным переводам денежных средств, в том числе без открытия банковского счета, а также по операциям с использованием ЭСП, осуществляемым вне рамок платежной системы, в соответствии с Положением №
Распространяются ли требования законодательства о страховании вкладов физических лиц в банках на электронные денежные средства?
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 23.12.2003 №
В связи с увеличением объема операций по переводу электронных денежных средств, в том числе совершаемых с использованием предоплаченных карт, при информировании клиентов в соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона №
Возможно ли списание денежных средств со специального банковского счета платежного агента, банковского платежного агента (субагента) на счета по вкладам (депозитам)?
Могут ли организации, не являющиеся кредитными, в том числе банковские платежные агенты, осуществлять расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт?
Возможно ли использование поставщиком нескольких специальных банковских счетов для осуществления расчетов с платежными агентами?
Какой счет вправе использовать кредитная организация для учета обеспечения обязательств банковского платежного агента при наличии в договоре между кредитной организацией и банковским платежным агентом условия, предусматривающего внесение гарантийного взноса?
Возможно ли совмещение деятельности платежного агента и банковского платежного агента (субагента)? Сколько специальных банковских счетов следует открывать лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента)? Возможно ли осуществление переводов денежных средств между специальным банковским счетом банковского платежного агента (субагента) и специальным банковским счетом платежного агента, в том числе открытых одному лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента)?
Нормы Федерального закона от 03.06.2009 №
Принимая во внимание, что деятельность платежного агента и деятельность банковского платежного агента (субагента) регулируются положениями различных федеральных законов (Федеральным законом №
При этом перевод денежных средств между специальным банковским счетом банковского платежного агента (субагента) и специальным банковским счетом платежного агента, в том числе открытых одному лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента), не будут соответствовать законодательству о национальной платежной системе, поскольку зачисление денежных средств на специальный банковский счет банковского платежного агента (субагента) и специальный банковский счет платежного агента возможно только со специальных банковских счетов с соответствующим режимом (ч. 16 и ч. 17 статьи 4 Федерального закона № 103- ФЗ; ч. 5 и ч. 6 статьи 14 Федерального закона №
Обязан ли банковский платежный агент открыть специальный банковский счет в кредитной организации, которая на основании договора привлекла данного банковского платежного агента для осуществления деятельности по приему наличных денежных средств физических лиц в целях дальнейшего их перевода без открытия банковского счета?
Обязана ли кредитная организация сообщать об операциях по специальному банковскому счету платежного агента, совершаемых в нарушение требований Федерального закона № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», как о подозрительных?
Частью 16 статьи 4 Федерального закона №
В соответствии с частью 17 статьи 4 Федерального закона №
Осуществление по специальному банковскому счету платежного агента операций в нарушение режима счета, предусмотренного частями 16 и 17 статьи 4 Федерального закона №
В случае поступления в кредитную организацию к специальному банковскому счету платежного агента, поставщика, банковского платежного агента (субагента) решений налоговых органов о приостановлении операций, инкассовых поручений на списание денежных средств, обязана ли кредитная организация принять данные документы и исполнить их?
Возможно ли зачисление на специальный банковский счет банковского платежного агента, привлеченного на основании договора, предусмотренного частью 1 статьи 14 Федерального закона №
В части 6 статьи 14 Федерального закона №
Кредитная организация обязана совершать операции по специальному банковскому счету в соответствии с его режимом.
В перечне операций по специальному банковскому счету банковского платежного агента (субагента), платежного агента, поставщика отсутствуют операции, связанные с зачислением на него денежных средств, поступивших с банковских счетов, не являющихся специальными банковскими счетами, а также денежных средств, поступивших от физических лиц путем перевода денежных средств без открытия банковских счетов.
Операции, не предусмотренные режимом специального банковского счета, не подлежат исполнению кредитной организацией (часть 7 статьи 14 Федерального закона №
Возможно ли осуществление платежным субагентом перевода денежных средств непосредственно на счет поставщика, минуя специальный банковский счет оператора по приему платежей.
Согласно части 18 статьи 4 Федерального закона №
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона №
Федеральным законом №
Учитывая изложенное, отмечаем, что принятые платежным субагентом от плательщиков денежные средства должны быть перечислены с его специального банковского счета на специальный банковский счет оператора по приему платежей, с которым у данного платежного субагента заключен соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Возможно ли отражение поступлений наличных денег на счета платежных агентов, операторов по приему платежей, платежных субагентов, банковских платежных агентов и банковских платежных субагентов по символам отчетности формы 0409202 «О наличном денежном обороте».
