• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Тенденции на рынке МФО предпринимательского финансирования в первом полугодии 2022 года

Основные показатели рынка

За II квартал 2022 года портфель МСП увеличился почти на 8% (до 67,7 млрд руб. на 30.06.2022, 20% совокупного портфеля МФО), активность на рынке займов бизнесу выросла:

  • объем выдач в II квартале 2022 года увеличился существенно — на 74% по сравнению с I кварталом (до 18,8 млрд руб. — больше, чем в IV квартале 2020 года, когда объем выдач был максимальным за счет дополнительной господдержки). Всего в первом полугодии 2022 года было выдано 29,6 млрд рублей (+28% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года);
  • существенный прирост выдач обеспечили государственные МФО — в том числе за счет возврата денежных средств по ранее выданным микрозаймам, по которым действовали кредитные каникулы и период погашения приходился на конец 2021 — первое полугодие 2022 года. В первом полугодии 2022 года объем погашенной задолженности был на 28% выше, чем в аналогичном периоде 2021 года.

Динамика портфеля и объема выданных займов МСП*, млрд руб.

Динамика объема выдач и погашений займов МСП* (государственных МФО), млрд руб.

На основании данных надзорной отчетности МФО.
* Займы МСП, выданные всеми МФО вне зависимости от бизнес-модели.



Структура сегмента МСП

Совокупный портфель микрозаймов сегмента МСП формируют государственные и коммерческие МФО, которые могут специализироваться как на займах бизнесу, так и одновременно выдавать займы физическим лицам. В настоящий момент число таких МФО сопоставимо, при этом основной объем займов приходится на государственные МФО — они формируют более 90% от совокупного портфеля займов МСП.

Число государственных МФО, работающих в сегменте, меняется незначительно, но с начала 2022 года наблюдается тенденция к консолидации — рост портфеля при снижении числа компаний. Уходят маленькие организации, в том числе государственные МФО, учрежденные на уровне муниципального образования.

Коммерческие МФО — более динамичная категория. Небольшие игроки и некоторые компании, специализирующиеся на кредитовании физических лиц, могут входить в сегмент в зависимости от наличия спроса на рынке. Например, в II квартале 2022 года займы МСП выдавали на 7% больше компаний, чем в I квартале.

Структура участников сегмента МСП*, ед.

Структура портфеля микрозаймов МСП*, млрд руб.

На основании данных надзорной отчетности МФО.
* Займы МСП, выданные всеми МФО вне зависимости от бизнес-модели.



Ситуация на рынке микрозаймов бизнесу в первом полугодии 2022 года

Здесь и далее информация по данным опроса 53 государственных и 9 коммерческих МФО, проведенного в августе 2022 года.

В период с марта по май 2022 года спрос на займы сильно зависел от величины ключевой ставки. Все коммерческие и около 90% государственных МФО зафиксировали повышение спроса или сохранение его на прежнем уровне по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Большинство государственных МФО не используют значение ключевой ставки Банка России для расчета процентных ставок организации, только для ограничения максимального значения процентной ставки (не выше 2,5-кратного размера ключевой ставки Банка России) — в целом процентные ставки в организации устанавливаются внутренними положениями/решениями учредителей.
У коммерческих МФО процесс установления процентной ставки по микрозайму схож с установлением ставки банками и напрямую зависит от ключевой ставки Банка России — процентная ставка меняется пропорционально ключевой ставке Банка России.

Ставки и спрос

Государственные МФО, которые используют значение ключевой ставки для ограничения максимального значения ставок, фиксировали процентные ставки по конкретным продуктам в абсолютном значении, поэтому ставки практически не изменились или снизились.

У таких МФО с марта по апрель 2022 года наблюдался рост спроса, с мая — постепенное снижение.

Государственные МФО, которые используют значение ключевой ставки Банка России для расчета процентных ставок организации (но таких МФО небольшое количество), увеличили ставки, за исключением нескольких МФО (по отдельным продуктам сохранили на прежнем уровне).

Часть таких МФО с марта по апрель фиксировали рост спроса — в том числе в связи с тем, что заемщики ждали дальнейшего роста ставок, часть — снижение спроса (заемщики занимали выжидательную позицию). С мая, когда началось постепенное снижение ключевой ставки, спрос возобновился.

Государственные МФО на протяжении марта — мая 2022 года наблюдали повышенный спрос со стороны отдельных категорий заемщиков, например компаний, занимающихся производством, и предпринимателей в сфере торговли. Среди причин повышенного спроса можно выделить следующие:

  • потребность в быстром пополнении оборотных средств — в условиях высокой неопределенности поставщики товаров и материалов отказывали в товарном кредите и ставили условие 100%-ной предоплаты;
  • потребность в дополнительных объемах инвестиционных средств — приобретение импортного оборудования после роста курса иностранных валют;
  • установление льготной процентной ставки для данных категорий предприятий.

Несколько государственных МФО ввели новые продукты, направленные на поддержание и стимулирование субъектов МСП из наиболее пострадавших отраслей: занимающихся туризмом, ВЭД (в том числе в области импортозамещения). Также новые категории займов были разработаны для покупки иностранного оборудования и пополнения оборотных средств (как антикризисная мера в краткосрочной перспективе).

Коммерческие МФО отметили рост спроса со стороны компаний из сектора торговли: компаний-импортеров, а также дистрибьютеров иностранных компаний. Среди основных причин были названы колебания курса валют, а также изменения в условиях отсрочки/авансирования со стороны заказчиков/поставщиков.

