• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Финансовая доступность

Финансовая доступность — это полноценный доступ к базовому набору финансовых услуг всего населения страны и малого и среднего бизнеса.

Базовый набор финансовых услуг:
— cтрахование;
— кредитование;
— формирование сбережений (включая ИИС);
— платежные услуги.

В России достаточно высокий уровень проникновения финансовых услуг. Однако средние цифры не отражают проблем, с которыми сталкиваются жители труднодоступных и малонаселенных пунктов, в которых банки и другие финансовые организации не стремятся открывать свои отделения. Есть и проблемы с доступностью финансовых услуг для отдельных групп населения, например, для пожилых людей и людей с инвалидностью.

Деятельность Банка России по повышению финансовой доступности — это создание условий и правил на финансовом рынке, когда каждый гражданин, вне зависимости от места своего проживания, уровня дохода, ограничений здоровья мог бы получать необходимые ему финансовые услуги.

С апреля 2020 года обеспечение доступности финансовых услуг на территории Российской Федерации законодательно закреплено среди основных функций Банка России.

Цели и задачи регулятора по устранению барьеров в получении таких услуг на всей территории страны определяют Приоритетные направления повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации.

Дистанционное обслуживание – интернет-банкинг, мобильный банкинг для доступа к банковскому счету, страхование через интернет и другие.

Банк России совместно с региональными органами власти, банками, операторами связи содействует развитию облегченных форматов обслуживания для жителей малых населенных пунктов, где нет банкоматов или офисов банков.

С 2019 года активно внедряется услуга «кэшаут» (наличные на кассе) — возможность получить наличные на кассе магазина или заправки при оплате покупки банковской картой — до 5 тыс. рублей в день и не более 30 тыс. рублей в месяц. Сейчас этот сервис предоставляют 33,7 тыс. торгово-сервисных предприятий, из которых 27% расположены в сельской местности.

Услуга «кэшаут» дает возможность магазинам привлечь новых клиентов и снизить расходы на инкассацию, а банкам — сократить расходы на обслуживание банкоматов за счет снижения транзакционных издержек. Принять участие в проекте может любой банк или торговая точка.

Данные Банка России по точкам присутствия финансовых организаций представлены на «Яндекс.Картах». Для их просмотра нужно выбрать фильтр «Данные Банка России» в разделе геопоиска «Банки и финансы». Это наиболее полная официальная информация из отчетности и реестров участников финансового рынка по всем стационарным и мобильным офисам банков, отделениям почтовой связи с точками банковского обслуживания, офисам страховых компаний, МФО, НПФ и других финансовых организаций.

Чтобы люди с инвалидностью, пожилые и маломобильные граждане могли свободно пользоваться финансовыми услугами, в Банке России действует профильная рабочая группа, которая формирует рекомендации для финансовых организаций по созданию инклюзивной финансовой среды. Рабочая группа разъясняет, как обеспечить доступность офисов, банкоматов, онлайн-сервисов и приложений с учетом их использования людьми с нарушениями слуха, зрения, другими особыми потребностями.

Для обеспечения доступности финансовых сервисов для малого и среднего бизнеса Банк России принимает широкий комплекс мер, от совместных с Правительством Российской Федерации программ льготного кредитования до развития стимулирующего банковского регулирования и информационной поддержки малого бизнеса — проведения вебинаров и подготовки специальных материалов, позволяющих предпринимателям лучше сориентироваться в мире финансов.

В современном мире все большая доля финансовых сервисов доступна дистанционно, и Банк России делает основной упор в своей стратегии развития финансовой доступности на расширении объема онлайн сервисов. Развитие финансовых технологий, в том числе, Системы быстрых платежей, создание маркетплейса финансовых услуг, через который будут доступны банковские, страховые и инвестиционные продукты, внедрение электронных страховых полисов, — это те меры, которые уже реализуются и способствуют существенному повышению финансовой доступности в России.

Неотъемлемой частью финансовой доступности является финансовая грамотность. Она позволяет расширить ментальную доступность многих видов финансовых услуг. Усилия Банка России по финансовому просвещению направлены на то, чтобы помочь людям разобраться, как выбирать финансовые сервисы и продукты для решения своих задач, как избежать информационных угроз и мошенничества, как оценить преимущества и риски от отдельных финансовых продуктов и услуг.

Страница была полезной?
Последнее обновление страницы: 24.04.2024