Поступления наличных денег на счета платежных агентов, операторов по приему платежей, платежных субагентов в соответствии с Порядком составления и представления формы отчетности 0409202 «Отчет о наличном денежном обороте», установленным Указанием Банка России от 12.11.2009 №
- оплата коммунальных услуг — по символу 11 «Поступления от реализации платных услуг (выполненных работ)»;
- налоги, штрафы в ГИБДД — по символу 12 «Поступления налогов, сборов, страховых взносов, штрафов, таможенных платежей, средств самообложения граждан, взносов, страховых премий» и т.д.;
- комиссионные вознаграждения, взимаемые платежными агентами (как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями), по символу 32 «Прочие поступления».
Дополнительно данные операции отражаются по символу 100 «Поступления от платежных агентов, операторов по приему платежей, платежных субагентов».
Аналогичным образом отражаются и поступления наличных денег на счета банковских платежных агентов и банковских платежных субагентов: сначала по экономическому содержанию по символам прихода
Возможно ли взимание комиссионного вознаграждения при осуществлении перевода денежных средств без открытия банковского счета с получателя средств.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 161-ФЗ оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых между операторами по переводу денежных средств, а также с клиентами, к которым относятся плательщики и получатели средств.
Часть 10 статьи 8 Федерального закона № 161-ФЗ не допускает удержания вознаграждения из суммы перевода денежных средств. Вместе с тем, указанная норма не содержит положений, ограничивающих возможность взимания вознаграждения с получателя денежных средств.
Обязан ли банковский платежный агент, привлеченный оператором по переводу денежных средств для принятия от клиентов наличных денежных средств, использовать банкоматы?
Федеральный закон №
В случае привлечения оператором по переводу денежных средств банковского платежного агента для принятия от юридического лица, индивидуального предпринимателя наличных денежных средств в целях зачисления принятых наличных денежных средств на банковский счет указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 161‑ФЗ, применение банкоматов является обязательным.
В каком случае кредитная организация подлежит регистрации Банком России в качестве оператора платежной системы.
Каков порядок осуществления расчетов посредством платежных требований с заранее данным акцептом плательщика.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 161-ФЗ перевод денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование) является формой безналичных расчетов. При ее избрании сторонами оператор по переводу денежных средств на основании договора с плательщиком осуществляет списание денежных средств с банковского счета плательщика с его согласия (акцепта плательщика) по распоряжению получателя средств.
Для обеспечения возможности применения прямого дебетования в Положении Банка России от 03.10.2002 №
Расчеты посредством платежных требований с заранее данным акцептом плательщика регулируются положениями статьи 6 Федерального закона №
В случае если акцепт дан до поступления требования получателя средств (заранее данный акцепт плательщика) поле 36 «Срок для акцепта» не заполняется.
С целью снижения, в том числе, издержек кредитных организаций и их клиентов по внесению изменений в ранее заключенные договоры Банком России издано Письмо от 23.12.2011 №
Планируется ли изменение документального оформления операций по переводу денежных средств в связи с принятием Федерального закона № 161-ФЗ.
Распространяются ли требования Закона № 161-ФЗ на
операции по картам (электронным средствам платежа) международных
платежных систем, в том числе MasterCard, VISA, DinersClub, American
Express?
Статья 1 Закона №
Часть 19 статьи 3 Закона №
Таким образом, нормы Закона №
Если в качестве уведомления согласно части 4 статьи 9
Закона № 161-ФЗ о совершении операции договором с клиентом будет
предусмотрено информирование клиента о совершенных операциях в
отчете по счету карты, обязан ли в таком случае оператор по переводу
денежных средств направлять отчет по указанному клиентом адресу (путем
направления по почте), или допустимы любые способы информирования по
соглашению сторон?
Будет ли требование части 4 статьи 9 Закона № 161-ФЗ считаться
выполненным в случае предоставления клиенту отчета о совершенных
операциях при личном обращении клиента к оператору по переводу
денежных средств (при условии, что такой порядок уведомления
предусмотрен договором)?
Обязан ли оператор по переводу денежных средств осуществлять
извещение клиента об операциях, произведенных с использованием только
реквизитов электронного средства платежа (например, при оплате товаров
(работ, услуг) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет)?