Около 70% государственных и коммерческих МФО отмечали, что в рассматриваемом периоде к ним стали чаще обращаться заемщики, которые ранее были заемщиками банков, что может быть связано с ограничением или снижением лимитов кредитования и ужесточением риск-политик в условиях повышенной волатильности (заемщики перестали соответствовать риск-профилю банка).

С мая спрос со стороны таких заемщиков начал постепенно снижаться.

Уровень одобрения заявок в первом полугодии 2022 года*, %

Государственные МФО
Коммерческие МФО
* По данным опроса 53 государственных и 9 коммерческих МФО, проведенного в августе 2022 года. Данные по аналогичным показателям, представленные в материале «Тенденции на рынке МФО предпринимательского финансирования в 2021 году», приведены на основании опроса 54 государственных и 12 коммерческих МФО, проведенного в феврале 2022 года.


При росте спроса значительных изменений в уровне одобрения в первом полугодии 2022 года не произошло:

  • у государственных МФО показатели доли числа одобренных заявок и суммы одобренных займов снизились по сравнению с концом 2021 года (-3  и −2 п.п. соответственно), но в целом находятся на уровне первого полугодия 2021 года (74 и 73%);
  • у коммерческих МФО доля одобренных заявок снизилась на 5 п.п. при сохранении уровня одобрения общей суммы займов, что может быть связано с притоком новых клиентов, которым одобряли меньше заявок. В целом уровень одобрения в коммерческих МФО ниже, чем в государственных, в связи с тем, что коммерческие МФО работают кросс-территориально и имеют более широкий круг заемщиков. Государственные МФО финансируют субъекты МСП только того региона, на территории которого образованы и, как правило, имеют уже сложившуюся базу заемщиков.

По итогам первого полугодия 2022 года средняя сумма микрозайма у государственных МФО немного выше — 2,2 млн руб. (+13% к второму полугодию 2021 года), чем у коммерческих МФО — 1,8 млн руб. (-7% к второму полугодию 2021 года). Это может быть обусловлено разными потребностями и профилем заемщиков, работой государственных МФО в рамках государственных программ, а также снижением порога одобрения в коммерческих МФО.

Качество портфеля и меры поддержки

Доля просроченной задолженности (NPL 90+) на 30.06.2022 составила 6,1% — по сравнению с I кварталом 2022 года показатель снизился на 1,1 п.п. (до уровня I — II кварталов 2021 года).

Динамика NPL 90+ компаний, работающих по бизнес-модели МСП (на конец отчетного квартала), %

В II квартале 2022 года заемщики частично адаптировались к текущим условиям, а компании шли навстречу заемщикам: предоставляли кредитные каникулы и реструктурировали требования по договорам.

Более активно пользовались возможностью оформления кредитных каникул согласно Федеральному закону № 106-ФЗ и реструктуризации требований по договорам по собственным программам МФО заемщики государственных МФО — всего за первое полугодие 2022 года было подано и одобрено 3,3 тыс. заявлений:

  • при этом более активно оба инструмента заемщики использовали в I квартале — было подано 1,9 тыс. заявок (на 27% больше, чем в II квартале 2022 года).

Коммерческие МФО практически не фиксировали интерес со стороны своих заемщиков к кредитным каникулам — поступали только единичные заявки.

По данным опроса 53 государственных и 9 коммерческих МФО, проведенного в августе 2022 года, и надзорной отчетности МФО.

Совершенствование регулирования
  • Банк России издал Указание Банка России от 29.06.2022 № 6178-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 20 января 2020 года № 5391-У» (вступает в силу с 01.04.2023), предусматривающее снижение размера резервов на возможные потери по займам, выданным самозанятым гражданам (указанные займы включаются в группу требований для субъектов МСП).
  • Банк России совместно с Минэкономразвития России совершенствует критерии, которым должны соответствовать МФО предпринимательского финансирования1, входящие в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Принято Указание Банка России от 26 августа 2022 года № 6227-У «О критериях, которым должны соответствовать микрофинансовые организации предпринимательского финансирования» (вступает в силу с 01.10.2023), в соответствии с которым для признания МФО предпринимательского финансирования будут учитываться займы, предоставленные самозанятым гражданам. Это позволит большему количеству самозанятых граждан получить в МФО займы по льготным ставкам в рамках программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Также указанием увеличена с одного года до квартала периодичность проверки соответствия МФО установленным критериям, что позволит МФО более оперативно попадать в перечень МФО предпринимательского финансирования.
  • Государственная Дума Российской Федерации 5 июля 2022 года в первом чтении приняла проект федерального закона № 87705-8 об увеличении максимальной суммы микрозайма для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с 5 до 7 млн рублей.

1 Микрофинансовые организации, которые соответствуют критериям, установленным Указанием Банка России от 20 февраля 2016 года № 3964-У. В данный реестр могут входить как государственные, так и коммерческие микрофинансовые организации. Соответствие критериям позволяет МФО привлекать финансирование на льготных условиях в рамках государственных программ, а также получать иные меры поддержки, в том числе гарантийную, информационную, консультационную.

Сохранить в PDF
Ответственное структурное подразделение: Департамент небанковского кредитования
Страница была полезной?
Последнее обновление страницы: 10.10.2023