• ул. Неглинная, 12, Москва, 107016
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Финансовая доступность

Финансовая доступность — это полноценный доступ к базовому набору финансовых услуг всего населения страны и малого и среднего бизнеса.

Базовый набор финансовых услуг:
— cтрахование;
— кредитование;
— формирование сбережений (включая ИИС);
— платежные услуги.

В России достаточно высокий уровень проникновения финансовых услуг. Однако средние цифры не отражают проблем, с которыми сталкиваются жители труднодоступных и малонаселенных пунктов, в которых банки и другие финансовые организации не стремятся открывать свои отделения. Есть и проблемы с доступностью финансовых услуг для отдельных групп населения, например, для пожилых людей и людей с инвалидностью.

Деятельность Банка России по повышению финансовой доступности — это создание условий и правил на финансовом рынке, когда каждый гражданин, вне зависимости от места своего проживания, уровня дохода, ограничений здоровья мог бы получать необходимые ему финансовые услуги.

С апреля 2020 года обеспечение доступности финансовых услуг на территории Российской Федерации законодательно закреплено среди основных функций Банка России.

Цели и задачи регулятора по устранению барьеров в получении таких услуг на всей территории страны определяет стратегия повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации.

Дистанционное обслуживание – интернет-банкинг, мобильный банкинг для доступа к банковскому счету, страхование через интернет и другие.

Так для удаленных населенных пунктов запущены специальные проекты по развитию дистанционных финансовых услуг (и обеспечению необходимого для этого доступа в интернет), обеспечению мобильными банковскими услугами, возможностью совершения базовых финансовых операций через отделения Почты России и торговые сети.

В Банке России действует постоянная рабочая группа по финансовой доступности для людей с инвалидностью. Рабочая группа формирует рекомендации для банков по безбарьерной среде в офисах финансовых организаций, требованиям к банкоматам, онлайн-сервисам и приложениям с учетом потребностей людей с ограничениями слуха и зрения и другим аналогичным темам.

Для обеспечения доступности финансовых сервисов для малого и среднего бизнеса Банк России принимает широкий комплекс мер, от совместных с Правительством Российской Федерации программ льготного кредитования до развития стимулирующего банковского регулирования и информационной поддержки малого бизнеса — проведения вебинаров и подготовки специальных материалов, позволяющих предпринимателям лучше сориентироваться в мире финансов.

В современном мире все большая доля финансовых сервисов доступна дистанционно, и Банк России делает основной упор в своей стратегии развития финансовой доступности на расширении объема онлайн сервисов. Развитие финансовых технологий, в том числе, Системы быстрых платежей, создание маркетплейса финансовых услуг, через который будут доступны банковские, страховые и инвестиционные продукты, внедрение электронных страховых полисов, — это те меры, которые уже реализуются и способствуют существенному повышению финансовой доступности в России.

Неотъемлемой частью финансовой доступности является финансовая грамотность. Она позволяет расширить ментальную доступность многих видов финансовых услуг. Усилия Банка России по финансовому просвещению направлены на то, чтобы помочь людям разобраться, как выбирать финансовые сервисы и продукты для решения своих задач, как избежать информационных угроз и мошенничества, как оценить преимущества и риски от отдельных финансовых продуктов и услуг.

Страница была полезной?
Последнее обновление страницы: 15.01.2021