2
Обязан ли оператор по переводу денежных средств осуществлять
извещение клиентов по операциям, не являющимся финансовыми
(например, блокировка средств по карте)?
В силу части 7 статьи 9 Закона № 161-ФЗ оператор по переводу
денежных средств обязан предоставлять клиенту документы и
информацию, которые связаны с использованием клиентом его
электронного средства платежа, в порядке, установленном договором.
Следует ли из этого, что оператор по переводу денежных средств не обязан
предоставлять клиенту документы и информацию о совершении операций с
использованием дополнительно эмитированных карт?
Согласно части 4 статьи 9 Закона №
Порядок (включая информирование об операциях, совершенных с использованием дополнительно эмитированных платежных карт) и способы доведения до сведения клиента указанной информации (например, посредством телефонной связи, СМС-сообщений, электронной почты), а также получения от клиента необходимых для выполнения требований Закона №
При этом в договоре с клиентом может быть предусмотрено его информирование о совершенных операциях и (или) предоставление отчета о совершенных операциях при его личном обращении, а также информирование о совершении с использованием электронного средства платежа иных операций, в том числе не связанных с осуществлением перевода денежных средств (например, получение клиентом информации об остатке денежных средств на его банковском счете).
Кроме того, исполнение кредитной организацией публично-правовой обязанности, установленной законом, не может быть обусловлено фактом исполнения клиентом гражданско-правовой обязанности по оплате услуг кредитной организации.
В случае, предусмотренном пунктом 2.1 Положения Банка России от 24 декабря 2004 года №
В целях обеспечения исполнения кредитными организациями требований статьи 9 Закона №
Данные рекомендации подробно обсуждались с объединениями участников рынка.
Согласно части 9 статьи 9 Закона № 161-ФЗ использование
клиентом электронного средства платежа может быть приостановлено или
прекращено оператором по переводу денежных средств на основании
полученного от клиента уведомления или по инициативе оператора по
переводу денежных средств при нарушении клиентом порядка
использования электронного средства платежа в соответствии с договором.
В этой связи является ли правомерным вывод о том, что оператор по
переводу денежных средств при выявлении подозрения на совершение
мошеннических операций с использованием принадлежащего клиенту
электронного средства платежа вправе по собственной инициативе
приостановить или прекратить использование электронного средства
платежа, если соответствующая возможность предусмотрена договором?
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона №
Таким образом, возможность приостановления или прекращения использования электронного средства платежа по инициативе оператора по переводу денежных средств при осуществлении мошеннических действий третьих лиц может быть предусмотрена в таком договоре в качестве элемента порядка использования электронного средства платежа (часть 9 статьи 9 Закона №
В соответствии с частью 11 статьи 9 Закона № 161-ФЗ в
случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования
без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее
уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной
договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты
электронного средства платежа и (или) его использования без согласия
клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по
переводу денежных средств уведомления о совершенной операции.
Возможно ли поддержать инициативу участников национальной
платежной системы о дополнении части 11 статьи 9 Закона № 161-ФЗ
условием о безусловной ответственности банка за операции, произведенные
без согласия клиента, только с момента уведомления клиентом оператора
электронных денежных средств об использовании электронного средства
платежа без согласия клиента?
Согласно части 15 статьи 9 Закона № 161-ФЗ в случае, если оператор
по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению
клиента — физического лица о совершенной операции в соответствии с
частью 4 статьи 9 Закона № 161-ФЗ, и клиент — физическое лицо направил
оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с
частью 11 статьи 9 Закона № 161-ФЗ, оператор по переводу денежных
средств должен возместить клиенту сумму указанной операции,
совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом -
физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу
денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без
согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок
использования электронного средства платежа, что повлекло совершение
операции без согласия клиента — физического лица.
В данном случае неясно, что будет являться доказательством
нарушения клиентом порядка использования электронного средства
платежа, повлекшим совершение операции без согласия клиента -
физического лица, а также доказательством наличия причинноследственной связи между нарушением порядка использования ЭСП и
совершением операции без согласия клиента.
5
Необходимо отметить, что норма части 15 статьи 9 Закона № 161-ФЗ
может быть истолкована как обязывающая оператора по переводу
денежных средств возмещать клиентам средства по спорным операциям и
только после этого доказывать нарушение клиентом порядка
использования электронного средства платежа, что также создает
дополнительные риски совершения мошеннических действий.
