Противодействие нарушениям и недобросовестным практикам: встреча регулятора с банками
Банк России обратил внимание кредитных организаций на неприемлемые практики в области потребительского кредитования: обход требований об ограничении предельных значений полной стоимости кредита (ПСК), недобросовестные продажи инвестиционных и страховых продуктов, а также дополнительных услуг, в том числе через дистанционные каналы.
Среди представленных Банком России кейсов есть прямые нарушения закона — невключение в расчет ПСК всей суммы страховки, от покупки которой зависит ставка по кредиту, или стоимости дополнительной услуги, которая оплачивается за счет кредита.
Банк России зафиксировал и обход нормативных требований. Например, заключение одновременно с кредитным договором дополнительного соглашения, существенно повышающего размер ставки, или выдача под видом POS-кредитов кредитных карт с лимитом, предельные значения ПСК по которым выше, в расчете на то, что клиент не разберется, что переплата будет больше. Есть и случаи реализации «добровольных» дополнительных услуг, формально не влияющих на условия кредита, но от приобретения которых нельзя отказаться.
Банк России отмечает, что одним из приоритетов поведенческого надзора в ближайшее время будет повышение эффективности мер, направленных на противодействие подобным практикам. «Одна из задач развития финансового рынка на горизонте 2024 года — создание стимулов для поставщиков финансовых услуг к выстраиванию долгосрочных стратегий повышения удовлетворенности и лояльности клиентов, — заявил по итогам встречи руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута. — Поэтому регулятор продолжит развитие поведенческого регулирования и надзора как основных инструментов настройки бизнес-моделей участников рынка».