Исаакиевский собор О. Монферрана
Аверс
в центре – эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним – надпись полукругом "БАНК РОССИИ"), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу – вверху: "ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ РУБЛЕЙ", внизу: слева – обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре – год выпуска "2014 г.", справа – содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.
Реверс
на вертикальной матовой полосе в левой части диска – портрет О. Монферрана с надписью под ним: "ОГЮСТ МОНФЕРРАН" и цветным изображением капители ионического ордера, справа на зеркальном поле монеты, на фоне контурных очертаний городских кварталов – рельефное изображение Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Авторы
Художник: Е.В. Крамская.
Скульпторы: Ф.С. Андронов, А.А. Долгополова.
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Оформление гурта: 252 рифления.
Историко-тематическая справка
Историко-тематическая справка
Серия: Архитектурные шедевры России
Исаакиевский собор О. Монферрана
Каталожный номер: 5115-0099
Исаакиевский собор, самый большой и красивый храм Санкт-Петербурга пережил четыре этапа строительства. Первый, деревянный, возвели в 1707 году. Собор был заложен в день рождения Петра I, который совпадал с днем памяти святого Исаакия Далматского, в честь последнего он и получил свое наименование. Понимая недолговечность деревянного храма, в 1717 году Петр поручил немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови заменить стены на каменные. Новая церковь не выделялась индивидуальностью и во многом повторяла Петропавловский собор. В 1735 году собор сгорел в результате удара молнии. После такого «божьего знамения» храм был заброшен.
В конце своего царствования императрица Екатерина II решила возродить собор на новом месте, за спиной знаменитого «Медного всадника». Строительство доверили итальянскому зодчему Антонио Ринальди, но тот заболел и, не завершив строительство, уехал на родину. Император Павел I поручил завершить сооружение храма другому итальянцу ‑ Винченцо Бренне.
В 1816 году во время богослужения с потолка храма упал огромный кусок штукатурки. Здание явно нуждалось в серьезном ремонте. Император, Александр I, предпочел решить проблему кардинально – приказал перестроить собор. На этот раз ставилась задача сделать Исаакиевский собор главной церковью и украшением Петербурга. Конкурс выиграл проект выдающегося французского архитектора Огюста Монферрана. Начавшееся в 1818 году строительство Исаакиевского собора растянулось на сорок лет.
Работу сдерживал ряд причин ‑ многочисленные пожелания царей, неточные технические расчеты, а также болотистая местность. Потребовалось забить в землю около 11 тысяч свай и положить на них в два ряда отесанные гранитные блоки. В этих работах, занявших пять лет, было задействовано 125 тысяч рабочих. На этой мощной опорной подушке и возводился собор. Возникли проблемы и с установкой 48 монолитных гранитных столбов в 114 тонн весом каждый, которые предназначались для портиков. Усилиями тысяч крепостных эти колонны были доставлены в Петербург из Финляндии. Они устанавливались в течение восьми лет, после чего началось возведение стен.
На финальной стадии строительства на крышу был поднят огромный сферический купол диаметром 22 метра. Его медную обшивку трижды заливали расплавленным золотом. На куполе был водружен крест внушительных размеров. Монферран отказался от традиционной для русских церквей колокольни, однако сохранил характерное для них пятиглавие, расставив по углам здания башни с куполами. Каменная громада собора вместе с куполом и крестом поднялась над городом более чем на 100 метров.
Строительство собора завершилось в 1848 году, однако еще 10 лет ушло на отделку интерьера. Гранит и мрамор для собора круглогодично доставлялись из каменоломен Финляндии и Карелии. На внутреннее убранство собора пошло 400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита и тысяча тонн бронзы. Было отлито около 300 статуй и горельефов, мозаика заняла площадь 6,5 тысяч кв. метров.
Процесс отделки Исаакиевского собора был сложным: особенно тяжело давалось золочение куполов, на отделку которых ушло 100 кг золота. Технология золочения куполов собора предусматривала использование ртути, от ядовитых испарений которой погибло около 60 мастеров.
Источник: сайт http://www.ricolor.org/