В целях противодействия мошенничеству по отношению к
операторам по переводу денежных средств, не уведомившим или
несвоевременно уведомившим клиентов о совершении операции, возможно
ли поддержать инициативу участников национальной платежной системы о
внесении изменений в часть 15 статьи 9 Закона № 161-ФЗ, направленных на
закрепление права оператора по переводу денежных средств доказывать
нарушение порядка использования электронного средства платежа
клиентом вне зависимости от информированности клиента о совершенной
операции или ограничить сумму возмещения клиенту по соответствующей
операции твердой суммой?
Требование о безусловном возмещении оператором по переводу денежных средств клиенту суммы операции, совершенной без его согласия после направления оператору по переводу денежных средств уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 9 Закона №
Порядок уведомления клиентом кредитной организации, предусмотренный пунктом 11 статьи 9 Закона №
При этом установленный пунктом 11 статьи 9 Закона №
Частью 15 статьи 9 Закона № 161-ФЗ установлено, что если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиентафизического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 указанной статьи и клиент — физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 данной статьи, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентомфизическим лицом уведомления. При этом в указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента — физического лица.
Указанная норма соответствует существующей мировой практике регулирования рынка платежных услуг и призвана обеспечить защиту интересов клиентов при использовании ими электронных средств платежа.
При этом необходимость защиты прав гражданина как экономически слабой стороны в правоотношениях между кредитной организацией и клиентом была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 23 февраля 1999 года №
В этой связи полагаем, что оценка инициативы участников национальной платежной системы по внесению изменений в статью 9 Закона №
Пунктом 1 Указания Банка России от 2 мая 2012 года
№ 2814-У «О размере значения переводов денежных средств, при
превышении которого оператор по переводу денежных средств обязан
обеспечить направление в Банк России заявления о регистрации оператора
платежной системы» (далее — Указание № 2814-У) установлено значение
переводов денежных средств, осуществляемых в течение трех месяцев
подряд между банковскими счетами не менее трех операторов по переводу
денежных средств, в размере 1500 миллионов рублей, при превышении
которого оператор по переводу денежных средств, у которого открыты эти
банковские счета, обязан обеспечить направление в Банк России заявления
о регистрации оператора платежной системы.
При применении указанной нормы возникают следующие вопросы:
1. Является ли верным утверждение о том, что под банковскими
счетами операторов по переводу денежных средств понимаются счета
только кредитных организаций-резидентов?
2. Должны ли учитываться при определении размера оборотов по
счетам операторов по переводу денежных средств, переводы со счетов
операторов по переводу денежных средств в адрес клиентов таких
операторов по переводу денежных средств и наоборот?
3. В деятельности участников национальной платежной системы
нередко возникают ситуации, когда в территориальных отделениях
(филиалах, представительствах) оператора по переводу денежных средств
открыты счета другим кредитным организациям?
В случае превышения значения переводов денежных средств,
осуществляемых в течение трех месяцев подряд между банковскими
счетами не менее трех операторов по переводу денежных средств,
установленного пунктом 1 Указания № 2814-У, должны ли такие
территориальные отделения (филиалы, представительства) оператора по
переводу денежных средств направлять в Банк России заявление о
регистрации в качестве оператора платежной системы?
1. В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона №
2. При определении значения переводов денежных средств в соответствии с Указанием №
3. Согласно пункту 2 статьи 3 Закона №
Таким образом, при определении общего объема переводов денежных средств в соответствии с Указанием №
В соответствии с частью 6 статьи 6 Закона № 161-ФЗ в случае
отсутствия заранее данного акцепта плательщика оператор по переводу
денежных средств передает поступившее требование получателя средств
для акцепта плательщику не позднее дня, следующего за днем поступления
требования получателя средств?
Возможно ли поддержать инициативу участников национальной
платежной системы о внесении изменения в часть 6 статьи 6 Закона
№ 161-ФЗ, уточняющего, что такая передача осуществляется не позднее
следующего рабочего дня?
Банк России не возражает против изменения норм Закона №
Распространяется ли термин «электронное средство платежа» на расчетные документы по банковскому счету, направленные юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем в кредитную организацию по дистанционным каналам обслуживания (например, посредством системы «клиент-банк»)?
В соответствии с частью 19 статьи 3 Закона №
Таким образом, из данного определения не следует, что распоряжения клиента являются электронными средствами платежа.
Система «Клиент-банк» будет являться электронным средством платежа, если при ее использовании клиентом оператора по переводу денежных средств возможно составление, удостоверение и передача распоряжений в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (часть 19 статьи 3 Закона №
Положения части 6 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ допускают осуществление по специальному банковскому счету банковского платежного агента (субагента) операций, связанных со списанием денежных средств на банковские счета. В то же время, в соответствии с положениями главы 45 Гражданского кодекса Российской Федерации банковскими счетами признаются счета, открытые на основании договора банковского счета. Таким образом, ограничение на перечисление средств со специального банковского счета распространяются только на перечисление денежных средств во вклады физических лиц. Является ли верным в этой связи вывод о том, что банковский платежный агент может без ограничений перечислять средства со своего специального банковского счета на свой основной банковский счет и банковские счета других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, открытые на основании договора банковского счета?
При осуществлении операций по специальным банковским счетам банковского платежного агента следует руководствоваться режимом специального банковского счета, установленным частями 6 и 7 статьи 14 Федерального закона №
Таким образом, списание денежных средств со специального банковского счета банковского платежного агента возможно на банковские счета, как банковского платежного агента, так и иных лиц, открытые, как в кредитной организации, привлекшей банковского платежного агента, так и в иных кредитных организациях.
При этом отмечаем, что внутренний контроль кредитной организации должен обеспечивать исключение вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма (пункт 1.2.4 Положения Банка России от 16 декабря 2003 года №
Исходя из анализа норм части 2 статьи 5 Закона № 161-ФЗ,
можно предположить, что комиссию за банковский перевод может
оплачивать исключительно плательщик. Может ли обязанность по уплате
комиссионных расходов банку быть перенесена с плательщика на
получателя денежных средств (в том числе по договоренности между
банком-отправителем и получателем средств либо между получателем и
отправителем) или на банк получателя (в том числе по договоренности с
ним или по договоренности между банком получателя и получателем)?
Согласно части 1 статьи 4 Закона №
Таким образом, условия уплаты комиссионного вознаграждения оператору по переводу денежных средств могут быть определены соответствующим договором, указанным в пункте 1 статьи 4 Закона №
Согласно требованиям пункта 20 части 1 статьи 20 Закона
№ 161-ФЗ в правилах платежной системе должен быть определен перечень
платежных систем, с которыми осуществляется взаимодействие, и порядок
такого взаимодействия.
Как выполнить данное требование закона, учитывая, что изменения в
правила платежной системы должны быть внесены не ранее двух месяцев с
даты уведомления участников платежной системы о таких изменениях
(часть 8 статьи 20 Закона № 161-ФЗ)?
Если российская платежная система взаимодействует с
иностранными платежными системами, которые являются таковыми
согласно законодательству стран местонахождения платежных систем и не
признаны таковыми согласно Закону № 161-ФЗ, необходимо ли закреплять
в правилах российской платежной системы взаимодействие с ними, и в
каком статусе будут функционировать данные организации? Возможно ли
закрепление за такими организациями статуса «финансовых организаций»
и невключение их наименований и порядка взаимодействия с ними в
правила российской платежной системы?
Требование пункта 20 части 1 статьи 20 Закона №
Вместе с тем, частью 2 статьи 20 Закона №
В силу части 8 статьи 28 Закона № 161-ФЗ в значимой
платежной системе предусмотрено создание коллегиального органа
управления рисками, в состав которого должны быть включены
представители участников платежной системы.
Каким образом может функционировать данный орган, если
местонахождением платежной системы является г. Москва, а большинство
участников платежной системы зарегистрированы не в Москве или не
являются резидентами Российской Федерации? Допускается ли
дистанционный способ взаимодействия представителей участников
платежной системы в рамках работы указанного органа?
Создание оператором платежной системы коллегиального органа по управлению рисками в платежной системе, в состав которого включаются ответственные за управление рисками представители оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры, участников платежной системы является правом для оператора платежной системы (часть 6 статьи 28 Закона №
При этом Закон №
Возможно ли правилами платежной системы, основываясь на
пункте 7 части 1 статьи 20 Закона № 161-ФЗ, изменить момент наступления
безотзывности перевода денежных средств, установленный частью 6
статьи 5 Закона № 161-ФЗ?
Правила платежной системы, определенные оператором платежной системы, должны соответствовать требованиям Закона №
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона №
Учитывая изложенное, а также то, что в соответствии с частью 3 статьи 20 Закона №
Могут ли быть сокращены сроки внесений изменений в правила
платежной системы и предварительного ознакомления участников платежной
системы с вносимыми изменениями, установленные частью 8 статьи 20
Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной
платежной системе» (далее — Федеральный закон № 161-ФЗ).
Как должно быть оформлено согласие участников платежной системы с
вносимыми изменениями.
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
Указанная норма ГК РФ распространяется на договор присоединения, которым в соответствии с частями 3 и 7 статьи 20 Федерального закона №
Невозможность изменения по соглашению сторон договора присоединения ГК РФ и Федеральным законом №
Установленные в части 8 статьи 20 Федерального закона №
Таким образом, сроки внесения изменений в правила платежной системы и предварительного ознакомления участников платежной системы с изменениями правил платежной системы могут быть более короткими, чем предусмотренные частью 8 статьи 20 Федерального закона №
Что касается оформления процедуры получения такого согласия, то в соответствии с пунктом 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Правила платежной системы имеют письменную форму. Согласно пункту 21 части 1 статьи 20 Федерального закона №
В соответствии с частью 13 статьи 16 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 05.05.2014 № 112-ФЗ (далее — Закон о НПС) операторы услуг платежной инфраструктуры не вправе в одностороннем порядке приостанавливать (прекращать) оказание услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы и их клиентам. Предполагает ли указанный запрет невозможность приостановления (прекращения) оказания услуг платежной инфраструктуры операторами услуг платежной инфраструктуры (далее — ОУПИ), в том числе, в следующих случаях: 1) при наличии у ОУПИ предусмотренной требованиями законодательства Российской Федерации и правилами платежной системы обязанности приостановить (прекратить) оказание услуг платежной инфраструктуры в связи с необходимостью обеспечения бесперебойного функционирования платежной системы; 2) при наличии запретов (ограничений, санкций), связанных с требованиями законодательства иностранных государств, решениями иностранных органов и должностных лиц?
Установленный частью 13 статьи 16 Закона о НПС в отношении ОУПИ запрет на приостановление (прекращение) в одностороннем порядке оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы и их клиентам применяется в рамках платежной системы, правила которой являются договором, за исключением правил платежной системы Банка России (часть 3 статьи 20 Закона о НПС), и не распространяется на обязанность ОУПИ приостанавливать (прекращать) оказание услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы и их клиентам в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 3 части 5 статьи 15 Закона о НПС оператор платежной системы обязан осуществлять контроль за соблюдением правил платежной системы участниками платежной системы, обеспечивать бесперебойность функционирования платежной системы в порядке, установленном Банком России. Часть 1 статьи 20 Закона о НПС требует включения в правила платежной системы, являющиеся публично доступными и действующими в отношении всех участников платежной системы, положений, касающихся указанных обязанностей. Кроме того, часть 10 статьи 21 Закона о НПС определяет, что для каждого вида участия в платежной системе правилами такой платежной системы устанавливаются отдельные критерии участия, которые должны включать доступные для публичного ознакомления требования, обеспечивающие равноправный доступ участников платежной системы одного вида в платежную систему, которые могут касаться, в том числе, факторов, влияющих на бесперебойность функционирования платежной системы.
В связи с этим не является односторонним приостановление (прекращение) оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы и их клиентам, осуществляемое в соответствии с правилами платежной системы в целях осуществления контроля за соблюдением правил платежной системы участниками платежной системы, обеспечения бесперебойности функционирования платежной системы.
Что касается включения в правила платежной системы положений, предусматривающих возможность приостановления (прекращения) оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы и их клиентам в случаях, связанных с требованиями законодательства иностранных государств, решениями иностранных органов и должностных лиц, то это может повлечь создание условий для неисполнения оператором платежной системы обязанности по обеспечению бесперебойности оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы и бесперебойности функционирования платежной системы, установленной пунктом 5 статьи 15 Закона о НПС, что противоречит требованиям законодательства Российской Федерации и в связи с этим является недопустимым.
Что понимается под национальными платежными инструментами в соответствии со статьей 301 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»?
В соответствии с частью 2 статьи 301 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Федеральный закон №